Академия наук как первое научное учреждение России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 10:09, контрольная работа

Краткое описание

Общий характер реформ Петра I был таков, что требовал формирования особого научного сообщества в России, а так же учреждения заведения, которое могло бы достойно венчать и в некотором роде направлять работу всей образовательной системы в государстве. Развитие и реформирование всех основных сфер жизни России было связано с потребностью в специалистах, а так же в национальных кадрах ученых. Наука рассматривалась в качестве деятельности по накоплению знаний, в том числе и тех, что можно применить на практике. В некотором роде наука была направлена не только на нахождение истины или выведение теорий, но и на открытия, касающиеся сферы производства, на изобретения.

Содержание

Введение………………………………………………………………...…………3
Глава 1. Необходимость учреждения Академии наук в России, ее функции и задачи………………………………………………………………………………4
Глава 2. Практическое применение теоретических достижений и специальные исследования Академии наук……………………………………….………8
Глава 3. Международные связи Академии наук………………………………11
Заключение………………………………………………………………………14
Список литературы……………………………………………………………...15

Вложенные файлы: 1 файл

Академия наук как первое научное учреждение России..docx

— 33.91 Кб (Скачать файл)

Данный пример ярко изображает именно ту «пользу», которая ожидалась от научных исследований Академии. Нигде так тесно не сплетались теоретические и практические задачи, как в организации экспедиций. Участие в них академиков было добровольным, что только еще более возвышает их заслуги перед Отечеством. Экспедиции в течение нескольких лет изменили свой характер и из узких, специализированных (как, например, путешествие ботаника И. Х. Буксбаума по югу России и Турции) превратились в разносторонние (комплексное исследование природы Сибири и Северо-Востока страны в ходе Второй камчатской экспедиции во главе с В. Берингом) (3, с. 170).

На базе сращения теории и практики сформировалась такая  академическая специальность, как «натуральная история» или «естественная история», как разностороннее изучение географических зон средствами ботаники, зоологии, минералогии, климатологии, собственно географии (3, с. 171).

Другим примером может  послужить обращение Монетного  двора по поводу усовершенствования методов пробы и чистки серебра. Эти исследования вылились в работы по изучению изменения объема металлов в зависимости от температуры, точному определению весов (3, с. 171). В данных вопросах Академия наук стала выступать в качестве эксперта, к которому обращались различные государственные учреждения.

Академия занималась так  же освидетельствованием разного рода машин: пильной, винторезной, машины для сверления, пожарного насоса и т. д. Ученые активно участвовали в разработке артиллерийских орудий, в строительных работах в качестве экспертов и нередко изобретателей. Как отмечает Ю. Х. Копелевич, «приложение к машинам аппарата математического анализа было необходимым условием дальнейшего развития машинной техники, требовавшего повышения скоростей и экономичности машин» (3, с. 175).

В Академию наук для оценки поступали труды молодых ученых и изобретателей. Некоторые труды после выявления недостатков отправлялись на доработку и давали хорошие результаты.

В то же время, «из всех практических задач, в решении которых участвовала Академия, самыми непосильными для нее были задачи по химии» (3, с. 176). Из-за отсутствия соответствующих специалистов Академия не могла способствовать развитию химических производств, горного дела и металлургии. Ситуация в стране изменилась после прихода в Академию Михаила Васильевича Ломоносова, а его ученики позже стали активными организаторами горного дела (3, с. 176).

 

Глава 3. Международные  связи Академии наук.

 

Подготовительная деятельность накануне учреждения Академии заключалась в том числе и в ведении переписки с иностранными учеными с целью приглашения их в Россию. После учреждения начинается научный обмен. Важной вехой стало начало рассылки академических изданий – выступлений в публичных собраниях ( первое состоялось 27 декабря 1725 г.) (3, с. 177). Экземпляры данных выступлений были отправлены в самые видные ученые сообщества того времени: Парижскую академию наук, Лондонское королевское общество, Берлинское научное общество.

Послание, отправленное во Францию, к примеру, заканчивалось следующими выражениями: «мы твердо надеемся, что особенно заботами и стараниями знаменитого Делиля, который к нашей радости отпущен к нам милостью христианнейшего короля, обе академии, занимаясь одним и тем же делом, обмениваясь мыслями и объединяя свои усилия, в тесном содружестве устремятся к единой цели – исследованию истины» (3, с. 177).

Подобная форма переписки  в дальнейшем практиковалась редко, чаще происходили непосредственные контакты ученых. Личные контакты академиков превращались в общественные: ответы на письма зачитывались в Конференции и передавались в архив. Иностранцы. Приглашенные в Россию, все еще имели тесные связи со своими бывшими учителями или коллегами,  это обогатило научную переписку Академии. Так, Д. Бернулли переписывался с итальянским биологом и врачом П. А. Микелотти, Х. Гольдбах и Т. З. Байер еще до приезда в Москву имели широкий круг корреспондентов и сохранили его (3, с. 178).

Через научную переписку  велся обмен астрономическими наблюдениями, идеями и открытиями в математике, механике, гидродинамике, кораблестроении. С 1735 года начался обмен письмами и научными изданиями с Королевской академией в Лиссабоне. Часто иностранные авторы высылали экземпляры книг своим корреспондентам. В 20-30-е гг. XVIII века в дар Российской академии наук поступили такие издания, как «история насекомых» Реомюра» или «Трактат о фигуре Земли» Мопертюи (3, с. 181).

Некоторые иностранные научные  журналы освещали на своих страницах деятельность Российской Академии, комментировали монографии российских ученых. В состав членов Академии наук были приглашены некоторые иностранные ученые, которые воспринимали это как честь. Можно привести довольно лестный отзыв французского академика Дорту де Меран об успехах развития научного дела в России. «Основанная заботами Петра Великого, - пишет Дарту, - постоянно пользовавшаяся покровительством его достойных преемников и нынешней несравненной монархини, состоящая из людей самых избранных и самых знаменитых в своей империи и в остальной Европе, Петербургская академия со времени своего рождения поднялась на выдающуюся высоту науки, до которой академии Парижская и Лондонская добрались только за шестьдесят лет упорного труда» (3, с.185-186).

Возможно, столь скорое признание  Российская Академия наук получила из-за большого количества иностранных ученых в своем составе, коллеги которых и должны были оценить их успехи. Как бы то ни было, переписка и обмен научной литературой с передовыми странами Европы не только поднимали авторитет Академии, но и приносили несомненную пользу, рождая полемики или взаимно обогащая корреспондентов опытом.

Другая форма международных  связей Академии выливалась из все  увеличивающейся необходимости  снабжения научной литературой. К примеру, в своем заграничном путешествии 1730-1731 гг. Г. Ф. Миллер имел задачу установить контакты с книготорговцами Лондона (3, с. 178).

Труды нового поколения русских  ученых (таких, как М. В. Ломоносов) стали  достояниями европейской науки, молодые академики участвовали, зачастую успешно, в решении международных конкурсных задач, представляли свои изобретения всеобщему вниманию.

 

Заключение.

 

Проект Петра I ставил перед Академией две задачи: развивать науки и готовить национальные кадры ученых. С одной стороны, свое назначение как научное учреждение Академия в начальный период бесспорно оправдывала. В ее стенах велась исследовательская работа, завоевавшая внимание и признание ведущих иностранных центров того времени, российские ученые пользовались несомненным авторитетом среди академиков европейских стран и подтверждали высокий научный статус участием в международных конкурсах.

На основании результатов, полученных в ходе исследовательских  работ в рамках Академии, были написаны такие труды, как «Гидродинамика» Д. Бернулли или «Механика» Эйлера, «составившие эпоху в соответствующих отраслях науки» (3, с. 189). Достижения российских академиков выливались не только в написание фундаментальных теоретических работ, но и в успешное решение практических задач картографии, метрологии, монетного дела и экспертизе машин и механизмов.

С другой стороны, обеспечивая  своим членам относительную свободу  творчества, Академия не гарантировала, да и не обещала высокого социального положения ученым. Так как Академия создавалась в качестве государственного учреждения, то не была лишена бюрократических недостатков, Канцелярия влияла на подбор штатов, двор так же нередко вмешивался в штатные дела (3, с. 190).

В целом можно сказать, что статус Российской Академии наук отличался от статусов иностранных Академий, она была намного более функциональна и являлась детищем государства, а не общества. Академия наук стала научным и образовательным центром Российской империи, породила множество открытий и изобретений, решила многие практические задачи, а так же воспитала новое поколение отечественных ученых, отменив необходимость вызова иностранных кадров.

Список литературы:

 

  1. Игнатова Е. А. Записки о Петербурге: Жизнеописание города со времени его основания до 40-х годов XX века: в 2 кн. – СПб: Амфора, 2005. – 815 с.;
  2. Каган М. С. Град Петров в истории русской культуры: история Санкт-Петербурга от основания до наших дней, постижение прошлого, осмысление настоящего, взгляд в будущее. – СПб: Амфора, 2006;
  3. Копелевич Ю. Х. Основание Петербургской Академии наук. – Л: «Наука», 1977. – 210 с.;
  4. Лаптева Л. Е., Лапаева В. В., Сильвестрова Е. В., Скрипилев Е. А. Российская Академия наук: история и перспективы // Государство и право. – 2005. - №6. – с. 75-85;
  5. Попов В. А. Академию основал академик // Вестник РАН. – Т.69. – 1999. - №5. – с.476-478;
  6. Шебунин А. Н. Основание Академии наук // Новое литературное обозрение. – 2002. - №54. – с. 6-28.

 

 


Информация о работе Академия наук как первое научное учреждение России