Архаическое и классическое искусство Древней Греции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2012 в 17:35, реферат

Краткое описание

Архаический период в истории Греции (650—480 гг. до н. э.) — термин, принятый среди историков начиная с XVIII века. Возник в ходе изучения греческого искусства и первоначально относился к этапу развития греческого искусства, в основном декоративного и пластического, промежуточному между периодом геометрического искусства и искусством классической Греции. Позднее термин «архаический период» был распространён не только на историю искусства, но и на общественную жизнь Греции, поскольку в этот период, наступивший вслед за «тёмными веками», наблюдалось значительное развитие политической теории, подъём демократии, философии, театра, поэзии, возрождение письменного языка (появление греческого алфавита взамен забытого в период «тёмных веков» Линейного письма Б).

Содержание

Введение…………………………………………………………………………2
1. Архитектура…………………………………………………………………..3
1.1. Архитектура архаического периода (VIII-VI вв. до н.э.)………………...3
1.2. Архитектура классической Греции в V веке до н.э………………………3
1.3. Архитектура классической Греции в IV веке до н.э……………………...5
2. Скульптура…………………………………………………………………….6
2.1. Скульптура архаического периода (VIII-VI вв. до н.э.)………………….6
2.2. Скульптура классической Греции в V веке до н.э………………………..7
2.3. Скульптура классической Греции в IV веке до н.э………………….........9
3. Древнегреческая вазопись…………………………………………………..10
3.1. Вазопись архаического периода (VIII-VI вв. до н.э.)……………………10
3.2. Вазопись классической Греции в V веке до н.э………………………….11
3.3. Вазопись классической Греции в IV веке до н.э……………………........12
Заключение………………………………………………………………….......13
Список использованной литературы…………………………………………..15

Вложенные файлы: 1 файл

МХК.docx

— 44.05 Кб (Скачать файл)

Институт  журналистики и литературного творчества

 

Заочное отделение

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

По дисциплине: История мировой художественной культуры 

На тему: «Архаическое и классическое искусство Древней Греции».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                          Выполнила: Ларина

                                                         Татьяна Александровна                                                 

                                                                          студентка 3 курса

                                                                          заочного отделения

 

                                          

Москва 2011г.

 

План: 
Введение…………………………………………………………………………2 
1. Архитектура…………………………………………………………………..3 
1.1. Архитектура архаического периода (VIII-VI вв. до н.э.)………………...3 
1.2. Архитектура классической Греции в V веке до н.э………………………3 
1.3. Архитектура классической Греции в IV веке до н.э……………………...5 
2. Скульптура…………………………………………………………………….6 
2.1. Скульптура архаического периода (VIII-VI вв. до н.э.)………………….6 
2.2. Скульптура классической Греции в V веке до н.э………………………..7 
2.3. Скульптура классической Греции в IV веке до н.э………………….........9 
3. Древнегреческая вазопись…………………………………………………..10 
3.1. Вазопись архаического периода (VIII-VI вв. до н.э.)……………………10 
3.2. Вазопись классической Греции в V веке до н.э………………………….11 
3.3. Вазопись классической Греции в IV веке до н.э……………………........12 
Заключение………………………………………………………………….......13 
Список использованной литературы…………………………………………..15 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Каждый период в истории культуры по-своему ценен. Но не случайно особую роль исследователи  отводят античной (особенно греческой) культуре. И литература, и искусство, и философия Древней Греции стали  отправной точкой в развитии европейской  культуры. Можно считать неоспоримо доказанным, что классовое общество и государство, а вместе с ним и цивилизация зарождались на греческой почве дважды с большим разрывом во времени: сначала в первой половине II тыс. до н.э. и вторично в первой половине I тыс. до н.

В данной работе мы рассмотрим архитектуру, скульптуру и вазопись архического и классического периода искусства Греции.

Архаический период в истории Греции (650—480 гг. до н. э.) — термин, принятый среди историков начиная с XVIII века. Возник в ходе изучения греческого искусства и первоначально относился к этапу развития греческого искусства, в основном декоративного и пластического, промежуточному между периодом геометрического искусства и искусством классической Греции. Позднее термин «архаический период» был распространён не только на историю искусства, но и на общественную жизнь Греции, поскольку в этот период, наступивший вслед за «тёмными веками», наблюдалось значительное развитие политической теории, подъём демократии, философии, театра, поэзии, возрождение письменного языка (появление греческого алфавита взамен забытого в период «тёмных веков» Линейного письма Б).

Классическая Греция (V—IV вв. до н. э.) — период высшего расцвета полисного устройства. В этот период создавались новые искусство, архитектура и наука. Развивались философия и медицина, основанные на изучении природы. Театр в этот период играл большую роль в жизни греков.

 

 

 

1. Архитектура 
1.1. Архитектура архаического периода (VIII-VI вв. до н.э.)

 

В VII-VI вв. греческие зодчие впервые после длительного перерыва начали возводить из камня, известняка или мрамора монументальные здания храмов. В VI в. выработался единый общегреческий тип храма в форме прямоугольной, вытянутой в длину постройки, со всех сторон обнесенной колоннадой, иногда одинарной (периптер), иногда двойной (диптер). Тогда же определились основные конструкционные и художественные особенности двух главных архитектурных ордеров: дорического, особенно широко распространившегося на Пелопоннесе и в городах Великой Греции (Южная Италия и Сицилия), и ионического, пользовавшегося особой популярностью в греческой части Малой Азии и в некоторых районах европейской Греции. Типичными образцами дорического ордера с такими характерными для него особенностями, как суровая мощь и тяжеловесная массивность, могут считаться храм Аполлона в Коринфе, храмы Посейдонии (Пестум) на юге Италии и храмы Селинута в Сицилии. Более изящные, стройные и вместе с тем отличающиеся некоторой вычурностью декоративного убранства постройки ионического ордера были представлены в этот же период храмами Геры на о. Самосе, Артемиды в Эфесе (прославленный памятник архитектуры, считавшийся одним из «семи чудес света»), Аполлона в Дидимах недалеко от Милета. 

1.2. Архитектура классической Греции в V веке до н.э.

В архитектуре  оформляется классический тип периптерального храма и его скульптурного декора.

В эпоху ранней классики полисы Малой Азии теряют ведущее место в развитии искусства, которое они до того занимали. Важнейшими центрами деятельности художников, скульпторов, архитекторов становятся Северный Пелопоннес, Афины и греческий Запад. Искусство  этой поры освещено идеями освободительной борьбы против персов и торжества полиса. Героический характер и повышение внимания к человеку-гражданину, создавшему мир, где он свободен и где уважается его достоинство, отличает искусство ранней классики. Искусство освобождается от тех жестких рамок, которые сковывали его в эпоху архаики, это время поисков нового и в силу этого время интенсивного развития различных школ и направлений, создания разнородных произведений.

Этапными  в развитии раннеклассической архитектуры и скульптуры стали такие сооружения, как сокровищница афинян в Дельфах, храм Афины Афайи на о. Эгина, так называемый храм Е в Селинунте и храм Зевса в Олимпии.

Ведущим типом  зданий по-прежнему оставался храм. Храмы дорического ордера активно  строятся на греческом Западе: несколько  храмов в Агригенте, среди которых выделяется так называемый храм Конкордии (в действительности Геры Аргейи), считающийся лучшим из дорийских храмов в Италии. Однако масштабы строительства зданий общественного назначения в Афинах далеко превосходят все то, что мы наблюдаем в других частях Греции. Сознательная и целенаправленная политика афинской демократии, возглавляемой Периклом, превратить Афины не только в самый могучий, но и самый культурный и прекрасный полис Эллады, сделать родной город средоточием всего лучшего, что есть в мире, находила практическое воплощение и в широкой строительной программе.

Архитектура высокой классики характеризуется  поразительной соразмерностью, сочетающейся с праздничной монументальностью. Продолжая традиции предшествующего  времени, архитекторы вместе с тем  не следовали рабски канонам, они  смело искали новые средства, усиливающие  выразительность создаваемых ими  сооружений, наиболее полно отражающие заложенные в них идеи. При строительстве  Парфенона, в частности, Иктин и Калликрат смело пошли на соединение в одном здании черт дорического и ионического ордера: снаружи Парфенон представляет типичный дорический периптер, но украшает его характерный для ионийского ордера сплошной скульптурный фриз. Соединение дорики и ионики применено и в Пропилеях. Чрезвычайно своеобразен Эрехтейон единственный в греческой архитектуре храм с абсолютно асимметричным планом. Оригинально и решение одного из его портиков, где колонны заменены шестью фигурами девушек-кариатид.

 
1.3. Архитектура классической Греции в IV веке до н.э.

Показательно, что после Пелопонесской войны  не только сократилось монументальное строительство, но и переместились  его центры: вместо Аттики ими стали Пелопоннес и Малая Азия. Павсаний, оставивший описание наиболее известных памятников Греции, самым красивым сооружением Пелопоннеса считал храм Афины Алеи в Тегее, заменивший старый, сгоревший в 394 г. Он был построен и украшен знаменитым мастером Скопасом. Интерес современников вызывала планировка Мегалополя, города, построенного аркадянами как центр Аркадского союза.

Зодчество стало  приобретать несколько иной характер: если раньше в нем ведущую роль играли храмовые сооружения, то теперь больше внимания стало уделяться  гражданской архитектуре театрам, помещениям для собраний, палестрам, гимнасиям. Новые тенденции в архитектуре выразились и в стремлении создать общеэллинский стиль койнэ; здесь происходила та же унификация, что и в языке. К выдающимся архитекторам этого времени относились Филон, Скопас, Поликлет Младший, Пифей.

Подъем переживала архитектура малых форм, имеющая  много общего со скульптурой. Ее типичным образцом может служить памятник руководителя хора Лисикрата, сооруженный им в Афинах после победа на состязаниях 335 г. Воздвигались такие сооружения обычно на частные средства.

Популярность  в IV в. культа Асклепия, бога врачевания, привела к постройке в Эпидавре (60-30е годы) замечательного архитектурного ансамбля, включающего в себя храм, стадион, гимнасий, дом для приезжающих, театр и фолос, или фимелу (концертный зал).

 
2. Скульптура 
2.1. Скульптура архаического периода (VIII-VI вв. до н.э.)

Принцип гармонической  уравновешенности целого и его частей, четко выраженный в самой конструкции  греческого храма, нашел широкое  применение и в другой ведущей  отрасли греческого искусства монументальной скульптуре, причем в обоих случаях  можно с уверенностью говорить о  социальной обусловленности этой важной эстетической идеи. Если храм с колоннадой, напоминающей ряды гоплитов в фаланге, воспринимался как модель и вместе с тем символ тесно сплоченного  гражданского коллектива, то образ  свободного индивида, являющегося неотъемлемой частью этого коллектива, воплотился в каменных изваяниях, как одиночных, так и объединенных в пластические группы. Их первые, еще крайне несовершенные  в художественном отношении образцы  появляются приблизительно в середине VII в. до н.э. Одиночная скульптура конца архаического периода представлена двумя основными типами: изображением обнаженного юноши куроса и фигурой одетой в длинный, плотно облегающий тело хитон девушки коры.

Постепенно  совершенствуясь в передаче пропорций  человеческого тела, добиваясь все большего жизненного сходства, греческие скульпторы VI в. научились преодолевать первоначально свойственную их статуям статичность.

При всем жизнеподобии лучших образцов греческой архаической скульптуры почти все они подчинены определенному эстетическому стандарту, изображая прекрасного, идеально сложенного юношу или взрослого мужчину, совершенно лишенного при этом каких бы то ни было индивидуальных физических или психических особенностей. 

2.2. Скульптура классической Греции в V веке до н.э.

На смену  ранее господствовавшим в скульптуре двум типам фигур куросу и коре приходит гораздо большее разнообразие типов; скульптуры стремятся к передаче сложного движения человеческого тела.

По скульптурам  и рельефам, украшавшим такие сооружения, как сокровищница афинян в Дельфах, храм Афины Афайи на о. Эгина, так называемый храм Е в Селинунте и храм Зевса в Олимпии, можно ясно проследить, как менялись их композиция и стиль в разные периоды при переходе от архаики к строгому стилю и далее к высокой классике, что именно характерно для каждого из периодов. Архаическое искусство создало совершенные в своей законченности, но условные произведения искусства. Задачей классики стало изобразить человека в движении. Мастер поры ранней классики сделал первый шаг по пути к большому реализму, к изображению личности, и естественно, что этот процесс начался с решения более легкой задачи передачи движения человеческого тела. На долю высокой классики выпала следующая, более сложная задача передать движения души.

Утверждение достоинства и величия человека-гражданина становится главной задачей греческой  скульптуры эпохи классики. В статуях, отлитых из бронзы или высеченных из мрамора, мастера стремятся передать обобщенный образ человека-героя  во всем совершенстве его физической и нравственной красоты. Этот идеал  имел большое этическое и общественно-воспитательное значение. Искусство оказывало непосредственное воздействие на чувства и умы  современников, воспитывая в них  представление о том, каким должен быть человек.

В скульптуре искусство высокой классики ассоциируется прежде всего с творчеством Мирона, Фидия и Поликлета. Мирон завершил искания мастеров предшествующего времени, стремившихся передать в скульптуре движение человека. В самом прославленном из его созданий -Дискоболе впервые в греческом искусстве решена задача передачи моментального перехода от одного движения к другому, окончательно преодолена идущая от архаики статичность. Полностью решив задачу передачи движения, Мирон, однако, не смог овладеть искусством выражения возвышенных чувств. Эта задача выпала на долю Фидия крупнейшего из греческих скульпторов. Фидий прославился своими скульптурными изображениями божеств, особенно Зевса и Афины. Ранние его произведения известны еще мало. В 60-е годы Фидий создает колоссальную статую Афины Промахос, возвышавшуюся в центре Акрополя.

Информация о работе Архаическое и классическое искусство Древней Греции