Африка в современных международных отношениях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 17:17, реферат

Краткое описание

С окончанием холодной войны радикально изменилась роль Африки в международных отношениях. Перестав быть ареной конфронтации Востока и Запада, этот регион утратил свое стратегическое значение в системе внешнеполитических координат ведущих держав, а опыт их политического и экономического сотрудничества с африканскими странами подвергся критической переоценке. Были предприняты шаги с целью преодоления чрезвычайно затратного характера помощи, оказываемой африканским государствам на двусторонней и многосторонней основе.

Вложенные файлы: 1 файл

Африка в современных международных отношениях.docx

— 39.59 Кб (Скачать файл)

Но контуры региональной системы безопасности выглядят пока достаточно расплывчатыми. Ее договорная структура, критерии функционирования и взаимодействия с силами ООН  по поддержанию мира носят еще  аморфный характер. Камнем преткновения для африканского миротворчества является дефицит материальных средств, а  главное, отсутствие взаимного доверия  в отношениях многих соседних государств и амбиции их лидеров.

В этой связи актуальность приобретает оказание Африке международного содействия в деле создания межафриканских миротворческих сил. Однако оно тормозится наличием определенных расхождений  между США и Францией - двумя  крупнейшими западными партнерами африканских стран.

Различия американских и  французских подходов к проблеме отчетливо проявились на проходившей  осенью 1997 г. в Дакаре международной  конференции. Франция выступает  за сохранение своего прямого военного присутствия в Западной Африке (5 военных баз) и подготовку при  участии крупного французского контингента  специального миротворческого корпуса (МАРС) из представителей семи франкоязычных  стран субрегиона. Этот план отличается от американского проекта, предусматривающего создание миротворческого корпуса иной конфигурации (АСРК). В процессе формирования АСРК уже подготовлено по батальону от вооруженных сил Сенегала и Уганды. В ближайшем будущем к ним планируется подключить также батальоны из Ганы, Малави, Мали, Туниса и Эфиопии. Таким образом, принципиальным различием французских и американских представлений о возможностях участия африканских государств в операциях по поддержанию мира на континенте является ориентация, с одной стороны, на субрегиональные, а с другой - на трансконтинентальные масштабы.

Идеи создания африканских  сил быстрого развертывания в  целом вписываются в глобальную стратегию децентрализации миротворчества. Но при их реализации необходимо обеспечить сохранение за Советом Безопасности ООН роли главного инструмента по поддержанию мира, четко определяя  в каждом конкретном случае порядок  использования военных контингентов и подконтрольность их действий ООН.

Мир и нормализация обстановки служат предварительными условиями  улучшения экономического и социального  положения на Африканском континенте. Одновременно осторожный оптимизм в  отношении преодоления военных  конфликтов во многом связан с улучшением основных показателей экономического роста, характерным в последнее  время для большинства африканских  государств.

Согласно статистическим данным МВФ, годовые темпы экономического роста в Африке составили в 1994г. 2,9%, в 1995-м - 3% и в 1996-м - 5%. Как и в  других развивающихся регионах, экономический  рост характеризовался значительной неравномерностью показателей отдельных африканских  стран. Десять стран достигли или  превысили уровень 6%, в 19 он колебался  в пределах 3 - 6%, в 23 находился на отметке 0 - 3%. В трех случаях зафиксированы отрицательные экономические показатели. Но в целом впервые за много лет постколониальной истории континента общая динамика экономического развития стала обнадеживающей. Эксперты в основном весьма оптимистичны в своих прогнозах относительно развития экономики африканских стран на ближайшую перспективу. По оценкам, на рубеже веков африканские страны в состоянии обеспечить рост ВВП на уровне 5 - 6% в год.

Хотя на фоне позитивной динамики существуют серьезные недостатки с  точки зрения критериев общего социально-экономического развития, многие африканские страны начинают в настоящее время постепенно налаживать основы рыночной экономики. Именно в этих государствах темпы  экономического роста сравнимы с  ростом населения, наблюдается некоторое  оживление экспорта, относительно низкие, по сравнению с соседями, показатели инфляции.

Наибольших успехов  добились малые страны: Маврикий, Ботсвана, Сейшельские острова, Свазиленд, Лесото и некоторые другие. Из числа более крупных стран можно отметить Гану, где темпы экономического роста достигают 4,7%, Кот-д'Ивуар -4,5%, Зимбабве - 4%. В то же время показатели экономического роста крупнейшей африканской страны - Нигерии оставляют желать лучшего (3,5%), а говорить об экономическом возрождении второго африканского гиганта - Заира пока вообще не приходится. Фактически в Африке, как и в других частях «третьего мира», сравнительно небольшие государства оказались более приспособленными к борьбе со структурным кризисом своей экономики и имеют вполне реальные шансы уже в обозримом будущем перейти к более активному участию в мирохозяйственных связях.

Темпы экономического возрождения  и перспективы политической стабилизации в Африке во многом зависят от развития интеграционных процессов в различных  регионах континента. Возобновление  существовавших ранее и заключение новых соглашений, направленных на обеспечение свободного передвижения товаров, людей и капиталов, улучшение  транспортной инфраструктуры и разработку планов введения единой валюты, несомненно, будут содействовать становлению  внутренних рынков африканских стран  и конкурентоспособности их экспорта. А успешное экономическое развитие станет основой преодоления и  многих политических разногласий.

В настоящее время интеграционные процессы активизировались на востоке, на западе и на юге континента. В  декабре 1993 г. между Кенией, Танзанией  и Угандой был заключен Договор  о восточноафриканском сотрудничестве, который ознаменовал воссоздание  после шестнадцатилетнего перерыва Восточно-Африканского сообщества. Осенью 1995 г. был дан новый импульс  деятельности существующего более 20 лет Экономического союза стран  Западной Африки (ЭКОВАС), который включает 16 государств региона. В мае 1997 г. в  Лусаке состоялся саммит представителей 19 стран Общего рынка Восточной  и Южной Африки (КОМЕСА). Продолжает действовать Конференция сообщества развития 12 государств Юга Африки (САДК). Важной тенденцией является и осуществление  с 1994 г. на регулярной основе сотрудничества между САДК и Европейским советом. Оно охватывает проблемы предотвращения региональных конфликтов, совместной борьбы с преступностью и наркомафией, развития транспортной системы, подготовки африканских дипломатов и разминирования бывших зон боевых действий.

Интеграционные процессы в разных регионах Африки идут на разных скоростях. Наиболее успешно они  осуществляются в рамках САДК. Однако общая проблема всех региональных объединений  состоит в несовершенстве их программ и недостатке внешних инвестиций. В последнее время в этом плане  наметились определенные изменения. Наряду с активизацией поиска форм многостороннего  использования приграничных ресурсов были предприняты дополнительные шаги по привлечению внешних инвестиций. В марте 1998 г. в Аддис-Абебе прошел крупный форум по инвестициям. В  октябре 1998 г. в Токио состоялась Международная конференция по развитию Африки, результаты которой будут способствовать не только увеличению физических объемов внешних ресурсов, но и диверсификации источников их получения.

Отмеченные позитивные изменения  указывают на начало постепенного выхода части африканских стран из экономического кризиса. Но перспективы расширения противодействующих кризису процессов  во многом зависят от продолжения  активной помощи со стороны мирового сообщества.

Понимание этого играет заметную роль в стратегии внешних партнеров  Африки. В 1996г. Генеральный секретарь  ООН выдвинул специальную программу, в соответствии с которой в  течение десяти лет планируется  израсходовать на начальное образование  и профилактику заболеваний на континенте 25 млрд. долл. Сохраняется, хотя и в  более скромных объемах, чем прежде, экономическая и гуманитарная помощь странам Африки и по линии двусторонних отношений.

Но все же главную роль в поисках международных решений  экономических проблем Африки играют стабилизационные программы МВФ  и ВБ. Несмотря на периодические  проявления недовольства некоторыми африканскими элитами, принципы структурной перестройки, предлагаемые МВФ и ВБ, стали основой  практически всех национальных проектов экономического возрождения и развития, претворяемых в странах континента. Примером их успешного осуществления  является современная Гана, которая  приняла предложения МВФ в 1983 г. Однако прошло 10 лет, прежде чем экономический  рост начал опережать рост населения  этой страны. Другими словами, африканские  программы международных финансовых институтов являются ведущим элементом  стратегии современных преобразований как краткосрочного, так и долгосрочного  характера. Именно они выступают  в качестве центра аккумуляции и  распределения инвестиций, призванных предотвратить социальную деградацию, с которой вплотную столкнулось  большинство африканских государств.

Во второй половине 90-х  годов ВБ скорректировал свои подходы  к выработке рекомендаций странам  Африки. Они в большей степени  учитывают встречные запросы  африканских правительств, но одновременно главный акцент переносится на эффективное  и рациональное управление.

Необходимо подчеркнуть, что содействие Африке со стороны  МВФ, ВБ и других западных партнеров  обставляется все более жесткими условиями. В частности, по мнению международных  экспертов, экономический рост в странах континента может продолжаться в случае, если оказание внешней помощи будет гарантировано странам-получателям не более чем на 10 лет и явится частью общей стратегии экономического роста на основе рынка. Тем самым ставится вопрос не только о направлениях, целях, но и о темпах структурных преобразований, а в широком смысле и о политической ответственности правящих кругов африканских стран за их успешное проведение.

Современная международная  помощь экономическому возрождению  Африки имеет множество недостатков. Ее прошлое и настоящее изобилуют  примерами неэффективности, опасных  социальных издержек. Но в кризисной  ситуации, сложившейся на континенте, она служит единственным реальным средством  выхода из тупика, преодоления наиболее драматичных проявлений отсталости и нестабильности.

Характерно, что к концу 90-х годов в результате критического анализа международной помощи африканским  странам эксперты Всемирного экономического форума в Давосе выдвинули ряд  дополнительных инициатив, указывая, в  частности, что США и Западная Европа должны открыть свои рынки  для африканских товаров, а страны-доноры - пересмотреть способы оказания финансовой помощи. Речь идет о поддержке долгосрочных научных и технологических проектов, направленных на решение проблем, которые больше всего затрагивают Африку: тропические болезни, контроль над окружающей средой, сельскохозяйственное производство и некоторые другие.

Еще одна проблема современных  международных отношений, тесно  связанных с экономической ситуацией  в Африке, - судьба долговых обязательств, взятых на себя африканскими странами в 70-е и особенно в 80-е годы. Общая  сумма африканского долга достигла ко второй половине 90-х годов 322 млрд. долл., а его обслуживание стало  непосильным бременем для большинства  стран-должников, которые расходуют  на обслуживание своего внешнего долга  от 20 до 30% экспортной выручки.

Несмотря на настойчивые  попытки африканских стран и некоторых других государств добиться полного списания их долгов или длительной отсрочки платежей, прежде всего по обязательствам перед ВБ и МВФ, международные кредиторы не пошли им навстречу. На современном этапе ВБ предполагает установить для африканских стран потолок обслуживания долга в размере 25 - 30% поступлений от экспорта. Но некоторые страны вряд ли справятся и с этим. Например, обслуживание долга поглощает 40% от экспорта Кот-д'Ивуар, а у Мозамбика внешний долг в 14 раз больше экспорта страны.

Жесткость подходов международных  финансовых институтов к проблемам  африканских долгов имеет не только чисто экономический аспект, но и  другую, менее известную сторону. Таким образом, доноры осуществляют определенный контроль за ходом реформ, а главное, ограничивают нежелательные с их точки зрения затраты должников. В условиях, когда не может быть и речи об установлении какой-либо формы иностранной опеки над нестабильными государственными структурами африканских стран, многие местные элиты проявляют отнюдь не государственный подход к расходованию получаемых извне субсидий.

Самым ярким примером является быстрый рост военных расходов в  Африке. В среднем африканские  страны до недавнего времени тратили  на военные нужды более 15 млрд. долл. в год. И хотя 2/3 этих ассигнований приходится на Египет, Ливию и ЮАР, крупные военные бюджеты имели  также Алжир, Марокко, Ангола, Эфиопия  и Нигерия, которые нестабильны  и в экономическом, и в политическом отношении. Примечательно, что 12 стран  континента расходовали на военные  нужды более 5% ВВП (среди членов НАТО таких только 4), а военные бюджеты  Ливии, Анголы, Марокко и Кабо-Верде  вообще превышали 12% ВВП.

Военные расходы поглощают  и без того ограниченные финансовые ресурсы стран Африки. Содержание одного африканского солдата обходится  в сумму, выделяемую на лечение, просвещение  и социальное обеспечение 364 человек, относящихся к гражданскому населению. Именно военные расходы явились  одной из главных причин роста  внешней задолженности Африки. По различным оценкам, доля военных  кредитов в структуре долга развивающихся  стран Африки составляет от 15 - 20% до одной трети.

В этой связи представляется, что конструктивное решение проблемы африканской задолженности может  быть достигнуто на основе дополнительной проработки, дифференцированного подхода  к положению должников и с  учетом интересов всех иностранных  кредиторов.

Для характеристики роли Африки в современных международных  отношениях необходимо отметить и некоторые  особенности политики крупнейших западных стран в отношении проблем  континента после окончания холодной войны.

Пионером в принятии новой  африканской стратегии выступили  США. В первой половине 90-х годов  была свернута американская помощь ряду диктаторских режимов (Либерии, Судана, Заира), поддержаны процессы национального  примирения в Анголе, ЮАР, Мозамбике. Одновременно США взяли курс на выдвижение на первый план экономических приоритетов  во внешней политике и расширение присутствия американских корпораций на Африканском континенте. В этой связи американская дипломатия стала  рассматривать достижение демократических  перемен в африканских странах, исходя не из формальных антикоммунистических установок, а из ориентиров устойчивого  развития и экономического роста. Поэтому  по сравнению с предыдущим периодом американская сторона стремится  подходить к решению этих проблем  с большим учетом специфики каждого  африканского государства.

Информация о работе Африка в современных международных отношениях