Борьба городов Франции с феодальными сеньорами и образование ланской коммуны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 21:32, контрольная работа

Краткое описание

В данной контрольной работе речь пойдет о развитии городов и феодального общества во Франции в XI—XIII вв..
Передо мной стоят следующие задачи:
- рассказать об особенностях возникновения и развития городов Франции;
- выявить особенности положения городов по отношению к сеньорам;
- охарактеризовать основные особенности, присущие процессу освобождения городов от власти сеньоров;
- показать формы и основные результаты коммунального движения.
- на основе изученного материала сделать выводы.

Содержание

1. Введение…………………………………………………………………….3 2. Возникновение и развитие городов Франции…………………………………5
3. Города под властью сеньоров…………………………………………………..7
4. Освободительная борьба горожан против их феодальных сеньоров. Ланская коммуна……………………………………………………………………………...9
5. Заключение ………………………………………………………………………14
6. Список источников и литературы ……………………………………………...15

Вложенные файлы: 1 файл

Р11ТЕМА2.docx

— 41.37 Кб (Скачать файл)

Таким образом, формирование городов было результатом общественного разделения труда и социальной эволюции периода  раннего средневековья. Возникновение  городов сопровождалось отделением ремесла от земледелия, развитием  товарного производства и обмена, развитием атрибутов государственности.

Средневековый город возникал на земле сеньора  и находился в его власти. Стремление сеньоров извлечь как можно больше доходов из города неизбежно привело  к коммунальному движению.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Освободительная борьба горожан против их феодальных сеньоров.  Ланская коммуна

 

Феодальная  эксплуатация сковывала развитие производительных сил в городах. По мере роста ремесла  и торговли сеньориальный гнёт становился для горожан всё более невыносимым. Вот почему «...горожане в каждом городе вынуждены были для защиты своей жизни объединяться против сельского дворянства» (К. Маркс и Ф. Энгельс, Немецкая идеология, Соч., т. 3, изд. 2, стр. 53.).

  Борьба за свободу и независимость  от феодальных сеньоров превратилась  с течением времени для ремесленников  и купцов города в важнейший  вопрос их существования и  стала одним из серьёзнейших  факторов развития феодального  общества. Направленная против господствующего  класса и феодальной эксплуатации, она имела глубоко прогрессивное  значение. Начавшаяся во Франции  в XI столетии и достигшая апогея  в XII в., эта борьба составляла  первый значительный этап в  истории французского города  и привела к возникновению  разнообразных форм городской  организации в средние века  и в том числе её наивысшей  формы — коммуны. 

  Коммуна — это одновременно  и союз, направленный против сеньора,  и организация городского управления. Формы и степень коммунальной  свободы городов были различны  в зависимости от уровня экономического  развития городов, соотношения  сил горожан и сеньоров, общих  политических условий в стране.

В процессе освобождения из-под власти сеньора южные города использовали в основном не средства вооруженной  борьбы, а финансовые сделки, выкуп. Это обстоятельство наряду с вовлечением  части южного дворянства в торговлю смягчили противоречия между горожанами и дворянством и сделали возможным  их политический союз на юге Франции.

В течение XII в. почти во всех южных  городах была установлена коллективная форма власти консулат (правление  консулов — выборных лиц от проживающего в городах дворянства и духовенства, а также от ремесленной верхушки). Управление принадлежало Большим советам, которые состояли из полноправных горожан, т. е. жителей, имевших собственность  в городе и плативших налоги. Процесс  этот шел без участия далекой  от южных городов королевской  власти. Обретя большую степень самостоятельности  ориентированные по преимуществу на внешнюю торговлю, южные города не сыграли значительной роли в деле государственной централизации Франции. Напротив, их подъем питал сепаратистские тенденции в развитии южных провинций.

Иначе сложилась историческая судьба городов  Севера. Экономический подъем наиболее значительных из них — Арраса, Бовэ, Ошлиса, Амьена, Нуайона, Дана и Реймса — наметился лишь к XII в. и был  связан с развитием в Северо-Восточной  Франции главным образом производства суконных и льняных тканей. Основным средством достижения политических и экономических целей городов  на Севере явились восстания, часто  неоднократные, изобретавшие особенно ожесточенные формы в тех случаях, когда борьба шла против духовных сеньоров. В ходе восстаний в этих городах против горожан выступала организованная сила церкви которая использовала, в частности, такое распространенное и испытанное средство, как интердикт (запрет богослужения).

Обычно  горожане заключали тайный союз, члены  которого были связаны присягой. Борьба сопровождалась изгнанием сеньора  и его рыцарей из города или  их убийством. В случае успеха феодалы  были вынуждены предоставлять городу большую или меньшую самостоятельность, часто расценивая эту уступку  как временную меру.

Серию кровопролитных восстаний в городах  Северной Франции, развернувшихся с  конца XI и в начале XII в. и получивших название коммунального движения, открыл город Камбре. После ряда попыток (967, 1024, 1077) он получил коммунальную хартию на самоуправление. Его примеру  в XII в. последовали Сен-Кантен, Бовэ, Нуайон, Лан, Амьен, Суассон, Корби, Реймс  и др. В ходе движения города добивались неодинаковых результатов. Некоторые  из них получили права коммуны  Другие города, как правило, игравшие менее значительную экономическую  роль, добивались только некоторых  привилегий экономического или политического  характера: права личной свободы  жителей, привилегий в области торговли или управления (города Лорисс, Бомон). Города, таким образом, вступали с  сеньорами в договорные отношения, условия которых были зафиксированы  в хартиях городских вольностей. Данные сеньорами, они утверждались королем.

Коммунальное  движение положило начало политическому  союзу городов с королевской  властью. Города при этом искали помощи у короля в борьбе против сеньоров и часто находили ее, так как  монархия желала ослабления власти крупных  феодалов. В этом союзе города всегда находились на положении подчиненного и неполноправного партнера, который  платил налоги, покупал хартии привилегий и их подтверждение новым королем, предоставлял государству займы, которые  оставались безвозвратными ссудами. Король же получал от городов военную, денежную и политическую помощь в борьбе с  внешним врагом и во внутренней политике, направленной на ослабление политического  могущества крупных феодалов.

На  территории своего домена французские  короли избегали давать городам права  коммуны, уступая им лишь часть привилегий под контролем назначенного центральной  властью чиновника, как это случилось  с Парижем, Орлеаном и Буржем. Таким  образом, результативность борьбы городов  за самостоятельность определялась не только их экономической или политической значимостью, но и принадлежностью  города королю или иному сеньору. Поддержка королем городов носила не всегда последовательный характер, так как он руководствовался финансовыми  или политическими расчетами. Завоевание городами политической самостоятельности  способствовало быстрому росту их экономического могущества. Основу его составляло развитие ремесла, которое привело  к возникновению новых специальностей и цехов. В городах Северо-Восточной  Франции существовало 25 специальностей только в сукноделии. В Амьене число ремесленных специальностей, организованных в цехи, равнялось 80, в Аббевиле — 64, в Сен-Кантене — 53. Во второй половине XIII в. по решению прево (должностное лицо короля) Парижа Этьена Буало записываются уставы 100 цехов (“Книга ремесел Парижа”), в частности, 22 цехов только в области производства металлических изделий. К началу XIV в. число зарегистрированных цехов в Париже достигло 350.

К XIII в. относится расцвет знаменитых шампанских ярмарок, которые проходили  в городах, расположенных на Марне  и Сене с их притоками Присоединение  Шампани в 1284 г. к королевскому домену закрепило ее экономические связи  с Парижем. В XIII в. определилось место  Парижа как крупнейшего экономического центра Северной Франции и политической столицы государства. Его население  было весьма многочисленным: 70 тыс. жителей; в Руане проживало около 50 тыс. человек, но большинство других городов  было среднего размера — до 5-6 тыс. жителей.

На  фоне экономического подъема в городах  начинается процесс имущественной  дифференциации, который не в состоянии  были предотвратить цеховые ограничения. Из среды горожан выделяется зажиточная купеческая и ремесленная верхушка, владевшая движимой и недвижимой собственностью и захватившая в  свои руки городское управление. Ей противостояла основная масса ремесленников  и торговцев, ущемленных в политических правах и лишенная доступа к городскому управлению. В Париже “Ганза речных купцов” захватила в свои руки городское управление, ее торговый дом стал административным центром  столицы — его ратушей (hotel de ville). На печатях Ганзы был изображен  корабль с горделивой надписью —  “плывет и не тонет”. Статуты  Этьена Буало на этом этапе еще  санкционировали свободное вступление в цех при условии уплаты небольшого взноса. Не во всех цехах требовали  изготовления шедевра, в ряде случаев  допускалось свободное ремесло, не всегда ограничивались количество учеников и объемы производства. Однако сама запись статутов была вызвана  волнениями основной массы ремесленников, требовавших от зажиточных мастеров соблюдения цеховых постановлений. Состав плательщиков городских налогов (тальи) обнаруживает близость многих мастеров к беднякам и неравенство  между цехами, в частности выделение  богатых цехов — сукновалов, ювелиров и некоторых других.

В XIII веке по городам прокатилась волна выступлений ремесленников против патрициата, осложненных внутрицеховыми и межцеховыми противоречиями. Так, например, в Бовэ “малый народ” убивал богатых горожан, пытаясь добиться права участия в выборах органов городского управления для всех цехов. Эти волнения служили поводом для вмешательства королевской власти в дела городского управления и проведения с конца XIII в. политики постепенной ликвидации коммунальных вольностей (3) .

Борьба  за коммуну, т. е. борьба за полное самоуправление городов, в Северной и Северо-Восточной  Франции достигла больших результатов. В 1077 г. Коммунальной хартии добился город Камбре, а затем Сен-Кантен, Бове, Нуайон.

В 1112 г. борьба за коммуну вспыхнула  в Лане. Ланская коммуна (La commune de Laonnais) - городская коммуна, установленная в 12 в. во французском г. Лан (Laon) в результате упорной борьбы горожан с сеньорами города — епископами. Впервые Лан добился прав коммуны в 1109, откупившись от сеньора города — епископа Годри значительной суммой денег. Ланская коммуна была утверждена в 1111 Людовиком VI, получившим от города большие деньги. Но в 1112 коммунальная хартия была аннулирована королём по настоянию Годри (обещавшего Людовику VI больше денег, чем дали ему горожане), что привело к восстанию горожан; епископ и многие его приближённые были убиты. Восстание было жестоко подавлено, но горожане продолжали борьбу. В 1128 Ланская коммуна была восстановлена. В процессе централизации французского государства Ланская коммуна была отменена королём в 1331. Борьба Лана за коммуну — яркая страница коммунального движения в Западной Европе. [Городские коммуны во Франции в средние века, Тьери О. СПБ. 1901, с. 55—105),  пер. с франц.].

  Почти одновременно началось  коммунальное движение в Амьене. Вслед за Амьеном коммунальных порядков добился Суассоп, потом Корби и Сен-Рикье (1125 г.), Абвиль (1190 г.), в 1146 г. — Санс и Этамп, а затем Дижон, Сомюр и др.

  В большинстве названных городов  жители их добивались установления  и утверждения коммунальных порядков  в ожесточенной борьбе с католической  церковью. Само наименование «коммуна»  вызывало у представителей этой  церкви невероятную злобу. Так,  например, один из очевидцев событий,  связанных с ланской коммуной, — аббат Гвиберт Ножанский  писал: «А это новое и отвратительнейшее  слово «коммуна» означает, что  все крепостные должны выплачивать  своим господам обычные для  крепостных подати один раз  в год, подвергаясь за свои  противозаконные поступки установленному  штрафу. От несения же прочих  повинностей, которые обычно налагаются  на сервов, они освобождаются  полностью».

  Против освободительного движения  городов боролись и их непосредственные  сеньоры (аббаты, епископы и архиепископы), и вся католическая церковь  в целом, выступавшая как единая  и сплоченная организация. Эта  позиция церкви объяснялась не  только стремлением клира сохранить  за собой сеньориальную власть  над богатыми городами, но и  прежде всего тем, что церковь  рассматривала городское освободительное  движение, как опасное для того  общественного строя, который  она освящала своим авторитетом.

Многие  города (например, Амьен, Бове, Суассон, Лан, Гент, Брюгге, Лилль, Аррас, Тулуза, Монпелье и др.) стали самоуправляющимися городами-коммунами (выборы из числа  горожан городского совета, должностных  лиц, собственный городской суд, городское ополчение, свои финансы, право налогового самообложения). Своему феодальному сеньору (который хартией  подтверждал права города) они  были обязаны выплачивать ежегодно ренту и посылать на помощь во время войны войско. Вместе с тем некоторые города-коммуны сами выступали в роли коллективного сеньора по отношению к крестьянам, жившим на примыкавшей к городу территории. Часто даже значительные города (например, Париж, Орлеан, Лион и др.) не получали прав полного самоуправления, выборные органы городского самоуправления в них должны были действовать совместно с назначавшимся королем чиновником или другим представителем сеньора. Распространены были города (Лоррис и др.), в которых горожане получили право распоряжаться движимым и недвижимым имуществом, некоторые судебные права, но не право самоуправления. Только наиболее развитые города Северной и Средней Италии (например, Венеция, Генуя, Пиза, Флоренция, Сиена, Лукка, Милан, Болонья, Перуджа и др.) смогли стать городами-государствами (республиками), совершенно независимыми от своих бывших сеньоров. Некоторым городам, особенно мелким, так и не удалось освободиться от власти сеньора. Однако в борьбе с сеньорами почти все города добились личной свободы своих граждан; даже крепостной, бежавший от своего господина и проживший в городе определенное время (обычно один год и один день), становился лично свободным («Городской воздух делает свободным» — гласила средневековая немецкая пословица).

         В целом коммунальное движение имело огромное прогрессивное значение. Его успехи послужили одной из основных предпосылок превращения городов в важнейшие центры экономического, идейного и культурного прогресса. В наиболее передовых городах их полная политическая независимость и прекращение феодальной эксплуатации способствовали необычайно интенсивному накоплению богатств и превращению этих городов в 14—15 вв. в очаги раннекапиталистического развития. Подрывая могущество крупнейших феодальных сеньоров, коммунальное движение там, где складывался союз городов с королевской властью, явилось важнейшим фактором политического объединения страны. Оно способствовало складыванию сословия горожан, что при благоприятных условиях вело к возникновению сословной монархии — более прогрессивной формы феодального государства.

Информация о работе Борьба городов Франции с феодальными сеньорами и образование ланской коммуны