Антиалкогольная кампания в СССР 1985

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2015 в 15:46, контрольная работа

Краткое описание

Во все времена одной из наиболее животрепещущих российских проблем являлась проблема массового алкоголизма.
Антиалкогольная кампания 1985-1988 гг., начатая Михаилом Горбачевым, — один из самых важных примеров борьбы с пьянством и алкоголизмом в истории. Эта кампания до сих пор остается предметом споров. Более половины опрошенных ВЦИОМом в 2005 г. (58%) в целом позитивно оценивают антиалкогольную кампанию Горбачева. Более трети опрошенных (37%) оценивают ее как ошибочную с самого начала.

Содержание

Введение………………………………………………………………………
3
1. Антиалкогольная кампания 1985 года…………………………………..
5
2. Влияние кампании на экономику……………………………………….
9
3. Результаты антиалкогольной кампании…………………………………
12
Заключение………………………………………………………………….
16
Список литературы………………………

Вложенные файлы: 1 файл

истор россии копия.docx

— 497.50 Кб (Скачать файл)

Первый секретарь Крымского обкома КПСС Виктор Макаренко подтверждает слова Погребняка. По его словам, «Лигачев требовал уничтожить виноградники как первооснову производства алкогольной продукции. Он настаивал даже на ликвидации знаменитой винотеки „Массандры“. Только личное вмешательство Щербицкого спасло её»[8].

Сам же Лигачёв в своём интервью 2010 года выступил с опровержением вырубки виноградников по указаниям «сверху», заявил, что сама кампания и он в связи с ней были оболганы, в том числе, что «Лигачёв, отдыхая в Крыму, приехал в Массандру и лично закрыл винзавод. Один из руководителей от горя скончался. Хочу заявить: Лигачёв никогда в Массандре не был».

По некоторым данным, было уничтожено 30 % виноградников, по сравнению с 22 % во время Великой Отечественной войны. Согласно материалам XXVIII съезда Компартии Украины, на восстановление потерь уничтоженных 265 тыс. виноградников необходимо было 2 млрд рублей и 5 лет.[2] 

 Однако инициатор кампании Егор Лигачёв утверждает, что в 1985 (в начале кампании) году площади виноградников составляли 1 млн 260 тысяч гектаров, в 1988 году (после её завершения) — 1 млн 210 тысяч гектаров, соответственно сбор винограда — 5,8 и 5,9 млн тонн. Михаил Соломенцев в интервью 2003 года на вопрос «Почему же на юге России, в Крыму и в Молдавии были вырублены многие виноградники?» отвечал: «У нас произрастало 92 % винограда технических сортов и лишь 2 % — столовых. Было рекомендовано поднять производство столовых сортов винограда. А очистка-вырубка лозы идет постоянно. Если до постановления вырубалось 75 тыс. гектаров виноградников, то после — 73 тыс.»[2].

Михаил Горбачёв утверждает, что не настаивал на уничтожении виноградников: «То, что лозу повырубали, это были шаги против меня». В интервью 1991 года утверждал: «Закоренелого трезвенника из меня в период антиалкогольной кампании пытались сделать» [3]

Самая большая потеря заключалась в том, что были уничтожены уникальные коллекционные сорта винограда. Например, был полностью уничтожен сорт винограда «эким-кара», компонент знаменитого в советские годы вина «Чёрный доктор». Особо жёстким гонениям подвергалась селекционная работа. В результате травли и ряда безуспешных попыток убедить Михаила Горбачёва отменить уничтожение виноградников покончил с собой один из ведущих учёных-селекционеров, директор Всесоюзного научно-исследовательского института виноделия и виноградарства «Магарач» доктор биологических наук профессор Павел Голодрига [2].

Резко осложнились отношения со странами СЭВ — Венгрией, Румынией, Болгарией, большая часть вина в которых производилась для экспорта в СССР.Внешторг отказался закупать вино в этих странах, предложив компенсировать упущенную выгоду другими товарами.

 

 

 

    1. Результаты антиалкогольной кампании

Официально зарегистрированные среднедушевые продажи спиртного в стране за годы антиалкогольной кампании снизились более чем в 2,5 раза. В 1985—1987 годах уменьшение государственной продажи алкоголя сопровождалось ростом продолжительности жизни, ростом рождаемости, сокращением смертности. За время действия антиалкогольного постановления рождалось в год по 5,5 миллионов новорождённых, на 500 тысяч в год больше, чем каждый год за предыдущие 20-30 лет, причём ослабленных родилось на 8 % меньше. Ожидаемая продолжительность жизни мужчин увеличилась на 2,6 года и достигла максимального значения за всю историю России, снизился общий уровень преступности [7]

 

 

Рисунок 3.1- График продажи алкоголя на душу населения в год

 

Рисунок 3.2-  Ожидаемая продолжительность жизни в России

 

Сокращение смертности по сравнению с прогнозируемой линией регрессии без учёта кампании составляет 919,9 тысячи у мужчин (1985—1992 годы) и 463,6 тысячи у женщин (1986—1992 годы) — всего 1383,4 тысячи человек или 181±16,5 тысяч в год [8]

Рост потребления «нелегального» алкоголя не компенсировал падения потребления алкоголя «легального», в результате чего реальное сокращение общего потребления алкоголя всё-таки наблюдалось, что и объясняет те благотворные последствия (снижение смертности и преступности, рост рождаемости и ожидаемой продолжительности жизни), которые наблюдались в ходе проведения антиалкогольной кампании [9].

Направленная на «моральное оздоровление» советского общества, антиалкогольная кампания в реальности достигла совершенно иных результатов. В массовом сознании она воспринималась как абсурдная инициатива властей, направленная против «простого народа»[11].

 Для лиц, широко вовлечённых  в теневую экономику, и партийно-хозяйственной элиты (где застолье со спиртным было номенклатурной традицией) алкоголь по-прежнему был доступен, а «доставать» его были вынуждены рядовые потребители.

Уменьшение продаж алкоголя нанесло серьёзный ущерб советской бюджетной системе, поскольку ежегодный розничный товарооборот в среднем сократился на 16 млрд рублей [13].

Урон для бюджета оказался неожиданно велик: вместо прежних 60 млрд рублей дохода пищевая промышленность принесла 38 млрд в 1986 году и 35 млрд в 1987. До 1985 года спиртное давало около 25 % поступлений в бюджет от розничной торговли, за счёт высоких цен на него удавалось дотировать цены на хлеб, молоко, сахар и др. продукты. Убытки от сокращения продажи спиртного компенсированы не были, к концу 1986 года бюджет, фактически, рухнул.

Одновременно она мощно стимулировала рост теневой экономики. В. Ф. Грушко(бывший первый зам. Председателя КГБ СССР) в своих воспоминаниях «Судьба разведчика» следующим образом комментировал итоги антиалкогольного похода:

мы получили целый букет проблем: астрономический скачок теневых доходов и накопление первоначального частного капитала, бурный рост коррупции, исчезновение из продажи сахара в целях самогоноварения… Короче, результаты оказались прямо противоположными ожидаемым, а казна недосчиталась огромных бюджетных сумм, возместить которые оказалось нечем.


 

Массовое недовольство кампанией и начавшийся в 1987 году в СССР экономический кризис  вынудили советское руководство свернуть борьбу с производством и потреблением алкоголя. Хотя указы, ограничивавшие продажу и потребление алкоголя, не были отменены (например, формальный запрет на продажу алкоголя до 14 часов был отменён только 24 июля 1990 года постановлением Совмина СССР N 410), активная пропаганда трезвенности была прекращена, а продажи алкоголя пошли вверх. По оценкам, среднее потребление спиртного на душу населения заметно превысило исходный уровень к 1994 году, что привело в результате к совершенно катастрофическому росту смертности в России [9].

В 2005 году, по случаю 20-летия антиалкогольной кампании, Горбачёв в одном из интервью заметил: «Из-за допущенных ошибок хорошее большое дело закончилось бесславно».

Таким образом, оппоненты антиалкогольной кампании считают, что она страну от пьянства не спасла, но отучила от хороших и качественных напитков (всего лишь за один год действия кампании)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

К положительным последствиям можно отнести:

  • Оздоровление нации
  • Пропаганда здорового образа жизни (СМИ)
  • Сокращение смертности
  • Снижение на 20-30% количества прогулов, числа травм на производстве и в быту
  • Сокращение числа сердечно-сосудистых заболеваний, а так же, что важно, количества совершаемых преступлений.
  • Руководители, выпивавшие как на рабочем посту, так и дома, были отстранены от работы.

 Что же касается  минусов:

  • Сокращение количества выпускаемой алкогольной продукции повлекло за собой самогоноварение. (Однако, если перед началом антиалкогольной кампании на душу населения приходилось 10-11 литров, то по проведении кампании цифры снизились до 6 литров).
  • Огромные очереди и, как следствие, общественное недовольство.
  • Процветание теневой экономики
  • Вырубка   виноградников 
     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Список литературы

 

    1. Гайдар Е.Т. Гибель империи. 2-е изд., испр. и доп.-М.:РОССПЭН. «Горбачев Михаил Сергеевич». [Электронный ресурс]:

http://lawtoday.ru/razdel/prav-rossia/gorbachev.php

    1. Заиграев Г.Г. Борьба с алкоголизмом. [Электронный ресурс]: http://www.koob.ru/zaigraev_g/borba_s_alkogolizmom
    2. Карплюк А. Егор Лигачев: Я готов к застолью, но всегда всем существом ненавидел, когда злоупотреблялось, и горжусь, что участвовал в антиалкогольной кампании//Интерфакс// 2011, [Электронный ресурс]: http://demoscope.ru/weekly/2005/0201/gazeta05.php
    3. Левичев А. Самогон – самый народный алкоголь. [Электронный ресурс]:http://inpinto.com/articles/krepkie_napitki/samogon_samyy_narodnyy_alkogol/
    4. Народное хозяйство РСФСР в 1985 г.: Статистический ежегодник / ЦСУ. – М.: Статистика, 2010
    5. Народное хозяйство РСФСР в 1985 г.:Статистический ежегодник / ЦСУ. – М.: Статистика, 2012
    6. Народное хозяйство СССР в 1989 г.: Стат. ежегодник / Госкомстат СССР. –М.: Финансы и статистика, 2009 
    7. Немцов А. Смертность до и после алкогольной кампании. [Электронный ресурс]: http://demoscope.ru/weekly/2013/0567/tema04.php
    8. Немцов А Сколько жизней россиян спасла антиалкогольная кампания 1980-х годов? [Электронный ресурс]: http://demoscope.ru/weekly/2006/0263/tema03.php
    9. Николаев А.В. Антиалкогольные кампании XX века в России // Вопросы истории, № 11, Ноябрь 2008
    10. . О некоторых негативных явлениях в борьбе с пьянством и алкоголизмом см.: Известия ЦК КПСС. 1989. № 1 Президиум Верховного

Совета РСФСР. Указ «О мерах по усилению борьбы против пьянства и алкоголизма» [Электронный ресурс]: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=ESU;n=18871

    1. Антиалкогольная кампания Горбачева: забота о здоровье нации или политическая ошибка? [Электронный ресурс]: http://lib.rus.ec/b/362185/read
    2. Травин Д.Я. Очерки новейшей истории. Книга первая: 1985-1999//Норма//СПб. 2010.
    3. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 16 мая 1985 года «Об усилении борьбы с пьянством» » [Электронный ресурс]:http://zakon.law7.ru/base19/part2/d19ru2348.htm
    4. Шлейгер Л.И. Полвека с вином. [Электронный ресурс]: http://www.vini-viti.narod.ru/40ansv.htm 1Николаев А.В. Антиалкогольные кампании XX века в России // Вопросы истории, № 11, Ноябрь 2008, C. 67-78
    5. Заиграев Г.Г. Борьба с алкоголизмом. [Электронный ресурс]: http://www.koob.ru/zaigraev_g/borba_s_alkogolizmom 5 Там же. 6
    6. Президиум Верховного Совета РСФСР. Указ «О мерах по усилению борьбы против пьянства и алкоголизма» [Электронный ресурс]: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=ESU;n=18871  
       
       
       
       
       
       

 

 

 

Приложение А

 

Почтовая марка посвященная Антиалкогольной компании. 1985 г.

 

Антиалкогольный плакат времен "перестройки" в СССР.

 

 


Информация о работе Антиалкогольная кампания в СССР 1985