Буржуазные реформы в россии в 1860-70-ых гг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 11:31, лекция

Краткое описание

В процессе изучения темы студенты должны выявить причинно-следственную связь между отменой крепостной зависимости и реформами, проводимыми правительством Александра II, в первую очередь, речь идет о судебной реформе. По первому вопросу необходимо рассмотреть структуру дореформенной судебной системы, показать принцип сословности судов и роль административных органов в исполнении судебных функций.
Знакомясь с вопросом о подготовке судебной реформы, студентам следует выявить различие во взглядах на преобразования в судебной сфере консервативного министра юстиции В.Н. Панина и сменившего его либерала С.И. Зарудного.

Содержание

а) Судебная реформа в России.
1.Основы дореформенной судебной системы.
2.Подготовка судебной реформы в России. В.Н. Панин. С. И. Зарудный.
3.Новые принципы судопроизводства и структура судебных учреждений по реформе 1864 г.
4. Основные положения Судебных уставов 20 ноября 1864 года.
5. Проведение в жизнь судебной реформы; ее значение.
б) Реформы органов местного самоуправления.
1. Основы дореформенной системы местного управления.
2. Подготовка земской реформы. Н.А. Милютин. П.А. Валуев.
3. Принципы формирования земских учреждений; структура; сфера деятельности.
4. Земская интеллигенция и ее роль в общественной жизни России.
5. Реформа органов городского самоуправления: принципы формирования, структура, деятельность.
6. Претворение реформ местного самоуправления в жизнь; их значение.
в) Военные реформы 1861-1874 гг.
1. Основы дореформенной системы управления армией.
2. Подготовка военной реформы. Д.А. Милютин.
3. Реформы в военной сфере 1860-х гг.
4. Устав о всеобщей воинской повинности 1874 г.
5. Претворение военных реформ в жизнь; их значение.
г) Реформы образования и печати.
1. Основы дореформенной системы образования.
2. Преобразования в сфере образования в начале 1860-х гг. А.В. Головнин:
-новый университетский устав;
-реформы начальной и средней школы.
3. Изменения в системе образования во второй половине 1860-х – 1870-х гг. Д.А. Толстой.
4. Цензурная реформа во второй половине XIX в. Временные правила о печати 1862 г.; цензурный устав 1865 г.
5. Претворение в жизнь реформ в сфере образования и печати; их значение.

Вложенные файлы: 1 файл

Семинар №2.docx

— 209.82 Кб (Скачать файл)

Тема № 2: Буржуазные реформы 1860-х – 1870-х гг.

План.

а)   Судебная реформа в России.

       1.Основы дореформенной судебной системы.

        2.Подготовка  судебной реформы в России. В.Н.  Панин. С. И. Зарудный.

        3.Новые  принципы судопроизводства и  структура судебных учреждений  по реформе 1864 г.

        4. Основные  положения Судебных уставов 20 ноября 1864 года.

        5. Проведение  в жизнь судебной реформы; ее  значение.

б)  Реформы  органов местного самоуправления.

         1. Основы дореформенной системы местного управления.

         2. Подготовка земской реформы. Н.А. Милютин. П.А. Валуев.

         3. Принципы формирования земских учреждений; структура; сфера деятельности.

         4. Земская интеллигенция и ее  роль в общественной жизни  России.

         5. Реформа органов городского  самоуправления: принципы  формирования, структура, деятельность.

         6. Претворение  реформ местного  самоуправления в жизнь;  их  значение.

в)   Военные  реформы 1861-1874 гг.

          1. Основы дореформенной системы управления армией.

          2. Подготовка военной реформы. Д.А. Милютин.

          3. Реформы в военной сфере 1860-х гг.

          4. Устав о всеобщей воинской повинности 1874 г.

          5. Претворение военных  реформ в жизнь; их значение.

г) Реформы образования  и печати.

          1. Основы дореформенной системы  образования.

          2. Преобразования в сфере образования в начале 1860-х гг.  А.В. Головнин:

               -новый университетский устав; 

               -реформы начальной и средней  школы.      

          3. Изменения в системе образования  во второй половине 1860-х – 1870-х   гг. Д.А. Толстой.

          4. Цензурная реформа во второй половине  XIX в. Временные правила о печати 1862 г.; цензурный устав 1865 г.

          5. Претворение в жизнь реформ в сфере образования и печати; их  значение.

 

 

Методические  рекомендации.

В процессе изучения темы студенты должны выявить причинно-следственную связь между отменой крепостной зависимости и реформами, проводимыми  правительством Александра II, в первую очередь, речь идет о судебной реформе.  По первому вопросу необходимо рассмотреть  структуру дореформенной судебной системы, показать принцип сословности  судов и роль административных органов  в исполнении судебных функций.

Знакомясь с вопросом о  подготовке судебной реформы,  студентам  следует  выявить различие во взглядах на преобразования в судебной сфере  консервативного министра юстиции  В.Н. Панина и сменившего его либерала С.И. Зарудного.

Важным является усвоение главных  принципов судебной реформы: гласность судопроизводства, независимость суда, введение в судебную систему суда присяжных, презумпция невиновности и др. Студентам необходимо  разобраться в структуре новых судебных учреждений; правильно оценить положение и роль прокуратуры, адвокатуры, нотариата.

В заключение рассматривается  роль нового судопроизводства в создании гражданского общества в России и  деятельность наиболее известных правоведов (А.Ф. Кони, А.И. Урусова, Ф.Н. Плевако и др.). Оценивая значение судебной реформы, следует обратить внимание не только на ее позитивные черты, но и на недостатки: сохранение специальных судов, длительное пребывание на должностях чиновников прокуратуры в  статусе «исполняющих обязанности» и т.д. 

Для того чтобы уяснить  себе принципы формирования, структуру  и сферу деятельности земств и  органов городского самоуправления, необходимо проанализировать «Положение о земских учреждениях» и «Городовое положение». Студенты должны рассмотреть систему выборов в органы местного самоуправления; уяснить полномочия земских собраний и земских управ. При изучении материалов, связанных с реформой городского самоуправления, студентам необходимо выяснить компетенцию городских властей в соответствии с Городовым положением 1870; знать функции Городской думы, городской управы  и городского головы. 

Важно не только определить место земских и городских  учреждений в общей структуре  органов власти в России, но и  понять те изменения, которые произошли  во взаимоотношениях власти и общества с появлением земств и городских  дум. Важно также  остановиться на изучении роли земств в формировании российского гражданского общества.

Составной частью изучения реформ органов местного самоуправления является изучение их конкретной деятельности   по развитию народного образования, здравоохранения, статистике, агрономии, благоустройству городов и  др.

Реформы в военной сфере  являлись одними из важнейших преобразований Александра II. Необходимость их проведения была вызвана  поражением России в  Крымской войне. Студенты должны вспомнить  основы дореформенной системы управления армией; познакомиться с первыми  мероприятиями, проводимыми в этой области. Подготовка военной реформы  связана с деятельностью военного министра Д.А. Милютина. В соответствии с разработанной им программой реформ, в 1860-х гг. начались преобразования системы управления, подготовки военных кадров, судебной сферы и др.

Центральным является вопрос об истории  разработки и содержании Устава о всеобщей воинской повинности 1874 г. Студенты должны познакомиться с основными положениями этого документа, понять общие принципы новой системы комплектования войск, обратить внимания на те льготы, которые Устав предоставлял разным категориям населения страны.

Рассматривая вопрос о  претворение военных  реформ в  жизнь и их значении, необходимо понять, почему реформа долгое время  не распространялась на национальные окраины империи.

Реформы образования  были вызваны, в первую очередь, весьма  низким уровнем образования населения  Российской империи. Студентам необходимо найти подтверждение этому тезису в литературе. Преобразования в сфере  образования в начале 1860-х гг. проводились министром народного  просвещения  А.В. Головниным, которому пришлось преодолевать значительное сопротивление со стороны консервативных кругов. Благодаря его настойчивости, в 1863 г. был принят новый университетский устав, возвративший университетам их былую автономию; серьезным изменениям подверглись начальные и средние учебные заведения страны.

Студентам необходимо проанализировать причины замены либерального министра А.В. Головнина  убежденным консерватором Д.А. Толстым на посту министра народного просвещения (1866 г.);  выяснить, какие изменения были  связаны с деятельностью Д.А. Толстого.

Для более глубоко изучения внутренней политики Александра II важно  познакомиться с реформами в  сфере печати, проводимыми в 1860-х  гг. При этом следует отметить некоторое  смягчение цензуры в документах 1862 и 1865 гг.   

 

  1. Судебная реформа

Новые производственные отношения, торгово-промышленная деятельность, земская и городская  реформы требовали суда, свободного от вмешательства дворянской администрации, охраняющего право собственности  и юридически равного для всех сословий. Для этого 20 ноября 1864 года Александр II подписал указ о судебной реформе и «новые судебные уставы».

Судебная реформа занимает одно из центральных мест среди буржуазных реформ 60-70-х гг. XIX в., открывших России  путь капиталистического развития. Суть ее состояла в коренном изменении  процессуального законодательства и неразрывно связанного с ним  судоустройства. Уголовное и гражданское  право остались прежними. Это объяснялось  особой важностью уголовно-процессуального  и гражданско-процессуального законодательств  для обеспечения неприкосновенности личности и имущества, что явилось  актуальной задачей в связи с  интенсивным развитием капитализма  после отмены крепостного права  в России

Важное значение для развития российского  общества и государственности имели  преобразования в области судоустройства и судопроизводства на основе Судебных уставов 1864 г. Они заложили основы всесословного, гласного, устного, состязательного и, как представлялось, независимого от влияния местной администрации суда.

Создавалось два типа судов – окружной (на территории от 3 и более уездов) для уголовных и гражданских дел и судебные палаты (на территории нескольких судебных округов и губерний) как кассационные инстанции. В окружных судах по уголовным делам предусматривался  институт присяжных заседателей.

Мелкие правонарушения рассматривались  в мировых судах (судья выбирался уездными земскими собраниями и городскими думами на несколько волостей и участок в городе). Начиная с 1866 года, мировые учреждения были открыты постепенно во всех земских губерниях.

Прокуратура стала составной частью судебного ведомства, для оказания юридической помощи вводился институт адвокатуры (присяжные и частные поверенные).

Независимость суда от администрации  гарантировалась несменяемостью независимых  судей. Судья был независим, его  можно было уволить только по решению  уголовного суда. Процесс судопроизводства объявлялся гласным, то есть открытым и состязательным. В окружных судах был введен институт выборных присяжных заседателей, которые решали вопрос о виновности или невиновности подсудимых, а степень наказания определялась судом.

В связи с подготовкой судебной реформы была проведена и такая  важная мера, как отмена телесных наказаний. Изданный в апреле 1863 г. закон отменял публичное наказание по приговорам гражданских и военных судов. Тем не менее, в новой судебной системе оставалось еще немало черт сословного суда. Так, сохранялись еще духовный суд по церковным делам и военные суды для военных. Полного запрещения телесных наказаний также не последовало: оно сохранялось для податных сословий и для крестьян по приговорам волостных судов, а также для штрафованных солдат и матросов (до ста ударов розгами).

Надзор за законностью действий судебных учреждений осуществлялся обер-прокурором Сената, прокурорами судебных палат и окружных судов. Они подчинялись непосредственно министру юстиции как генерал-прокурору. Судебными уставами также впервые в России вводился нотариат – в городах учреждались нотариальные конторы со штатом нотариусов.

 

  1. Земская реформа

Указом от 1 января 1864 г. в России вводилось «Положение о губернских и уездных земских учреждениях». Земства учреждались как всесословные выборные органы местного самоуправления в губерниях и уездах. Появление земств было для России фактом необычным. В их работе участвовали представители всех сословий. При выборах в земства определяющее значение имело не сословное происхождение человека, а его собственность - имущественный ценз. Все избиратели делились на три группы: землевладельцев, горожан и представителей от сельских крестьянских общин. Каждая группа избирала одну треть гласных, т.е. членов земского собрания. На практике это означало непропорциональное представительство от каждой категории. Первую группу преимущественно составляли помещики, но не все, а обладавшие необходимым цензом. Вторую - владельцы крупных торговых и промышленных заведений в городах. Третью - представители от крестьянских общин, которые необязательно были крестьянами. Крестьянские общины могли выбрать своими представителями лиц и из других сословий. В обстановке, когда крестьяне еще не осознали свои права и возможности, от их общин часто выбирались помещики. Вот почему, особенно на первых порах, в земствах преобладали помещики. В выборах совсем не участвовали рабочие, интеллигенция и мелкая буржуазия, не располагавшие необходимым цензом. Выборная система формировала губернские и уездные земские собрания. Для представителей землевладельческой группы выборы были прямые, т. е. они выбирали непосредственно гласных. Во второй группе выборы были смешанными, т. е. самые крупные владельцы напрямую выбирали гласных, а те, кто располагал собственностью меньших размеров, - через своих представителей. Для крестьян выборы были многоступенчатыми: сельские общества выдвигали представителей на волостные сходы, где избирались выборщики, а те в свою очередь участвовали в уездном съезде. Выборы гласных в уездное земское собрание проводились на уездных съездах всех трех групп избирателей. Губернские гласные избирались на уездных земских собраниях.

Земства имели распорядительные и исполнительные органы. Распорядительные органы  (земские собрания) заседали один раз в год и решали общие вопросы: заслушивали отчеты, утверждали земские налоги и выбирали исполнительные органы (земские управы). Председателем Земского собрания был предводитель дворянства.

Земским учреждениям предоставлялся ряд полномочий. Среди них: производство выборов, определение порядка действий земских исполнительных органов и их содержания, рассмотрение земских смет и установление размеров сборов, приобретение и отчуждение недвижимого имущества, определение правил образования и расходов капиталов земств для решения хозяйственных и социальных проблем (дороги, призрение, образование, медицина, страхование, чистота площадей и улиц, санитарное состояние промышленных и других предприятий, порядок работы ярмарок, базаров и др.).

Введение земств означало развитие новой, капиталистической системы, основанной на самоуправлении, и способствовало хозяйственной активности на местах. Вместе с тем земская реформа содержала ограничения, сдерживавшие общественные силы. Прежде всего, создание земств не было завершено формированием общероссийского представительного органа. Финансовые возможности земств были также ограниченны. Достаточно сказать, что в 1864 г. земские сборы должны были составлять 2,2 млн. рублей при государственном бюджете 392 млн. рублей. Земства были первоначально утверждены лишь в 34 (из 50 российских губерний),в губерниях Европейской части России, за исключением национальных окраин (Белоруссии, Прибалтики и др.).

 

Городская реформа

В июне 1870 г. было издано «Городовое положение», вводившее всесословное местное управление - городские думы. Основные направления деятельности городских дум были практически такими же, как и земских учреждений. В выборах их гласных участвовали только жители, платившие городские налоги. Все жители, платившие налоги, разделялись на три группы в зависимости от размеров уплачиваемого налога. Каждая группа избирала в городскую думу одинаковое число гласных. Первую составляли наиболее крупные налогоплательщики, уплачивавшие треть налогов; вторую - более мелкие, вносящие еще одну треть налогов; третью - все остальные. Каждая группа избирала равное число гласных в городские думы, что создавало преобладание в думах представителей крупной буржуазии и дворянства. Один голос богатых плательщиков, избиравших 1/3 городских гласных, равнялся голосу от нескольких сот средних плательщиков и несколько тысяч мелких. Малое представительство широких городских слоев приводило к тому, что городские проблемы решались главным образом в интересах городских верхов. Гласными городской думы избирался городской голова и члены городской управы.

Информация о работе Буржуазные реформы в россии в 1860-70-ых гг