Предельная
налоговая ставка на доход
от работы по найму была
снижена на 25 %. Высшая ставка
на доход от капиталовложений,
введенная раньше лейбористами,
составляла 98%, то есть означала
почти конфискацию крупных доходов.
Теперь она была понижена
до 75%. Это означало значительное
увеличение чистой прибыли, которой
монополии могли теперь распоряжаться
как угодно, в том числе и
для технического обновления
и расширения производства.
Крупный
бизнес торжествовал. Но не забыли и
мелких предпринимателей. Раньше дивиденды
облагались налогами, начиная с
1700 фунтов стерлингов, теперь –
только с 5 тысяч. По некоторым подсчетам,
несколько тысяч мелких фирм
(всего около 1,5 млн. человек) освобождались
от уплаты налогов и могли расширять
и модернизировать за этот счет свои предприятия.
Уменьшение
налогов создало брешь в бюджете.
По одним данным она равнялась
3,5 млрд. фунтов стерлингов, по
другим – 4,5 млрд. Как
эти средства возместить? Прежде всего,
были увеличены косвенные налоги
путем повышения так называемого ВАТа
– налога на добавленную стоимость,
то есть налога, который приплюсовывался
к цене продаваемого товара. Он был
увеличен с 7% до 15%. Этот косвенный налог
бил прежде всего по карману
рядового покупателя, повышая главным
образом цены товаров повышенного спроса.
3.1. Реакция
англичан, первые итоги.
Тэтчер и члены
ее кабинета министров
знали, что бюджет
будет
непопулярным. " Это
пакет крутых мер.
Но необходимость в крутых
мерах вызвана тем положением,
которое мы унаследовали".
Премьер-министра тревожило возможное
усиление инфляции в результате
резкого увеличения НДС, но,
в общем, и целом
пакет соответствовал ее
обещаниям, что ее радовало.
Она не хотела оставлять какой
бы то ни было неясности
в отношении своих намерений,
ее бюджет был призван сыграть
роль холодного душа. Озноб
был неизбежен, но наконец-то
дело пойдет к спасению
Англии.
В самом
бюджете была заложена идея
повышения стоимости жизни.
Но Тэтчер полагала, что англичане переживут
это, надеясь на лучшее будущее.
Однако в течение первого года ее правления
инфляция выросла больше, чем
вдвое, безработица также увеличилась
почти вдвое.
Англия
была обеспокоена потоком дурных
новостей. Но правительство не дрогнуло.
Во втором бюджете было предусмотрено
дальнейшее сокращение госассигнований,
прежде всего на развитие соц. сферы,
и в то же время мелкому и
среднему бизнесу предоставлялись новые
льготы. Он освобождался от ВАТа, что
уменьшало налоги с него. Были предусмотрены
льготы на создание новых предприятий
в так называемых зонах промышленного
упадка.
Все хуже и хуже. Третий
бюджет. Еще более важным (но тяжелым
для рядовых англичан), дававший
новый импульс развитию, был третий
бюджет правительства Тэтчер.
История его достаточно любопытна,
чтобы остановится на ней подробнее.
В
январе 1981 года Тэтчер пригласила
на должность главного
экономического советника профессора
Алана Уолтерса – одного
из главных архитекторов монетаризма.
По его совету были внесены некоторые
изменения в антиинфляционную политику.
Уолтерс предложил, в частности, сократить
займы, которые шли на расходы по
государственному сектору, на
4 млрд. фунтов стерлингов. Тэтчер
возмутилась и накричала на него: «Вы
– теоретик, а не практик. Попробуйте
пойти с этим предложением в палату общин».
Тэтчер
пригласила к себе в резиденцию
Хау, главных сотрудников
министерства финансов, Уолтерса
и продиктовала основные направления
нового бюджета. Главным в нем было
еще большее увеличение косвенных
налогов, в том числе на бензин и
машинные масла, автомобили,
сигареты и спиртные напитки.
По всем кейнсианским теориям,
во время упадка экономики
правительство должно увеличивать расходы.
Но Тэтчер отвергла теорию Кейнса
и выдвинула прямо противоположное кейнсианству
решение – увеличить налоги и сократить
расходы.
Социальные
условия английских трудящихся
продолжали катастрофически ухудшаться.
Касалось ли это вопросов безработицы,
преступности, Северной Ирландии
или здравоохранения – во всех областях
дела шли все хуже. Вся политика
тэтчеризма вела к росту безработицы,
и понадобилось, как – то
объяснить стране, почему безработица
становится проблемой номер
один. Тогда Тэтчер выдвинула теорию, согласно
которой в первое время реформы
еще не дают эффективных результатов и
рост безработицы неизбежен.
Английское общество должно
«перетерпеть» первый
период новых мероприятий
правительства.
Было
бы, однако несправедливым утверждать,
что правительство Тэтчер не принимало
мар к увеличению занятости, и
недооценивать трудность этой задачи.
Правительство разработало специальную
программу увеличения числа рабочих
мест, и намеченные им мероприятия представляют
интерес и для нашей страны в свете
проводимых экономических реформ.
Была одобрена программа учебы
молодежи на 400 тыс. в год. Правительство
утвердило также программу преждевременного
выхода на пенсию, по которой к весне
1982 года до срока ушло на пенсию
около 130 тыс. человек. Оно стимулировало
также расширение количества мест
за счет перевода части рабочих на неполный
рабочий день или неполную неделю.
Эти меры в некоторой степени
способствовали уменьшению роста
безработицы и приспособлению
рабочей силы к нуждам
новых, модернизированных отраслей промышленности.
Заключение.
«Тэтчер изменила
лицо Британии»-такими словами
подвел итоги десятилетия еженедельник
«Обсервер».Пресса сравнивала Британию
конца 70-х годов с Британией десять
лет спустя.
Великобритания,
некогда бывшая мастерской мира, ко времени
прихода Тэтчер к
власти стала на пятое место
среди великих держав. Абсолютный объем
промышленного
производства не увеличивался.
Раньше англичане считались
одной из самых
богатых наций. К концу 70-х годов
все изменилось, и Англия по
доходам на
душу населения едва
сумела войти в первую двадцатку,
занимая в ней
предпоследнее, девятнадцатое
место. Сама Тэтчер говорила, что
тогда стоял
вопрос не о том, есть ли будущее
у Англии, а о том, поддается ли она
вообще
управлению. Тэтчер решила «встряхнуть
страну».
Что же
удалось ей сделать за десятилетие?
Результаты нагляднее всего
видны при сравнении с достижениями
других государств – соперников Британии.
Темпы роста британской экономики
составляли за это время 5%. Это
больше,
чем добились все остальные
страны мира, за исключением
Японии. Это было
настолько хорошо и выгодно,
что Япония и ФРГ стали изыскивать
возможности
для расширения своих капиталов
в британскую промышленность, в
особенности
обрабатывающую, т.к. производительность
в этой отрасли росла быстрее,
чем
во всех остальных странах.
Себестоимость
английской продукции стала резко
снижаться. Так, даже
британская сталь, которая раньше
с трудом конкурировала с продукцией
других
стран, стала дешевле
южнокорейской, считавшейся самой
дешевой в мире.
Сейчас одним из
важнейших факторов себестоимости
продукции и,
следовательно, конкурентоспособности,
по мнению западных экономистов,
является эффективность
использования людей – и
менеджеров, и рабочих.
Значительных результатов
в этом направлении достигла
и английская
экономика. Сделать это в
стране, где снобизм стал
традицией (отдельные
столовые, парковочные места
для дирекции), было нелегко.
К числу
достижений тэтчеризма многие
в Британии относят
и
приватизацию ряда
ранее национализированных
отраслей промышленности
(нефтедобывающая, авиационная,
телекоммуникации и др.),
что дало
возможность поднять их производительность
труда.
Совершенно
особое место в программе тэтчеризма
занимала в связи с
приватизацией распродаж акций
национализированных предприятий, в
том числе
лицам, работавшим на них.
Только за четыре года (1984
- 1988) число
британцев, владеющих акциями,
выросло более чем в три
раза. Распродажа
акций имела двоякое
значение: она увеличила заинтересованность
новых
владельцев в успехе
предприятий, обеспечила
снижение себестоимости
продукции, повышение прибыли
и в то же время позволила
приобщить к
философии собственности многих
англичан и тем самым укрепить
социальную
базу консервативной партии.
Британский
бизнес был доволен десятилетием
Тэтчер. Прибыли компаний
значительно увеличились, дивиденды,
выплачиваемые владельцам акций, выросли
с 92% до 462%., то есть почти в пять
раз. В 80-е годы усилили свои позиции
не только крупные, но и средние
и мелкие фирмы. Они стали новой
силой в
структуре английской экономики.
Средние и в особенности мелкие фирмы
более
гибко реагировали на
все изменения деловой
конъюнктуры, что дало
возможность сделать английские
товары более конкурентоспособными.
Правительству
консерваторов удалось уменьшить
инфляцию в два – три
раза. При этом если в первые
годы правления Тэтчер сокращение
инфляции
сопровождалось ростом безработицы,
то в последние несколько лет безработица
стала систематически сокращаться
и упала с 3,5 млн. человек до 2 млн.
Английское
общество стало жить лучше. Средний
доход на душу населения
за 10 последних лет вырос
на 23%. Но, пожалуй, наиболее
впечатляющим
достижением правительства,
которым очень гордилась Тэтчер, была
распродажа
муниципальных домов руки. Каждый
англичанин мечтает иметь свой дом. Более
1
млн. британцев по призыву Тэтчер
выкупили свои жилища у муниципалитетов,
причем последние продали их
с большой скидкой, доходившей
иногда до 60%
стоимости домов. Показателем
улучшения жизни британцев явилось
и то, что
число забастовок с середины
80-х годов резко уменьшилось, стало
одним из
самых низких в Европе.
Оздоровление
английской экономики позволило
стране выделить
достаточные ресурсы на выполнение
своих международных политических задач,
с
экономически сильной Британией
стали больше считаться на
международной
арене. Здоровая экономика
явилась важным внешнеполитическим
инструментом
правительства.
«Хватит, Вы должны уйти».
Как раз в конце 1988- начале 1989
год наметился ряд неблагоприятных
сдвигов
в экономике страны. Прежде
всего, стали замедляться темпы
роста народного
хозяйства, инфляция росла,
банковский кредит достиг огромной
цифры – 15%,
что мешало многим, в особенности
мелким, хозяевам расширять
свои дела.
Страна всегда отличалась значительным
расслоением общества. Но в
период
тэтчеризма оно еще более усилилось.
В конце 80-х годов руках 20% населения
страны было сосредоточено
42% всех личных доходов британцев
– значительно
больше, чем это было 10 лет назад.
Распространенным стало утверждение
(хотя
и не совсем верное), что за последние
десять лет богатые стали богаче,
а
бедные беднее. Британцы в особенности
был недовольны ухудшением ряда
своих
социально-бытовых условий,
в частности в области
здравоохранения,
коммунальных услуг.
Почти три четверти
опрошенных отметили
ее
решительность, смелость, силу,
энергию, и только 2% выразило удовлетворение
ее экономической и социальной
политикой.
Впервые Тэтчер встретилась
с реальной оппозицией в
лице усилившейся
лейбористской партии. Сам тэтчеризм
утратил свой былой блеск.
В стране
стали утверждать, что
результаты «экономического
чуда» были явно
преувеличены. Тэтчер упрекали
в том, что основные задачи, стоящие
перед
страной, ее правительство
не решило и будущее продолжает
оставаться
неясным. Ей ставили в вину,
что она не смогла устранить корни
инфляции и
что в последнее время инфляция
все время растет, что премьер не подготовила
страну к тому времени, когда
снизятся доходы от нефти и Англия
потеряет те
преимущества, которые имела
в борьбе с западноевропейскими конкурентами.
Своей главной заслугой она
считала то, что «избавила страну от
социализма».
Тэтчер, конечно, имела в виду
не сталинизм, не искаженные формы
социализма,
а социалистические идеи лейборизма.
Премьер стремилась представить
дело
так, что прошедшее
десятилетие подтвердило
правоту монетаризма, и
превозносила успехи своего
правительства.
Имя Тэтчер вошло
в историю. Многие страницы летописи
второй половины ХХ
столетия будут посвящены ее
политике, ее влиянию на развитие
событий в
Британии, Европе и мире. Наряду
с огромной силой воли, настойчивостью,
даже
упорством в отстаивании своих
целей и принципов, которые снискали
ей имя
«железной леди», будут отмечаться
и проницательность, огромное политическое
чутье, смелость в принятии
и осуществлении решений.
Как премьеру
ей досталось нелегкое наследство:
развал экономики, упадок
духа нации, переживавшей превращение
Британии из великой державы в
страну