Арабо-мусульманская культура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 21:04, контрольная работа

Краткое описание

К началу VII в. в духовной культуре Аравии произошли значительные изменения сложились единый североарабский язык и арабская буквенная письменность, появились поэты среди степняков-бедуинов, в числе которых был и легендарный «неистовый» Меджнун. Мусульманские историки предшествующий исламу период иногда называют «джахилийей», те, периодом незнания и варварства, но нельзя отрицать, во-первых, существования древнеарабской духовности, а во-вторых, ее влияния на возникновение новой религии Правда, мифология у арабов в целом не сложилась в единую систему, но отдельные этнокультурные общности имели достаточно содержательные и компактные верования.

Содержание

Доисламская Аравия. 3
Древнеарабская мифология. 3
Возникновение ислама. 3
Пророк Мухаммед, его образ и деятельность. 4
Халифат. 6
Распад халифата. 7
Распространение ислама. 8
Мусульманское вероучение. 8
Коран. 9
Мусульманский культ. 9
Основные направления в исламе. 10
Мистицизм в исламе. 10
Художественная культура исламского мира. 11
Влияние арабо-мусульманской культуры на Европу. 12
Заключение. 13
Литература: 14

Вложенные файлы: 1 файл

Арабо.docx

— 43.50 Кб (Скачать файл)

Страница 3

Халифат

После смерти Мухаммеда  во многих районах Аравии вспыхнули  сепаратистские мятежи, возглавляввл4еся  лжепророками. Подавлять их пришлось первым халифам («заместителям» пророка) которых выбирали из сподвижников Мухаммеда. Таких выборных халифов было четыре: Абу Бакр (632—634), Омар (634—644), Осман (644—656) и зять Мухаммеда Али (656—661). Объединению  арабов способствовали новый государственный  строй – мусульманская феодальная теократия (халифат) — и политика внешних завоеваний: энергия новой  веры как бы выплеснулась за пределы  полуострова. Такой политике, и это  нередко случалось в истории, соответствовали межгосударственные отношения, сложившиеся к тому времени. В частности, продолжительная война  между Византией и Ираном (602—628) истощила силы обоих государств, что  позволило арабам успешно воевать  одновременно с обоими государствами. К 640 г. они завоевали Палестину  и Сирию, чуть позже — Египет, а в 658 г. овладели Арменией и частью Грузии. Поначалу арабы сохраняли  местные порядки в покоренных странах, были веротерпимы по отношению  к христианам, иудеям, зороастрийцам, умеренно эксплуатировали население. Завоевания создали благоприятные  предпосылки для переселения  массы арабов на новые места. В  Сирии и Ираке, где арабоязычное население жило еще до завоеваний, а местное население говорило на близком к арабскому - языке  семитской группы, активно происходила арабизация культуры. В Северной Африке и Египте этот процесс шел медленнее, а поселившиеся в Иране, Закавказье и Средней Азии арабы были позднее ассимилированы местным населением.

При Османе, третьем халифе, представителе враждебного пророку  мекканского рода Омейядов, вопрос веры отошел на задний план, главной  заботой стали захват земель и  богатств, их накопление в руках  арабской аристократии. Это вызвало  оппозиционные настроения. Недовольные  политикой Омейядов сплотились вокруг Али, двоюродного брата и зятя Мухаммеда, мужа его дочери Фатимы. Сторонники Али, называвшие себя шиитами (шиа - по-арабски — группа, партия), провозгласили его единственным истинным халифом. Впоследствии они  составили особое направление ислама, распространенное в Ираке и Иране. К шиитам примкнули низы арабского  общества, и в 656 г., в ходе их восстания, халиф Осман был убит, а Али  провозгласили четвертым халифом. Не признанный аристократией, в том  числе, естественно, и родом Омейядов, Али вел себя нерешительно, старался угождать знати. Это оттолкнуло от него часть разочаровавшихся в нем  приверженцев, ставших хариджитами («ушедшими») — сторонниками сохранения общинного равенства. Гражданская  война (656—661) расколола не только арабское общество, но и мусульманскую веру: в исламе к середине УII в. оформились три направления — шиизм, движение хариджитов и суннизм, которых представлял  род Омейядов. В 661 г. Али был убит одним из хариджитов, а престол  захватил наместник из Сирии Муавия из Омейядов, род которых управлял арабским государством до 750 г Столица  халифата была перенесена в Дамаск.

Прерванные гражданской  войной, арабские завоевания при Омейядах возобновились. В халифате осуществлялись экономические и политические преобразования ожила торговля, росли города, зодчие византийской выучки строили дворцы, мечети и загородные замки. Арабский язык становился языком делопроизводства и международным для огромного  государства, находившегося одновременно в Азии, Африке и Европе. Омейяды  стали чеканить собственную монету. Для управления государством были учреждены  наместничества. Их главы – эмиры  — осуществляли на местах военную, административную и фискальную власть. Халифы, как и прежде, обладали гражданской  и духовной властью. Важным следствием арабских завоеваний было распространение  ислама на территории всего халифата.

Распад халифата.

Однако основы безмерного государства сотрясали следовавшие  одно за другим восстания, в которых  участвовали мусульмане различных  толков — сунниты, шииты, хариджиты, а также и немусульманское  население. Восстание в Харасане в 747 г., возглавляемое бывшим рабом  Абу Муслимом, вылилось в гражданскую  войну, охватившую Иран и Ирак. Повстанцы  разбили войска Омейядов, в результате к власти пришли Аббасиды — потомки  Аббаса, дяди Мухаммеда. Утвердившись на престоле, они расправились с  восставшими. Абу Муслим был казнен.

Аббасиды перенесли  столицу в Ирак, где в 762 г. был  основан город Багдад. Багдадский период известен в истории сказочной  роскошью халифов. «Золотым веком» арабской культуры называют время правления  Харун ар-Рашида (763 или 766—809), современника Карла Великого. Двор знаменитого  халифа был средоточием восточной  роскоши (сказки «Тысяча и одна ночь»), поэзии и учености, неизмеримы были доходы его казны, а империя простиралась от Гибралтарского пролива до Инда. Власть Харун ар-Рашида была неограниченной, часто его сопровождал палач, который по одному кивку халифа исполнял свои обязанности. Но халифат был  уже обречен. Такова общая закономерность развития культуры, которая, подобно  маятнику, движется от взлета к падению, а от падения к взлету. Вспомним Соломона, последнего царя объединенного  Израиля, который вел сказочный  образ жизни, но тем самым подтолкнул государство к распаду. Преемник Харун ар-Рашида в свою гвардию  набрал главным образом турок, которые  постепенно низвели халифа до положения  марионетки. Схожая ситуация сложилась  в далекой от Аравии средневековой  Японии, где начиная с XII в. власть в стране перешла к бывшим дружинникам, из которых образовался слой Мелкопоместного  дворянства — самураев. И на Руси у власти оказались варяги, призванные славянами защищать свои города от набегов кочевников. К началу Х  в. в руках Аббасидов оставались только арабский Ирак и Западный Иран. В 945 г. и эти области захватила  иранская династия Буидов, а халифу была оставлена лишь духовная власть над всеми мусульманами. Последний  халиф из династии Аббасидов был  убит монголами во время взятия Багдада  в 1258 г.

Распространение ислама.

В результате арабских завоеваний ислам пересек границы многих стран, стал религией многих народов, населявших пространства от Испании до Персидского  залива. В конце УII в. ислам проникает  в южные районы Средней Азии, на Северный Кавказ, в IХ—Х вв. — в  Волжско-камский бассейн и в  Приуралье, в IХ в. в северную и  северо-западную Индию, в глубь африканского континента.

Любая религия при своем  распространении наталкивается  на противодействие со стороны не знающего ее населения. Сказываются  и естественный консерватизм людей, и приверженность к старым, привычным  для них взглядам, нормам. Чтобы  новая религия нашла место  в умах и сердцах людей, требуется  определенная сила, пусть даже и  сила убеждения. И, конечно же, время. Но, к примеру, христианству потребовалось  три с половиной века, чтобы  утвердиться в Римской империи, а ислам через сто с небольшим  лет после смерти Мухаммеда распространился  и утвердился на территории, большей, чем Римская империя. Такой энергичный и широкий размах новой религии  может быть объяснен только силой  принуждения. действительно, идеология  раннего ислама предписывала мусульманам  участвовать в «священной» войне (джихад) с «неверными». Предписание, родившееся в годы войны Медины и  Мекки, стало основной идеей двух единых по сути процессов — арабских завоеваний и распространению ислама.

Страница 4

Мусульманское вероучение.

В сознании мусульманина понятие «ислам» отражает единство веры, государственно-правовых установлений и определенных форм культуры. Частью этого понятия является «дин»  — божественное установление, ведущее  человека к спасению. Мусульманские  теологи включают в «дин» три  основных элемента: «пять столпов  ислама», веру (иман) и благие дела (ихсан). Основные культовые предписания  ислама сформированы в форме этих столпов веры. Следование этим столпам  веры является важнейшим предписанием мусульманина.

«Пять столпов ислама»:

- исповедание единобожия (таухид) и проческой миссии Мухаммеда 

- ежедневная пятикратная  молитва (салат);

- добровольная очистительная  милостыня (закят);

- пост (саум) раз в году  в месяц рамадан; 

- паломничество (хотя  бы раз в жизни) в Мекку  (хаджж).

В Коране кратко выражены основы мусульманской веры: «О вы, которые  уверовали! Веруйте в Аллаха, Его  посланника, Писание, которое Он ниспослал  Своему Посланнику, а также в Писание, которое Он ниспослал прежде. Тот, кто не верует в Аллаха, Его ангелов, Его писания, Его посланников  и в судный день, впал в глубокое заблуждение» (4:136).

Таким образом, в исламе выделяются четыре основных предмета веры:

— в единого Бога;

— в его посланников  и Писания (всего признается пять посланников- пророков: Ной, Авраам, Моисей, Иисус и Мухаммед, завершивший  цепь пророчеств);

— в ангелов;

— в воскресение после  смерти и Судный день

В мусульманской мифологии  ангелы созданы из света, они бесполы, выполняют поручения Аллаха. Выше всех стоят Джабраил, Микаил, Израил и Исрафил. Демоны, или джинны (шайтаны), были созданы раньше людей и ведут  свое происхождение от Иблиса (Шайтана), который отказался поклониться  человеку, за что Аллах низвергнул его (7:11-13). В отместку Иблис пообещал Аллаху, что будет мешать людям  следовать по пути истины. Принято  считать, что каждый человек имеет  ангела и шайтана, побуждающих его  творить добро и зло соответственно. А на плечах человека сидят два  незримых ангела: один из них отмечает добрые, другой — злые дела, которые  зачтутся ему после смерти и в  Судный день.

Представления о загробной  жизни в мусульманском вероучении развивались под очевидным влиянием христианства. Согласно этим представлениям, все деяния людей будут учтены и взвешены Аллахом, достойные будут  отправлены в рай, недостойные —  в ад. Будет всеобщее воскресение, но перед тем — «конец света», когда в мире воцарится чудовищный Даджжал (соответствующий христианскому Антихристу). Конец его злокозненным деяниям положит Иса (в христианском вероучении – Иисус Христос). Лишь после этого судьба каждого человека решится окончательно: праведники войдут в рай, грешники — в ад. Грешников ожидают пытки и истязания, праведников — все то, о чем мечтает человек в земной жизни, в том числе и чувственные наслаждения. Особенностью мусульманской мифологии является мотив плотских утех праведников с прекрасными девами-гуриями, которые не уродуют своих тел рождением детей, а к утру восстанавливают свою девственность.

Коран.

Текст Корана (араб. куран, букв. — чтение), по представлениям мусульман, вложен в уста Мухаммеда  самим Аллахом. Арабские историки отмечают, что одна из первых попыток составления  единого для всех мусульман кодекса  по религиозным и правовым вопросам была предпринята во время правления  халифа Османа в середине YII в. Он повелел  составить все сборники изречений  и проповедей в единый текст. Эту  работу возглавил Зейд ибн Сабит, который в юности, как свидетельствует  предание, был секретарем Мухаммеда.

Текст Корана содержит 114 сур причем самые длинные суры помещены в начале книги, коротки  в конце. Все суры принято делить по месту и времени их произнесения пророком на 90 «мекканских» и 24 «мединских». Основная часть Корана представляет собой полемику в форме диалога  между Богом и противниками ислама или колеблющимися. Кроме непосредственно  религиозных и мифологических сюжетов  Коран содержит этнографические  сведения о жизни арабов, об их культуре (правила обрядности и отправления  культа), религиозно-правовые предписания  касающиеся имущественных семейно-брачных  отношений.

По объему Коран значительно  уступает Библии, он содержит меньше исторических сведений. Это можно объяснить, в  частности, тем, что во времена, когда  составлялся единый для мусульман  религиозно-правовой кодекс, происходила  арабизация народов, говоривших на языке  семитской группы, близком к арабскому, которым Ветхий Завет был известен. Все основополагающие сюжеты Корана: о сотворении мира, о грехопадении, о счастье, которое человек может  обрести лишь в раю, — схожи  с библейскими по духу. Эти сюжеты также основаны на идее предопределенности каждого поступка человека, выраженной в формуле: «На все воля Аллаха!»  Новозаветные идеалы любви практически  отсутствуют в Коране, где основным достоинством человека считается покорность.

Мусульманский культ.

В исламе нет церкви как  социального института, нет и  духовенства в строгом смысле слова, поскольку не признается какой-либо посредник между Богом и человеком. Богослужение может совершать любой  член уммы (религиозная общность людей, объект заботы и спасения Аллаха), которая  является формой социальной организации  верующих. Коран — это самосвидетельство  Аллаха, его личностный призыв; исполнение верующим культа является подтверждением свидетельства и откликом на призыв. Культ требует от верующих выполнения пяти основных обязанностей: исповедания  веры, молитвы, раздачи милостыни, поста  и паломничества («пять столпов  ислама»).

Исламский канон предписывает мусульманину совершение ежедневных молитв: на заре, в полдень, во второй половине дня, на закате солнца и с наступлением ночи. Молитве предшествует ритуал омовения (тахарат). Прочтение ее допускается  в любом месте, кроме нечистого, но лицо молящегося должно быть обращено в сторону Мекки.

Мусульманский культ включает в себя и праздники. Особенно широко отмечается праздник жертвоприношения — курбан-байрам (ид-аль-адха), или  большой байрам. Он празднуется через 70 дней после окончания поста  – уразы. Он связан с переосмысленным  в исламе библейским сюжетом готовности Авраама принести в жертву своего сына. В память об этом событии мусульманин  должен принести жертву (курбан) Аллаху — зарезать овцу, корову или верблюда. Три последние ночи перед завершением  поста тоже считаются праздничными и отмечаются по мусульманскому —  лунному — календарю (отсчет его  ведется от 15 июля 622 г., когда Мухаммед, по преданию, переселился из Мекки  в Медину). Ночь, выпадающая на 27 число  месяца рамадан (девятый месяц лунного  календаря), считается особенно священной, поскольку именно в эту ночь сорокалетий  Мухаммед услышал обращение Аллаха, проповедуемое им в течение 22 лет. Первое число месяца шавваль, следующего за месяцем рамадан, торжественно отмечается мусульманами как праздник окончания  поста — ураза-байрам. К праздничным дням в исламе относится и пятница отмечаемая еженедельно, как у евреев суббота, а у христиан — воскресенье- Она считается официальным выходным днем. Важное место, как и во всех других религиях, в мусульманстве занимает пост. Его должны соблюдать все верующие вне зависимости от возраста и состояния здоровья. Это очищение тела и духа, которому подверг себя Мухаммед, ставший благодаря этому доступным речам Аллаха.

Информация о работе Арабо-мусульманская культура