Административные реформы Петра 1

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 00:38, реферат

Краткое описание

Эпоха Петра I в истории России, личность этого выдающегося государственного деятеля, полководца, дипломата пользуется вниманием как в отечественной, так и в зарубежной исторической науке. Изучение этой эпохи имеет богатую традицию - ведь началось оно еще при жизни самого великого реформатора; сейчас же литература о Петре Великом и его времени может составить целую библиотеку.

Вложенные файлы: 1 файл

Административные реформы петра 1.docx

— 85.07 Кб (Скачать файл)

Введение

 

Эпоха Петра I в истории России, личность этого выдающегося государственного деятеля, полководца, дипломата пользуется вниманием как в отечественной, так и в зарубежной исторической науке. Изучение этой эпохи имеет богатую традицию - ведь началось оно еще при жизни самого великого реформатора; сейчас же литература о Петре Великом и его времени может составить целую библиотеку. Большие достижения во многих областях общественной и государственной жизни, превращение России из расположенной на задворках Европы страны в великую мировую державу, ставшее своего рода феноменом истории, объясняют устойчивый повышенный интерес к эпохе Петра в мировой исторической науке. Почти все крупнейшие ученые - историки, специалисты по истории России за рубежом, начиная с восемнадцатого столетия и до наших дней так или иначе откликались на события петровского времени. Зарубежной литературе о России эпохи Петра Великого, несмотря на различия в подходе ученых к оценке событий того времени, присущи некоторые общие черты. Отдавая должное правителю, тем успехам, которые были достигнуты страной, иностранные авторы, как правило, с некоторой недооценкой или с открытым пренебрежением судили о допетровской эпохе в истории России. Большое распространение получили взгляды, согласно которым Россия совершила скачок от отсталости, дикости к более передовым формам общественной жизни с помощью «Запада» - идей, заимствованных оттуда, и многочисленных специалистов, ставших помощниками Петра Первого в проведении преобразований. История России до Петра Великого и после него знала немало реформ. Главное отличие Петровских преобразований от реформ предшествующего и последующего времени состояло в том, что Петровские носили всеобъемлющий характер, охватывали все стороны жизни народа, в то время как другие внедряли новшества, касавшиеся лишь отдельных сфер жизни общества и государства Мы, люди конца XX века, не можем в полной мере оценить взрывной эффект Петровских реформ в России. Люди прошлого, XIX века воспринимали их острее, глубже. Созданное в России Петром пережило поколения. Например, последний рекрутский набор состоялся в 1874 г., то есть спустя 170 лет после первого (1705). Сенат просуществовал с 1711 по декабрь 1917 г., то есть 206 лет; синодальное устройство православной церкви оставалось неизменным с 1721 по 1918 гг., то есть в течение 197 лет. Система подушной подати была отменена лишь в 1887 г., то есть 163 года спустя после ее введения в 1724 г. Иначе говоря, в истории России мы найдем немного сознательно созданных человеком институтов, которые просуществовали бы так долго, оказав столь сильное воздействие на все стороны общественной жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Становление Петра  I на престол, причины и цели реформ.

После смерти в 1682 году Федора Алексеевича  развернулась борьба различных группировок  у трона за провозглашение царем 10-летнего Петра - сына Алексея Михайловича  или 16-летнего слабого здоровьем  Ивана. Группировка Милославских во главе с энергичной и властолюбивой Софьей Алексеевной в итоге добилась утверждения на троне сразу двух братьев при фактическом регентстве Софьи. Ее правительством руководил фаворит царевны В.В. Голицын, европейски образованный человек, по некоторым сведениям предполагавший превратить помещичьих крестьян в государственных.

Петр и его окружение были удалены из Кремля и жили в селе Преображенском под Москвой. Предоставленный самому себе, мальчик тянулся к знаниям, живо увлекался ремеслами. И хотя эти занятия противоречили представлениям об образе «православного царя», они помогли Петру воспринимать мир, таким как он есть. Отсюда, вероятно, проистекали его рационализм и прагматизм, умение и желание осваивать новое. С детства страстью Петра были военные забавы, в которых принимали участие дети служилых людей и простолюдинов. Именно из них формировались «потешные полки» - Преображенский и Семеновский, - ставшие затем основой русской регулярной армии и первыми гвардейскими полками. В общении с простыми людьми формировались демократические черты поведения царя, его умение разбираться в людях, ценить и выдвигать их за способности и заслуги, а не знатность происхождения.

В конце 17 столетия наметилась тенденция европеизации России, обозначились предпосылки будущих Петровских преобразований. Важнейшими из них были:

-тенденция к абсолютной  власти (ликвидация деятельности  Земских соборов как сословно-представительных  органов), включение в царский  титул слова «самодержавец»;

-оформления общегосударственного  законодательства. Дальнейшее улучшение  Свода законов; 

-активизация внешней  политики и дипломатической деятельности  Российского государства;

- реорганизация и совершенствование  вооруженных сил;

- реформирование и совершенствование  финансовой и налоговой систем;

-переход от ремесленно-цехового  производства к мануфактурному с использованием элементов наемного труда и простейших механизмов;

- развитие внутренней  и внешней торговли;

На формирование реформаторских взглядов Петра оказали влияние  европейские идеалы, усвоенные в юности, поездка в Архангельск, Азовские походы и поездка в Европу в составе Великого посольства. Преобразования Петра были подчинены не интересам отдельных сословий, а государства в целом: его процветанию, благополучию и приобщению к западноевропейской цивилизации.

В истории петровских реформ исследователи выделяют два этапа: до и после 1715г.

На первом этапе реформы  носили в основном хаотичный характер и были вызваны в первую очередь  военными нуждами государства, связанными с ведением Северной войны. Проводились в основном насильственными методами и сопровождались активным вмешательством государства в дела экономики (регулирование торговли, промышленности, налогово-финансовой и трудовой деятельности). Многие реформы носили непродуманный, поспешный характер, что было вызвано как неудачами в войне, так и отсутствием кадров, опыта, давлением старого консервативного аппарата власти.

На втором этапе, когда  военные действия уже были перенесены на территорию противника, преобразования стали более планомерными. Шло дальнейшее усиление аппарата власти, мануфактуры уже не только обслуживали военные нужды, но и производили потребительские товары для населения, государственное регулирование экономики немного ослабло, торговцам и предпринимателям предоставлялась определенная свобода действий. Анализируя преобразования Петра I (цели, характер, темпы, методы осуществления), многие обращают внимание на то, что в основном реформы были подчинены интересам не отдельных сословий, а государства в целом: его процветанию, благополучию и приобщению к западноевропейской цивилизации.

Целью реформ стало обретение  Россией роли одной из ведущих  мировых держав, способной к конкуренции со странами Запада в военном и экономическом отношении. Главным инструментом проведения реформ было осознанно применяемое насилие, а создаваемое в соответствии с новейшими специальными и философскими теориями того времени государство приобретало милитаристические черты.

Тепы преобразований зависели от срочности решения той или  иной задачи, стоящей перед государством. Реформы нередко носили случайный, незапланированный характер проводились под воздействием обстоятельств. При этом одни преобразования часто вызывали необходимость других, ибо коренная ломка в одной области, как правило, требовала немедленного переустройства в другом или создания новых структур и учреждений.

В целом процесс формирования был связан с внешним фактором – необходимость выхода России к морям и с внутренним – процессом модернизации страны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Административная  реформа.

          Петр Первый вошел в историю Государства Российского как Величайший реформатор. Преобразования, проводимые им, коснулись всех сторон жизни огромного государства и охватили все направления внутренней и внешней политики.

В. О. Ключевский писал: «Преобразование  управления - едва ли не самая показная, фасадная сторона преобразовательной деятельности Петра; по ней особенно охотно ценили и всю эту деятельность». Ключевский, вообще относившийся к деятельности Петра весьма критически, считал, что реформы управления проводились наспех. Те или иные изменения в государственном управлении, административно-территориальном делении России диктовались военной необходимостью, а их главной задачей было как можно более эффективное выколачивание средств из народа для покрытия все растущих военных расходов. Для Петра-реформатора было также характерно стремление перенести военные принципы на сферу гражданской жизни и государственного управления. Весьма показателен в этом плане Указ от 10 апреля 1716 г., присланный императором в Сенат: «Господа Сенат! Посылаю вам книгу Воинский устав (которой зачат в Петербурге и ныне совершен) ... И понеже оной, хотя основание воинских людей, аднако ж касается и до всех правителей земских». Петр относился к государственному учреждению как к воинскому подразделению, к регламенту - как к военному уставу, а к чиновнику - как к военнослужащему.

Бессистемность и спешка часто  приводили к путанице: установления, приказы сменялись одно другим, часто  прямо противоположным, или сводились на нет бесконечными переменами в государственных учреждениях, иногда учреждения дублировали друг друга по своим функциям.

Многие должности, военные и  гражданские, поменяли лишь старорусские названия на европейские, по сути своей, оставшись прежними.

Уже в первые годы царствования Петра изменились стиль и методы управления: вместо Боярской думы (которую Петр обрек просто на физическое вымирание, своим указом прекратив пополнение думы новыми членами) решения стала принимать своеобразная «команда», составленная из ближайших сподвижников царя. На первых этапах главным советником Петра был князь Федор Ромодановский.

Первой административной реформой стало создание в 1699 г. особого ведомства городов. Указами вводилось самоуправление для городского купечества, а также для населения поморских городов. Отменялась власть воевод, отныне судом и сбором налогов ведали выборные бурмистры. Во главе новых органов была поставлена Московская ратуша, выбираемая купцами Москвы. В ведении Ратуши находились главные поступления государственных доходов с городов, а также общий надзор за действиями органов самоуправления. Во главе Ратуши стоял обер-инспектор ратушного правления. Первым человеком, занявшим эту должность, был бывший дворецкий Шереметева Алексей Курбатов.

Но с ростом государственных  расходов Петр постепенно утрачивает доверие к финансовым возможностям Ратуши. Царь приходит к решению  перенести основную массу управления на места, так как «человеку трудно за очи все разуметь и править». Такая организация управления обеспечивала более высокую степень удовлетворения финансовых нужд государства, а после окончания Северной войны должна была упростить процесс размещения и обеспечения регулярных войск.

В конце 1707 г. начинается осуществление новой реформы, а в 1708 г. провозглашается создание восьми губерний, которые в свою очередь подразделялись на провинции: Московской, Ингерманландской (впоследствии Санкт-Петербургской), Киевской, Смоленской, Архангелогородской, Казанской, Азовской и Сибирской. Во главе пограничных губерний стояли генерал-губернаторы, остальных - губернаторы. Провинции управлялись воеводами, при губернаторах и воеводах находилась земская канцелярия как орган, приводящий в исполнения распоряжения и приказы; с 1710г. воеводы стали называться уездными комендантами. В подчинении у губернатора были вице-губернатор (заместитель), ландрихтер, ведавший судом, провиантмейстер и другие чиновники. Таким образом, губернская реформа фактически упразднила преобразования 1699 г., а Московская ратуша превратилась из общегосударственного в губернское учреждение.

В 1710 г. была проведена подворная перепись населения и была установлена особая платежная единица в 5536 дворов, которая должна была обеспечивать одну "долю" средств, необходимых для покрытия военных расходов. Коменданства упразднялись, а вместо них создавались новые «доли» во главе с ландратами - в больших губерниях по 12, в средних - по 10, в меньших - по 8. Предусматривалось, что в соответствии с количеством «доль» каждая губерния будет содержать определенное количество полков.

Однако и эта реформа не дала желаемого эффекта, Северная война  затянулась, и разместить в губерниях приписанные к ним полки не удалось. Денег по-прежнему не хватало, что создало благодатную почву для различных махинаций. Так, губернатор Казанской губернии Апраксин придумывал суммы «доходов» и предоставлял царю фальшивые ведомости по ним, демонстрируя радение о казенной прибыли.

Эти две реформы вызвали полное расстройство государственного управления. В результате губернской реформы  была уничтожена система приказов, в начале XVIII в. Россия фактически осталась без столицы, так как Москва перестала ею быть, а Санкт-Петербург еще не стал.

Вся власть оказалась по-прежнему сосредоточенной в руках «команды», которая называлась то «ближней канцелярией», то «консилией министров».

Поворотным моментом стал Указ от 2 марта 1711г., провозгласивший создание нового органа государственной власти - Сената. Формальной причиной послужил отъезд Петра на войну с Турцией. Указ гласил: «Указ, что по отбытии нашем делать.

1. Суд иметь нелицемерный и неправедных судей наказывать отнятием чести и всего имения, тож и ябедником да последует;

2. Смотреть во всем государстве расходов и ненужные а особливо напрасные, отставить;

Информация о работе Административные реформы Петра 1