Анализ статьи: М. Э. Матье «Проблема изучения книги мертвых»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 16:03, научная работа

Краткое описание

Ознакомившись с данной научной статьей, я определила основные части работы Матье: введение, основная (информационная) часть и заключение.

Введение представляет собой краткую историческую справку, рассказывающую об изучении книги мертвых более ранними поколениями ученых. Далее следует постановка основного вопроса: можно ли установить содержание этого ритуала?
Автор замечает, что попытки изучать Книгу мертвых в целом крайне редки и большинство исследователей касается отдельных ее глав, ее словарного запаса, имеющихся в ней мифологических элементов, гимнов и т.п. Также он ставит под вопрос само определение Книги Мертвых.

Вложенные файлы: 1 файл

научна работа.docx

— 22.49 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Саратовский государственный  университет имени Н. Г. Чернышевского»

 

Кафедра истории средних  веков

 

 

 

Анализ статьи: М. Э. Матье «Проблема изучения книги мертвых»

 

 

 

 

 

 

 

 Выполнила студентка

  III курса 321 группы

 дневного отделения

 специальности СКСиТ

 Литвиненко В.И.

Проверила:

Зайцева Е.В.

 

 

 

 

 

Саратов 2012

Ознакомившись с данной научной  статьей, я определила основные части работы Матье: введение, основная (информационная) часть и заключение.

 

Введение представляет собой  краткую историческую справку, рассказывающую об изучении книги мертвых более  ранними поколениями ученых. Далее  следует постановка основного вопроса:   можно ли установить содержание этого ритуала?

Автор замечает, что попытки изучать Книгу мертвых в целом крайне редки и большинство исследователей касается отдельных ее глав, ее словарного запаса, имеющихся в ней мифологических элементов, гимнов и т.п. Также он ставит под вопрос само определение Книги Мертвых.

Говоря о типе этого  документа, современные ученые-египтологи придерживаются мнения, что «этот сборник текстов является "путеводителем" для души умершего в ее странствии в потустороннем мире».1 Однако в процессе написания статьи, автор предоставляет другое определение Книги Мертвых: «Ритуальное назначение изречений Книги мертвых подтверждается и перечислением лиц, которые должны были говорить эти изречения. Так, во введении к 18 главе в папирусе Ани прямо говорится, какие обращения к богам произносят до очереди жрец "инмутеф" и жрец "самереф"»2. Наличие подобных указаний вполне естественно в тексте, являющемся руководством для совершения ритуала, но совсем неуместно для "путеводителя" по загробному миру.

 

Основная часть статьи – это перечисление и описание малоизвестных или двусмысленных указаний и обрядов, указанных в книге мертвых. В связи с тем, что Книга Мертвых была многократно переписана и дополнена в ней существует множество непонятных терминов и глав. Так, например, «моления Пахери содержат просьбы о надлежащем погребении, чтобы стать живой душой, о получении хлеба, воды и дыхания в потустороннем мире, о возможности превращения его души в феникса, ласточку, сокола и цаплю, о переезде через поток в загробном мире, о получении жизни вторично»3.Этот отрывок из гробницы Пахери встречается и в других гробницах, как в более ранних, так и более поздних, но выраженный другими словами.Этим автор доказывает, что изучая книгу частями, исследователи упускают основную суть религиозного обряда.

Кроме вопроса о терминологии и смысловой структуре древнеегипетского  документа, автор так же делает акцент на том, что сложность в понимании Книги Мертвых заключается так же и в разнообразии нумерации глав книги. «Несмотря на свою общеизвестную условность, нумерация глав, принятая еще Лепсиусом и продолженная после него, все-таки заслоняет от нас их содержание, и от нее следовало бы отказаться. Нет сомнения, что если бы мы называли главы Книги мертвых не номерами, введенными египтологами, а названиями, данными им египтянами, то тематическая близость многих списков Книги мертвых выступила бы гораздо яснее, чем это выглядит теперь.»4.

 

Подводя итог, автор, приводя примеры из древних свитков, признает, что они являлись своего рода оберегами для умерших египтян и были не столько “путеводителем” для душ, столько письменным заверением ритуальных молитв жрецов. «Произнесенные в день погребения заклятия, пропетые гимны, совершенные действа (подчас с восковыми или глиняными подобиями умершего, моделями лодок, рисунками помещений преисподней и т.п.) - все это должно было считаться магически закрепленным, если в погребальной камере оставался еще свиток папируса с изображением и записью всего того, что составляло суть обряда».5 Это условие, по мнению автора, является основополагающим в основном вопросе научной статьи, ведь именно из за неточностей в свитках книги создается трудность ее целостного восприятия. Предполагая, что свитки писались для погребения вместе с мумией, он делает вывод,  что в зависимости от знатности умершего различалось и содержание свитков.

 

Вопросы, поднятые автором безусловно являются широко обсуждаемыми и актуальными в египтологических кругах. И автор высказывает свое неординарное мнение о происхождении Книги Мертвых и ее основном предназначении. Он использует различные источники, чтобы доказать то что этот исторический документ даже в наши дни не изучен полностью.

 

Автор в своей статье неоднократно прибегал к использованию основного источника его вопроса – к Книге Мертвых. Наравне с ней он использовал и исследования специалистов по Текстам саркофагов и пирамид, а также и свой собственные знания по этому вопросу.

В тексте есть ссылки на Тураева, Тейлора и Гриффита, а также использует переведенную и отредактированную версию Книги Мертвых авторства У.Баджа.

Так же он использовал не переведенные на русский язык исследования:

Buhl, 1959 - Buhl M.L. The Late Egyptian Anthropoid Stone Sarcophagi. Kobenhavn, 1959. 

Davis, 1908 - Davis Th. M. The Funeral Papyrus of Ioulya. L., 1908

В основном автор использует работы для подкрепления своих слов. Но более подробно ознакомившись с текстом работы я поняла, что он использует исследования ученых и с противоположным ему мнением: так он более полно раскрывает смысл дискуссии. Тем не менее, все источники, использованные в работе являются надежными и достоверными.

 

Выбор автором темы для  научной статьи несомненно интересен и оригинален, ведь несмотря на то, что Книга Мертвых известна даже не посвященным в египтологию людям, она остается мало исследованной по сей день. Существует много мифов и загадок относительно того, чем все таки является это религиозное произведение египтян и работа Матье  приподнимает завесу тайны появления на свет и сакрального смыла известной Книги Мертвых. Я полностью разделяю мнение автора и считаю, что она скорее является сокровищем для умерших,  нежели помощником для живых. И углубляясь в исследования, я поняла, что свитки никак не предназначались для проведения ритуалов и, наоборот,  помогали умершим душам после смерти. И все таки несмотря на огромное количество источников и исследовании эта тема останется спорным вопросом в истории религии Древнего Египта.

1 Матье, 1958 - Матье М.Э. К проблеме изучения Текстов пирамид. - ВДИ, 1958, № 4. стр.21.

2 Бадж, 1898 – Бадж У. Египетская Книга Мертвых Том. I, 1898.стр.240.

3 Тейлор, Гриффит, 1894 – Тейлор Д., Гриффит Д. Гробница Пахери в Эль-Каабе. Л., 1894.

4 Матье, 1958 - Матье М.Э. К проблеме изучения Текстов пирамид. - ВДИ, 1958, № 4., стр.56

5 Тураев, 1920 - Тураев Б.А. Египетская литература. Т. I. М., 1920., стр.77.


Информация о работе Анализ статьи: М. Э. Матье «Проблема изучения книги мертвых»