Античное наследие в культуре средних веков, Возрождения и Раннего Нового времени

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 23:26, реферат

Краткое описание

Античная культура – колыбель европейской цивилизации, прекрасное “детство человечества”, высший и по сей день художественно-эстетический идеал – классика в подлинном смысле этого слова – то есть образец для подражания, изучения, творческого переосмысления. Античная культура столь значительное и фундаментальное явление всемирной истории, что для её всестороннего обстоятельного анализа потребовалось бы написать несколько десятков томов. Подобное не под силу даже самому выдающемуся исследователю и знатоку этого вопроса. Эллинам и римлянам удалось создать невиданную раннее, а в некоторых отношениях и позже, высокоразвитую, гармоничную культуру, ставшую для европейцев архетипичной, классической.

Содержание

Введение
І Глава. Специфика отношения к античному наследию во времена Средневековья и
Возрождения.
ІІ Глава. Античные сюжеты и их интерпритация в творчестве мировых поэтов,
писателей, художников.
Заключение
Список использованой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

реферат античность.docx

— 51.64 Кб (Скачать файл)

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ, МОЛОДЁЖИ И СПОРТА УКРАИНЫ

ХАРЬКОВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ  им. В.Н.Каразина

Кафедра истории древнего мира и средних веков

Античное наследие в культуре последующих эпох

 

 

 

ЗАЧЕТНАЯ РАБОТА

на тему:

«Античное наследие в культуре средних веков, Возрождения  и Раннего Нового времени»

 

Работу выполнила:

       студентка  3 курса

            группы ИС-32

           Давидич Ю.В.

           

     Работу проверил:

                        канд. ист. наук, доцент

      Мартемьянов  А.П.

 

 

Харьков - 2012

    Содержание

     Введение

     І Глава. Специфика отношения к античному наследию во времена Средневековья и

                     Возрождения.

    ІІ Глава. Античные сюжеты и их интерпритация в творчестве мировых поэтов,

                    писателей, художников.

    Заключение

    Список использованой  литературы

 

Введение 

Античная  культура – колыбель европейской  цивилизации, прекрасное “детство человечества”, высший и по сей день художественно-эстетический идеал – классика в подлинном  смысле этого слова – то есть образец для подражания, изучения, творческого переосмысления. Античная культура столь значительное и фундаментальное явление всемирной истории, что для её всестороннего обстоятельного анализа потребовалось бы написать несколько десятков томов. Подобное не под силу даже самому выдающемуся исследователю и знатоку этого вопроса. Эллинам и римлянам удалось создать невиданную раннее, а в некоторых отношениях и позже, высокоразвитую, гармоничную культуру, ставшую для европейцев архетипичной, классической.

Античная культура сделала  огромный вклад в мировую культуру. Именно она создала тот особый способ отношения человека к космосу, обществу и к самому себе, который предопределил судьбу западного мира. Именно благодаря этому способу отношения человека к миру, античность понимается как синоним классического, непревзойденного образца в скульптуре, архитектуре, литературе, ораторском искусстве, философии и других сферах творческой деятельности. Этот же способ отношения человека к миру определил высочайшую гуманистическую ориентацию всей системы ценностей античного мира, к которой обращались все великие мыслители, поэты, писатели, художники и музыканты.

 

 

 

 

 

 

 

І Глава.  Специфика отношения к античному наследию во времена Средневековья и Возрождения.

Античность… Лично для  меня – это что-то таинственное и  загадочное, величественное и грандиозное. Эпоха Античности занимает особое место в истории Европы. Наверное, не существует ни одного народа, ни одной страны, в культуре которых античность в той или иной мере  не оставила бы свой след.  А как относились к античному наследию во времена Средневековья, Возрождения, Раннего  Нового Времени мы попытаемся выяснить сейчас.

Средние века – это романтическая  эпоха в истории человечества, которая охватывает более тысячи лет. Это - великолепные рыцари в блестящих доспехах, дамы сердца, турниры, замки. Средневековье – эпоха господства обычая, традиции, уважения к “седой старине”. К новшествам в народе сплошь и рядом относились с подозрительностью, а церковь, которая контролировала многие стороны жизни общества, нередко видела в новых идеях ересь, отход от истинной веры, и сурово наказывала еретиков. 

В это время для основной массы Европы античность ушла в прошлое. Хранителями античного наследия  оставались высокопоставленные чиновники  и сохранившиеся интеллектуалы.  Для элиты средневековой Европы стояла важная задача, а именно: определиться с местом античного наследия. Старой культуры уже не существовало , а  новая только формировалась. В Раннем Средневековье существовало два  направления. Первое направление представляли малообразованные церковники, которые  не рассматривали античность как  позитивное явление в истории  их современности. Второе – немногочисленная часть высокоразвитых людей из числа  священничества, которые стремились сохранить античное наследие для  потомков.

В эпоху Средних веков  мы наблюдаем идеологическую борьбу церкви с любыми проявлениями античности. Особую опасность христианские теологи видели в античной философии. Тертуллиан , например, говорил, что философы являются патриархами ереси. Но, всё же , средневековой церкви пришлось обратиться к античности.  Оказалось, что без отдельных элементов античного наследия христианское учение было бы непонятным. Хоть на словах многие теологи отвергали античную философию, на самом деле при разработке догматов веры широко использовали позднеримскую философию.

Стремление согласовать  христианскую идеологию с традициями античной культуры проявилось в деятельности Боэция (480—525) — философа, поэта, политика Остготского королевства. В его  трактате «Об утешении философией»  сохранились сведения об астрономии Птолемея, механике Архимеда, геометрии  Эвклида, музыке Пифагора, логике Аристотеля.

Использование церковью отдельных элементов светского знания античности наблюдается в организации церковных и монастырских школ, необходимых для обучения духовенства. Но надо заметить, что античное наследие было воспринято лишь в том обедненном виде, в котором оно существовало в поздней Римской империи, использовалось односторонне и тщательно согласовывалось с христианскими догмами. Первая попытка свести воедино элементы античных знаний, приспособив их для нужд церкви, была сделана еще в V в. Марцианом Капеллой. В книге «О браке Филологии и Меркурия» он дал краткое изложение тех предметов, которые лежали в основе обучения в античной школе и были известны под названием «семи свободных искусств».                          В VI в. Боэций и Кассиодор разделили эти «семь искусств» на две ступени обучения: низшую — так называемый тривиум: грамматика, риторика и диалектика — и высшую — «квадривиум»: геометрия, арифметика, астрономия и музыка. Эта классификация сохранилась до XV столетия. В школах, позднее в университетах, риторика преподавалась по Цицерону, диалектика — по Аристотелю. Сочинения Пифагора и Эвклида лежали в основе изучения арифметики и геометрии, Птолемея — в основе астрономии. Таким образом,  можно сказать , что отношение к античному наследию в эпоху Средних веков было двлояким.

В эпоху Возрождения античное наследие стало пониматься по-новому. Это объяснялось возникновением широкого общественного интереса к культуре,  а именно к наукам и искусству, основы которых были заложены античной культурой. Возрождались философия и естествознание, литература и театр. Кончился, наконец, тысячелетний гнет католической церкви, отвергавшей и извращавший античную культуру.1

В период Ренессанса возрождается античный идеал человека, понимание  красоты как гармонии и меры, реалистический язык пластических видов искусства  в отличие от средневекового символизма. Практическое, житейское мировосприятие древних было более притягательным, разнообразным и доступным, чем  построения средневековых схоластов. Художников, скульпторов и поэтов Возрождения привлекают сюжеты античной мифологии и истории, древние  — греческий и латинский языки.

Огромную роль в познании античности и в широком распространении ее идей играли гуманисты эпохи Возрождения. Изучение гуманистами трудов античных авторов воспитало привычку к мышлению, к исследовательской, наблюдательской, изучающей работе ума. И новые научные труды вырастали из лучшего понимания ценностей древности и одновременно превосходили их. Восстановление античного наследия и началось с изучения древних языков. С конца XIII века гуманисты начали активно изучать греческий язык, а на латинском языке — классическом языке Цицерона, Горация, Сенеки — были написаны труды гуманистов. Латынь стала языком эпохи Возрождения.

Гуманистами была проделана  большая работа в сфере восстановления забытых трудов греческих и римских  авторов. Они копались в старых рукописях и книгах, составляли коллекции древностей, устанавливали подлинные тексты вместо искаженных в эпоху Средневековья. Большая часть текстов античных авторов, которыми располагает современная наука, была выявлена именно гуманистами. Большую роль в распространении античного наследия сыграло изобретение и распространение книгопечатания. Важно отметить, что античные рукописи и памятники были не мертвыми вещами, но подлинно учителями, помогавшими открыть самого себя, «это не камни, дерево и бумага, а материал для возведения памятника собственной личности»2

Основание в середине ХV века во Флоренции Платоновской Академии во главе с Марсио Фичино свидетельствует о том, что большой интерес вызывала в гуманистови античная философия.  Почитание Платона было здесь превращено почти в религиозный культ. Таким образом, преемственная связь Возрождения с античностью очевидна.3

Также гуманисты занимались тем, что откапывали обломки колонн и статуй, барельефы и драгоценную утварь. В спасённых рукописях, в вырытых статуях и барельефах изумлённой Европе открылся новый мир, доселе неведомый - античная культура с её идеалом земной красоты, глубоко человеческой и осязаемой. Этот мир рождал в людях великую любовь к красоте мира и упорную волю познать этот мир.4

Таким образом, можно сказать, что обращение к античному наследию является важной особенностью культуры Ренессанса.

Во времена Раннего  Нового времени при восприятии культуры мыслители обращались к наследию античности.  В античном наследии , в его образцах, памятниках они  искали примеры для изучения и  подражания.  Сближение с античностью в основах понимания культуры позволило освоить и античное наследие более полно, чем это сделало Средневековье. Заново читаются тексты Аристотеля, Цицерона, Плутарха, Лукиана, уточняются их переводы, заново осмысливаются этические и эстетические каноны.

ІІ Глава. Античные сюжеты и их интерпритация в творчестве мировых поэтов, писателей, художников.

Античное наследие оказало  значительное вличние на творчество многих всемирно известных поэтов, художников, скульпторов и т.д.  Античность не обошла и Данте    Алигьери, который является итальянским  поэтом и создателем «Божественной  комедии». «Божественная комедия» Данте пропитана античностью.  В ней кроме Вергилия, мы находим многочисленные образы античных поэтов (Гомер, Гораций, Овидий, Лукан), античной мифологии (все устройство подземного мира, кентавры, судьи Эак, Радамант и Минос, знаменитый Одиссей) и истории (Брут и Кассий как противники императорской власти оказываются в пасти у сатаны).5 В «Трактате о народном красноречии» Данте говорит: «Чем больше мы подражаем античникам, тем лучше становится наша поэзия».

Страстным поклонником античности был и величайший лирический поэт Франческо Петрарка. С античность он познакомился, читая Вергилия, которого он называл своим братом, а Юлия Цезаря – отцом. О Петрарке говорят, что он «умер с античностью». Это объясняется тем, что жизнь его оборвалась при создании труда, посвященному Цезарю.

Петрарка большое значение придавал своим философским и полемическим трактатам, написанным на латинском языке. Самым большим по объему философским произведением является трактат «О средствах против превратностей судьбы». Он посвящен отдельным вопросам практической морали, по отношению к которой гуманист старается примирить воззрения древних стоиков с христианским учением. Трактат состоит из 253 диалогов, в которых наряду с другими проблемами человеческой жизни обсуждаются и проблемы дружбы. Уже в выборе этой темы можно усмотреть влияние древних авторов. На тему дружбы написаны оба сочинения Аристотеля по этике; трактат Цицерона «О дружбе»; об отношениях с друзьями неоднократно рассуждал Сенека в «Нравственных письмах к Луцилию»; о дружбе писали почти все античные поэты.6

Петрарка в своем трактате интерпритирует выражения древних поэтов. Например, он пишет : «Верный друг познается в несчастьях». А в древнейшего римского поэта Энния это выражение звучит так:

Пока ты будешь счастлив, много друзей будешь насчитывать.

         Настанут мрачные времена — останешься один.

Большое влияние на Петрарку оказал Сенека. Идеалы стоиков были весьма близки мировоззрению великого гуманиста, который очень часто обращается к этическим сочинениям этого римского писателя. Представляется, что именно у Сенеки Петрарка заимствовал такой прием, как быстрый переход от живого примера к патетическому рассуждению. 7

  Наряду с Петраркой,  другим величайшим деятелем раннего  итальянского Возрождения был  Джованни Боккаччо, главным произведением которого является "Декамерон", написанный приблизительно в 1353-1354 гг. Ряд сюжетов этого произведения заимствованы в античных авторов, в часности у Апулея. Также черты античной культуры видим в "Фьезоланских нимфах"  - самом поэтическом из всех произведений Боккаччо. Здесь нимфы представлены  простодушными и здоровыми сельскими девушками, истинными дочерями природы. Венера дана в упрощенном и очеловеченном виде, особенно когда она является Африко в необычном, с точки зрения античной мифологии, виде - с "младенцем" Амуром на руках, словно привычная для народной фантазии Мадонна. Таковы же чувства главных персонажей - необычайно простые и искренние, лишенные какой бы то ни было приподнятости или сентиментальности. Впервые в новой европейской литературе Боккаччо изобразил материнское чувство, всецело овладевающее душой молодой женщины. 8

Информация о работе Античное наследие в культуре средних веков, Возрождения и Раннего Нового времени