Суриков Василий Иванович, русский живописец

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 17:31, лекция

Краткое описание

Суриков Василий Иванович (1848-1916), русский живописец. Учился в петербургской АХ (1869-75) у П. П. Чистякова. Член ТПХВ (с 1881; см.Передвижники), Союза русских художников. Уже в годы учения обратившись к исторической живописи, Суриков стремился преодолеть условность академического искусства, вводя в свои композиции бытовые мотивы, добиваясь конкретной историчности архитектурного фона и деталей, убедительности свободной группировки фигур.

Вложенные файлы: 1 файл

В.И.Суриков.docx

— 277.26 Кб (Скачать файл)

Суриков Василий Иванович, русский живописец

 

В. И. Суриков  «Автопортрет» 1876

 

Суриков Василий  Иванович (1848-1916), русский живописец. Учился в петербургской АХ (1869-75) у П. П. Чистякова. Член ТПХВ (с 1881; см.Передвижники), Союза русских художников. Уже в годы учения обратившись к исторической живописи, Суриков стремился преодолеть условность академического искусства, вводя в свои композиции бытовые мотивы, добиваясь конкретной историчности архитектурного фона и деталей, убедительности свободной группировки фигур ("Княжий суд", 1874, "Апостол Павел объясняет догматы веры в присутствии царя Агриппы", 1875, - обе в ГТГ). С 1877 жил в Москве. ПосетилГерманию, Францию, Австрию (1883-84), Швейцарию (1897), Италию (1900),Испанию (1910).  
Суриков страстно любил русскую старину; обращаясь к сложным, переломным моментам в истории России, он искал в них созвучия волнующим вопросам современности. В 80-х гг. Суриков создал свои наиболее значительные произведения - монументальные исторические картины "Утро стрелецкой казни" (1881), "Меншиков в Берёзове" (1883),

В. И. Суриков «Боярыня Морозова» 1884-1887

"Боярыня  Морозова" (1887; все - в ГТГ). С  глубиной и проницательностью  истинного историка Суриков раскрыл  в них истоки трагических противоречий  истории, логику её движения, показал  борьбу исторических сил в  петровское время, в период  раскола, в годы народных движений. Главным действующим лицом в  этих произведениях выступает  народная масса, представленная  разнообразными типами, раскрывающими  национальный русский характер.  
Сурикова привлекают сильные, яркие личности, концентрирующие в себе бунтарский дух народа: исполненный яростной решимости и неукротимого духа сопротивления рыжебородый стрелец в картине "Утро стрелецкой казни", проникнутая страстью и фанатической убеждённостью подвижничества боярыня Морозова в одноименной картине. С большим мастерством и любовью к созданному народным гением идеалу прекрасного передаёт Суриков облик площадей и улиц старой Москвы, заполненных толпой народа, изображает одежду и утварь, вышивку, резьбу по дереву и т. п. В своих монументальных по форме картинах Суриков создал новаторский тип композиции, в которой движение людской массы, охваченной сложной гаммой переживаний, выражает глубокий внутренний смысл события. В его произведениях общий колорит, основанный на гармонии полнозвучных чистых красок, ритм цветовых пятен, фактура и манера наложения красочных мазков служат важным средством передачи общего настроения, атмосферы изображаемого события, психологическими характеристики персонажей.  
В 1888, после смерти жены, Суриков впал в острую депрессию, оставил живопись. Преодолев после поездки в Сибирь (1889-90) тяжёлое душевное состояние, Суриков создал полотно "Взятие снежного городка" (1891, ГРМ), запечатлевшее обобщённый образ русского народа, полного удали, здоровья и веселья. В исторических картинах 90-х гг. Суриков вновь обратился к национальной истории, останавливаясь, однако, не на периодах остродраматических социальных противоречий, а на событиях, в которых проявлялись героический дух, единство и мощь русского народа.  
В картине 

В. И. Суриков  «Завоевание Сибири Ермаком» 1895

"Покорение  Сибири Ермаком" (1895, ГРМ) мысль  Сурикова "две стихии встречаются"  раскрыта в смелой удали казацкого  войска, в своеобразной красоте  человеческих типов, одежд, украшений  сибирских племён. В картине "Переход Суворова через Альпы" (1899, ГРМ) воспето мужество русских воинов. Утверждение духовного здоровья, жизнерадостности, избытка внутренних сил русского народа, характерное для исторической живописи Сурикова 90-х гг., проявилось и в исполненных им в эти годы портретах

В. И. Суриков  «Сибирская красавица. Портрет Е. А. Рачковской» 1891

("Сибирская  красавица. Портрет Е. А. Рачковской", 1891, ГТГ). В годы реакции Суриков, верный демократическим традициям, писал (до 1910) картину "Степан Разин" (начата в 1903, ГРМ). Суриков также много работал в техникеакварели (преимущественно пейзажи).  
Патриотическое, правдивое творчество Сурикова, впервые с такой силой показавшее народ как главную движущую силу истории, стало новым этапом в мировой истории живописи. Имя Сурикова присвоено Московскомухудожественному институту, в Красноярске открыт Дом-музей Сурикова.


Информация о работе Суриков Василий Иванович, русский живописец