"Военный коммунизм": политика и идеология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 11:57, доклад

Краткое описание

Со второй половины 1918 г. советское государство осуществляло реализацию ряда чрезвычайных мер, направленных на централизацию государственного контроля и управления всеми сферами экономической жизни. Комплекс этих чрезвычайных действий получил название "военного коммунизма". Этот термин был введен в оборот еще до октября 1917 г. известным марксистским теоретиком, автором ряда утопических романов А. А. Богдановым, трагически погибшим в 1928 г. в результате произведенного на себе неудачного эксперимента по переливанию крови. В. И. Денин впервые употребил выражение "военный коммунизм" в апреле 1921 г. в статье со скромным названием "О продовольствен-ном налоге".

Вложенные файлы: 1 файл

Военный коммунизм.docx

— 21.39 Кб (Скачать файл)

"Военный коммунизм": политика и идеология

Со второй половины 1918 г. советское государство  осуществляло реализацию ряда чрезвычайных мер, направленных на централизацию  государственного контроля и управления всеми сферами экономической  жизни. Комплекс этих чрезвычайных действий получил название "военного коммунизма". Этот термин был введен в оборот еще до октября 1917 г. известным марксистским теоретиком, автором ряда утопических  романов А. А. Богдановым, трагически погибшим в 1928 г. в результате произведенного на себе неудачного эксперимента по переливанию  крови. В. И. Денин впервые употребил выражение "военный коммунизм" в апреле 1921 г. в статье со скромным названием "О продовольствен-ном налоге".

Основным ускорителем  чрезвычайных мер в экономике  стала гражданская война. В период с но-ября 1917 г. до середины 1918 г., по словам М. Н. Покровского, ничего "военнокоммунистического" в реализуемой большевиками политике не было.

В отношении промышленного  производства следует отметить, что  с лета 1918 г. правительство приступило к национализации всех крупнейших предприятий  основных отраслей индустрии. 28 июня 1918 г. был издан декрет о национализации предприятий с капиталом свыше 500 тыс. руб.

Проводимая советской  властью экономическая политика обусловливалась тем, что большевист-ская партия уже в 1917 г. сформулировала ряд основных принципов по вопросу о сущности, формах предполагаемой политической системы:

- новая система  должна базироваться на общественной  собственности на средства производства;

- система будет  иметь пролетарско-классовый характер и осуществлять диктатуру пролетариата;

- в управление  государством будут вовлекаться  сами трудящиеся, становясь одновременно управляю-щими и управляемыми.

Эта политика означала отстранение от участия в экономической  жизни целых слоев населения. Однако уже в первые месяцы после  Октября 1917 г. стало ясно, что полностью  заменить чиновничий аппарат нельзя. За счет старой партийной гвардии, составлявшей накануне революции около 7% чис-ленности большевиков, оказалось невозможным удовлетворить потребности даже в руководителях мно-гих центральных и местных органов. К осени 1918 г. удельный вес "бывших" среди руководящего состава аппарата достигал в Наркомате финансов 97,5%, в Наркомате госконтроля- 80%, в Наркомате путей сообщения- 88,1%, И уже с 29 апреля 1918г. была введена повышенная оплата труда специали-стов. Таким образом, в конкретной практике государственного и экономического строительства боль-шевики руководствовались первоначально скорее прагматическими соображениями, целесообразностью, нежели теорией. Реалии жизни корректировали теоретические схемы.

В годы "военного коммунизма" происходило обесценивание  денег и увеличение натуральной  платы (продовольственный паек по льготным ценам, спецодежда и удешевленные коммунальные услу-ги). Натурализация хозяйственных связей, выплат за труд воспринималась некоторыми учеными-экономистами как переходная мера к ликвидации денег вообще. В известной мере перспективу уничто-жения денег в будущем обществе не исключал и В. И. Ленин. Декрет СНК от 2 мая 1919 г. предлагал все платежи учреждений осуществлять между собой не денежными расчетами, а бухгалтерскими запи-сями, без учета денег. 19 января 1920 г. был упразднен Народный банк. Однако в эти годы деньги были практически вытеснены лишь из сферы государственной промышленности. Полностью отказаться от них государство не могло даже в условиях "военного коммунизма". В мае 1919 г. правительство разре-шило производить эмиссию денег (выпуск их в обращение) "в пределах действительной потребности народного хозяйства в денежных знаках", т. е. без ограничения.

В 1918-1920 гг. ускоренным темпом шел процесс национализации промышленных предприятий. Проведенная 28 августа 1920 г. перепись учла 396,5 тыс. крупных, средних и мелких промышленных предприятий, включая и кустарно-ремесленного типа. Из них было национализировано 38,2 тыс. пред-приятий с числом рабочих  около 2 млн человек, т.е. свыше 70% всех занятых в промышленности. При этом существенно возросла роль главков и центров (если в 1918 г. их было 18, то к 1920 г. - 52). Побе-дила тенденция сверхцентрализации промышленной жизни России.

Аграрная политика советской власти до мая 1918 г. развивалась  в духе декрета о земле, принято-го 26 октября 1917 г. Сам декрет, как известно, повторял наказ о земле, выработанный эсерами на базе 242 местных наказов. Земля передавалась в распоряжение местных советов. Однако голод и граждан-ская война толкнули большевиков на путь чрезвычайных мер в сельском хозяйстве. Власть пошла на насильственное изъятие продуктов в деревнях. Вместе с тем продовольственная монополия не являлась большевистским изобретением. Постановление о хлебной разверстке было подписано 29 ноября 1916 г. управляющим министерством земледелия А. А. Риттихом и вступило в силу в январе 1917 г. Таким об-разом, политика твердых цен, нормированного снабжения населения (введение карточек на продукты питания) осуществлялись еще Временным правительством.

В мае 1918 г. советское  правительство осуществило ряд  мер, совокупность которых получила на-звание продовольственной диктатуры. 13 мая был принят декрет, который наделял Наркомат продо-вольствия и его органы чрезвычайными полномочиями в области заготовки и распределения продовольствия и подтверждал незыблемость хлебной монополии государства и твердых цен на хлеб. Все, у кого хлеб имелся, но кто не свозил его на ссыпные пункты или использовал для самогоноварения, объявлялись врагами народа. Декретом от 27 мая была проведена реорганизация органов Наркомпрода в центре и на местах с тем, чтобы сделать их более энергичными проводниками продовольственной по-литики советского правительства.

Уже осенью 1917 г. в  хлебородные губернии страны стали  отправляться первые продовольствен-ные отряды. После обращения В. И. Ленина и наркома продовольствия А. Д. Цюрупы к рабочим Петро-града (4 июня 1918 г.) с призывом изымать излишки хлеба у кулаков силой, был организован массовый "крестовый поход" в деревню. Число рабочих продотрядов возрастало с каждым месяцем. Значитель-ную часть членов этих отрядов составляли безработные рабочие, привлекаемые к участию в них зара-ботной платой и деньгами, но в особенности - натурой пропорционально количеству конфискованных продуктов. Численность всех продотрядов в ноябре 1918 г. составляла 72 тыс. человек, в 1919-1920 гг. она колебалась от 55 до 82 тыс. человек. Распущены эти отряды были только в конце гражданской вой-ны.

11 июня 1918 г. был  принят декрет об организации  комбедов - комитетов деревенской  бедноты. Он стал важнейшим  звеном в системе мероприятий  советской власти, реализуемых в  деревне, и ознаме-новал собой начало установления политики "военного коммунизма" в сельском хозяйстве. В ноябре 1918 г. в 33 губерниях Европейской России и Белоруссии действовало 139 тыс, комитетов-бедноты, во главе которых стояли коммунисты из рабочих и крестьян, бывших солдат. В конце 1918 - начале 1919 г. комбеды были преобразованы и слиты с Советами, что в определенной степени являлось признанием большевиками нежизнеспособности этого института.

Со стороны крестьянства неприкрытая реквизиция произвольно установленных излишков вызы-вала различные формы протеста: вооруженные выступления, сокрытие запасов, отказ засевать больше земли, чем было необходимо для пропитания своей семьи.

Декрет от 11 января 1919 г. беспорядочные поиски продовольственных  излишков заменял цен-трализованной и плановой системой продразверстки. Увеличению хлебозаготовок способствовала дея-тельность и Продармии, которая стала формироваться в мае 1918 г. после опубликования декретов о введении продовольственной диктатуры. В обязанности продармейцев входило организовывать кресть-янскую бедноту; получать продовольствие, от имущего населения; вести агитационную работу; подав-лять контрреволюционные выступления; охранять продовольственные грузы; нести заградительную службу; оказывать помощь местным органам советской власти и т. д. К ноябрю 1918 г. в Продармии на-ходилось свыше 29 тыс. человек, к октябрю 1919 г. - 45,5 тыс., а к сентябрю 1920 г. - 77,5 тыс. человек. Однако в конце гражданской войны отряды Продармии к хлебозаготовкам привлекались лишь в исклю-чительных случаях - в районах крестьянских восстаний. С переходом к нэпу Продармия прекратила свое существование.

В ходе хлебозаготовительной кампании 1916-1917 гг. (с августа по август) в стране было заго-товлено 320 млн пудов зерна, в кампанию 1917-1918 гг. удалось собрать всего 50 млн пудов. С началом осуществления чрезвычайных мер ситуация была несколько улучшена. В хлебозаготовительную кампа-нию 1918-1919 гг. сбор составил 107,9 млн пудов хлеба, крупы и зернового фуража (только по европей-ской части России), в 1919-1920 гг. -: 212,5 млн пудов. Из этого числа на Европейскую Россию при-шлось 180,5 млн пудов. В ходе кампании 1920- 1921 гг. было собрано 367 млн пудов хлеба.

Политика и практика жесткого централизма в годы гражданской  войны была оправданна. Она помогла  спасти народное хозяйство страны от краха, хотя и не способствовала экономическому росту. Негативные же последствия "военного коммунизма" сильнее всего отразились на крестьянстве и спо-собствовали вызреванию и взрыву антибольшевистских восстаний 1920-1921 гг.

Неразрешимой задачей  в годы гражданской войны стали  попытки найти грань, водораздел, пра-вильное сочетание между функциями центральных и местных органов управления экономикой. Наибо-лее трезвомыслящие деятели большевистской партии уже в 1920 г. думали об изменении подходов к решению народнохозяйственных проблем (программы экономического возрождения страны в 1919 г. предлагали эсеры, меньшевики, а также деятели "Национального центра" - представители несоциали-стических партий). Но потребовались серьезные потрясения 1920 - начала 1921 г., чтобы советское ру-ководство произвело корректировку экономического курса.

Таким образом, высшая точка политики "военного коммунизма" пришлась на конец 1920 г. Главными чертами экономики периода гражданской войны стали:

- ликвидация частнокапиталистических  элементов, передача основных  средств производства в руки трудящихся;

- система управления, охватывающая всю национализированную  собственность и все народное хозяй-ство;

- милитаризация экономики,  подчинение всей хозяйственной  деятельности государства интересам  гражданской войны;

- использование вынужденных  мер типа продразверстки.

Информация о работе "Военный коммунизм": политика и идеология