«Просвещенный абсолютизм» в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Января 2013 в 18:37, контрольная работа

Краткое описание

Время царствования Екатерины II называют эпохой просвещенного абсолютизма в России. Мысль о государстве с просвещенным монархом, способным преобразовать общественную жизнь на новых, разумных началах, получила в XVIII веке широкое распространение. Французские просветители М.Ф. Вольтер, Ш.Л. Монтескье, Д. Дидро, Ж..Ж.. Руссо сформулировали основные положения просветительской концепции общественного развития.

Содержание

Введение ……………………………………………...3
I.Реформы второй половины XVIII в. …………….. 4
II.Внешняя политика Екатерины …………………...15
III.Крестьянская война 1773 – 1775 гг. ………………20
IV.Культура России середины – второй половины XVIII. …………………………………………………. 22
Заключение …………………………………………..25
Список использованной литературы …………….26

Вложенные файлы: 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ ПО ИСТОРИИ.docx

— 57.52 Кб (Скачать файл)

В общественной мысли России формируется и крайне левое радикальное крыло — течение дворянской революционности. Возникновение его связано с именем А.Н. Радищева, примыкавшего по своим взглядам к французским материалистам XVIII в. Основным его произведением стало знаменитое «Путешествие из Петербурга в Москву», в котором он постарался передать весь ужас крепостнической жизни в России. В книге содержались прямые призывы к насильственному уничтожению существующих порядков. Это хорошо почувствовали и власть предержащие. Не случайно Екатерина заявила, что Радищев — «бунтовщик хуже Пугачева».

Русские литература и искусство второй половины XVIII в. развивались в сложных условиях борьбы различных стилей и направлений, которые отражали разные взгляды и мировоззренческие установки. Господствующим направлением в литературе был классицизм. Классицизм формировался во всех странах как литературное направление эпохи абсолютизма (родился в Италии в середине XVI в.). На формировании русского классицизма отложило свой отпечаток историческое развитие страны. В условиях торжества новой государственности литература становится важнейшим средством утверждения новых идей — идей гражданственности, обоснованных на строгом соблюдении отдельной личностью принципа «общей пользы». Особенностью русского классицизма было то, что он начал развиваться с комедии сатиры. А.П. Сумароков, Д.И. Фонвизин, Я.В. Княжнин и ряд других — представители классицизма в русской литературе второй половины XVIII в. Одним из наиболее крупных и ярких представителей русской литературы этого времени был Гавриил Романович Державин. Он сыграл исключительную роль в формировании русской литературы, развитии языка. Наряду с художественной литературой в XVIII в. получают большое распространение мемуары. Лучшими из них были записки А.Т. Болотова. Русская живопись второй половины XVIII в. дает целый ряд блестящих представителей в лице Ф.С. Рокотова, Д.Г. Левицкого, В.Л. Боровиковского. Это было время расцвета русского портрета, который и по сей день продолжает поражать своим мастерством. Первым русским академиком исторической живописи был А.П. Лосенко. Для развития русской живописи и скульптуры много сделала Академия художеств, возникшая в 1757 г. Наиболее талантливыми русскими скульпторами были Ф.И. Шубин, Ф.Ф. Щедрин, М.И. Козловский. Наряду с талантливыми иностранными архитекторами, создавшими первоклассные памятники зодчества (Бартоломео Растрелли, Дж. Кваренги, Ч. Камерон), выступают с самостоятельными блестящими творческими замыслами талантливейшие русские архитекторы — В.Н. Баженов, М.Ф. Казаков, И.Е. Старов.

В 1756 г. в Петербурге создается первый русский театр, возникший сначала  в Ярославле благодаря деятельности талантливого режиссера и актера Ф.Г. Волкова. Очень много сделал для развития русского театра преемник Волкова его друг И.А. Дмитревский. В истории русского театра немалое значение имел крепостной театр, особенно графа Н.П. Шереметьева в его подмосковных усадьбах — Кусково и Останкино.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В целом для эпохи  «просвещенного абсолютизма» характерно противоречие между словом и делом, попыткой воспринять передовые для  того времени идеи и стремлением  укрепить и усилить реакционные  феодально-крепостнические учреждения. Во второй половине XVIII в. уже раздавались  голоса о невыгодности земледелия, основанного на подневольном труде; еще со времен Петра I общим было порицание продажи крепостных в  розницу, без семьи и без земли; нередки были сетования на расточительных и жестоких помещиков. Однако защитить крепостного от помещичьего произвола можно было, лишь ограничив право собственности и господскую власть помещиков, на что самодержавие не пошло именно из-за его органической связи с крепостничеством; в период завершения строительства военно-бюрократического аппарата феодально-абсолютистскому государству нужны были не столько помещики – «рачительные хозяева», сколько полновластные надсмотрщики над многомиллионными массами подневольного крестьянства.

В процессе и в  результате «примерки» к общественному  сознанию господствующего класса освободительных  идей выработался особенный тип  вольтерьянца-крепостника, знающего новинки  просветительской литературы Запада, восхищающегося свободой античных республик, конституционными порядками Англии и Голландии, сочувственно следящего  за борьбой народа Соединенных Штатов, осуждающего торговлю неграми в  Америке, но непримиримо враждебного  к самой мысли о признании  человеческого достоинства принадлежащих  ему крепостных, предоставлении им хоть каких-нибудь прав, ослаблении его господской власти и собственности на людей. Если официальной доктриной «просвещенного абсолютизма» были либеральные идеи Просвещения, то подлинной его идеологией стал макиавеллизм: «Во всем должно иметь и лисий хвост и волчий рот», – поучала Екатерина II своих высших сановников.

В самом общем  виде, итоги политики просвещенного  абсолютизма можно свести к следующему: укрепилось и модернизировалось самодержавие, оживилась общественная жизнь, появились зачатки гражданского общества. Усилилось крепостничество, но впервые был поставлен вопрос о смягчении или даже отмене крепостного права, зародились понятия свободы и прав личности. Политика «экономического либерализма» правительства способствовала зарождению капиталистического уклада и началу разложения крепостнических отношений.

 

Список использованной литературы:

 

 

  1. Абрамов А.В. и др. История России. Кн. I. – M., 1993.
  2. Абсолютизм в России (XVII – XVIII века): Сб. статей. – М., 1963.
  3. Виленский Б.В. Лекции по истории государства и права России. – Саратов, 1985.
  4. Владимирский-Буданов М.Ф. Обзор истории русского права. – Ростов-на-Дону,1995.
  5. Головатенко А. История России: спорные проблемы. – M., 1994. С. 98.
  6. Государственные учреждения России XVI – XVIII вв. / Под ред. Голиковой. – М., 1991.
  7. Ежов М.В. История государственного управления России. IX – начало XX в. – Спб., 1996.
  8. Исаев И.А. История государства и права России. – M., 1996.
  9. История России с древности до наших дней / Под ред. М.Н. Зуева. – М.: Высшая школа, 1995.
  10. Проблемы истории абсолютизма: Сб. статей. – М., 1983.
  11. Сафонов М.М. Проблемы реформ в правительственной политике России на рубеже XVIII и XIX вв. – Л., 1988.   
  12. Хрестоматия по истории государства и права СССР. Ч. I. Дооктябрьский период / Под ред. Ю.П. Титова и О.И. Чистякова. – М., 1990.
  13. Эйдельман К. Твой восемнадцатый век. – М., 1986.

 

 

 

 

 

 

 




Информация о работе «Просвещенный абсолютизм» в России