Битва за Англию

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 23:55, доклад

Краткое описание

Официально ╚Битва за Англию╩ началась 10 июля 1940 года, а завершилась 31 октября. Конечно, нельзя сказать, что на практике все так и было - день в день, но четко различимы четыре периода сражения. Первый из них охватывал время, когда соединения люфтваффе перебрасывались на аэродромы Франции и стран Бенилюкса для подготовки решительного штурма. Этот период состоял преимущественно из налетов на морские конвои союзников в проливе Ла-Манш и в устье Темзы, а также из рейдов немецких истребителей в юго-восточную Англию с целью зондирования прочности обороны противника. Основная боевая нагрузка легла на долю JG 51 под командованием аса Первой мировой войны и кавалера ордена ╚За храбрость╩ Тео Остеркампа. Позднее для поддержки JG 51 были выделены и другие авиачасти.

Вложенные файлы: 1 файл

Битва за Англию..doc

— 146.00 Кб (Скачать файл)

Официально ╚Битва за Англию╩ началась 10 июля 1940 года, а  завершилась 31 октября. Конечно, нельзя сказать, что на практике все так  и было - день в день, но четко различимы  четыре периода сражения. Первый из них охватывал время, когда соединения люфтваффе перебрасывались на аэродромы Франции и стран Бенилюкса для подготовки решительного штурма. Этот период состоял преимущественно из налетов на морские конвои союзников в проливе Ла-Манш и в устье Темзы, а также из рейдов немецких истребителей в юго-восточную Англию с целью зондирования прочности обороны противника. Основная боевая нагрузка легла на долю JG 51 под командованием аса Первой мировой войны и кавалера ордена ╚За храбрость╩ Тео Остеркампа. Позднее для поддержки JG 51 были выделены и другие авиачасти.

В гитлеровской директиве ╧17 от 17 августа подчеркивалось, что люфтваффе  должны ╚использовать все имеющиеся  силы, чтобы разрушить британские ВВС как можно скорее╩. Это  дало толчок второй фазе воздушной  битвы, или ╚Орлиной атаке╩, целью  которой была попытка уничтожить истребительную авиацию РАФ серией массированных бомбардировок радарных станций, аэродромов и других военных объектов, без которых было немыслимо участие английских истребителей в воздушных боях. Атака немецкой авиации, назначенная на 10 августа, была временно отложена из-за плохой погоды.

Третья стадия ╚Битвы за Англию╩  развернулась в начале сентября. Вся  мощь бомбардировочных сил люфтваффе  была направлена на этот раз против Лондона. Когда и эта акция  провалилась, а холодные осенние  условия сделали невозможными операции на море, запланированное вторжение немецких войск в Англию было отменено. Налеты на британскую столицу продолжались вплоть до конца месяца. Затем основной упор был сделан на ночные бомбардировки, а четвертый этап состоял, в основном, из отдельных атак истребителей-бомбардировщиков, ставших редкими с наступлением зимних холодов.

Так называемая ╚Битва за Англию╩  характерна тем, что в некоторые  ее дни воздушные бои велись интенсивно, а в другие всеобщее затишье прерывалось  лишь редкими, малозначительными схватками отдельных самолетов. Стратегической задачей люфтваффе было уничтожение Истребительного Командования РАФ как боевой силы. Аналогичной задачей Истребительного Командования был срыв планов ожидаемой агрессии и стремление расшатать и истощить силы люфтваффе.

Фаза 1.

Первые истребительные схватки  ╚Битвы за Англию╩ произошли 4 июля 1940 года, когда в серии отдельных  воздушных поединков был сбит один английский ╚Харрикейн╩ и  повреждены четыре ╚Спитфайра╩, причем два из них - настолько серьезно, что пилотам пришлось совершить вынужденную посадку. Участвовавшие в этих боях Мессершмитты Bf 109 не пострадали. Картина повторилась тремя днями позже, когда истребители Bf 109E JG 51 атаковали неподалеку от Дила тройку ╚Спитфайров╩ из 54-й британской эскадрильи, сбив два и нанеся повреждения третьему, самолету. Позднее в тот же день ╚свободные охотники╩ из состава групп II и III/JG 51 схлестнулись в воздухе со ╚Спитфайрами╩ 65-й эскадрильи, уничтожив три британских истребителя вновь без всяких потерь.

Это было многообещающее начало для  немцев, но долго так продолжаться не могло. Уже на следующий день англичане  сбили четыре Мессершмитта Bf 109 и  повредили пятый, но раненому немецкому  пилоту удалось посадить машину. Британские потери составили три уничтоженных самолета и один ≈ получивший повреждения. Затем, 10 июля, начались ожесточенные бои, которые и позволили считать этот день официальным началом ╚Битвы за Англию╩. Против морского конвоя, проходившего неподалеку от Дувра, немцы бросили группу бомбардировщиков Do 17 в сопровождении примерно 20 Bf 109 из III/JG 51 под командованием ветерана Испании Ханнеса Траутлофта и 30 Bf 110 из I/ZG 26. Шестерка ╚Харрикейнов╩, прикрывавшая конвой, численно намного уступала противнику, но вскоре к ╚Харрикейнам╩ присоединились подразделения еще трех британских эскадрилий и, таким образом, количество английских самолетов было доведено до 30.

Нападение на морской конвой оказалось  неудачным: немцам удалось потопить лишь одно небольшое судно. При этом они потеряли два ╚Дорнье╩, а еще один получил сильные повреждения. Лишилась одного самолета и группа III-/JG 51 ≈ того, который пилотировал обер-фельдфебель Дау, ведомый Траутлофта, попавший под огонь истребителя ╚Харрикейн╩ из 56-й британской эскадрильи. Позднее он вспоминал:

╚Температура охлаждающей  жидкости резко подскочила до 120 градусов. Кабину заполнил нестерпимый запах  сгоревшей изоляции. Однако мне все-таки удалось спланировать к побережью  и посадить машину на брюхо недалеко от Булони. Когда я выбрался наружу, самолет уже охватило пламя, о еще через несколько секунд раздался сильный взрыв╩.

 
В течение нескольких следующих  дней самолеты люфтваффе действовали  против морских конвоев, а также  совершали рейды на прибрежные объекты. Группы истребителей занимались ╚свободной охотой╩ в поисках случайных целей. Последних англичане вскоре научились оставлять в покое ≈ длительные полеты изматывали немцев, ощущалась нехватка запасных частей и топлива - неизбежный фактор при базировании на полевых аэродромах. К 16 июля в группе III/JG 51 Ханнеса Траутлофта число боеспособных самолетов сократилось до пятнадцати машин, т. е. составляло 40% номинального. В таком же положении находились и другие немецкие истребительные части. Лишь к концу месяца поступило подкрепление в виде нескольких свежих эскадрилий.

В первый период ╚Битвы за Англию╩  немцы отметили способность британских истребителей появляться в тот момент и в том месте, где их менее  всего ожидали. Путем отслеживания радиопереговоров Истребительного  Командования была выявлена эффективность исключительно передовой английской системы воздушного оповещения, наблюдения и связи. Но в Германии еше не знали всех ее возможностей. Это предстояло узнать на следующем этапе сражения.

Фаза 2.

Решительный штурм, который, по замыслам немцев, должен был обескровить британское Истребительное Командование, назначили на 10 августа, однако вследствие плохой погоды -его пришлось отложить. Но уже 11 августа в небе над Англией разыгрались жестокие бои. После рейдов истребителей в южную часть Британии последовал массированный налет германской авиации на базу ВМС в Портленде. На перехват 75 бомбардировщиков люфтваффе, которых сопровождали 61 Мессершмитт Bf 110 из I и II/JG 2 и 30 Bf 109 из III/JG 2, вылетели семь эскадрилий Королевских ВВС.

Новый этап сражения, названный  немцами ╚Адле-рангриф╩ (╚Орлиная атака╩) начался, по существу, 12 августа, когда группа истребителей-бомбардировщиков EprGr 210 нанесла удар по английским береговым радислокационным станциям. Вслед за "Этим последовал налет на радарную станцию в Вентноре. В полдень того же дня впервые подверглись бомбардировкам британские аэродромы.

После ремонта радиолокационные станции вскоре вновь вступили в строй, за исключением вентнорской, потеря которой не афишировалась, а образовавшуюся брешь ╚залатали╩ передвижной радарной установкой. С этого момента немцы оставили РЛС в покое, так как верховное командование люфтваффе посчитало их слишком сложной целью. Не было предпринято точечных ударов и по командным пунктам секторов, хотя те как раз являлись наиболее уязвимыми. Это была большая ошибка, так как она сильно сокращала шансы застать британские истребительные эскадрильи на земле. Немецкие пилоты-истребители смотрели в будущее с оптимизмом. Чтобы выбить силы противника в воздухе, они поощряли его желание взлетать и вступать в бой.

Непогода наложила отпечаток  и на активность боевых действий 14 августа, но в последующие несколько дней немцы предприняли массированные атаки с воздуха, направленные преимущественно против английских военных аэродромов. Но эффект от налетов не оправдал возложенных на них ожиданий. Разведка выдала информацию о действующих аэродромах англичан, но не смогла предоставить данные о типах базирующихся там самолетов. В результате германская авиация потратила немало усилий впустую, атакуя базы, на которых не было самолетов Истребительного Командования.

Потери немецких бомбардировщиков в первые шесть дней операции ╚Адлерангриф╩  составили 125 машин. В их числе были 43 пикировщика Ju 87 ≈ самолета, сильно уязвимого для противника, который после ужасной бойни 18 августа больше в боях над Британией не использовался. Истребители прикрытия сражались яростно ≈ свидетельство этому 56 потерянных Мессер-шмиттов Bf 109 и 63 Bf ПО.

Британская истребительная авиация за тот же период лишилась менее 100 самолетов, хотя постоянное завышение  числа сбитых машин вводило пилотов  люфтваффе в заблуждение, создавая иллюзию гораздо большего количества поверженных врагов. С другой стороны, малоприятная истина заключалась в том, что в среднем люфтваффе теряли по 49 самолетов в день, что было совершенно недопустимо (лишь 17 августа по причине нелетной погоды ни одна из сторон не понесла потерь).

ФАЗА 3: 7-30 СЕНТЯБРЯ

К началу сентября становилось  все более очевидным, что Истребительному  Командованию удалось избежать поражения, а самолеты, находящиеся в его  распоряжении, немцам так и не удалось  уничтожить на земле в значительном количестве. План налетов на военные  аэродромы был сорван, и возникла потребность в новой цели. Лондон! Естественно, ожидалось, что на защиту родной столицы англичане бросят едва ли не все имеющиеся истребители. Для создания численного превосходства в грядущих боях за Лондон в Па-де-Кале срочно перебросили истребительные части 3-го Воздушного флота.

В полдень 7 сентября армада из 350 немецких бомбардировщиков в сопровождении  более 600 истребителей взяла курс на столицу британской империи. Подобная смена целей была полной неожиданностью для защитников, и они слабо подготовились к отпору. Самолеты прорвались к Лондону и подвергли массированной бомбардировке район доков.

11 сентября Лондон  вновь подвергся очередному налету  германской авиации, затем на  несколько дней установилось  относительное затишье. Истребительное Командование с начала сентября действовало из рук вон плохо. Немцы стали даже посмеиваться над англичанами, утверждая, что в Британии ╚остались последние 50 ╚Спитфайров╩. Создавалось впечатление, что их слова недалеки от истины.

15 сентября атаки немецких ВВС возобновились с прежней силой.  Но 15 сентября оказалось неважным днем для немецких летчиков, ясно продемонстрировав, что люфтваффе даже и близко не доминировали над английскими ВВС. Более того, несмотря на недели и месяцы тяжелых боев, враг казался как никогда сильным. Немецкому командованию пришлось отложить высадку на Британские острова на неопределенное время. Все большее значение и важность стали приобретать ночные бомбардировки, а после больших потерь 27 и 30 сентября массированные дневные налеты на Лондон были прекращены вообще.

ФАЗА 4: 1 ОКТЯБРЯ - 31 ДЕКАБРЯ

Опытная группа 210 с июля использовала самолеты Bf 109 и Bf ПО в  качестве истребителей-бомбардировщиков. И не без успеха. Воодушевленный таким положением дел, рейхсмаршал  авиации Геринг в начале сентября отдал приказ о переоснащении трети выделенных истребителей в истребители-бомбардировщики (по-немецки сокр. ≈ ]аbо/╩Ябо╩/). В очередном налете на Лондон 15 сентября принимали участие уже в новом качестве 21 Мессершмитт Bf 109 из II /LG 2, но их роль в этом рейде была незначительной.

Скоростные и высоко летящие ╚Ябо╩ противнику перехватить  было нелегко, однако большинство немецких пилотов не одобряли тот факт, что  командование перевело их в более  низкую, как они считали, категорию ╚бомбовозов╩. Уступая по квалификации специалистам из ErpGr 210, они мало чего добились. Их коллеги-истребители продолжали бороться с англичанами за господство в воздухе, но масштабы сражения сильно поубавились. По мере наступления осени и холодов, дожди и снег не только ограничили возможность полетов, но и превратили полевые аэродромы люфтваффе в площадки с грязью. К концу 1940 года немцам стало ясно, что они потерпели поражение, хотя со всей очевидностью это проявилось не сразу, а лишь по истечении некоторого промежутка времени.

 

 

 

 

 


Информация о работе Битва за Англию