Аграрная реформа Столыпина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 15:58, контрольная работа

Краткое описание

Изучением аграрной реформы Столыпина занималось очень много учёных, как отечественных, так и зарубежных, причём взгляды разных учёных сильно различаются. Американский историк Дж. Токмаков утверждал, что политика Столыпина была направлена на "дальнейший подрыв глубоко укоренившихся феодальных уз и пробуждение инстинкта частной собственности , который в конце концов должен был создать буржуазное общество мелких фермеров". Примерно такой точки зрения придерживается большинство современных учёных. При всём различии этих оценок в них есть и сходство. Обе исходят из предположения, что первоочередной целью Столыпина было создание слоя фермеров. Одни историки считают, что фермерские хозяйства должны были формироваться на основе кулацких хозяйств, другие - на основе всего крестьянства.

Содержание

I. Вступление.
1. Историография.
2. Украинское село до реформы.
II. Столыпинская аграрная реформа.
1. Основные положения.
2. Первые мероприятия.
3. Указ 9 ноября 1906 г.
4. Вопрос о семейной собственности.
5. Проведение и последствия указа 9 ноября.
6. Циркуляр 9 декабря 1906 г.
7. Роспуск Думы.
8. Деятельность Крестьянского банка.
9. Законы 14 июня 1910 г. и 29 мая 1911г.
10. Земская реформа.
11. Переселение крестьян.
12. Методы проведения реформы.
III. Последствия реформы на Украине.

Вложенные файлы: 1 файл

План.doc

— 97.50 Кб (Скачать файл)

 

     Наладив деятельность Крестьянского банка, правительство вплотную занялось реализацией указа

       9 ноября 1906 г. На места заспешили министерские ревизоры, потребовавшие от губернских и уездных чиновников, чтобы все их силы сосредоточились на проведении аграрной реформы. Земские начальники, уличенные в нерадивости, увольнялись в отставку. Это резко подхлестнуло активность тех, кто оставался на службе. Явившись в то или иное село и собрав сход, они первым делом спрашивали, почему крестьяне не укрепляются, часто применялась сила, в том числе и черносотенные полки, применявшиеся Столыпиным для успокоения крестьян ещё на посту Саратовского губернатора.

      В одной из речей в Государственном совете Столыпин поддержал предложение объявить перешедшими к подворному владению общины, длительное время не совершавшие общих переделов. Эта норма была закреплена в законе 14 июня

1910 г., заменившем собою указ 9 ноября 1906 г. По новому закону общины, в которых со времени надела  их землёй не было общих  земельных переделов в течение  24 лет, стали рассматриваться  как перешедшие к единоличному  владению землёй. Закон давал  право на переход к отрубным участкам с согласия простого большинства участников схода, тогда как раньше нужно было 2/3 голосов.

     Чересполосно укрепляемая личная крестьянская земельная собственность весьма отдаленно походила на классическую римскую "священную и неприкосновенную частную собственность". И дело не только в правовых ограничениях, налагавшихся на укрепленные наделы (запрещение продавать лицам некрестьянского сословия, закладывать в частных банках). Сами крестьяне, выходя из общины, первостепенное значение придавали закреплению за собой не конкретных полос, а общей их площади. Поэтому они, случалось, были не прочь принять участие в общем переделе, если при этом не уменьшалась площадь их надела. Чтобы власти не вмешались и не расстроили дело, такие переделы иногда производились тайно. Само правительство в концов встало на такую же точку зрения: 29 мая 1911 через Думу был проведён закон

"О землеустройстве", однако  ничего принципиально нового  в этом законе не было, в  основных своих частях он действовал и ранее в виде ведомственных инструкций. По этому закону правительство закрепило за собой право передвигать полосы земли, соединяя их в один целый участок.

 

      Столыпинская реформа предусматривала преобразования власти на местах. Действовавшая система основывалась на сословных началах. Сельское и волостное управление было сословно - крестьянским, а уездная администрация находилась в руках местного дворянства. Получалось, что одно сословие руководило другим. Правительство намеревалось уменьшить сословный характер управления. В духе националистических идей был построен законопроект о введении земства в западных губерниях империи, в том числе в Киевской, Волынской и Подольской, где среди помещиков преобладали поляки. Столыпин заявил, что новое земство должно быть "национально - русским" (украинцев он считал русскими). С этой целью избирательные съезды и собрания были разделены на национальные курии, причём на долю поляков приходилось меньшее число гласных, чем на долю всех неполяков. Это означало, что крупные помещики в новом земстве окажутся в меньшинстве. Кроме того, новое земство было бессословным, имущественный ценз был понижен двое. Государственный совет отклонил основную часть законопроекта, и этот закон был принят без его согласия(по 87 статье). Такая политика повернула дворянство против Столыпина.

 

     Одной из частей столыпинской реформы являлось переселение крестьян на неосвоенные территории империи. Особенно много малоземельных крестьян двинулось с Украины в Сибирь. За 1906 - 1912 гг. туда выехал почти 1 млн. человек. В 1914 г. в Сибири и на Дальнем Востоке проживало около 2 млн. украинцев. Но переселение не было по-настоящему организовано. Оно проходило в ужасных антисанитарных условиях, крестьяне ехали в неприспособленных вагонах со знаменитой надписью "40 человек, 8 лошадей". Не имея капитала для организации хозяйства, переселенцы попадали в очень трудное положение. Около 70% переселенцев не получили земли вообще, многие получили непригодные для сельского хозяйства земли. Уровень орудий труда был очень низок. Хроническое недоедание, непривычные климатические условия, отсутствие квалифицированной медицинской помощи приводили к массовой смертности среди переселенцев, доходившую в некоторых поселениях до 30 - 40%. Тысячи переселенцев, хлебнув горя, возвращались. В 1911 г. на Украину возвратилось 68,5% переселенцев. Вернувшись на родину, бывшие переселенцы пополняли ряды безземельных крестьян, то есть переселенская политика потерпела крах.

 

     Следует отметить методы проведения реформы - имели место аресты, запреты высказываться на сходах против указа, вызов стражников и содержание их за счет общества. Практиковалась и административная высылка особо активных противников реформы из числа крестьян. Это не помешало Столыпину 15 марта 1910 г. заявить в Государственном совете: "Не вводя, силою закона, никакою принуждения к выходу из общины, правительство считает совершенно недопустимым установление какого-либо принуждения, какого-либо насилия, какого-либо гнета чужой воли над свободной волей крестьянства в деле устройства его судьбы, распоряжения его надельною землею".

 Ни один важный закон реформы  не был принят обычным путём(через  Думу), большинство законов было  принято по 

87 статье( без утверждения Думы ).

 

***

 

     Наиболее активно реформа проводилась в первые несколько лет после революции. С 1910 г. темпы укрепления земли стали снижаться. Искусственные меры, введенные в закон 14 июня 1910 г., не исправили положение. Численность выделяющихся из общины крестьян стабилизировалась только после выхода закона

29 мая 1911 г. Однако вновь приблизиться  к наивысшим показателям 1908-1909 гг. так и не удалось.

     Укрепление чересполосных земель фактически приводило только к образованию беспередельных общин. К началу столыпинской реформы около трети общин в Украине не переделяли землю. Иногда рядом соседствовали две

 общины - переделяющаяся и беспередельная. Большой разницы в уровне их  земледелия никто не отмечал.  Только в беспередельной разница  между богатыми и бедными была  больше. Не разрушив полностью общины, но запретив переделы, реформа ещё больше усилила социальное расслоение крестьян.

 В течение 1907-1915 гг. закрепили  землю в индивидуальную собственность  в среднем на Правобережье 48% крестьян, на Юге - 42%, на Левобережье - 16,5%. До 1916 г. было образовано 440 тыс. хуторов, или 14% дворов, что значительно выше по сравнению с Россией, где из общин вышло 24% хозяйств, а на хутора - 10,3%. Такой значительный процент выхода крестьян из общины на Украине объясняется тем, что тут общинное землевладение было менее распространено (на Правобережье общинники составляли 1-9% всех дворов), общинное землевладение не являлось традиционным для Украины. Большинство хуторских хозяйств были убогими, приходили в упадок и разорялись, продавая свои земли зажиточным крестьянам по очень низким ценам (38 - 80 рублей за десятину при рыночной цене 250 рублей).

 

      Не спасал положение и Крестьянский банк, т.к. его цены были недоступны многим беднякам, к тому же они постоянно росли (от 105 руб. за десятину в 1907г. до 136 руб. в 1914г.). Всего в 1906 - 1916 гг. Банк продал украинским крестьянам 596,4 тыс. дес. земли, купил у помещиков 572,2 тыс. дес, остальное было куплено у крестьян.

 Из - за отсутствия финансирования  реформы бедняки никак не были  поддержаны, они продолжали беднеть, если в 1906 г. на одно бедняцкое хозяйство припадало в среднем 3,7 десятины земли, то в 1916 - 2,2 десятины.

       За 1907 - 1910 гг. на Украине состоялось 4552 выступления крестьян, что говорило о том, что аграрная реформа не решила проблем основной массы крестьян.

 Положительные результаты столыпинская  реформа имела для зажиточных  крестьян, у которых и в общине  было достаточно земли. В целом  реформа ускорила переход села  на индустриальную основу. Создались  условия для развития частного  сельского землевладения. Реформа стимулировала развитие агрономических приёмов, повышение агрокультуры. В целом благодаря ей и другим факторам в 1909 - 1913 гг. продуктивность сельского хозяйства в России возросла в полтора раза. В сёлах образовывались прокатные технические станции, для малоземельных крестьян образовывались общества по аренде земли и коллективному ведению сельского хозяйства.

       К другим факторам общего поднятия хозяйства относят: во - первых, окончился мировой сельскохозяйственный кризис и начался рост цен на зерно на мировом рынке; во - вторых, за годы реформ был только один неурожайный год (1911), зато подряд два года (1912 и 1913) были отличные урожаи.

 После убийства Столыпина  эсером Багровым в 1911 году реформы  практически остановились, т.к. у Столыпина не было явных однодумцев, которые бы продолжали его дело.

 Список использованной литературы.

1. История Украинской ССР в  двух томах. Редакционная коллегия: К.К.Дубина, И.А.Гуржий и др. 1969г., Киев,

 изд-во "Наукова Думка". Том 1, стр. 603 - 610.

2. Россия на рубеже веков:  исторические портреты. Составитель  А.П.Корелин. 1991, Москва, издательство  политической литературы. Стр. 54-70.

3. Пётр Аркадьевич Столыпин. Нам  нужна великая Россия. 1991, Москва, изд-во "Молодая гвардия".  Стр. 12 - 14, 176 - 180.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      

Духовность

 

         Духо́вность  — в самом общем смысле —  совокупность проявлений духа  в мире и человеке. В социологии, культурологии и публицистике  «духовностью» часто называют  объединяющие начала общества, выражаемые в виде моральных ценностей и традиций, сконцентрированные, как правило, в религиозных учениях и практиках, а также в художественных образах искусства. В рамках такого подхода, проекция духовности в индивидуальном сознании называется совестью, а также утверждается, что укрепление духовности осуществляется в процессе проповеди (увещания), просвещения, идейно-воспитательной или патриотической работы.

 

        В марксизме  духовность ассоциируется с идеологией.

Отец Александр, сейчас много говорят  о духовности, но думаю, что люди нередко вкладывают разный смысл в это понятие. Что же есть духовность?

        В современном  западном религиоведении духовность  в наиболее общих чертах характеризуют  как «жизнь, проживаемую в полноте  уникального опыта внутренних переживаний человека, в которых могут присутствовать традиционные западные культурные символы» и другие значимые для человека образы. Как отмечает Айлин Баркер, духовность отличается от религиозности тем, что источником последней является внешний мир в виде предписаний и традиций, тогда как источником духовности является внутренний опыт человека[1].

 

        Слово "духовность", которое стало модным, им злоупотребляют, его затаскали, как это у  нас часто бывает, этим словом  обозначают две вещи, очень разные, хотя и тесно связанные между собой.

 

        Первое. Духовность  – свойство природы самого  человека, это то уникальное, исключительное, важнейшее, что отличает человека  от других самых высокоразвитых  живых существ, это то, что даже  трудно определить словами. Дух невидим, непространствен, он нигде не находится. Но дух нам не внеположен, он не что-то чуждое нам, а это сама наша человеческая природа, и для того, чтобы дать определение этому свойству, духовности и духовностности – человек несет в себе дух, – пришлось бы встать на некую иную точку, откуда-то смотреть, что для нас невозможно, ибо дух – это мы сами и есть, И дух выше, он по своей природе шире рациональных определений, он в них не втискивается. Дух – это и мышление, и сознание, и воля человеческая, это весь тот континуум, сложный и в то же врсмя единый целостный поток, который составляет особенность человека.

      Что отличает дух  от души?

Душа есть и у растения, и у  животного – это психика, а  вот творчество, сознание, свобода, добро и зло – это дух, Если отнять у человека все, что нематериально, – мысль, чувство, совесть и т. д., во что превратится человек? В говорящего робота, в орангутанга в пиджаке. Нет, даже хуже!

 

      Дух – это храм  человека, и если дух свят, то  он как бы захватывает все существо человека, и тело его становится храмом. Поэтому нам дороги мощи святых.

 

      Мы знаем, что  человек теснейшим образом связан  с мирозданием. Он настолько  тесно связан с бытием природы  и ее законами, что, если человека  хотя бы на секунду изъять из этого окружения, он погибнет. Не только пища, воздух, вода, но все в целом является нашей средой, и, если мы хотим существовать, мы должны быть частью среды, быть вписанными в нее. Это биологическое, психофизическое бытие человека принципиально не отличается от природы других высокоразвитых животных, это есть дар природы, который мы возвращаем ей, умирая, обращаясь в прах. Духовность же есть то, что мы у природы не заимствуем, она отсутствует в природе. В природе нет творчества, нет таких особенностей, как личностное самосознание, добро и зло, она не может научить добру и злу (недаром она названа у поэта "равнодушная природа"), в ней нет страдания, для нее существуют лишь стихии. Так вот, особенность человека, делающая его трагическим царем мироздания, заключена в духовном начале, которое ему присуще, даровано.

     Отец Александр, у нас миллионы людей вынуждены были жить так, словно духовности не существует вовсе.

          Недооценка, а вернее, пренебрежение духовностью  привело к нынешнему состоянию  общества, которое оказалось ориентированным на низшие стороны человеческого бытия. Из известного афоризма о том, что, прежде чем человеку начать заниматься философией, религией, поэзией, он должен есть и пить, – из этого афоризма рождалось молчаливое признание того, что самое важное есть, пить и так далее. Отсюда унижение человека как духовного существа, фактическое обесценивание свободы, достоинства личности и даже жизни. "Человеческий фактор" оказался вторичным по сравнению с выплавкой чугуна и стали. И только когда стало ясно, что попрание духовности в человеке ведет к умственной, моральной и профессиональной деградации, когда антидуховность, прикрывающаяся пустой псевдодуховной фразеологией, стала разрушительно сказываться на социальных и хозяйственных вопросах, многие спохватились, и дай Бог, чтоб не 6ыло поздно.

        Человеческая  духовность не есть наше изобретение.  Мысль человека отображает Мысль  космическую, сознание человека  отображает космическое Сверхсознание,  духовность человека связана  с высшим духовным планом бытия. Библия учит нас, что духовность человека заключается в том, что он есть образ и подобие Творца. Когда человеческая духовность приходит в состояние дисгармонии со своим первообразом, это влечет за собой духовные и нравственные недуги, духовную и нравственную гибель. Поэтому я очень рад, что понятие духовности стало постепенно возвращаться в общественное сознание, это может стать началом обретения человеком самого себя, утраченного в процессе материалистического самоотчуждения.

Информация о работе Аграрная реформа Столыпина