Банковская деятельность Израиля Бунимовича

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 03:27, контрольная работа

Краткое описание

Цель данной работы – изучить исторические факты становления банковской деятельности Израиля Бунимовича.
В соответствии с поставленной целью в ходе работы решаются следующие задачи:
- рассмотреть банковскою деятельность Израиля Бунимовича,
- рассмотреть благотворительную деятельность И. Б. Бунимовича.

Содержание

Введение 3
1. Банковская деятельность Израиля Бунимовича 5
2. Благотворительная деятельность И. Б. Бунимовича 11
Заключение 19
Список литературы 20

Вложенные файлы: 1 файл

ИНЖЭКОН История банковского дела Т 33.doc

— 117.50 Кб (Скачать файл)

К моменту продажи  банкирского дома его активные операции в сумме составляли 3 млн. 660 тыс. руб., из них учет векселей - 2 млн. руб. Из этого следует, что вексельная операция была основной. В пассиве 3 млн. 400 тыс. руб. составляли текущие счета и срочные вклады клиентов.После того, как Израиль Бунимович продал свой банк «Петербургскому банку», который превратил его в свое виленское отделение, Илья был назначен директором этого отделения3.

История продажи банкирского дома Израиля Беньяминовича Бунимовича в Вильно свидетельствует о том, что Петербургский Международный коммерческий банк охотно приобретал вместе с клиентелой действовавшие в крупных городах России банкирские заведения и передавал их своим отделениям.

2. Благотворительная  деятельность И. Б. Бунимовича

 

 

Историограф «литовского Иерусалима» Г. Аграновский пишет: «…в историю Вильнюса Бунимович вошел не только благодаря своему богатству, но, главным образом, благодаря своей широкой благотворительной деятельности… Он был… старостой Большой синагоги» и т.д. Профессор Бен-Цион Динур писал о нем: «…Бунимович в тринадцатилетнем возрасте поступил на службу в контору и стал крупным богачом-собственником, своего рода «гением». Бунимович сделал много добра евреям: поддерживал еврейскую торговлю, жилищное строительство и приобретение земли - этим он помог некоторой части еврейского населения покинуть переулки трущоб»4.

Ещё в 1846 году виленский  губернатор, обсуждая с подчинёнными ему чиновниками деятельность еврейских благотворительных организаций, предлагал «учредить при Виленском еврейском госпитале, по примеру христианских, еврейскую богадельню . . .»5.

Однако официальная родословная  этого учреждения начинается только с 1864 года. В документе от 1871 года мы читаем: «. . . тогда же (т.е. в 1864 году - Г. А. Аграновкий) передано было из госпиталя еврейскому обществу 22 больных и с того времени в городе Вильне, в наёмном доме, учреждена богадельня на ассигнованные собственно для неё из коробочного сбора 4 тысяч рублей . . . В настоящее время богадельня не имеет никакого устава, ни постоянного врача . . . Ныне призревается в богадельне до 75 человек . . .»6. Проект устава был подготовлен только в 1875 году. В первом пункте его говорилось: «Для призрения слабосильных и престарелых евреев обоего пола учреждается в городе Вильне богадельня на 65 кроватей в купленном для той цели доме на предместье Лукишки под № 1653». Устав был утверждён в сентябре 1878 года.

Госпиталь состоял из одного большого здания и приобретенного в 1879 г. домика, примыкавшего к главному зданию. Он имел 2 этажа и подвальные помещения, где помещалась прислуга. Кухня находилась в нижнем этаже главного здания, прачечная и сушилка там же. Бани не было, а были ванны. Ледник находился у задних ворот здания. Покойницкая состояла из одной комнаты во втором дворе главного здания. При госпитале был вначале еврейский молитвенный дом, а затем и часовня. Он имел небольшую библиотеку, которая ежегодно пополнялась медицинскими изданиями, на подписку которых отпускалось каждый год по 40 руб. Больница имела 135 штатных кроватей, но обыкновенно в ней помещалось гораздо больше больных, особенно в зимнее время.

В госпитале были следующие  отделения:

а) для острых и заразных больных: мужское и женское отделения;

б) для хронических  больных: мужское и женское отделения;

в) для хирургических  больных: мужское и женское отделения;

г) для больных сифилисом: мужское и женское отделения;

д) для глазных больных: мужское и женское отделения;

е) для психических  больных: мужское и женское отделения;

ж) родильное отделение;

з) гинекологическое отделение;

и) детское отделение;

к) временное отделение  для оспенных больных, мужское и  женское отделения7.

Сведения о начальном  периоде существования дома престарелых («Мошав Скейним») мы находим в вышецитированном документе 1871 года: « . . . Призреваемых в богадельне евреев бывает от 50 до 70 . . . До перестройки госпиталя, т.е. до 1865 года, богадельня помещалась в самом госпитале и с 1865 года находится в наёмном доме Рындзюнского при Жандармском переулке . . . (теперь это улица Иогайлос - Г. А. Аграновский)». Вскоре богадельня переехала в дом № 1653, в котором она находилась вплоть до начала Второй Мировой войны.

В начале ХХ столетия в богадельне «призревалось 107 мужчин 96 женщин, увечных и слабосильных, в возрасте от 50 до 90 лет». В богадельне был свой молитвенный дом «Мошав Скейним»8.

Управлялась богадельня Советом старейшин; как правило, это были богатые вильнюсские купцы, имевшие возможность жертвовать деньги на содержание опекаемого ими приюта. Под проектом первого устава богадельни мы видим подписи М. Рабиновича, А. Манасевича, С. Валка и др. В конце XIX - начале ХХ столетий возглавлял Совет старейшин известный вильнюсский банкир и филантроп И. Бунимович. В состав Совета входили Е. Выгодский, Х. Берлин, З. Жук и др. Совет выбирался на 3 года и состоял из 6 человек.

Израиль Беньяминович Бунимивич возглавлял Совет богадельни вплоть до конца своей жизни (1929 г.); в 1926 году было отмечено сорокалетие его деятельности в Совете богадельни и он был избран почётным президентом. В дальнейшем, вплоть до ликвидации богадельни, в состав её Совета входил представитель семьи Бунимовичей.

В конце XIX в. Израиль Беньяминович возглавил в Вильно «Общество дешевых гигиенических квартир», действовавшее под эгидой Еврейского колонизационного общества, в начале XX в. был главой попечительского совета виленского еврейского госпиталя.

Жизнь большинства вильнюсских  евреев никогда не была лёгкой. Для  материальной поддержки наиболее бедных из них в 1887 году было создано «Общество дешёвой столовой для бедных евреев», предоставлявшее своим клиентам обеды по символическим ценам. Руководитель общества, известный еврейский общественный деятель, участник 1 Сионистского конгресса в 1897 году, банкир Арье Найшуль (1857 - 1928) сообщал в июле 1907 года: «В столовой теперь обедает до 900 - 1000 человек в день». В 1920 годы в состав правления входили два представителя наиболее известной в городе банкирской семьи Бунимовичей: Израиль и его сын Тобиаш9.

Дочь И. Б. Бунимовича Зинаида вспоминала, что, когда отец выходил из дома, нередко к нему кидались евреи поцеловать руку. Решив в 1912 г. уйти от дел, он не передал банк по наследству, а раздал деньги вкладчикам, сказав: «Мне бедные евреи доверили свои деньги, и я обязан вернуть их им в целости. А что сделают мои дети, я не знаю». Согласно публикации в виленской газете «Наше время» от 22 ноября 1938 г., он раздал всем вкладчикам деньги с процентами. Но и он не остался с пустыми руками: помимо капитала суммой более двух миллионов рублей золотом, ему принадлежали несколько домов, поместий и т.д.

Свой банк, как уже говорилось выше, он продал «Петербургскому банку». Он весьма напоминал в некоторых чертах главного героя романа Мориса Дрюона «Сильные мира сего» (в частности, в отношениях с сыном Евсеем). Не только не являясь ортодоксом, но и обладая весьма широкими взглядами (даже в смешанных браках своих сыновей он выстраивал отношения с невестками на основе их личных качеств, а не в зависимости от религиозной приверженности), тем не менее, придерживался основных традиций.

Известность его в  Западном крае была столь высока, что  сын виленского губернатора Лев  Любимов, отмечая в своих мемуарах «На чужбине» сложности, с которыми сталкивался его отец в установлении линии поведения в столь «пестром» в национальном отношении городе, как Вильно, вспоминал, что тому нужно было умудриться принять в торжественные дни порознь высших иерархов православной и католической церквей и одного из богатейших людей Западного края банкира Бунимовича вместе с его красавицей-женой так, чтобы ни один из них не почувствовал себя уязвленным и не обиделся.

Бунимович получил звание потомственного почетного гражданина (его дочь Зинаида как-то вспоминала, что отцу предлагали дворянство, вероятно, баронский титул, но за это хотели денег - он отказался, заявив, что на ерунду деньги выбрасывать не собирается!), был награжден несколькими орденами, был выборщиком в Первую Государственную Думу. Бунимович жил вместе с семьей в собственном особняке на Большой Погулянке (ныне - улица Басанавичюса, дом №5), имел собственный выезд и винный погреб. От природы обладал хорошим вкусом и пониманием красоты, что сказалось и в его особняке. В доме Бунимовича проводились званые вечера (Зинаида вспоминала, что видела там читавшего свои произведения Шолома Аша). В начале первой мировой войны он вместе с женой переехал в Москву, а в его доме в оккупированном немцами Вильно было открыто офицерское собрание кайзеровской армии, что, естественно, нанесло непоправимый удар по содержимому погребов.

После оккупации Литвы  Советским Союзом и установления там большевистской власти в его  доме размещалось министерство культуры, а в его роскошном, некогда  обитом дубовыми панелями кабинете расположился сам министр.

Дом Израиля Бунимовича – это интереснейшая страница истории.

В 1909 году банкир Израиль  Бунимович перестроил свой трёхэтажный  дом в начале улицы Большой  Погулянки в четырёхэтажный. Этот дом стоял самым крупым и заметным в своей округе и соответствовал положению Бунимовича в обществе, как одного из самых богатых людей в Вильнюсе. Но в историю Вильнюса Бунимович вошёл не только благодаря своему богатству, но, главным образом, благодаря своей широкой благотворительной деятельности. Он был членом правления еврейского госпиталя, дома для престарелых, старостой Большой синагоги и т.д.

Профессор Бен-Цион Динур писал о нём: « ... Бунимович в тринадцати летнем возрасте поступил на службу в контору и стал крупным богачом-собственником, своего рода «гением». Бунимович сделал много добра евреям: поддерживал еврейскую торговлю, жилищное строительство и приобретение земли - этим он помог некоторой части еврейского населения покинуть переулки трущоб»10.

По-видимому, не случайно с началом Первой Мировой войны  в доме Бунимовича расположился ЕКОПО - еврейский комитет помощи жертвам войны. Об истории этой организации рассказывает Д. Швайлих, куратор ЕКОПО, назначенный на эту должность летом 1940 года советскими властями: «Общество ЕКОПО было основано в 1914 - 1915 гг. во время первой империалистической войны. Целью общества являлось, в первую очередь, придти с помощью беженцам. Центральный комитет общества находился в Петербурге. В Вильне же работал «Областной комитет помощи». Общество тогда содержало 169000 беженцев, большая часть которых находилась в Вильне . . . После занятия города Вильно поляками общество переменило своё название на «ИКОПО» («Israelicki komitet Pomocy»)»11. . .

В 1920 году был разработан новый устав, подписанный Ц. Шабадом, М. Шалитом и др. В 1922 году он был  утверждён польскими властями.

Как пишет далее в  своём отчёте Д. Швайлих: «До 1926 - 1927 года общество проявило широкую деятельность, отстраивая целый ряд разрушенных войной еврейских хозяйств, основывая сиротские дома, продуктивизируя провинциальное еврейское население, доставляя медицинскую помощь и т.п. После основания специальных институций (ОРТ, ТОЗ, ИЕАС) эти последние перенимали от ИКОПО соответствующие им функции, ввиду чего значение ИКОПО и его поле деятельности становится всё более и более узким. В этом же 1926 году ИКОПО начинает вести совсем новую деятельность, которая до 1 сентября является важной и почти единственной работой, проводимой обществом, а именно получает право от «Джойнта» основывать, субсидировать и проводить контроль беспроцентных касс в Виленской провинции»12.

Обществу ЕКОПО всегда придавалось большое значение, поэтому  во главе его стояли общепризнанные в еврейском мире авторитеты.

В 1922 году Совет общества возглавлял Ц. Шабад, в состав его  входили известный литератор  М. Шалит, раввины И. Рубинштейн, Х.-О. Гродзенский, С. Фрид, а в 1942 году в состав Совета вошли известные сионистские деятели: Я. Выгодский, И. Регенсбург, Г. Гершун. В 1933 году общество провело субсидирование, ревизии и проверки 89 местечковых беспроцентных касс взаимопомощи. В состав общества на 1 января 1934 года входило 907 человек. В конце 1933 года к руководству обществом пришли деятели сионистской ориентации, шабад не был избран членом Совета. Председателем Совета стал Я. Выгодский, вице-председателем и генеральным секретарём остался М. Шалит. Состав руководства почти не менялся до осени 1940 года, когда оно было ликвидировано советскими властями.

Ещё в 1921 году ЕКОПО пытался  создать при комитете эмиграционный  отдел. Но решить этот вопрос удалось  только в 1924 году. Сохранилось письмо от 27 октября 1924 года «Центрального общества эмиграции в Польше» в адрес вильнюсского старосты с информацией о том, что в Вильнюсе создаётся филиал эмиграционного общества (ИЕАС) и что создать филиал поручается М. Шалиту, И. Рубинштейну и Эл. Рудницкому. Сохранился отчёт об организационном собрании в Вильнюсе.

В 1931 году во главе Вильнюсского ИЕАС стояли те же самые руководители, что и во главе ЕКОПО: раввины  И. Рубинштейн, Х.-О. Гродзевский, С. Фрид, а также Ц. Шабад и М. Шалит.

Председателем филиала был избран М. Шалит. Помещалось Эмиграционное бюро в тех же помещениях, что и ЕКОПО.

В 1933 году эмигрировало 532 человека, а за полтора года с 1 апреля 1934 года до 1 октября 1935 года - 1140 человек. В конце тридцатых годов в состав правления кроме М. Шалита входили также С. Фрид, И. Валк, Эл. Рудницкий и Я. Выгодский. Филиал ИЕАС был ликвидирован советскими властями в сентябре 1940 года.

В доме Бунимовича находился  и популярный у вильнюссцев еврейский  музей. Он был создан ещё в 1913 году при участии А. Виршубского, Я. Выгодского, инженера Л. Френкеля и др., как одно из подразделений историко-этнографического общества любителей еврейской археологии.

В годы немецкой оккупации  работа общества прервалась и была возобновлена в 1919 году приехавшим в Вильнюс С. Анненским. В состав правления общества в 1925 году входили: председатель - М. Шалит, вице-председатель Я. Чернихов и архитектор Д. Розенхаус (автор проекта хоральной синагоги в Вильнюсе), казначей - Ц. Шабад, секретарь - П. Кон.

В 1926 году был зарегистрирован новый устав общества - оно получило название «имени Анненского».

Информация о работе Банковская деятельность Израиля Бунимовича