Утопический социализм Томаса Мора и Томмазо Кампанеллы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2014 в 16:46, реферат

Краткое описание

Мору и Кампанелле присуще понимание того, что угнетательская природа государственности создана с наличием частной собственности. Но это вынуждает их искать тот политический идеал, который должен быть осуществлен в обществе, где ликвидирована частная собственность. Потому не случайно, что Мор и Кампанелла связывают будущее социалистическое общество с демократической организацией государства, с самым широким участием масс трудящихся в управлении дедами государства. Проблемы подлинной демократии, свободы личности, ее освобождение от эксплуатации — все это характерно для политических программ уже первых крупных теоретиков утопического социализма.

Вложенные файлы: 1 файл

истэкуч.docx

— 23.42 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова

Кемеровский институт (филиал)

 

 

 

 

Реферат

по дисциплине: «История экономических учений»

Тема: «Утопический социализм Томаса Мора и Томмазо Кампанеллы»

 

 

 

Выполнила:

студентка группы ЭБ-132

очной формы обучения

экономического факультета

Бровкина Ангелина Владимировна

 

Проверила:

Шутько Лариса Генадьевна

 

 

 

 

 

 

 

 

Кемерово

2014

Мору и Кампанелле присуще понимание того, что угнетательская природа государственности создана с наличием частной собственности. Но это вынуждает их искать тот политический идеал, который должен быть осуществлен в обществе, где ликвидирована частная собственность. Потому не случайно, что Мор и Кампанелла связывают будущее социалистическое общество с демократической организацией государства, с самым широким участием масс трудящихся в управлении дедами государства. Проблемы подлинной демократии, свободы личности, ее освобождение от эксплуатации — все это характерно для политических программ уже первых крупных теоретиков утопического социализма.

В их работах рассматриваются и вопросы о деятельности-будущего идеального государства по организации производства и распределения в интересах всех членов общества, подвергаются критике агрессивные войны и анализируются многие другие вопросы внутренней и внешней политики государства, в основе которого лежит общественная собственность.

Утопический социализм — принятое в исторической и философской литературе обозначение предшествовавшего марксизму учения о возможности преобразования общества на социалистических принципах, о его справедливом устройстве. Главную роль в разработке и внедрении в общество идей о строительстве социалистических отношений ненасильственным образом, лишь силой пропаганды и примера, сыграла интеллигенция и близкие к ней слои.

Утопические учения XVI в. связаны прежде всего с трудами английского гуманиста Томаса Мора, итальянского монаха Томмазо Кампанеллы.

Томас Мор (7 февраля 1478, — 6 июля 1535) - английский юрист, лорд-канцлер, мыслитель, писатель, гуманист, святой Католической церкви. Его отцом был известный юрист, прославившийся своей неподкупностью. Местом, где Мор получал первоначальное образование, стала грамматическая школа св. Антония. Получив в течение 1490-1494 гг. образование в Оксфорде, продолжил обучение: отец настоял, чтобы сын углубился в изучение юридических наук в лондонских правоведческих школах.

Вероятнее всего, карьера юриста не слишком интересовала Томаса Мора. Еще изучая право, он принял решение поселиться вблизи монастыря и принять монашеский постриг. Однако в итоге Мор вознамерился служить своей стране другим образом, хотя до самой кончины вел очень воздержанный образ жизни, соблюдал посты, постоянно молился.

Примерно в 1502 г. Мор начинает работать адвокатом и преподавать право, а в 1504 г. его избирают в парламент. Выступив за уменьшение сборов для Генриха VII, он попал в опалу и должен был самоустраниться от общественной деятельности. К политике Мор вернулся в 1509 г., когда Генрих VII скончался. В 1510 г. Мор опять избирается в парламент, который созывает уже Генрих VIII. В этом же году его назначают на должность младшего шерифа столицы, помощника городского судьи столицы.

Мор впервые женился в 1505 году, на Джейн Кольт. Она была почти на 10 лет его моложе, и его друзья говорили, что она была тихой и доброй нравом. У Мора было четверо детей с Джейн: Маргарет, Элизабет, Сесиль и Джон. Когда Джейн умерла в 1511 году, он женился почти сразу, выбрав в качестве второй жены богатую вдову по имени Элис Мидлтон. У Элис не было репутации покорной женщины, как у её предшественницы, а наоборот она была известна как сильная и прямая женщина. У Мора и Элис не было общих детей, но Мор воспитывал дочь Элис от первого брака как свою собственную. Мор был любящим отцом, который писал письма своим детям, когда он был в отъезде по правовым или государственным делам, и призывал их писать ему чаще. Мора серьёзно заинтересовало образование женщин, его отношение было в высшей степени необычным в то время. Он считал, что женщины столь же способны к научным достижениям, как и мужчины, он настаивал, чтобы его дочери получили высшее образование, так же как и его сын.

Десятые годы ознаменованы в биографии Мора привлечением к себе благосклонного внимания короля. В 1515 г. его отправляют во Фландрию, куда он едет вместе с посольством. Находясь на чужбине, Мор начинает работу над первой книгой выдающегося произведения, ставшего фундаментом для утопического социализма. Ее он закончил, когда вернулся на родину. Появившееся на свет в 1516 г. цельное произведение было оценено монархом.

Полное название: "Золотая книга, столь же полезная, как забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия". В государстве, расположенном на этом острове, нет частной собственности, продукты питания и ремесленные изделия распределяются поровну и бесплатно. Рабочий день на Утопии составляет 6 часов в сутки. Остальное время утопийцы посвящают наукам и полезным развлечениям. В государстве нет богатых и бедных. Общественными делами управляют сифогранты - выборные должностные лица, которые следят, чтобы все жители острова занимались полезным трудом. Однако производство вещей - не самоцель, а средство для жизни. Т.Мор подчеркивает, что лучше меньше работать, чем губить жизнь в погоне за богатством. Аскетизм Т.Мора сочетается с негативным отношением к физическому труду, который он называет "телесным рабством". Земледелием утопийцы занимаются поочередно, выезжая из города в деревню на два года.

"Из золота и серебра, - пишет Т.Мор, - не только в общих дворцах, но и в частных домах - повсюду делают они ночные горшки и всякие сосуды для нечистот. К. тому же утопийцы из этих металлов изготовляют цепи и тяжелые оковы, которые надевают на рабов. Наконец, у каждого, кто опозорил себя каким-нибудь преступлением, с ушей свисают золотые кольца, золото охватывает пальцы, золотое ожерелье окружает шею, и, наконец, золото обвивает его голову.

В его Утопии все учатся, а тот, кто проявил отменные способности к наукам, "освобожден от прочих трудов и приставлен к одному только  учению".

Девушки выходят замуж не ранее 18-ти, а мужчины с 22-х лет. Браки заключаются, как правило, на всю жизнь. Однако в исключительных случаях сенат разрешает вступление в новые семейные отношения.

Утопийцы усердно занимаются военной подготовкой, "дабы не оказаться не способными к войне, когда случится в этом необходимость". Уже тогда Т.Мор различал войны справедливые и несправедливые.

Каждый утопиец был волен веровать во что пожелает, - за исключением того, что нарушает человеческое достоинство.

После опубликования «Утопии» карьера государственного деятеля пошла в гору еще более быстрыми темпами.

В 1532 г. Мор по официально озвученной причине слабого здоровья вышел в отставку, но на самом деле его уход был вызван несогласием с позицией Генриха VIII в отношении католической Церкви, созданием им англиканской Церкви. Провозглашавший ее главой короля «Акт о верховенстве» Томас Мор не признал, чем подписал себе приговор. В 1534 г. его посадили в Тауэр, а 6 июля 1535 г. казнили в Лондоне.

В XIX в. католическая Церковь причислила его клику блаженных, в XX в. - к лику святых. Однако Томас Мор вошел в национальную и мировую историю, в первую очередь, как гуманист, мыслитель и выдающийся писатель.

Томма́зо Кампане́лла (5 сентября 1568 — 21 мая 1639) — итальянский философ и писатель, один из первых представителей утопического социализма. Родился в Калабрии в семье сапожника, денег на обучение в семье не было, и Джованни, влекомый жаждой познания в ранней молодости, вступил в доминиканский орден, где в 15 лет принял имя Томмазо. Он много читает, изучает труды античных и средневековых философов. Он сам пишет труды на философские темы.

Подобно многим деятелям эпохи Возрождения, он обожествлял природу. При этом Землю называл «большим зверем», а людей сравнивал с паразитами, заведшимися в теле животного. Увлекался астрологией и магией. Ещё будучи юношей, он с блеском выступает на богословских диспутах. В своих странствиях он сталкивается с притеснениями и страданиями народа.

Он приходит к выводу, что призван изменить существующий порядок и организовывает заговор с целью освобождения Калабрии от испанского ига. Он убеждает в этом священников монастыря, и они поддерживают его. Также ему оказывает поддержку и местное дворянство. Более тысячи людей примкнуло к этому движению. Однако, планам Кампанеллы о создании свободной республики не суждено было сбыться. Предательство срывает задуманные планы, и в 1599 году Кампанеллу арестовывают по обвинению в составлении заговора для ниспровержения испанцев и всего существующего строя с целью провозглашения республики. От смертной казни его спасает обилие грехов. Ибо он — не только преступник, но и еретик, а это уже компетенция не испанских властей, а церковного трибунала. Кампанелле сохраняют жизнь и обрекают его на длительные мучения. Подвергнутый неоднократным пыткам, он был приговорен инквизиционным трибуналом в 1602 году к пожизненному заключению и провёл в тюрьме 27 лет, пока, благодаря вмешательству папы Урбана VIII, не был выпущен на свободу в 1626 г. Несмотря на суровые условия содержания узника, в тех мрачных казематах этот одаренный и разносторонний человек сохранил присущую ему ясность ума и написал многие свои замечательные труды, в том числе — известный Город Солнца.

В "Городе солнца" Кампанелла описал коммунистическое общество, расположенное на острове Тапробан. Город управляется верховным правителем Метафизиком и тремя соправителями -Мощью, Мудростью, Любовью. Метафизик является главою светской и духовной власти и выносит окончательные решения по всем вопросам. В ведении Мощи находится вес, касающееся войны и мира. Мудрость управляет искусствами и ремеслами, всевозможными науками и учебными заведениями. Ведению Любви подлежат: заключение браков между мужчинами и женщинами, деторождение и воспитание подрастающего поколения, его обеспечение всем необходимым.

Солярии живут общиной, у них нет частной собственности и классов. Материальные блага распределяются поровну и без денег. Монеты чеканятся только для послов и разведчиков. Основные занятия жителей города Солнца - сельское хозяйство и ремесло. Солярии работают в день 4 часа. Остальное время посвящают развитию духовных и физических способностей.

В отличие от Мора Кампанелла не допускал существования рабов в городе Солнца. Понимая роль средств производства в создании материальных благ, Кампанелла подчеркивал необходимость их совершенствования.

Мор и Кампанелла принадлежат к прогрессивным мыслителям, их социалистические утопии представляют собой идейно целое и плодотворное течение социально-политических .концепций Ренессанса. В своем творчестве они развивают мелкобуржуазные идеалы эмансипации и гуманизма. В философском смысле они позитивно повлияли на дальнейшее развитие европейского рационального мышления, в частности философии Просвещения.

В трудах Мора и Кампанеллы не говорится о путях преобразования  существующего  общественно-политического строя в идеальное государство, основанное на общественной собственности и действующее в интересах народа. Однако, несмотря на историческую ограниченность социалистических утопий этих мыслителей, в их произведениях нашли яркое выражение мечты народных низов о лучшем будущем. 
 

 


Информация о работе Утопический социализм Томаса Мора и Томмазо Кампанеллы