Административные реформы Петра Ι

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2013 в 02:06, реферат

Краткое описание

Соглашаясь с мнением многих ученных, я считаю, что действительно Петр I, является одним из самых успешных реформаторов в истории России. Ведь Россия за время правления Петра, превратилась из отсталой страны, в одну из ведущих европейских держав.
В начале XVIII века были проведены многие реформы связанные с внутриполитической сферой. А также Петром I были проведены такие реформы как: перестройка центральных и местных органов власти и управления, реформа областей культуры и быта. Происходит коренная реорганизация вооруженных сил.

Содержание

Введение ……………………………………………………………… 3
1. Реформа центрального управления …………………………….. 4
2. Реформы местного управления ……………..…………………….. 6
3. Церковная реформа …………………………………………….... 8
4. Табель о рангах ………………………………………………….. 9
5. Реформа судебной системы ……………………………………...11
Заключение …………………………………………………………. 13
Список использованной литературы …………………………….. 14

Вложенные файлы: 1 файл

реферат на тему админ. реформы Петра I 1.docx

— 31.46 Кб (Скачать файл)

 Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования                                                                                                                                                             Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет

Кафедра истории

Дисциплина: Отечественная история

 

 

 

Реферат

 

Административные  реформы Петра Ι

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2012

Оглавление

Введение ……………………………………………………………… 3

1. Реформа центрального управления …………………………….. 4

2. Реформы местного управления ……………..…………………….. 6

3. Церковная реформа …………………………………………….... 8

4. Табель о рангах ………………………………………………….. 9

5. Реформа судебной системы ……………………………………...11

Заключение …………………………………………………………. 13

Список использованной литературы …………………………….. 14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Соглашаясь с мнением  многих ученных, я считаю, что действительно  Петр I, является одним из самых успешных реформаторов в истории России. Ведь Россия за время правления Петра, превратилась из отсталой страны, в одну из ведущих европейских держав.

В начале XVIII века были проведены многие реформы связанные с внутриполитической сферой. А также Петром I были проведены такие реформы как: перестройка центральных и местных органов власти и управления, реформа областей культуры и быта. Происходит коренная реорганизация вооруженных сил.

После победы в  Северной войне Петр I принял титул императора. Россия стала называться империей, этим Петр хотел подчеркнуть статус ведущей державы Европы.

Проблемы реформирования государственной системы власти и управления Петра I были подробно описаны в книгах: А. Н. Марковой, Ю.К. Федуловой, И. А. Исаева и В. И. Щепетева.

 

 

 

 

 

 

 

Реформа центрального управления

Реформы центрального управления можно разбить на три этапа:

  1. частичные преобразования (1699-1710 гг.);
  2. ликвидация прежних центральных органов власти и управления, образование Сената, появление новой столицы (1710-1719 гг.);
  3. создание новых органов отраслевого управления.

Боярская дума перетерпела  многие изменения с момента ее создания, прежде чем стать Сенатом. К концу XVII в. Она превратилась в периодически созываемое совещание приказных судей, наблюдавших за действием исполнительных органов и органов местного управления.  В 1699 г. была учреждена Ближняя канцелярия, перенявшая функции Боярской думы. Реальной властью обладала Консилия министров – совет глав важнейших ведомств при царе, управляющий приказами и канцеляриями, обеспечивающий армию и флот. Однако после создания Сената Ближняя канцелярия и Консилия министров прекращают свое существования.

Сенат был образован в 1711 г. как чрезвычайный орган перед отъездом царя в Прутский поход. 22 февраля 1711 г. Петр собственноручно написал указ о составе Сената, который начинался со слов: «Определили быть для отлучек Наших Правительствующий Сенат для управления». Превращение Сената в постоянно действующий орган было связано с губернской реформой 1708 г., которая разрушила всю старую систему. Москва уже перестала быть столицей, а Петербург еще не стал центром страны. Члены сената назначались царем. К компетенции Сената относились: судебная и организационно-судебная деятельности, финансовый и налоговый контроль, внешнеторговые и кредитные полномочия. О законодательных полномочиях Сената ничего не говорилось. Все дела поступавшие в Сенат записывались, а заседания протоколировались. Была учреждена должность обер-фискала, который должен был осуществлять надзор за деятельностью госаппарата, используя систему фискалов. В 1712 г. при Сенате была восстановлена Расправная палата, которая должна была рассматривать дела местных судов и администрации в качестве апелляционной комиссии. В 1718 г. в состав Сената были включены президенты вновь созданных учреждений-коллегий. Сенат включал присутствие (общее собрание сенаторов, на котором принимались решения) и канцелярию, которая состояла из нескольких столов ( секретный, губернский, приказный и пр.), ее возглавлял обер-секретарь.

С 1722 г. Сенат посылал в губернии сенатора-ревизора. Генерал-прокурор осуществлял гласный надзор за Сенатом. Также в 1722 году Сенат был реформирован. Изменен состав Сената: в него могли входить высшие сановники, не являвшиеся руководителями конкретных ведомств. Реформа 1722 г. превратила Сенат в высший орган центрального управления, вставший над всем госаппаратом.1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реформы местного управления

В начале своего правления  Петр I пытался пользоваться старой системой местного управления, постепенно вводя взамен назначаемых выборные элементы управления. В 1708 г. им была проведена реформа, которая колоссально изменила систему местного управления. Главная цель этой реформы это обеспечение армии всем необходимым: с полками армии, распределенным по губерниям, была установлена связь через институт кригскомиссаров . Согласно этому указу вся страна была разделена на 8 губерний. В 1713-1714 гг. число губерний возросло до 11.2

Так началась реформа областного управления. Она сформировалась только к 1719 г., накануне второй областной реформы. По второй реформе 11 губерний были разделены  на 45 провинций, во главе которых  были представлены губернаторы, вице-губернаторы  или воеводы. Администрация провинции  подчинялась коллегиям. Областная реформа, отвечая наиболее актуальным потребностям самодержавия, была в тоже время следствием развития бюрократической тенденции, характерной уже для предшествующего периода. Власть сосредоточилась в руках нескольких губернаторов.

Указ об учреждении губерний завершил только первый этап реформ местного управления, т.к. губернии оказались  слишком крупными. Поэтому в крупных  городах управление осуществляла прежняя  администрация.

Вокруг вновь образованных промышленных предприятий, мануфактур шахт и верфей стали образоваться новые города, в которых стали формироваться органы самоуправления. В 1699 г. Петр I приказал учредить бурмистерскую палату, желая предоставить городскому сословию  полное самоуправление, как на Западе. В 1720 г. в Санкт-Петербурге был учрежден Главный магистрат, которому было поручено ведать все городское сословие в России.

По регламенту Главного магистрата 1721 г. Оно стало делится на регулярных граждан и «подлых» людей. Регулярные граждане делились на три гилдии по профессиональной принадлежности. Низший слой городского населения (которые служили для найма и черных работ) выбирал своих старост и десятных, которые могли доносить магистрату о своих нуждах с просьбой об их удовлетворении. Остальные граждане в гильдии не вошедшие и подлежали поголовной проверке с целью выявления беглых крестьян.

Деление на гильдии оказалось  чистой формальностью, т.к. проводившие  его военные ревизоры заботились только об увеличении числа плательщиков подушной подати. Они произвольно  включали в члены гильдий, граждан  не имеющих к ним отношения.

       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Церковная реформа

Важную роль в утверждении  абсолютизма играла церковная реформа. Реформы Петра I вызвали протест со стороны духовенства и боярства. Глава православной церкви откровенно высказывался против ношения иноземной одежды и бритья бороды. После смерти Андриана в 1700 г. Петр I запретил избирать ему преемника, вокруг которого могли бы сосредоточиться противники преобразований. Он назначил «местоблюстителем патриаршего престола» рязанского метрополита Стефана Яворского, но не предоставил ему прав, принадлежавших патриарху.

В 1721 г. патриаршество было ликвидировано. Церковью управляла  Духовная коллегия – Святейший правительствующий  Синод. В проведении церковной реформы  деятельно участвовал псковский  епископ Феофан Прокопович. В 1719 г. он написал духовный регламент, который  позже был отредактирован самим  Петром I. В духовном регламенте отмена патриаршества объяснялась несовершенством единоличного управления и политическими неудобствами, которые происходили от возвеличения церковной власти как равносильной царской и даже выше ее.

В Синод входили назначенный  президентом Стефан Яворский, два вице-президента и восемь членов из представителей духовенства.

Учреждением Синода Петр подчинил церковную власть светской.

 

 

 

 

 

 

 

 

Табель о рангах.

«Табель о рангах» –  закон, разделивший службу на гражданскую  и военную, в нем было определенно 14 классов (рангов) чиновников.

Каждый получивший чин  восьмого класса, становится потомственным  дворянином. Чины с четырнадцатого по девятый тоже давали дворянство, но только личное.

Профессиональные качества, личная преданность и выслуга  становятся определяющими для продвижения  по службе. Каждые чиновник был вписан в определенную иерархическую структуру власти, и руководствовался в своей деятельности строгими и точными предписаниями закона, регламента, инструкции. Таким образом, принятие «Табели о рангах» свидетельствовало о том, что бюрократическое начало в формировании государственного аппарата, победило начало аристократическое.

Положительными чертами  нового бюрократического аппарата стали  профессионализм, профессионализм, специализация, нормативность; отрицательными – его  сложность, дороговизна, работа на себя, негибкость. Любой высший чин мог  быть присвоен только после прохождение  через все низшие. Устанавливались  сроки службы в определенных чинах.

Табель о рангах уравнивал  военную и гражданскую службы. Подготовка кадров для нового государственного аппарата стала осуществляться в  специальных школах и академиях  в России и за рубежом. Степень  квалификации определялась не только чином, но и образованием, специальной  подготовкой. Обучение дворянских недорослей порой проводилась часто в принудительном порядке (за уклонение от службы налагалось взыскание).3

«Ко учрежденной вышеобъявленной  табели рангов прилагаются 62 сии пункты, каким образом со оными рангами  каждому поступать надлежит. 
1. Принцы, которые от нашей крови произходят, и те, которые с нашими принцессами сочетанны: имеют при всяких случаях председательство и ранг над всеми князьями и высокими служителями Российского государства.  
2. Морские же с сухопутными в команде определяются следующим образом: кто с кем одного ранга, хотя и старее в чину, на море командовать морскому над сухопутным, а на земли сухопутному над морским.»4

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реформа судебной системы

Высшей судебной инстанцией был монарх. Его компетенция в  сфере судопроизводства была неограниченной. Следующий инстанцией был Сенат, подчиняющий себе Юстиц-коллегию (в числе  других) и всю систему судебных учреждений. Сенат являлся высшей апелляционной инстанцией, и его решения были окончательными. Судебными функциями (по делам своих чиновников) наделялись приказы и коллегии. Коммерц-коллегия рассматривала торговые и вексельные споры, Вотчинная коллегия – земельные споры, Мануфактур-коллегия – дела членов цехов (мастеров, рабочих и учеников), Камер-коллегия – финансовые правонарушения. Юстиц-коллегия был апелляционной инстанцией для нижестоящих судов, проводила для них работу по обобщению судебной практики и подбору кадров.

В 1713 г. в губерниях учреждались  ландрихтеры. Указом 8 января 1719 г. было предписано учредить 11 надворных судов, из них только 5 совпадали с губерниями, в трех губерниях было по два суда, но в Архангельской и Астраханской не было ни одного. Они рассматривали дела по доносам фискалов, уголовные и гражданские дела, выступали в виде апелляционной инстанции к нижним судам. Состояли они из президента, вице-президента, и членов суда (до шести человек). Надворному суду подчинял

Низшей инстанцией служили  нижние суды, которые также делились на два вида: коллегиальные (провинциальные) назначенные в наиболее важных городах  и единоличные (городовые, земские) суды по незначительным городам с  их уездами. Они подчинялись надворному суду.  Их юрисдикция распространялась на дворянское сословие. Крестьян по малозначимым делам судили помещики. Горожане судились в магистратах, духовенство –  в консистории, в Управление духовных дел и в Синоде. Политические дела рассматривались в Преображенском приказе или в Тайной канцелярии.

С 1720 г. при надворных судах  были прокуроры, следившие за правильностью  судопроизводства.

Однако в 1722 г. были упразднены нижние суды. Судебная власть в провинциях была отдана воеводам единолично или  с асессорами. В отдаленных от провинциального  центра городах воевода назначал судебного комиссара, который мог  рассматривать незначительные уголовные  и гражданские дела. В качестве апелляционной инстанции для  провинциальных судов остались надворные  суды.

Параллельно мс гражданской  судебной системой образовывались военные  суды. Генеральский кригсрехт был главной инстанцией в этой системе, он рассматривал наиболее важные дела, связанные с государственными или воинскими преступлениями.  

Новыми чертами организационной  судебной системы были:

- коллегиальное устройство  судов;

- попытки отделить судебную  организацию от административной;

- учреждение контроля  за деятельностью судов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В результате Петровских реформ к концу первой четверти XVIII в. Сложилась следующая система органов власти и управления.

Все власти (законодательная, исполнительная, и судебная) сосредоточилась в руках Петра, который после завершения Северной войны получил титул императора. В 1711г. был создан новый высший орган исполнительной и судебной власти – Сенат, обладавший и значительными законодательными функциями. Он принципиально отличался от своего предшественника – Боярской думы.

Информация о работе Административные реформы Петра Ι