Александр 2

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 05:10, курсовая работа

Краткое описание

Александр II Николаевич (17 апреля 1818 - 1 марта 1881) - старший сын императора Николая I и его жены императрицы Александры Федоровны. Вступил на престол после смерти своего отца императора Николая I. Император с 19 февраля 1855 года. Время правления: 1855-1881.

Содержание

1. 2. Первые годы царствования. 6
Глава II. Реформы Александра II. 8
2. 1. Отмена крепостного права. 8
2. 2. Буржуазные реформы Александра II. 13
Глава III. Убийство императора. 20
Заключение. 22
Список литературы 24

Вложенные файлы: 1 файл

подготовка к курсовой!.docx

— 34.01 Кб (Скачать файл)

В 1874 году был издан  устав о всеобщей воинской повинности, который в корне изменил порядок  пополнения войск. При Петре Великом  все сословия привлекались к военной  службе. По законам ХVIII века дворянство постепенно было освобождено от воинской повинности, и рекрутчина стала участью  не просто низших слоев населения, но беднейших из них, так как те, кто  побогаче могли откупиться, наняв  за себя рекрута. Такая форма воинской повинности легла тяжким бременем на плечи бедных слоев населения, потому что срок службы в то время был 25 лет, то есть кормильцы, уходя из дома, покидали его практически на всю  жизнь, крестьянские хозяйства разорялись со всеми вытекающими отсюда последствиями. По новому закону, призываются все  молодые люди, достигшие 21 года, но правительство  каждый год определяет необходимое  число новобранцев, и по жребию берет  из призывников только это число (обычно на службу призывалось не более 20-25% призывников). Призыву не подлежали  единственный сын у родителей, единственный кормилец в семье, а так же если старший брат призывника отбывает или  отбыл службу. Взятые на службу числятся в ней : в сухопутных войсках 15 лет: 6 лет в строю и 9 лет в запасе, во флоте - 7 лет действительной службы и 3 года в запасе. Для получивших начальное образование срок действительной службы сокращается до 4-х лет, окончивших городскую школу - до 3-х лет, гимназию - до полутора лет, а имевших высшее образование - до полугода. Таким образом, мы можем сделать вывод, что новая  система предполагала не только военное  обучение солдат, но в то же время  проводился ряд мероприятий с  целью просвещения (особенно это  заметно во время управления военным  министерством графом Д. А. Малютиным). Военные расходы, вызванные Восточной  войной, а также выкупная операция, затеянная в это время заставило  правительство выйти из рамок  бюджета. Правительство брало кредиты  за границей, прибегало к внутренним займам, выпускало кредитные билеты. Все это привело к тому, что  встала реальная проблема упорядочивания государственного хозяйства. Для увеличения государственных доходов был  принят ряд мер, одна из которых - отмена винных откупов. При Екатерине II частные  лица "откупали" право продажи  вина в определенном округе за некоторую  сумму. По новому порядку вино могло  продавать любое лицо, но все вино, поступавшее в продажу облагалось "акцизом" (налогом в пользу государства). Таким же акцизом были обложены соль, сахар, табак. Были увеличены  некоторые таможенные пошлины. Главным  же средством поднять экономическую  мощь страны считалось постройка  сети железных дорог. В связи с  ней иностранный отпуск вырос  в 10 раз, и почти также увеличился ввоз товаров в Россию. Число торговых и промышленных предприятий заметно  увеличилось, а также число фабрик и заводов. Появились кредитные  учреждения - банки, во главе которых  стоял Государственный банк (1860 год). Россия начала терять характер патриархального  землевладельческого государства. Освобожденный от крепостной зависимости  и других стеснений народный труд находил себе применение в разных отраслях промышленности, созданных  новыми условиями общественной жизни. Еще в начале своего царствования Александр II отменил некоторые стеснительные  меры в отношении учебных заведений, принятых императором Николаем I. Преподавание в университетах получило больше свободы, они стали доступны для  вольнослушателей, как мужчин, так  и женщин. Однако новизна положения  привела в 1861 году к некоторым  беспорядкам, после чего свободу  университетов пришлось несколько  ограничить. В 1863 году был издан устав, согласно которому профессорская корпорация получила самоуправление. Студенты же не получили права влиять каким-либо образом на порядок в университете, что являлось поводом для частых "студенческих беспорядков". Под  влиянием таких настроений граф Д. А. Толстой решил осуществить реформу  средней школы. В начале царствования императора (при министре А. В. Головине) доступ в гимназии был открыт для детей всех сословий. Гимназии же были двух типов: классические, с изучением древних языков и реальные, соответственно без них, но с пре обладанием естествознания. Граф Толстой, поддерживаемый М. Н. Катковым в 1871 году составил новый устав гимназии, одобренный государем. Классическая гимназия была сделана единственным типом общеобразовательной и всесословной средней школы, выпускники которой имели право поступления в университет. Реальные гимназии заменили "реальными училищами"; цель их была в том, чтобы давать образование людям всех сословий, но приспособленное к практическим потребностям и к приобретению практических познаний. Этой реформой было создано полное преобладание классической школы. Но граф Толстой упустил из вида несколько моментов, а именно: из-за отсутствия достаточного количества преподавателей латыни и греческого языка, пришлось выписывать специалистов из-за границы. Естественно, их преподавание не нравилось студентам, так как первые не знали ни русского языка, ни русской литературы. Таким образом, несмотря на то, что реформа графа Толстого имела в основе правильную идею о значении классицизма, она не вошла в нравы нашего общества. Одновременно с реформой мужской средней школы, реформировалась и женская. До правления Александра II существовали только институты и частные пансионы, в которых обучались в основном дворянки. С конца 50-х появляются женские гимназии для всех сословий. Параллельно стали открываться женские епархиальные училища. Через некоторое время успешно разрешился вопрос о высшем женском образовании. Также были сделаны большие успехи в плане начального или народного образования. Но, несмотря на усилия, народная грамотность в эпоху реформ стояла еще на низком уровне. 

    Глава  III. Убийство императора. 
 

Император Александр II, вызвавший восторг и удивление  просвещенных людей целого мира, встретил и недоброжелателей. Преследовавшие никому не понятные цели, организаторы создали целый ряд покушений  на жизнь государя, составлявшего  гордость и славу России. 1 марта 1881 года государь, за которого многочисленное население готово было положить жизнь, скончался мученической смертью  от злодейской руки, бросившей разрывной  снаряд. В этот роковой день государь император Александр II решил сделать  развод (порядок рассылки ежедневных караулов на смену). Путь лежал по узкой  улице, составляемой садом великой  княгини, огороженным каменным забором  в рост человека и решеткой Екатеринского  канала. Местность весьма непроезжая, и если справедливо, что государь избрал ее ввиду полученных анонимных  угроз, то трудно себе представить, почему именно на этом пути ждала его засада, - разве потому, что заметили на нем  большое, против обыкновенного, число  полиции. Как бы то ни было, но когда  государева карета доехала до Театрального моста, раздался взрыв, взломавший задок  кареты, которая тут же остановилась. Государь вышел из нее невредим, но кинутой бомбой был смертельно ранен один из конвойных, скакавший  сзади, и саперный офицер, шедший по тротуару вдоль каменной стены Михайловского  сада. Кучер государя, чуя беду, обернулся  к нему с козел: “Поедемте, государь! ”. Полицмейстер, скакавший сзади, выскочил из саней с той же просьбой ехать  скорее. Но император, не слушал и сделал несколько шагов назад: “Хочу  видеть своих раненых”. В это  время толпа успела остановить здорового  детину, кинувшего бомбу. Государь обернулся к нему: “Так это ты хотел меня убить? ”. Но не успех он договорить, как вторая бомба разорвалась перед ним, и он опустился со словами: “Помогите”. К нему кинулись, приподняли, посадили в сани полицмейстера (который сам получил 45 ран мелкими осколками бомбы, но ни одной смертельной) и повезли. Через час с небольшим, в 3 часа 35 минут пополудни, Государь Александр II скончался в Зимнем дворце. Убийство императора выдающийся русский философ В. В. Розанов назвал “помесью Безумия и Подлости”. Политическое завещание Александра II было уничтожено. Александр III, в сознании своих былых заблуждений и в стремлении вернуться к идеалу царей Московских, обратился к народу с манифестом, в котором утверждались незыблемость самодержавной власти и исключительная ответственность самодержца перед богом. [8, 2] Русская империя вернулась, таким образом, на старые традиционные пути, на которых она когда-то нашла славу и благоденствие. 

    Заключение. 
 

Александр II оставил  глубокий след в истории, ему удалось  сделать то, за что боялись взяться  другие самодержцы - освобождение крестьян от крепостного гнета. Плодами его  реформ мы пользуемся и по нынешний день. Мы рассмотрели основные преобразования и реформы, проведенные Александром II. Основная реформа его царствования - освобождение крестьян - в корне  изменила порядок, существовавший до этого  и повлекла за собой все остальные  реформы. Внутренние реформы Александра II сравнимы по своему масштабу разве  что с реформами Петра I. Царь-реформатор совершил действительно грандиозные  преобразования без социальных катаклизмов  и братоубийственной войны. С  отменой крепостного права "воскресла" торгово-промышленная деятельность, в  города хлынул поток рабочих рук, открылись новые сферы для  предпринимательства. Между городами и уездами восстановились былые  связи и создались новые. Падение  крепостной зависимости, выравнивание всех перед судом, создание новых  либеральных форм общественной жизни  привели к свободе личности. А  чувство этой свободы пробудило  желание развить ее. Создавались  мечты об установлении новых форм семейной и общественной жизни. В  годы его правления Россия прочно укрепила свои взаимоотношения с  европейскими державами, разрешила  многочисленные конфликты с соседствующими странами. Трагическая кончина императора сильно изменила дальнейший ход истории  и именно это событие привело  через 35 лет Россию к гибели, а  Николая II к мученическому венку. Мне хотелось бы закончить словами  А. А. Кизеветтера о правлении  Александра II: "Если искусство править  состоит в умении верно определять назревшие потребности эпохи, открывать  свободный выход таящимся в обществе жизнеспособным и плодотворным стремлениям, с высоты беспристрастия умиротворить взаимно враждебные партии силой  разумных соглашений, - то нельзя не признать, что император Александр Николаевич верно понял сущность своего призвания  в достопамятные 1855-1861 годы своего царствования. " Список литературы. 

“История России с древности до наших дней”  под редакцией М. Н. Зуева, Москва, “Высшая школа”, 1998 год. В. В. Каргалов, Ю. С. Савельев, В. А. Федоров “История России с древнейших времен до 1917 года”, Москва, издательство “Русское слово”, 1998 год. С. Ф. Платонов "Лекции по русской истории", Москва, издательство "Высшая школа", 1993 год. С. Ф. Платонов "Учебник русской истории", Санкт-Петербург, фирма "Стройлеспечать", 1993 год. С. Ф. Платонов "Собрание сочинений", т. 1. 

“Пособие по истории  Отечества для поступающих в  ВУЗы” под редакцией А. С. Орлова, А. Ю. Полунова и Ю. А. Щетинова, Москва, издательство “Простор”, 1994 год. В. А. Федоров "Внутренняя политика российского  самодержавия во второй половине ХIХ  века", Москва, издательство "Манускрипт", 1993 год. При составлении курсовой работы использованы материалы Internet: http: //students. informika. ru/kulichki/Detailed/4156. html 

    http: //genesis. ricor. ru/referat/04/info/alexandr. htm 
 

http: //vivovoco. rsl. ru/VV/PAPERS/HISTORY/TZARS/ALEX2. HTM 

    http: //www. pereplet. ru/XPOHOC/biograf/alexand2. html

    http: //arhivarius. tsu. ru/portrets/tsari/A2. htm 

Информация о работе Александр 2