Введение «Временного положения» 1867-1868 гг. и политико-правовые последствия для казахов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2014 в 09:30, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является раскрытие темы: Введение «временного положения» 1867-1868 г. И политико-правовые последствия для казахов. Показать суть реформ и последствия их проведения в жизнь. В задачи курсовой работы входят такие, как: объяснить назревающие проблемы и показать плюсы и минусы данных реформ, а также подвести итоги
последствий.

Содержание

Введение.
I. Административные реформы 1867-1868 гг.
1.1 Органы управления по реформам 1867-1868гг.
1.2 Правовая система.
II. Судебное устройство, налоговая и земельная политика по реформам 1867-1868гг.
2.1 Изменения в административно-правовой системе Казахстана в XIX веке.

Заключение.
Список используемой литературы:

Вложенные файлы: 1 файл

реформы 1867г.docx

— 54.83 Кб (Скачать файл)

     Реформа, таким образом, ущемляла  интересы мусульманской общины и введение ее встретило ожесточенное противодействие со стороны духовенства.

     Реформа 1891 года. В конце XIX в. в Казахстане проводилась новая реформа, которая внесла некоторые изменения в административное устройство, налоговую систему и судебное устройство. В 1891 г. было принято "Положение об управлении степных областей", существовавшие вплоть до 1917 г. Территория Казахстана была разделена на области, уезды, волости и аулы. Все области, за исключением Сырдарьинской, вошли в состав Степного генерал-губернаторства.

     Права и обязанности генерал-губернатора  и военных губернаторов областей  оставались неизмененными. В "Положении" права уездных начальников были  расширены. Во многих больших  городах учреждены полицейские  управления. В Казахстане были  созданы переселенческие управления.

     В результате проведения в  жизнь реформ в Казахстан проникли  элементы капитализма. Российский  капитализм развивается вширь  за счет колонизации казахских  земель. Установленная система административного  управления облегчила колониальный  гнет коренного населения края. Она содействовала сращиванию  царского чиновничье-бюрократического  аппарата с местной родовой  знатью. Реформы в целом проводились  в интересах русского капитализма  и юридически закрепили колониальное  положение казахской степи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.1 Изменения в административно-правовой  системе Казахстана в конце XIX века.

 

  Несмотря на то, что Положения 1867-1868 годов были приняты как  временные, только на 2-3 года, Казахстану  пришлось жить по ним несколько  десятилетий, т.к. власти не считали  своевременным отказываться от  военно-оккупационного режима и  переходить к гражданскому управлению  в Казахстане. И хотя определённые  изменения в административной  и правовой системе этой колониальной  окраины России происходили, основных  принципов управления они не  затрагивали.

 

  Образование Степного генерал-губернаторства. 2 июля 1881 года было упразднено  Оренбургское генерал-губернаторство, а управление Тургайской и  Уральской областями было передано  Министерству внутренних дел. Чуть  позже, 18 мая 1882 года было ликвидировано  и Западно-Сибирское генерал-губернаторство. Решено было выделить области с казахским населением в отдельную территориально-административную единицу и в связи с этим 28 мая 1882 года по царскому указу было образованно Степное генерал-губернаторство с центром в Омске, включившее в себя Акмолинскую, Семипалатинскую и Семиреченскую области. Последняя была выделена из состава Туркестанского генерал-губернаторства. Таким образом, в составе генерал-губернаторств остались только те земли, которые непосредственно граничили с сопредельными странами, в Западном Казахстане система управления всё более приближалась к общеимперской.

 

  Положение 1886 года. 2 июня 1886 года было  принято «Положение об управлении  Туркестанским краем», ставшее основным  правовым актом, по которому жило  население Южного Казахстана  до 1917 года. Туркестанский генерал-губернатор  совмещал функции военного и  гражданского управления, имел право  ссылки политически неблагонадёжных  лиц на срок более пяти лет  и передачи особо важных уголовных  дел военным судам. При генерал-губернаторстве  существовал совет из гражданских  и военных чиновников, чиновники  особых поручений, переводчик и  канцелярия. Последнее имело три  отделения:

 

-по  вопросам управления и личного  состава;

 

-по  земельным вопросам, налогам, строительству, связи, просвещению и медицине;

 

-по  финансам, статистике, землям, вакуфному имуществу, контролю за иностранными подданными.

 

  Особый отдел канцелярии, дипломатический  занимался всеми вопросами, связанными  с вопросами центрально-азиатских  протекторатов – Хивинского государства  и Бухарского эмирата.

 

  Ведению совета подлежал широкий  круг вопросов, связанных с управлением  краем, законодательные вопросы, рассмотрение  краевого бюджета, определение размера  натуральных земских повинностей, руководство поземельным и податным  устройством. Управление областями  не претерпело изменений, но в  уездах появились полицейские  управления. Для полицейского контроля  над определёнными районами стали  назначаться становые приставы, полицмейстеры и полицейские  приставы.

 

  Городами управляли уездные начальники, а где их не было – участковые  приставы при участии депутатов  от городского общества. Ташкентом  управлял начальник города с  полномочиями уездного начальника. Каждый город делился на русскую  и туземную части с отдельным  управлением. В 1877 году на Ташкент  было распространено право самоуправления, существовавшее Европейской части  России. Избиралась Городская Дума, состоящая из городской головы  и гласных. Две трети гласных  избирались от русского населения  и одна треть – от «туземного».

 

  Произошли изменения и в судебной  системе. Вводилась существовавшая  в Центральной России должность  мирового судьи, рассматривающего  иски по личным обязательствам  и договорам, а также об имуществе  на сумму не свыше 2 тысячи рублей. Кроме того, мировой судья имел  право по желанию истца рассматривать  дела, подведомственные народному  суду.

 

  Положением 1886 года были отменены  харадж и танабный збор, вместо которых вводится единый поземельный налог в размере 10 процентов средней валовой доходности земли.

 

  Административное устройство переселенцев. В конце XIX века в Казахстане  усиливается переселенческое движение, вызванное аграрным кризисом  в России. Кроме того, переселение  крестьянства на восточные окраины  империи создавало социальную  базу, опору правительства в колониях. Первоначально переселение было  организованно в областях Туркестана. Так, в 1868 году были приняты «Временные  правила» о крестьянских переселениях  в Семиречье, по которым переселенцам  давался ряд льгот. В 1883 году были  разработаны «Правила о поземельном  устройстве осёдлого населения  Семиреченской области», несколько урезывающие привилегии переселенцев. Принятое 13 июля 1889 года «Положение о добровольном переселении сельских обывателей и мещан на казённые земли и о порядке причисления лиц означенных сословий, переселившихся в прежнее время», допускало переселение только с предварительногоразрешения Министерств внутренних дел и государственных имуществ. Тем не менее, поток переселенцев рос, многие из них размещались на землях Казахстана самовольно, частично арендуя землю у казахских общин, частично просто захватывая её. К 1897 году русские и украинцы в Казахстане составили уже около 13% населения.

 

  Управление русским населением  в целом не отличалось от  общеимперского. Общий контроль за крестьянскими органами самоуправления осуществлялся уездным присутствием по крестьянским делам, состоящего из уездного начальника, чиновника по крестьянским делам, мирового судьи и уездного инспектора. Органами самоуправления  были: волостной съезд, волостные правления, волостной старшина , сельский сход и сельский староста. Волостной съезд состоял из членов волостного правления и представителей селений по одному из 10 дворов. Волостное управление состояло из волостного старшины, сельских старост, сборщиков податей и писаря.Волостной старшина избирался волостным съездом на 3 года и утверждался вышестоящим начальством.

 

 

Заключение.

 

Исходя из всего вышеизложенного, можно выделить следующие выводы по направления реформ 1867-1868 гг. в Казахстане:

 

Изменение правового статуса Казахстана в составе Российской империи – постепенное превращение протекторатно-вассальных отношений в колониальные;

 

Реорганизация управления – создание более эффективного административного аппарата  и  новой  системы местного самоуправления, которая должна была сама себя содержать.

 

Превращение Казахстана в базовый лагерь царизма;

 

Усиление налогового пресса для покрытия  расходов  на  содержание

 

войсковых подразделений и огромного количества чиновников.

 

Объявление земель Казахстана государственной собственностью.

 

Создание и        развитие        административно-территориальной

 

определенности;

 

Распространение общеимперского и уголовного законодательства;

 

Создание новой структуры  судебных  органов  как  системы,  более

 

гибко реагирующей  на выступления населения Казахстана и своим острием направленной против их борьбы.

 

В реформах   1867-1868   гг.,   наряду    с    политическими    и административными переменами государственного управления в Казахстане, содержались нововведения,    касающиеся    экономического    положения Казахстана.

 

Так, была  введена  налоговая система,  включающая многочисленные

 

официальные сборы и налоги с кочевников:  кибиточная подать по 3 рубля

 

для казахов  Оренбургского  и  Западно-Сибирского  генерал-губернств и

 

2,75 рубля - для Туркестанской губернии,  далее  земской  сбор  по  50

 

копеек в   год   с   каждой   кибитки,  сборы  на  содержание  местной

 

администрации и   приезжающих   царских   чиновников,   на    народное

 

образование, устройство  дорог  и  мостов.  Таким  образом,  на каждую казахскую кибику приходилось до 5-7 рублей официальных сборов,  хотя в действительности эта  цифра  была  значительно  больше  из-за произвола местных властей.

 

С целью усиления колонизации казахских земель и передачи части их для нужд  казачьих  войск  и  русских  переселенцев,  развития  горной промышленности, величайшим  велением  царя  вся  казахская  земля  была объявлена государственной собственностью и  предоставлялась  казахскому народу во временное пользование.

 

Проведенные реформы 1867-1868 гг.  способствовали проникновению и

 

развитию буржуазных    отношений   в   Казахстане   и   сопровождались

 

разрушением прежнего  феодально-патриархального  строя. были   введены

 

ограничения радиуса  летних  кочевок,  осуществлялся переход казахских скотоводов к постоянным зимним стоянкам,  получили развитие земледелие и сенокошение,  промышленность  и  торговля,  что  повлекло  за  собой крупные социально-экономические изменения в казахском обществе.

 

С интенсивным  развитием  капитализма  в  России и необходимостью

 

расширения внешнего  рынка  возрос   интерес   русского   капитала   к

 

казахскому краю    как    богатому   источнику   животноводческого   и

 

минерального сырья,  новому рынку для  сбыта  российских  промышленных товаров и  сфере  приложения торгового,  финансового и горнозаводского капитала.

 

Все это  способствовало расширению взаимных экономических связей между Россией и Казахстаном,  проникновению в  казахскую  степь  новых товарно-капиталистических отношений,   дало  импульс  производительным силам сельского хозяйства в степном  крае,  переходу  к  новым,  более прогрессивным формам       хозяйствования       и       сопровождалось социально-экономическими преобразованиями в казахском обществе.

 

Перед реформами   1867-1868   гг.   в   Казахстане  господствовал

 

феодальный способ производства с общинным землепользованием и сильными патриархально-родовыми отношениями   в   обществе.    Кочевая    форма хозяйствования, господствующая   в  Казахстане  и  являющаяся  главной экономической основой жизни казахов до проникновения капиталистических отношений в казахское общество,  с 70-х годов XIX века стало тормозить экономический и общественный прогресс в Казахстане.  С развитием новых товарно-капиталистических отношений  в  казахской  степи кочевая форма хозяйствования стала заменяться более прогрессивными формами,  такими, как полукочевое   и   оседлое,   однако   на  значительной  территории Казахстана она по-прежнему оставалась  доминирующим  способом  ведения хозяйства.

 

Переходу казахов на новые формы хозяйствования способствовали:

 

политические и   административные   меры,  введенные  царизмом  в Казахстане (ограничение радиуса летних кочевок);

 

массовое переселение   в   Казахстан   обездоленных   русских   и украинских крестьян,  которые охотно делились с казахскими шаруа более высокой культурой земледелия;

 

периодически повторяющиеся джуты во второй половине XIX века  их было четыре: 1850-1851 гг., 1855-1856 гг., 1879-1880 гг., 1891-1892 гг.

 

Первые кыстау   [зимние   стойбища]   стали   устраивать  байские хозяйства, а возле них группировались семьи бедных шаруа, находившиеся в экономической зависимости и родственных отношениях с ними.

 

К концу XX века казахские шаруа в своей основной массе перешли  на постоянные зимовки с жилыми и хозяйственными постройками.  Большинство шаруа стало заниматься сенокошением  и  заготовкой  кормов  на  зимний период.

 

     Под влиянием  товарных  отношений  и  хозяйственных  нужд   стала

 

меняться структура   животноводства  в  казахском  хозяйстве,  большое

 

значение и численность приобрел крупный рогатый скот как тягловая сила в земледелии, получило интенсивное развитие молочное направление.

 

О структурном составе и изменении численности скота  в  последней четверти XIX века в Казахстане можно судить по следующим данным:

 

 

Статистические данные  показывают  почти  двукратное  увеличение поголовья крупного  рогатого  скота.  Отмечается  некоторое уменьшение поголовья лошадей, верблюдов, овец и коз.

 

Наряду с  экономическими переменами в казахской степи происходили тесно связанные с ними социальные изменения.  Разложение  натурального хозяйства и новые экономические факторы, действующие в казахском ауле, приводили к  дальнейшему  усилению   имущественного   неравенства.   О возрастании имущественного  неравенства  в  казахском  обществе  можно судить по следующим данным: если распределение скота в среднем на одно казахское хозяйство  по  разным  уездам  края  колебалось  от 40 до 70 голов, что свидетельствовало о благополучном положении хозяйства, то в действительности распределение  по  социальным  категориям  было резко дифференцированным. Подавляющее большинство казахских шаруа имело мало скота или вообще его не имело.

Информация о работе Введение «Временного положения» 1867-1868 гг. и политико-правовые последствия для казахов