Берлинская конференция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2012 в 22:58, реферат

Краткое описание

Народы Европы, перенесшие невероятные страдания во время второй мировой войны, с нетерпением ждали решений, которые привели бы к искоренению фашизма и милитаризма в Германии, предотвратили бы опасность развязывания ею новой войны и обеспечили бы урегулирование всех нерешенных проблем на основе принципов демократии и справедливости. Для этого необходима была новая конференция руководителей трех держав - СССР, США, Великобритании.

Вложенные файлы: 1 файл

Берлинская конференция.doc

— 76.00 Кб (Скачать файл)

Берлинская  конференция. Выработка  основ послевоенного  мирного устройства в Европе. 

Народы  Европы,  перенесшие невероятные  страдания во время второй мировой  войны, с нетерпением  ждали  решений, которые привели бы к искоренению  фашизма и милитаризма  в Германии, предотвратили бы опасность развязывания ею новой войны и обеспечили  бы урегулирование всех нерешенных проблем на основе принципов демократии и справедливости. Для этого необходима была новая конференция руководителей трех держав - СССР, США, Великобритании.

Подготовка  конференции началась сразу после  капитуляции Германии. ЕЕ было решено провести в столице поверженной  Германии – в Берлине. Английское правительство намеревалось занять на конференции жесткую позицию  и попытаться навязать Советскому Союзу свои условия. Президент США также предполагал на конференции придерживаться твердой позиции, но в тех условиях не считал возможным идти так далеко, как Черчилль, так как США нуждались в участии СССР в разгроме японских агрессоров.

Конференция трех держав проходила с 17 июля по 2 августа 1945г. В Потсдаме (близ Берлина). Делегацию Советского Союза возглавлял И.В. Сталин, в   Соединенных Штатов Америки – Г. Трумэн, Англии – У. Черчилль, а с 28 июля  (после поражения  английских консерваторов и победы лейбористов на парламентских выборах) – новый премьер-министр К. Эттли. В конференции участвовали министры иностранных дел трех держав: В. М. Молотов, Дж. Бирнс и А. Иден (в последствии его сменил Э. Бевин), а также другие дипломатические и военные деятели.

Главным вопросом, стоявшим на обсуждении, был германский. Требовалось безотлагательно наметить пути развития Германии, согласовать политику трех держав в отношении этой страны, решить ряд других важных политических и экономических проблем. Не были определенны границы Германии, она не имела ни правительства, ни каких-либо органов общегосударственной власти, экономика ее находилась в состоянии полной разрухи.

Опираясь  не решения, принятые тремя державами  на Крымской конференции, представители  СССР, США и Англии рассмотрели в Европейской консультативной комиссии и на первых заседаниях  Контрольного совета для Германии вопросы демилитаризации, денацификации и демократизации страны.

На Берлинской конференции были утверждены «Политические  и экономические принципы, которыми необходимо руководствоваться при обращении с Германией в начальный контрольный период». Целью этого соглашения являлось развитие Германии как демократического и миролюбивого государства. « Германский милитаризм и нацизм будут искоренены, - говорилось в ,,Сообщении о берлинской конференции,, - и Союзники, в согласии друг с другом, сейчас и в будущем, примут и другие меры, необходимые для того, чтобы Германия никогда больше не угрожала своим соседям или сохранению мира во всем мире». В то же время три державы провозглашали свое намерение дать немецкому народу возможность осуществить реконструкцию жизни на демократической и мирной основе, с тем, чтобы в дальнейшем он смог занять место среди свободных и миролюбивых народов. На конференции были приняты решения о полном разоружении и демилитаризации Германии, о ликвидации той части ее промышленности, которая могла бы быть использована для военного производства, о роспуске всех сухопутных, морских и воздушных вооруженных сил страны, включая генеральный штаб, СС, гестапо, а также другие фашистские военные и полувоенные организации. Предусматривалось, что все вооружения будет передано союзникам или уничтожено, а производство в Германии оружия, самолетов, военного снаряжения и морских судов запрещено.

Решения конференции предусматривали уничтожение национал-социалистской партии. Активные ее члены удалялись с ответственных постов в общественных  организациях и на крупных предприятиях. Разрешались и поощрялись все демократические партии, свободные профсоюзы. Устанавливалось, что Германия в период оккупации должна рассматриваться  как единое экономическое целое. Это касалось промышленности и сельского хозяйства, зарплаты и цен, импорта и экспорта, денежной системы и налогов, транспорта и коммуникаций. Предусматривалось создание центральных административных департаментов в области финансов, транспорта, коммуникаций, внешней торговли и промышленности.

 На  Берлинской конференции было  подтверждено, что в начальный  контрольный период верховная  власть в Германии будет осуществляться  главнокомандующими вооруженными силами СССР, США, Англии и Франции соответственно в их оккупации. По вопросам, общим для всей Германии, они должны были совместно как члены Контрольного совета. Поскольку все это было уже заранее согласовано между тремя державами, в том числе и в Европейской консультативной комиссии, особых дискуссий по этим вопросам на конференции не развернулось.

Советская делегация внесла предложение, чтобы  главный арсенал германского  милитаризма – Рурская промышленная область в административном отношении была поставлена под совместный контроль США, Великобритании, СССР и Франции, а управление ею осуществлял Союзный совет из представителей этих стран. Однако Соединенные Штаты Америки и Англия не согласились на это. Они взяли курс на использование военно-экономического потенциала Германии, сосредоточенного главным образом в западных зонах оккупации, в своих интересах.

Одной из проблем, выявившей империалистическую сущность политики США и Англии и вызвавшей острую дискуссию, стала проблема репараций, которые должны были явиться средством, как экономического разоружения Германии, так и частичного возмещения ущерба, причиненного другим государствам германской агрессией. Между представителями СССР и США договоренность по этому вопросу была достигнута еще в Ялте. На Берлинской же конференции правительство США отказалось от своей прежней позиции.

Территория  Соединенных Штатов не подверглась  оккупации и опустошению гитлеровскими  войсками, так что США не могли  выставить особых репарационных претензий к Германии. Американские правящие круги мало беспокоил тот факт, что СССР был заинтересован хотя бы в частичном возмещении ущерба, причиненного ему по ряду вопросов выгодные для себя решения. Кроме того, они не хотели ослабления позиций германской буржуазии, опасаясь, что это может отразиться на соотношении классовых сил в Германии. В силу всех этих причин американская делегация высказалась против установления определенной суммы репараций и внесла предложение о том, что каждая из оккупационных держав будет взимать репарации в своей зоне. Фактически это означало, что СССР ставился в самые невыгодные условия для их получения, ибо важнейшие промышленные районы и военно-экономические центры Германии, которые могли бы обеспечить поступление существенных репараций, находились в западных зонах; кроме того, экономика восточных районов Германии, входивших в советскую зону, была сильно разрушена в результате ожесточенных боев. К этому следует добавить и то, что американские войска, заняв в ходе военных действий некоторые территории, которые должны были являться составной частью советской зоны оккупации, вывезли оттуда значительное количество промышленного оборудования и разного имущества, угнали 20тыс. железнодорожных вагонов. 

 В итоге было решено, что репарационные претензии США, Англии и других стран, имевших право на репарации, будут удовлетворены из западных зон и за счет германских вложений за границей. Репарационные претензии СССР подлежали удовлетворению из советской зоны оккупации Германии. Советский Союз должен был, кроме того, получать 25% промышленного оборудования, которое будет изъято в репарационных целях из трех западных зон оккупации Германии (10% безвозмездно и 15% в обмен на продовольствие, уголь, лесоматериалы, нефтепродукты и другие товары). Из своей доли СССР согласился удовлетворить репарационные претензии Польши.

В острой дискуссии проходило обсуждение вопросов, связанных с германским военно-морским и торговым флотом. Английский премьер-министр, по существу, пытался отделить эту проблему от решения вопроса об общем возмещении ущерба, причиненного Германией другим странам. Он хотел разделить между Англией, США и СССР германский флот в соответствии с тем, сколько кораблей каждая из трех держав потеряла в ходе войны. Эта попытка не увенчалась успехом: было решено поделить военно-морской и торговый флот Германии поровну между СССР, Англией и США. Большинство германских подводных лодок по предложению Великобритании подлежало уничтожению. Для подготовки конкретных предложений о распределении военных кораблей и торговых  судов предусматривалось создание тройственных комиссий. Передачу соответствующим державам германских военных кораблей было решено провести до 15 февраля 1946г., а торговых судов – после окончания войны с Японией.

На конференции  обсуждался вопрос о наказании германских военных преступников. В решениях было записано, что военные преступники, а также те, кто участвовал в планировании или осуществлении мероприятий, влекущих за собой или имеющих своим результатом зверства или военные преступления, должны быть арестованы и преданы суду. По инициативе советской делегации конференция постановила опубликовать первый список главных военных преступников до 1 сентября 1945г. Эти решения отражали справедливые требования народов, переживших страшные злодеяния германских фашистов.

Много времени и усилий на конференции  потребовала выработка согласованной  позиции в отношении Польши. Прежде всего, рассматривался вопрос о польском эмигрантском правительстве в Лондоне. Еще 5 июля США и Англия признали польское Временное правительство национального единства, созданное в соответствии  решениям Крымской конференции. Однако эмигрантское правительство, возглавляемое Т. Арцишевским, не торопилось сворачивать свою деятельность. По предложению советской делегации было принято решение, в котором выражалось удовлетворение в связи с образованием польского Временного правительства национального единства, признанного тремя державами. В решении отмечалось, что это привело к прекращению признания Англией и США бывшего польского правительства в Лондоне, которое, как было записано, «больше не существует».

Ожесточенные  дебаты развернулись в связи с  определением послевоенной польско-германской границы. Основываясь на документах Крымской конференции, советская делегация вручила делегациям США и Англии проект соглашения об установлении западной границы Польши по линии, идущей от Балтийского моря, западнее Свинемюнде, до Одера, включая Штеттин, далее вверх по течению Одера до устья реки Западная Нейсе и отсюда по реке Западной Нейсе до границы Чехословакии. Представители США и Англии под разными предлогами выступали против этого предложения.

   В соответствии с решением  Крымской конференции о том,  что по этому вопросу «будет  спрошено мнение» польского правительства,  советские представители настаивал на приглашении в Потсдам представителей Польши. Делегации западных держав попытались вначале уклониться, но советская  сторона настояла на соблюдении этого постановления Крымской конференции. Польские представители, прибыв а Потсдам, встретились с главами правительств и министрами иностранных дел трех держав и подробно изложили свою точку зрения, настаивая на установлении западной границы Польши по Одеру и Западной Нейсе.

 Советская  делегация полностью поддержала  требования польского правительства. В итоге на Берлинской конференции была установлена новая польско-германская граница по линии Одер – Западная Нейсе. Установление этой границы было подкреплено решением конференции о переселении немецкого населения, оставшегося в Польше, а также в Чехословакии и Венгрии. Однако в документах, подписанных на конференции, говорилось, что окончательное определение западной границы Польши должно произойти при мирном урегулировании. Но тот факт, что на конференции было предусмотрено выселение немцев с передаваемых Польше территорий, означал одно: решения эти окончательные.

В связи  с окончанием войны в Европе назрела  необходимость ускорения мирного  урегулирования отношений с бывшими  союзниками фашистской Германии. Делегации решили учредить Совет министров иностранных дел пяти держав (СССР, США, Англии, Франции и Китая) и в качестве первоочередной задачи возложить на него составление мирных договоров для Италии, Румынии, Болгарии, Венгрии и Финляндии. Кроме того, на Совет возлагалась подготовка «мирного урегулирования для Германии, с тем чтобы соответствующий документ был принят пригодным для этой цели правительством Германии, когда такое правительство будет образовано».

  Важное  место в работе конференции  заняло согласование политики  трех держав в отношении европейских стран, воевавших на стороне Германии, но затем порвавших с ней. Этот вопрос поставила американская делегация на первом заседании. Трумэн предложил поддержать ходатайство Италии – одного из главных союзников германского фашизма – о вступлении ее в Организацию Объединенных Наций. Он также считал желательным прекращение действия условий капитуляции Италии и замену их обязательствами ее правительства, вытекавшими из новой ситуации в стране. Против американского предложения относительно Италии выступили английские представители, считал преждевременной отмену условий капитуляции.

  Трумэн  также потребовал немедленной  реорганизации правительств Румынии  и Болгарии и подчеркнул, что  только при таком условии может  состояться их дипломатическое признание. Советская делегация, естественно, не могла согласиться с подобными требованиями, поскольку за ними скрывались попытки навязать народам Румынии и Болгарии реакционные политические режимы. Сталин подчеркнул, что облегчая положение Италии, следует одновременно решать аналогичные вопросы относительно Румынии, Болгарии, Венгрии и Финляндии, а именно – начать с восстановления с ними дипломатических отношений. Советская делегация разработала и 20 июля внесла на рассмотрение конференции соответствующий документ. Благодаря усилиям советских представителей попытки США и Англии вмешаться во внутренние  дела государств Центральной и Юго-Восточной Европы были предотвращены, что содействовало созданию благоприятных внешнеполитических условий для развития государств этого региона и укрепления их международного пользования.

 В  документах Берлинской конференции  указывалось, что правительства  СССР, США, Англии считают желательным,  чтобы с Италией, Румынией, Болгарией,  Венгрией и Финляндией были  заключены мирные договоры. Предусматривалось, что заключение таких договоров «с признанными демократическими правительствами в этих государствах» сделает возможным поддержать их просьбу о принятии в члены ООН. Было также решено, что «три правительства, каждое в отдельности, согласны изучить в ближайшее время в свете условий, которые будут тогда существовать, вопрос об установлении в возможной степени дипломатических отношений с Финляндией, Румынией, Болгарией и Венгрией до заключения мирных договоров с этими странами».

  Главы трех правительств рассмотрели вопрос о вступлении Советского Союза в  войну с Японией. Советская делегация еще раз заверила, что СССР выполнит взятые на себя обязательства и в установленный срок примет участие в разгроме дальневосточного агрессора.

  При обсуждении спорных вопросов правительство США пускало в ход и угрозу применения атомной бомбы. В день прибытия американской делегации в Берлин, она получила краткое сообщение, что рано утром успешно произведено испытание атомной бомбы. Это сразу же повлияло на позицию делегации США. 21 июля специальный  курьер доставил в Потсдам подробный доклад о взрыве. Когда на следующий день военный министр США Г. Стимсон ознакомил с ним Черчилля, тот сказал, что теперь ему понятно, почему так изменилось поведение Трумэна, занявшего жесткую позицию. Британский премьер считал полезным проинформировать о бомбе советскую делегацию и в переговорах использовать факт наличия у США атомной бомбы. Характеризуя настроения Черчилля, начальник британского имперского генерального штаба А. Брук отметил с своем дневнике: премьер уже видел себя способным уничтожить все промышленные центры и населения России.

Информация о работе Берлинская конференция