Авторская личность в «Исповеди» Аврелия Августина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 20:06, доклад

Краткое описание

Справедливо сказать, что тогда именно церковь, «как единственная живая сила в этом обществе»1, состоявшая, в основном, из язычников, парализующих христианство, способствовала единению этого общества в период разложения государства. Церковь становится исполнительницей обязанностей светской власти, взявшейся управлять мирскими делами. Стоит сказать, что несмотря на столь упорное сопротивление язычников – «последних римлян», христианство было не чуждым для римского человека. Ведь представление, из которого впоследствии сложилось понимание христианства, есть «смесь идей стоицизма и платонизма… вместе с элементами, почерпнутыми из Библии…»2.

Содержание

Введение......................................................................................................2 Историография............................................................................................3
Глава I.Жизнь Аврелия Августина ....................................6
Глава II. Исповедь как клерикальный жанр в средневековой литературе и специфика «Исповеди» Августина. . ........................................................8
Глава III. Концепция «Я» в «Исповеди» Августина ..............................12
Заключение..................................................................................................16
Библиография............................................................................................. 18

Вложенные файлы: 1 файл

Доклад, История Европы. ВР.doc

— 117.00 Кб (Скачать файл)

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ

“ВЫСШАЯ ШКОЛА ЭКОНОМИКИ”»

Факультет истории

Доклад по дисциплине «История Еропы V-XVII вв.»

«Авторская личность в «Исповеди» Аврелия Августина»

 

 

студентки 2 курса бакалавриата группы №112

Рыбалко Вероники Вячеславовны

Проверил:

О.С. Воскобойников, доцент, к.и.н.

 

 

 

 

 

 

Москва 2013

Оглавление Введение......................................................................................................2 Историография............................................................................................3

  Глава I.Жизнь Аврелия Августина ....................................6

Глава II. Исповедь как клерикальный жанр в средневековой литературе и специфика «Исповеди» Августина. . ........................................................8

Глава III. Концепция «Я» в «Исповеди» Августина ..............................12

 Заключение..................................................................................................16

 Библиография............................................................................................. 18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Эпоха, о которой пойдет речь, а именно IV-V вв., безусловно, является одной из важных ступеней становления христианства. Её можно также назвать переходной. Данный  промежуток времени характеризуется  разрушением  греко-римских воззрений античности, а также постепенным растлением ее политических, экономических и социальных сфер.

Справедливо сказать, что тогда именно церковь, «как единственная живая сила в этом обществе»1, состоявшая, в основном, из язычников, парализующих христианство, способствовала единению этого общества в период разложения государства. Церковь становится исполнительницей обязанностей светской власти, взявшейся управлять мирскими делами. Стоит сказать, что несмотря на столь упорное сопротивление язычников – «последних римлян», христианство было не чуждым для римского человека. Ведь представление, из которого впоследствии сложилось понимание христианства, есть «смесь идей стоицизма и платонизма… вместе с элементами, почерпнутыми из Библии…»2.

Одним из важнейших представителей этой переходной эпохи в истории человечества является Аврелий Августин, епископ гиппонский. Именно он, представив собственное мировоззрение, которое впоследствии могло стать основной мировоззрения средневекового человека, становится первым человеком, вступившим в «средневековый универсум – пространство, в котором в течение столетий вращалась мысль средневекового человека»3.

В наши дни изучению Августина уделяется много внимания, его философским и теологическим сочинениям. Однако  тема «Авторская личность в «Исповеди»» затрагивается в историографии крайне редко. И если затрагивается, то в рамках одного большого исследования с привлечением круга других источников по Августину. В историографии трудно обнаружить изучения «Исповеди» как уникального источника и авторской личности в этом произведении в одном исследовании.  До сих пор это произведение является влиятельным в христианском мире, поэтому оно стоит рассмотрения и тщательного анализа.

В данном исследовании мы попытаемся проанализировать во внутренний мир Аврелия Августина с целью исследовать авторскую личность в его «Исповеди». Задачами, которые стоят перед нами, являются:

  • Исследовать биографию Августина;
  • Рассмотреть жанр исповеди как клерикальный жанр в латинской средневековой литературе;
  • Ознакомиться со спецификой «Исповеди» Августина;
  • Изучить концепцию «Я» в «Исповеди» Августина

Объектом данной работы является – «Исповедь» Аврелия Августина, а предметом – авторская личность, представленная в «Исповеди».

 «Исповедь»  считается автобиографическим произведением Блаженного Августина, состоящим из 13 книг и написанным около 397-398 года н.э.. Первоначальное название звучало как «Исповедь в тринадцати книгах». В оригинале «Исповедь» написана на латыни.

Первый перевод на русский язык был сделан иеромонахом  Агапитом в 1787 году. Существуют перевод Д. А. Подгурского, изданный в 1880 году, перевод М.Е. Сергеенко, впервые опубликованный в «Богословских трудах в 1978 году.

«Исповедь», в первую очередь, есть не что иное,  как  описание греховной юности Августина и его обращение в христианство. Произведение рассматривается как первая западная автобиография, которая сумела влиять на мировоззрение и творчество средневековых писателей на протяжении почти тысячелетия.

Произведение не является полной биографией Августина, т.к. оно было написано, когда Августину было около сорока лет.

В «Исповеди» Августин раскаивается во всех своих грехах, которые он совершил в молодости, сожалеет о  том, что был приверженцем манихеев и верил в астрологию. Он также пишет о Святом Амвросии и о Небридии, которые поспособствовали превращению Августина в христианина.

Первые девять книг являются автобиографическими, где он последовательно  описывает свое рождение, младенчество, детство и юность, обучение в Карфагене,  подробно описывая свои шалости, впечатления от учебы. Далее он описывает девять лет преподавания в Тагасте, Карфагене, Риме и Милане, восхождение к истине и обращение в христианство, переезд из Милана в Остию.

Последующие четыре книги являются комментарием к Книге Бытия – размышления над первым стихом Книги, его истолкование.

Историография

Во время написания  данной работы мы опирались на исследования, посвященные поэтике «Исповеди», исповеди как жанру средневековой литературы, биографии Августина, эпохе, в которую он жил, а также на исследования, посвященные авторской личности в «Исповеди» Августина.

Среди отечественных исследований, посвященных эпохе  перехода античности к христианству и Августину, выделяется работа Е. Трубецкого - «Религиозно-общественный идеал западного христианства в V в. Миросозерцание Блаженного Августина»(Москва, 1892). Цель автора заключается в анализе христианской концепции Августина, помимо этого, автор дает широкую и полную характеристику той переходной эпохи, стоящей у истоков христианского вероучения и растления языческой культуры и античных традиций.

Также исследованием, которое следует упомянуть, является книга Г.Г. Майорова «Формирование средневековой философии»(М:1979). В книге автор освещает философские, эстетические, социальные и политические воззрения философов эпохи утверждения христианства в Западной Европе, старается выявить их влияние на философскую мысль зрелого средневековья( конец X – начало XIV вв.). В своей работе особенно явно он выделяет философские учения Аврелия Августина, впоследствии оказавшего огромно влияние на развитие Церкви, культуры и христианско-философской мысли Западной Европы.

Для изучения жанра исповеди мы обратились к исследованиям М. Л. Гаспарова, а именно к его работе по «Латинской литературе XI –XII вв. », в которой он дает характеристику клерикальным жанрам средневековой литературы. Здесь мы можем встретить упоминания и об исповеди как о жанре.

Также, чтобы проанализировать специфику исповеди как литературного жанра, мы обратились к исследованиям Н. Казанского, где он повествует о соотношениях между исповедью и автобиографией, об истории создания жанра, раскрывает понятие «исповеди» в понимании современников Бл. Августина и его последователей.

Далее, углубляясь в мир  Аврелия Августина, мы последовали за И.Н. Григорьевой, проведшей исследования в этот направлении. Мы обратились к ее работе «Бог и человек в жизни Аврелия Августина» (М.:1992). В ней она затронула сведения из жизни и творений Августина, о первых христианских епископов, о значительных событиях эпохи становления христианства.

Ее работа «О поэтике  «Исповеди»» затрагивает различные  аспекты самого произведения. Она показывает нам Августина в разных его ипостасях – теолог, философ, талантливый ритор; грешник, проповедник, комментатор Библии. Она раскрывает Августиновские философские идеи, выкроив их из «Исповеди» и тщательно рассмотрев каждую книгу произведения.

Важным для нашего исследования стала работа Л.М. Баткина « Европейский человек наедине с самим собой. О культурно-историческом смысле «Я» в «Исповеди» бл. Августина»(М.:РГГУ. - 2000). В ней автор пытается воссоздать прототип антично-христианского «я», опираясь на текст «Исповеди». Его работа поможет нам определить авторскую личность в «Исповеди».

 

 

 

 

Глава I. Жизнь Аврелия Августина.

Для того, чтобы попытаться проанализировать мировоззренческие идеи Августина, данные нам в «Исповеди», обратимся к фактам из его жизни.

Августину было предначертано  жить в один из самых трудных периодов истории Западной Европы, ибо жил он в эпоху перехода античности к средневековью. Нам известно, что  он родился в Тагасте, городе, находившимся на севере Африки, в то время римской провинции,  13 ноября 354 года. Он родился в обычной для того времени семье: отец, Патриций,  был язычником, а мать, Моника,  была глубоко религиозной христианкой. Несмотря на то, что семья была вовсе не богатой, Августин получил хорошее «гуманитарное» образование. Учился он поначалу в Тагасте, далее в Мадавре, и, окончив риторскую школу, Августин стал преподавателем ораторского искусства в Карфагене. В скором времени Августин, будучи успешным оратором, отправляется в Рим, после – в Медиолан. На пике своего преподавания Августин активно выступает против христианства.

Еще в Карфагене после прочтения «Hortensius» Цицерона и из-за возросшего интереса к философии, Августин столкнулся с манихейством4, которое повлияло в дальнейшем на его отношения с семьей. В конце концов, после девяти лет нахождения среди манихеев, Августин разочаровался в их идеях.

В Медиолане все чаще Августин посещает проповеди Амвросия Медиоланского, борющегося с ересями и язычеством.

В 387 году 24 апреля Августин принимает крещение от руки Амвросия, что повлекло за собой его дальнейшее отречение от преподавательской деятельности и возвращение в Африку. Здесь Августин создает христианскую общину, сближается с епископом Валерием Гиппонским, который рукоположил его в пресвитеры. Вскоре после этого Валерий скончался, Августин становится епископом.

После того, как Августин стал епископом, он активно начинает вести борьбу с различными еретическими учениями, а именно: с пелагианством, арианством, донатизмом. Благодаря  Августину были растолкованы самые  темные места в Библии, проведены множественные проповеди.

В возрасте 76 лет он скончался  в Гиппоне, в 430 году, оставив после  себя культурное наследие, состоявшее из философских, богословских трактатов, сочинений, которые были признаны многими его последователями и взяты в качестве примера для подражания.

После смерти Аврелий  Августин был причислен к лику святых. С тех пор Августин упоминается  как Блаженный. Его чтят и помнят до сих пор,  в честь него были воздвигнуты многочисленные храмы и монастыри. Его лик увековечили многие художники – Боттичелли, Карпаччо, Беноццо Гоццоли.

Таким образом, экскурс в биографию Августина, проведенный нами, поможет нам понять, в каких условиях формировалось его мировоззрение, чье влияние было оказано на него, как он пришел к христианству. Особенно полезной информация может оказаться для тех, кто не знаком с «Исповедью».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Исповедь как клерикальный жанр в средневековой литературе и специфика «Исповеди» Августина.

Безусловно, мы должны истолковать  жанр исповеди в средневековой латинской литературе, для того, чтобы, в первую очередь понять, что собой представляла «исповедь» для средневекового человека.

К чему отнести жанр исповеди в  средневековой литературе? В чем отличительные характеристики исповеди от других жанров средневековой литературы? На эти вопросы мы попытаемся ответить в данной главе.

Предполагается, что клерикальные жанры – это те жанры, которые  представляют христианские традиции средневековой  культуры. Как отметил М. Л. Гаспаров, клерикальные жанры можно разделить на «две подгруппы в зависимости от того, обращены они к богу или к людям. Первая – это литургическая поэзия; вторая – агиография, дидактика, аллегорическая поэзия.»5.

Восприятие душевных переживаний  и личностных качеств человека появилось  вместе со становлением Христианства, и это было впоследствии связано с обращением автора в духовное звание. С исповедью также связана попытка раскрыть  и объяснить духовные явления логически.

Как отмечает Казанский Н.: «исповедь — это не рассказ о прожитых днях, тайнах, к которым автор был причастен, но и оценка своих действий и поступков, совершенных в прошлом, с учетом того, что оценка эта дается перед лицом Вечности.»6.

Мы вправе предположить, что именно с таким пониманием исповеди мы встречаемся, читая произведение Августина.

«Исповедь» Августина представляет собой несколько составляющих: взгляд на жизнь, внутренний мир, осмысление того, что есть Бог, покаяние и приход к вере, согласующейся с волей Бога.

Насколько мы можем знать, средневековый человек имел другое представление о слове «исповедь», нежели современный. С латинского языка слово «confessionum7», ставшее названием произведения из тринадцати книг Августина, переводится как два действия, обозначенных  в одном слове, а именно:  покаяние и благодарность. Это, предположительно, в теологическом контексте может быть растолковано как действия, происходящие на  исповеди, которые предполагают раскаяние человека в своих грехах перед священником, получение прощения  от Иисуса Христа через священника – «посредника» и благодати Святого Духа, и последующая благодарность, выраженная в молитве.

Информация о работе Авторская личность в «Исповеди» Аврелия Августина