Билль о правах в США в 1791 г

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 14:42, реферат

Краткое описание

Актуальность данной темы состоит в том, что знание начал отечественной правовой системы, знание общих принципов, знание конкретных правовых норм, необходимы для нормальной жизнедеятельности любого человека, живущего в правовом государстве.
В истории правовой жизни человечества - Заповеди Моисея, Законы XII таблиц, Билль о правах, основные права и свободы в Конституции и т.п. – были и остаются поистине главными ориентирами правомерного поведения в разные эпохи, в разных странах и «выучить» их было всегда возможно.

Содержание

Введение............................................................................................................... 3
II. Основная часть
1. Исторический аспект Билля о правах............................................................... 5
2. Характеристика Билля о правах........................................................................ 8
3. «Билль о правах» как принцип закрепления
основных прав и свобод человека ............................................................... 12
4. Значение Билля о правах в развитии демократии ......................................... 14
III.Заключение....................................................................................................... 19
Список использованной литературы...........

Вложенные файлы: 1 файл

id-03-020__Билль о правах в США в 1791 г.doc

— 101.00 Кб (Скачать файл)

Поправка VIII: «Не должны требоваться чрезмерные залоги или налагаться чрезмерные штрафы либо назначаться жестокие и необычные наказания».

Поправка IX устанавливала принцип недопустимости ограничения прав граждан, прямо не упомянутых конституцией: «Перечисление в Конституции определенных нрав не должно толковаться как отрицание или умаление других нрав, сохраняемых за народом». Эта поправка используется сторонниками расширительного толкования всех прав.

Поправка Х вообще не касалась гражданских прав: «Полномочия, которые не делегированы Соединенным Штатам настоящей Конституцией и пользование которыми ею не запрещено отдельным штатам, сохраняются за штатами либо за народом». Сторонники суверенитета штатов, в частности, в период Гражданской войны США, часто опирались на 10-ю поправку. В 1941 Верховный суд покончил с двойственным толкованием Билля о правах, постановив, что права штатов признаются лишь в пределах, установленных федеральным законом.

Принятие Билля о правах явилось несомненной победой американской демократии. В то же время этот документ, как и сама конституция, ничего не говорит о социально-экономических правах и свободах. Содержащиеся в Билле о правах краткие предписания получили подробнейшее истолкование в многочисленных решениях Верховного суда, а также детализированы в сотнях актов Конгресса.

Билль о правах использовался при разработке Всеобщей Декларации прав человека, принятой ООН 10 декабря 1948, и аналогичных документов, действующих во многих странах мира.

 

3. «Билль о правах» как принцип  закрепления                                            основных прав и свобод человека

 

Каждый человек пользуется только теми правами и свободами: социальными, экономическими, политическими, гражданскими, - которые предусмотрены в Конституции и законах его страны. Впервые конституционный принцип закрепления основных прав и свобод человека был применен в Билле о правах США 1789 г., а также в Польской Конституции от 3 мая 1791 г. В наше время практически все Конституции содержат основной перечень прав и свобод, предоставляемых гражданам своей страны, а в ряде случаев иностранцам и лицам без гражданства. Законодательство любого государства определяет правовое положение, объем прав и обязанностей всех без исключения лиц, находящихся на его территории: прежде всего граждан данного государства, а также иностранцев и апатридов. Как круг, так и характер их прав и свобод зависит от экономических, социальных и национальных особенностей развития каждой конкретной страны. Поэтому в государствах с различным социально-политическим строем по-разному определяются содержание правового статуса человека и гражданина, сущность и пределы основных свобод личности. С учетом внутренних условий и возможностей решается проблема правового статуса человека и гражданина и в нашем государстве. Новая Конституция Российской Федерации 1993 г. исходит из того, что соблюдение прав и свобод, чести и достоинства - главная обязанность государства. В первой статье Конституции Российская Федерация провозглашается правовым государством. В основном законе закреплены не только идеи, но и принципы, присущие правовому государству, о которых говорилось выше. В главе 2 Конституции РФ устанавливаются основные права и свободы человека и гражданина. Здесь подтверждается, что Российская Федерация признает и гарантирует права и свободы согласно общепризнанным принципам и нормам международного права. Все права и свободы человека и гражданина объявляются непосредственно действующими (ст.18), т.е. все законы и вся деятельность государственных органов и органов местного самоуправления должны обеспечивать и защищать их. Конечно, законодательного закрепления положений, составляющих основу правового государства, еще недостаточно для его фактического построения. Необходимо, в том числе, преодолеть многие пробелы в правовом сознании и культуре российских граждан. Для любого гражданина страны со сложившимися демократическими традициями сам термин «права человека» понятен, поскольку выросли поколения людей, образ жизни которых впитал в себя принцип уважения прав других людей. В нашем государстве население воспитано на догматическом, пренебрежительном и поверхностном отношении к правам человека. Дефицит правовой культуры ощущается повсеместно. В деле формирования правовой культуры нашего общества необходимо использовать накопленный человечеством опыт взаимоотношений личности и государства. Признание у нас приоритета общечеловеческих ценностей, демократизация и гуманизация общественных процессов поставили на повестку дня вопрос о новых подходах в работе по формированию правовой культуры граждан.

Закрепление правового статуса человека и гражданина и основных свобод как одной из основ современного государственного строя предполагает многообразие и свободный выбор взглядов, жизни и деятельности личности, ограниченный только одним условием: запретом действий, разрушающих личные права других людей. Уважение и защита правового статуса человека и гражданина - это фундамент, на котором строится демократизм государственной власти, политическая структура человеческой свободы. Свобода человека, оберегаемая государством, порождает волю и способность к экономическому и социальному прогрессу, который, в свою очередь, обеспечивает подлинный мир и расцвет всего человечества.

 

4. Значение Билля о правах в развитии демократии

 

Билль о правах играл важное значение в развитии демократии. Права человека в демократическом обществе должны быть гарантированы. Например, Конституция США, первые десять поправок которые мы рассмотрели как Билль о правах, гарантирует гражданам ряд основных прав, таких как свобода слова, собраний, вероисповедания и т.д. Все понятия гражданских прав при этом основаны на предположении, что государство и правительство существуют для служения народу. Человек обладает правами именно потому, что он человек, а не в силу своего происхождения, национальности, пола и т.д. Граждане имеют определенные неотъемлемые права, которые никакое правительство не может отнять или ограничить.

Но граждане в демократическом обществе не только стремятся удовлетворить свои собственные права и интересы, но и берут на себя ответственность как за свою жизнь, так и в определенной степени за жизнь других. Управление народом с помощью народа означает, что граждане демократического общества не только пользуются его благами, но и разделяют его проблемы, так как человек берет на себя ответственность за общество, в котором он живет.

Каждый человек, в этом смысле, священен и нуждается в защите. Немецкий философ, родоначальник классической философии И. Кант подчеркивал, что «человек, личность есть всегда и во всем только цель, но никогда не средство. В том числе и ради достижения цели». Даже если это великая и благородная цель.

Начавшая формироваться в эпоху Просвещения система конституционализма решила важнейшую историческую и вместе с тем двоякую задачу. Во-первых, она придала должную юридическую форму деятельности государства, распределив полномочия и функции его различных ветвей и органов и сделав закон важнейшим ориентиром деятельности властей. Тем самым были заложены основы того политического порядка, при котором групповые предпочтения и привилегии в деятельности государственных властей уступали место общесоциальным целям и ценностям. Более того, ориентация на законодательно установленные нормы и правила устраняла важнейшие предпосылки для произвола и субъективизма в принятии государственных решений, накладывала на действия профессиональных политиков и государственных служащих (бюрократию) наиболее существенные функциональные ограничения.

Во-вторых, огромную роль в развитии государства сыграла и ориентация конституций на ту систему ценностей, которая отобразила новое положение личности в государстве. Иначе говоря, источником права, воплощенного в этих конституциях, являлась личность, чьи права и свободы объявлялись высшим критерием деятельности всего государства. Государство не только объявлялось зависимым от индивида политическим институтом, но и должно было ограждать его личную жизнь от неоправданного вмешательства власти, гарантировать ему основополагающие права и свободы, всемерно поддерживать его стремление к свободной и творческой жизнедеятельности. Никакие законы не могли нарушить этой подчиненности государства интересам личности, оправдать нарушение властями ее основополагающих прав. Таким образом, государство из могущественного центра принуждения и насилия над человеком превращалось в самого надежного защитника его прав и интересов. Так возникшие еще в древности великие гуманистические идеи о приоритете закона в деятельности государства, о наличии естественных прав человека, предполагавшие соответствующее политическое обеспечение, определенное строение власти, делающее ее относительно безопасной для индивида, через влияние закона стали плотью государственной политики.

Правовое государство, начавшее складываться под влиянием либеральных конституций, означало принципиально новый этап в развитии государственности, как таковой. Качественной основой такого государственного устройства власти стала ориентация всех его органов на ценности прав человека, которые не могли быть изменены никакими частными законодательными актами и стилем функционирования государства. Права человека как совокупность ценностей и идеалов государственной власти обрели неоспоримый приоритет перед любыми законодательными актами конкретного государства.

Конституция Российской Федерации была принята на основе  всенародного референдума, состоявшегося 12 декабря 1993 года. Конституция не только правовой акт. В преамбуле и статьях Конституции содержатся нравственные ориентиры справедливости в нашем обществе. Конституция, безусловно, обладает верховенством по отношению ко всем другим законам и актам. Обязанность соблюдать Конституцию и законы возложена на все без исключения органы власти, должностных лиц и граждан.

Концепция прав человека, лежащая в основе конституционного регулирования, исходит из идеи о естественных и неотчуждаемых правах. Как отмечалось, политические права гражданина были включены в конституцию впоследствии, а о социально-экономических и культурных правах в конституционных текстах вообще не говорится (за исключением поправки V о гарантиях частной собственности). Эти права не считаются фундаментальными и не обеспечиваются судебной защитой путем исков — защищаются лишь производные от них права, например право на оплату труда, а не само право на труд. Эти пробелы конституционного регулирования заполняются отдельными законами. Речь идет, например, о нескольких законах о гражданских правах, принятых в 50—60-е годы, о судебных прецедентах (особенно о решениях Верховного суда США), конституциях штатов (многие из них содержат хартии гражданских прав), о законах штатов. Некоторые из этих законов содержат новые конституционные положения, например право на информацию, на здоровую окружающую среду.

Первым конституционным документом, в котором говорилось о правах личности в США, была упомянутая выше Декларация независимости 1776г., в которой заявлялось о неотъемлемых правах человека — оправе на жизнь, свободу и стремление к счастью. Здесь впервые было сформулировано и коллективное право народа на восстание против угнетения (имелось в виду колониальное угнетение со стороны короны Великобритании) 4.

Конституция 1787 г. (с поправками) закрепляет личные свободы не столько в общей, сколько в конкретизированной форме. Кроме чрезвычайных ситуаций она запрещает приостанавливать действие правила ха-беас корпус, предписывает рассматривать все дела о преступлениях с участием присяжных заседателей, запрещает принимать законы об опале (наказании без судебного разбирательства) и законы, имеющие обратную силу. Конституция запрещает лишать гражданских прав членов семей тех лиц, которые осуждены за государственную измену, исключает проверку религиозных убеждений в качестве условия для занятия какой-либо государственной должности.

Билль о правах тоже исходит из концепции естественных прав. Поэтому его формулировки носят запретительный характер, так как запрещают ограничивать права и свободы, которые презюмируются. Это относится и к политическим правам. Билль устанавливает, что конгресс не должен издавать законы, ограничивающие свободу слова, печати, собраний (мирных и без оружия), право народа носить и хранить оружие, право обращаться к правительству с петициями. Согласно Биллю о правах, обеспечивается свобода совести, охрана личности, бумаг (документов, переписки и др.), имущества, предусматривается суд присяжных не только по уголовным делам, но и по определенной категории гражданских дел, право обвиняемого на защиту, право отказываться от дачи показаний против самого себя. Не допускается двойное наказание за одно и то же преступление, запрещается требовать большой залог по судебным делам, налагать чрезмерные штрафы, применять жестокие и необычные наказания.

Кроме Билля о правах в дальнейшем было принято около 10 поправок, которые касаются прав и свобод человека. Выше уже были перечислены эти поправки, начиная с XIII (1965 г.), отменившей рабство негров. Однако в целом Декларация независимости, конституция США и поправки к ней не содержат того перечня прав и свобод, который соответствовал бы международным стандартам — Всеобщей декларации прав человека, принятой ООН в 1948 г., Международным пактам о правах человека, вступившим в силу в 1976 г. Как отмечалось, эти недостатки хотя и не полностью, но восполняются конституциями отдельных штатов, федеральными законами, судебными прецедентами.

 

 

Заключение

Таким образом, принятая впервые Конституция США и дополненная  Биллем о правах закрепила не только важнейшие политические и личные свободы, но и оказала большое влияние на развитие конституционализма в других странах, в том числе и в России.

Проанализировав положения первых десяти поправок, которые известны как Билль о правах, можно сказать, что они явились важной идеей, гарантирующей гражданам ряд основных прав, таких как: свобода слова и прессы, мирных собраний, вероисповедания, права обращения к правительству с просьбой о прекращении злоупотреблений. Провозглашалось право иметь у себя и носить оружие; запрещалось в мирное время постой солдат в частных домах без согласия их владельцев; признавалось недопустимым задержание лиц, обыск, выемка вещей и бумаг без выдаваемых соответствующим должностным лицом законно обоснованных разрешений; никто не мог быть привлечен к уголовной ответственности иначе, как по решению суда присяжных, за исключением дел, возникших в армии. Никто не мог быть подвергнут повторному наказанию за одно и тоже преступление, быть лишенным жизни, свободы, собственности без законного судебного разбирательства; уголовные дела должны были рассматриваться только судом присяжных. Обвиняемый имел право на очную ставку со свидетелями, показывающими не в его пользу, ему разрешалось вызывать свидетелей со своей стороны и прибегнуть к советам адвоката; запрещались жесткие и необычные наказания.

Также в качестве общего принципа устанавливалось, что названные в конституции права не должны умалять все другие права и свободы, «оставшиеся принадлежностью народа» и неразрывно связанное с этим. Другое не менее важное: «правда, не представленные конституцией Соединенных штатов и не отнятые ею у штатов, принадлежат штатам или народу» (ст. 10).

Билль о правах 1791 г. явился одним из первых поправок к Конституции США, сделал огромный сдвиг в развитии демократических институтов буржуазного государства.

Список использованной литературы

 

  1. Всеобщая история государства и права / Под ред. К.И. Батыра. – М., 1995.
  2. Исаев И.А.  История государства и права России: Учебник.— М.-Юристъ, 1999. — 608с.
  3. История государства и права зарубежных стран: Учебник для вузов. Часть 2 / Под общ. ред. Крашенинниковой Н. А., Жидкова О. А. — М.: НОРМА—ИНФРА • М, 1998. —712 с.
  4. Конституции зарубежных государств: Учебное пособие / Под ред. В.В. Маклакова. - 2-е изд., исправ. и доп. - М.: БЕК, 1999. - 584 с.
  5. Омельченко О.А. Всеобщая история государства и права. - М., 1998.
  6. Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права. - М., 1996.
  7. Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран: Учебное пособие. - М., 1997.
  8. Хрестоматии  по  истории   государства  и  права зарубежных стран / Под ред. Н.А. Крашенинникова. – М.: ЗЕРЦАЛО, 1999.
  9. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права / Под ред. К.И. Батыра, Е.В. Поликарповой. - М.: Юрист, 1996.
  10. Хрестоматия по истории государства и права. - М., 1994.

Информация о работе Билль о правах в США в 1791 г