Армия и военное дело в Древней Греции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 11:37, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение складывания и формирования армии в Древней Греции.

Содержание

Введение
Глава I. Социально-политический строй Древней Греции и роль
армии…………………………………………………………………………..
Глава II. Состав армии Древней Греции……………………………………
2.1. Состав, организация и обучение древнегреческих армий…………..
2.2. Древнегреческая фаланга и тяжеловооруженная пехота…………...
2.2.1. Афинская фаланга……………………………………………………..
2.2.2. Спартанская фаланга…………………………………………………..
2.3. Средняя и легкая пехота……………………………………………….
2.4. Конница…………………………………………………………………
2.5. Древнегреческий флот………………………………………………….
Глава III. Вооружение армии Древней Греции………………………………
3.1. Копье и меч……………………………………………………………..
3.2. Щит……………………………………………………………………
3.3. Панцирь и доспехи…………………………………………………….
3.4. Шлем……………………………………………………………………
Заключение…………………………………………………………………..
Библиографический список…………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Др Греция.doc

— 251.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение 

Глава I. Социально-политический строй Древней Греции и роль

армии………………………………………………………………………….. 

Глава II. Состав армии Древней  Греции…………………………………… 

2.1. Состав, организация и обучение древнегреческих армий………….. 

2.2. Древнегреческая фаланга и тяжеловооруженная пехота…………... 

2.2.1. Афинская фаланга…………………………………………………….. 

2.2.2. Спартанская фаланга………………………………………………….. 

2.3. Средняя и легкая пехота………………………………………………. 

2.4. Конница………………………………………………………………… 

2.5. Древнегреческий флот…………………………………………………. 

Глава III. Вооружение армии  Древней Греции……………………………… 

3.1. Копье и меч…………………………………………………………….. 

3.2. Щит…………………………………………………………………… 

3.3. Панцирь и доспехи……………………………………………………. 

3.4. Шлем…………………………………………………………………… 

Заключение………………………………………………………………….. 

Библиографический список…………………………………………………

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность. В последние годы, как в отечественной так и в зарубежной исторической науке, проявляется интерес к истории Древней Греции, в частности к военной. Весьма актуальными являются вопросы о военной тактики, состава и вооружения Древнегреческой армии.

Историография проблемы. Отечественная историческая наука не богата работами по военной истории Древней Греции. Однако надо отметить то, что в середине XX века появляются несколько работ посвященной этой тематике. Так в 1948 году выходит монография академика ИИ. Толстого «Эллинистическая техника».1 В этой работе автор основное внимание уделяет истории возникновения и развития Греческой военной техники. Следует отметить тот факт, что академик Толстой И.И. рассматривая боевую технику, затрагивает вопросы создания и структуры Древнегреческой армии.

Фундаментальной работой по военной истории Древней  Греции среди других работ стоит  труд профессора, генерал-майора Е.А. Разина (1898 - 1964) «История военного искусства» в 4 томах.2Первые 2 вышли в 1939 году в малых тиражах. Этот труд вызвал широкий отклик среди военных руководителей как Шапошников, Тимошенко. Однако за сопоставление ряда пролетарских полководцев с историческими полководцами Разина Е.А. много и долго критиковали. Лишь спустя 16 лет в 1955 году его работа вышла в свет массовым тиражом.

Профессор Разин  Е.А. при написании своей работы опирается на марксистко-ленинскую  методологию истории. В 1 томе «Истории военного искусства» Разин пишет о военном деле Древней Греции. Отвечая на этот вопрос о возникновении греческой армии, профессор

Е. А. Разин показывал, что при первобытно-общинном строе  племена представляли собою самодействующую  вооруженную организацию, основной задачей которой являлась защита от внешнего нападения. В период разложения родового строя сначала появились временные военные объединения, которые затем превратились в дружины военачальников. Это были зачатки военной организации. С возникновением рабовладельческого общества потребовалась сила, которая могла бы держать в подчинении рабов. Такой силой стало государство, важнейшим органом которого явилась специальная вооруженная организация армия и военно-морской флот. Они же представляли и орудие для подавления выступлений своего народа и порабощения населения других стран.

Автор утверждает, что армия является орудием политики того или иного класса, поэтому  она имеет классовый характер. Это было или непосредственное вооружение господствующего класса (рабовладельческая милиция и ополчение феодалов) или сосредоточение в руках его представителей военной власти, что выражалось в классовом подходе при комплектовании армии командным составом. Он замечал, что поскольку армия является организационной силой господствующего класса, то в ходе каждой революции идет упорная борьба за эту силу. Сломив сопротивление старого господствующего класса и дезорганизовав его армию, новый господствующий класс стремится закрепить свое господство или восстановлением, реорганизацией и укреплением старых вооруженных сил, или созданием новой военной организации государства. Важнейшие особенности такой организации заключались в наличии воинской дисциплины, военной техники и форм военной организации.

В практической военной деятельности армии руководствуются военной наукой. Раскрывая законы ведения войны, она предъявляла к деятельности войск требования, вытекающие из сущности и особенностей вооруженной борьбы. Основой военной науки Древней Греции, подчеркивал Е. А. Разин, является боевая практика. Теория в свою очередь освещает путь боевой практике. Он был сторонником определения военной науки как системы знаний о закономерностях войны и способах ее подготовки и ведения в определенной исторической обстановке. Выступая против отождествления понятий военной науки и военного искусства, Е. А. Разин писал: "Это в корне ошибочно, так как военная наука является понятием более широким и всеобъемлющим, чем военное искусство. Военное искусство лишь составная часть военной науки, изучающая способы подготовки и ведения войны, операции и боя, организацию вооруженных сил, основы обучения и воспитания войск. Военное искусство включает в себя стратегию, тактику, которые находятся в тесной взаимосвязи и взаимодействии между собой"3.

Он подчеркивал, что военное искусство имеет материально- техническую и историческую основы. К материально-технической основе относил: людей, оружие, боевую технику, снабжение войск, организацию и мобилизацию войск. А исторической основой военного искусства считал военную историю, изучающую и обобщающую исторический и современный боевой опыт.

Саратовский профессор  Лаптенков В В. в своих статьях, среди которых, «Как сражалась древнегреческая  фаланга»4 рассматривает греческую армию в Греко - персидской войне. Лаптенков отмечает тот факт, что фаланга в системе построения греческой армии имела ключевую роль5.

Цель  исследования. Целью данной работы является изучение складывания и формирования армии в Древней Греции.

Из вышеуказанной  цели можно выделить следующие задачи исследования:

  • рассмотреть социально - политическую структуру Древней Греции.
  • охарактеризовать военную структуру древнегреческой армии.

Источниковая  база. В данной работе использованы работы

древнегреческих авторов как Гомер, Геродот, Ксенофонт, Фукидид, Эней.

Первые известия о военном деле у греков относятся к глубокой древности - к крито-микенской эпохе. Так, на основании одного из недавно расшифрованных памятников с острова Крита, относящихся к первой половине II тыс. до н. э., можно судить о том, что уже в те времена существовали воины, твердые (опытные) в бою, бесстрашные (смелые, дерзкие), - очевидно, профессионал6. Однако сообщения этих древнейших источников, только еще начинающих входить в научный обиход, отрывочны и не позволяют сделать определенных выводов о состоянии военного дела в крито-микенскую эпоху, и более или менее полные сведения по этому вопросу мы имеем лишь со времен Гомера, которому приписывается создание "Илиады" и "Одиссеи".7

В отличие от "Одиссеи", изображающей более  мирную картину, "Илиада" носит  определенно выраженный военный характер и воспроизводит в лице главного героя Ахилла идеал воинской доблести. Изобилуя описанием боевых действий, "Илиада" представляет собой весьма ценный источник по истории военного дела древних, поэтому не столь парадоксально мнение самих греков, что слава Гомера основана именно на его учении о военном деле.

Из вышеуказанной  цели можно выделить следующие задачи исследования:

  • рассмотреть социально - политическую структуру Древней Греции.
  • охарактеризовать военную структуру древнегреческой армии.

Источниковая  база. В данной работе использованы работы

древнегреческих авторов как Гомер, Геродот, Ксенофонт, Фукидид, Эней.

Первые известия о военном деле у греков относятся  к глубокой древности - к крито-микенской  эпохе. Так, на основании одного из недавно расшифрованных памятников с острова Крита, относящихся к первой половине II тыс. до н. э., можно судить о том, что уже в те времена существовали воины, твердые (опытные) в бою, бесстрашные (смелые, дерзкие), - очевидно, профессионал8. Однако сообщения этих древнейших источников, только еще начинающих входить в научный обиход, отрывочны и не позволяют сделать определенных выводов о состоянии военного дела в крито-микенскую эпоху, и более или менее полные сведения по этому вопросу мы имеем лишь со времен Гомера, которому приписывается создание "Илиады" и "Одиссеи".9

В отличие от "Одиссеи", изображающей более  мирную картину, "Илиада" носит  определенно выраженный военный  характер и воспроизводит в лице главного героя Ахилла идеал воинской доблести. Изобилуя описанием боевых действий, "Илиада" представляет собой весьма ценный источник по истории военного дела древних, поэтому не столь парадоксально мнение самих греков, что слава Гомера основана именно на его учении о военном деле.

Сообщая много  интересных сведений из области военного дела своей эпохи и оказав тем самым значительное влияние на развитие военной мысли в последующие времена, Гомер тем не менее не углубляется в теоретические вопросы и не делает каких-либо широких обобщений военного опыта.

Первыми теоретиками военного дела в собственном смысле слова были в Греции лакедемоняне, у которых "не было в жизни важнее заботы, чем изучать то и упражняться в том, с помощью чего они могли бы одержать над всеми верх в военном деле"8. Именно они первыми изложили в книгах выводы, к которым пришли в результате собственного боевого опыта, ими же было введено и систематическое изучение военного дела молодежью. Однако до нас ничего не дошло из их сочинений по этому вопросу.

Проблемами  военной теории занимались в Греции и философы-софисты, которые за плату обучали самым разнообразным предметам, в том числе и военным наукам, чаще всего искусству борьбы в полном вооружении - гопломахии. При этом они сообщали также необходимые сведения по тактике и другим отраслям военного дела, иногда пытались учить и стратегическому искусству. Однако теоретические рассуждения софистов по вопросам военного дела, как правило, не представляют большой ценности, поскольку в большинстве своем они были недостаточно знакомы с предметом на практике.

Весьма значительное место в истории античной военной  мысли занимают сочинения Ксенофонта. Писатель этот был знаком с военным  делом практически и притом, по всей вероятности, был весьма опытен в нем, так как участвовал в  походе персидского царевича Кира, ведшего войну против своего старшего брата Артаксеркса. После гибели Кира Ксенофонт был избран греческими наемниками одним из вождей войска, - а это едва ли было бы возможно, если бы он не пользовался авторитетом сведущего в военном деле человека. Кроме "Анабасиса", в котором описан поход Кира и возвращение греческого войска на родину, у писателя имеются еще специальные сочинения по военному делу, из которых можно заключить, что он весьма хорошо разбирался в этом вопросе. При всем том Ксенофонта нельзя считать всецело или хотя бы по преимуществу военным автором, поскольку не эта сторона человеческой деятельности более других интересует его.

Одним из профессионалов-военных  первой половины IV в. до н. э. был Эней Тактик, автор трактата "О перенесении  осады" (357 г. д.н.э.), во всяком случае, он - первый по времени из известных нам греческих писателей, сочинения которого были целиком посвящены вопросам военного дела. И хотя в смысле литературного мастерства, да и общего кругозора, автор этот уступает, например, Ксенофонту, а как военный деятель не может равняться с Ификратом, - тем не менее его большой военный опыт, нашедший отражение в трактате, и его приоритет в ряду других военных писателей античности делают Энея Тактика ценнейшим источником по истории военного искусства древней Греции и в не меньшей степени по ее социальной истории первой половины IV в. до н. э.

Дошедший до нас трактат не был единственным произведением Энея Тактика. По своему характеру трактат Энея представляет собой своего рода руководство по военному делу, хотя, разумеется, он и не излагает материала столь систематично, как это принято в подобных руководствах нового времени. В соответствии с практическими задачами сочинения автор основное свое внимание уделяет описанию встречающихся в военной практике случаев с указанием тех конкретных мер, которые следует принимать в каждом из них. Он

проявляет настолько  хорошее знакомство с материалом, который излагает в трактате, что не остается никаких сомнений в наличии у писателя собственного военного опыта; изложение отличается тщательностью в описании деталей, обилием приводимых эпизодов и иллюстраций из области военного искусства и социальной истории Греции. Вместе с тем Энею не чужды и некоторые теоретические обобщения, позволяющие сделать выводы относительно его взглядов на войну и военное дело.

Хронологические рамки исследования разграничиваются классическим периодом истории Древней Греции, то есть V - IV вв. до нашей эры.

Территориальные рамки исследования: Балканский полуостров.

Методологическая база. В основу исследования положен принцип историзма, который предполагает производить историческое познание вещей и явлений в их становлении и развитии, то есть в органической связи с порождающим их условиями.

Кроме того, в  работе были применены компаративный и проблемно - хронологический методы. Компаративный метод нацеливает историка на изучение исторического явления, как составного элемента всемирного исторического процесса, вне которой оно не может возникнуть.

Проблемно - хронологический  метод позволяет представить древнегреческую армию не однородным, а сложным, многосоставным, разнородным явлением.

 

Глава I. Социально-политический строй Древней  Греции и роль армии.

 

Древние греки  населяли Балканский полуостров, острова  Эгейского моря, прибрежную полосу Малой Азии, частично побережье Южной Италии и Сицилии. Главная историческая роль в развитии военного искусства принадлежала греческим государствам, находившимся на территории Балканского полуострова10.

Информация о работе Армия и военное дело в Древней Греции