Альтернативные подходы образования СССР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2012 в 17:07, курсовая работа

Краткое описание

Создание национальных автономий шло под контролем Совнаркома, Наркомнаца и ЦК партии. Нередко принимаемые ими решения ставили в невыгодное положение одни регионы в противовес другим или запрещали создание новых автономий. Так, казачество, формировавшееся в течение ряда веков за счет русского, украинского, калмыцкого, башкирского и многих других народов России и проживавшее компактно (войсками) на территории всей страны, повсеместно было лишено права на автономию.

Вложенные файлы: 1 файл

история.docx

— 68.56 Кб (Скачать файл)

27 апреля 1923 года Президиум  ЦИК СССР первого созыва образовал  Конституционную комиссию в составе  представителей всех союзных  республик для завершения подготовки  сводного проекта Конституции  СССР.

6 июля 1923 года вторая сессия  ЦИК СССР решила утвердить  и немедленно ввести в действие  Конституцию СССР, а текст её  внести на окончательное утверждение  II съезда Советов СССР.

Сессия ЦИК СССР избрала  первое советское правительство  – Совет Народных Комиссаров во главе с В. И. Лениным.

31 января 1924 года Конституция  СССР была единогласно утверждена II Всесоюзным съездом Советов.

Конституция состояла из двух разделов: Декларации об образовании  СССР и Договора об образовании СССР. В ней более детально регламентировались система органов государства, предметы ведения органов власти и управления СССР и союзных республик. Договор  состоял из 72 статей и подразделялся  на 11 глав:

1.  О предметах ведения верховной власти СССР

2.  О суверенных правах Союзных Республик и о Союзном гражданстве

3.  О съезде Советов СССР

4.  О ЦИК СССР

5.  О Президиуме ЦИК СССР

6.  О СНК СССР

7.  О Верховном суде СССР

8.  О народных комиссариатах СССР

9.  Об ОГПУ

10.  О Союзных Республиках

11.  О гербе, флаге и столице СССР.

По своему содержанию первая Конституция СССР была весьма своеобразна. В ней отсутствовали характеристики общественного устройства, главы  о правах и обязанностях граждан, избирательном праве, местных органах власти и управления. Все эти вопросы решались республиканскими конституциями.

В исключительное ведение  Союза входили:

а) представительство Союза  в международных сношениях, ведение  всех дипломатических сношений, заключение политических и иных договоров с  другими государствами;

б) изменение внешних границ Союза, а также урегулирование вопросов об изменении границ между союзными республиками;

в) заключение договоров о  приеме в состав Союза новых республик;

г) объявление войны и заключение мира;

д) заключение внешних и  внутренних займов Союза Советских  Социалистических Республик и разрешение внешних и внутренних займов союзных  республик;

е) ратификация международных  договоров;

ж) руководство внешней  торговлей и установление системы  внутренней торговли;

з) установление основ и  общего плана всего народного  хозяйства Союза, определение отраслей промышленности и отдельных промышленных предприятий, имеющих общесоюзное  значение, заключение концессионных  договоров, как общесоюзных, так  и от имени союзных республик;

и) руководство транспортным и почтово-телеграфным делом;

к) организация и руководство  Вооруженными Силами Союза Советских  Социалистических Республик;

л) утверждение единого  государственного бюджета Союза  Советских Социалистических Республик, в. состав которого входят бюджеты союзных  республик; установление общесоюзных  налогов и доходов, а также  отчисление от них и надбавок к  ним, поступающих на образование  бюджетов союзных республик; разрешение дополнительных налогов и сборов на образование бюджетов союзных  республик:

м) установление единой денежной и кредитной системы;

н) установление общих начал  землеустройства и землепользования, а равно пользования недрами, лесами и водами по всей территории Союза Советских Социалистических Республик;

о) общесоюзное законодательство о межреспубликанских переселениях и установление переселенческого фонда;

п) установление основ судоустройства и судопроизводства, а также гражданского и уголовного законодательства Союза;

р) установление основных законов  о труде;

с) установление общих начал  в области народного просвещения;

т) установление общих мер  в области охраны народного здравия;

у) установление системы мер  и весов;

ф) организация общесоюзной  статистики;

х) основное законодательство в области союзного гражданства  в отношении прав иностранцев;

ц) право амнистии, распространяемое на всю территорию Союза;

ч) отмена нарушающих настоящую  Конституцию постановлений съездов  Советов и центральных исполнительных комитетов союзных республик;

ш) разрешение спорных вопросов, возникающих между союзными республиками.

Утверждение и изменение  основных начал Конституции находилось в исключительной компетенции Съезда Советов СССР.

Суверенитет союзных республик  ограничивался лишь в пределах, указанных  в Конституции, и лишь по предметам, отнесенным к компетенции Союза. За союзной республикой было сохранено  право выхода из Союза, территория могла  быть изменена только с её согласия.

Устанавливалось единое союзное  гражданство.

Высшим органом власти СССР объявлялся Съезд Советов СССР, избиравшийся от городских советов  и от губернских съездов Советов.

В период между съездами высшим органом власти был Центральный  Исполнительный Комитет СССР. ЦИК  состоял из Союзного Совета, который  избирался съездом из представителей республик пропорционально их населению, и Совета Национальностей, состоящего из представителей союзных и автономных республик, автономных областей. ЦИК  работал в сессионном режиме.

В промежутках между сессиями ЦИК СССР высшим законодательным  и исполнительным органом был  Президиум ЦИК СССР, избиравшийся на совместном заседании палат. Президиум  ЦИК мог приостанавливать действие постановлений съездов Советов  союзных республик и отменять постановления СНК СССР, Наркоматов СССР, ЦИК и СНК союзных республик.

Высшим исполнительным и  распорядительным органом ЦИК СССР, возглавлявшим всю систему органов  государственного управления, был Совет  Народных комиссаров СССР. В него входили: Председатель Совета Народных Комиссаров Союза Советских Социалистических Республик; Заместители Председателя, Народный комиссар по иностранным делам, Народный комиссар по военным и морским  делам, Народный комиссар внешней торговли, Народный комиссар путей сообщения, Народный комиссар почт и телеграфов, Народный комиссар рабоче-крестьянской инспекции, Председатель Высшего Совета Народного Хозяйства, Народный комиссар труда, Народный комиссар продовольствия, Народный комиссар финансов.

В пределах своих полномочий СНК СССР издавал декреты, постановления  и распоряжения, обязательные к исполнению на территории СССР. СНК был подотчётен съезду Советов и ЦИК СССР.

Органы власти союзных  республик строились примерно так  же, как и органы СССР.

Конституция предусматривала  создание Верховного Суда при ЦИК  СССР, на который возлагались и  функции конституционного надзора.

 

Заключение 

 

Территориальный распад Российской империи, в результате которого к  концу 1918 года РСФСР располагалась  примерно в тех же границах, что  и средневековая Московия до завоеваний Ивана Грозного, завершился спустя всего 4 года объединением разных частей государства, за небольшим исключением, в Союз Советских Социалистических Республик. Это свершение представляет собой выдающийся результат созидательной  деятельности В. И. Ленина и И. В. Сталина. Российская Коммунистическая партия (большевиков) обеспечила необходимое твёрдое  ядро, вокруг которого разрозненные территории могли снова объединиться.

Центром, вокруг которого сплачивались республики, была РСФСР. Российская Федерация  дала первый образец национально-государственного строительства, она утвердилась, как  союз народов, объединившихся на основе социалистической национальной автономии.

Для объединения республик  вокруг РСФСР имелся рад предпосылок: идеологическая общность, а также  необходимость экономической интеграции для борьбы с империалистической агрессией и внутренней контрреволюцией.

Отмечая выдающуюся роль В. И. Ленина в создании Союза ССР, нельзя не вспомнить и о его ошибках, ставших для Союза смертельными. Принцип свободного выхода республик  из состава СССР, введенный в Договор  по настоянию В. И. Ленина и сохраняемый  в конституциях Союза ССР в  течение десятилетий, послужил в 1991 году основой для растаскивания  союзных территорий по национальным углам. Российская Федерация, в формировании которой самое непосредственное участие принял И. В. Сталин на посту  наркома по делам национальностей, продемонстрировала большую устойчивость к сепаратизму и национализму. Сталинский план "автономизации" доказал свою историческую верность и обоснованность.

Список используемой литературы 

 

1.  Исаев И. А. "История государства и права России: учебник."; М.; Юристъ, 2000.

2.  "История государства и права.", М.; Юрайт-М, 2001.

3.  "Отечественная история. Элементарный курс."; Учебное пособие; И.М. Узнародов, Я.А. Перехов.; М.; 2006.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   1. Введение   3

   2. Проекты объединения советских  республик      5

   3. Принятие Декларации и

 

      Договора об образовании  СССР      10

   4. Разработка и принятие  Конституции СССР.      14

   5. Заключение 20

   6. Список использованной  литературы: 22

 

 

 

                                  Введение

 

 

 

      После революции  на территории бывшей  Российской  Империи  возник  ряд

автономных и самостоятельных  национальных республик.

 

      Между  советскими  республиками  установились   прочные   связи.   Для

утверждения  союза  наций  имелись  необходимые  условия:  народы  в  тесном

единстве совершили революцию, у них  была  одна  цель  –  социализм.  Важным

фактором  единства  было  существование  общей  Коммунистической  партии   –

РКП(б). Компартии республик действовали  под её руководством  и  пользовались

правами областных комитетов.

 

      Отстаивая  завоевания  революции,  в  том  числе   свою   национальную

независимость, РСФСР и другие советские  республики ещё  в  годы  гражданской

войны  заключили  между  собой  ряд  двусторонних  договоров,  создав  таким

образом тесный военно-политический союз.  Связи  между  республиками  крепли

год от года. Так, по договору, подписанному в ноябре  1920  года,  произошло

объединение ряда государственных  органов  РСФСР  и  Азербайджана  в  сферах

обороны, экономики, внешней торговли, продовольствия,  транспорта,  финансов

и  средств  связи.  Вслед  за  тем,  в  конце  1920  –  начале  1921  годов,

аналогичные двусторонние договоры с  РСФСР  были  заключены  также  Украиной,

Белоруссией,  Арменией  и  Грузией.  Это  был  важный  этап  в  национально-

государственном строительстве.

 

      Одну из альтернативных  форм объединения республик дал  опыт Закавказья.

Весной 1922 года полномочная конференция  представителей ЦИК  Азербайджанской

ССР, ЦИК Армянской ССР и ЦИК  Грузинской ССР  утвердила  договор  о  создании

Федеративного  Союза  Социалистических   Советских   Республик   Закавказья.

Сложился конфедеративный союз, высшим органом которой  являлась  Полномочная

конференция  представителей,  избираемых  в  равном  числе   правительствами

республик, а объединенным исполнительным органом -  избираемый  конференцией

Союзный совет.

 

      В декабре 1922 г. I Закавказский съезд Советов  преобразовал ФС ССРЗ  в

единую  Закавказскую  Социалистическую  Федеративную  Советскую   Республику

(ЗСФСР), при сохранении самостоятельности  входивших в  нее  Азербайджанской,

Армянской и Грузинской ССР. Утверждена была и Конституция ЗСФСР.

 

      Таким образом,  к началу двадцатых годов выявились  три  основные  формы

социалистической федерации: одна была основана на автономии (РСФСР),  другая

выражалась  в  двусторонних  договорах  РСФСР  с  другими   самостоятельными

советскими республиками,  третья  основывалась  на  новой  (по  сравнению  с

РСФСР) форме федерации, в которой  составляющие её республики обладали  более

широкими правами, чем автономные в РСФСР.

 

 

 

                   Проекты объединения советских  республик

 

 

 

      Весной и летом  1922 г. партийные  организации   Украины,  Белоруссии  и

Закавказья, обсуждая пути более тесного  объединения с  РСФСР,  обратилась  в

ЦК  РКП(б)  с  просьбой  выработать  принципы  и  формы  единого  Советского

государства. Была создана комиссия Оргбюро ЦК РКП(б)  из  представителей  ЦК

РКП(б) и ЦК компартий республик. Председателем  комиссии  был  И. В. Сталин,

который еще с момента создания первого советского  правительства  возглавлял

наркомат по делам национальностей.

 

      В процессе работы  комиссии И. В. Сталин выдвинул  план "автономизации",

который предусматривал вхождение  советских  республик  в  состав  РСФСР  на

правах автономных  республик.  При  этом  высшими  органами  государственной

власти и управления оставались ВЦИК, СНК и СТО РСФСР.

 

      Сталинский план "автономизации" был закономерным  итогом  борьбы  между

теми, кто под коммунистическим флагом шел к изоляционизму  и  сепаратизму  и

теми, кто стремился добиться  единства  республик  под  эгидой  центрального

московского правительства. По  мере  того,  как  усиливались  сепаратистские

настроения   среди   национал-коммунистов,   значительно   окрепли   позиции

централистского  крыла  партии.  Идея  объединения   республик   на   правах

автономий  в  составе  РСФСР,   которую  помимо   И. В. Сталина   отстаивали

В. М. Молотов,  Г. К. Орджоникидзе,   Г. Я. Сокольников,   Г. В. Чичерин   и

другие, созрела не только в высших эшелонах  власти,  но  и  выдвигалась  на

более низких ступенях государственного аппарата и имела  немало  сторонников

Информация о работе Альтернативные подходы образования СССР