Сергий Радонежский

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 21:13, реферат

Краткое описание

Неповторимый архитектурный ансамбль Лавры, в котором удивительно гармонично сочетаются стили самых разных эпох, от пятнадцатого до девятнадцатого века; насыщенная событиями история монастыря, видевшего в своих стенах и героя Куликовской битвы великого князя Дмитрия Донского, и сурово-деспотичного Ивана Грозного, и отряды польско-литовских интервентов , шестнадцать месяцев осаждавших эту твердыню земли русской в тяжелую годину Смутного времени, и будущего преобразователя России Петра Первого.

Содержание

1. Введение.
2. Рождение и детство.
3. Начало монашеской жизни.
4. Образование Троице-Сергиевого монастыря.
5. Общественное служение Сергия Радонежского.
6. Чудеса Сергия Радонежского.
7. Старость и кончина преподобного Сергия.
8. Канонизация.
9. Предание семьи Флоренских о сохранении главы преподобного Сергия.

Вложенные файлы: 1 файл

реферат по истории.docx

— 38.24 Кб (Скачать файл)

И стой минуты рассудок возвратился к нему, и на вопрос, зачем он бросился в воду, когда увидел Сергия, он спокойно ответил: «Когда привели меня к Преподобному и он хотел осенить меня крестом, я увидел великий пламень, который исходил от креста и охватил меня со всех сторон, вот я и бросился в воду, чтобы не сгореть».

 

Старость и кончина  преподобного Сергия

Достигнув глубокой старости, Сергий, за полгода прозрев свою кончину, призвал к себе братию и  благословил на игуменство опытного в духовной жизни и послушании ученика, преподобного Никона. Накануне кончины преподобный Сергий в  последний раз призвал братию и обратился со словами завещания: Внимайте себе, братие. Прежде имейте страх Божий, чистоту душевную и любовь нелицемерную…

25 сентября 1392 Сергий скончался,  а через 30 лет, 18 июля 1422 были обретены  нетленными его мощи, о чём  свидетельствовал Пахомий Логофет; день 18 июля является одним из дней памяти святого. При этом на языке древней церковной литературы нетленные мощи — это не нетленные тела, а сохранившиеся и неистлевшие кости. В 1919 году, во время кампании по вскрытию мощей, мощи Сергия Радонежского подвергались вскрытию в присутствии специальной комиссии с участием представителей церкви. Останки Сергия были найдены в виде костей, волос и фрагментов грубого монашеского одеяния, в котором он был похоронен . В 1920—1946 гг. мощи находились в музее, помещавшемся в здании лавры. 20 апреля 1946 г. мощи Сергия были возвращены церкви.

Наиболее известным источником сведений о нём, равно как и  замечательным памятником древнерусской  словесности, является легендарное  Житие Сергия, написанное в 1417—1418 годах  его учеником Епифанием Премудрым, а в середине XV века значительно переработанное и дополненное Пахомием Логофетом

 

Канонизация.

Почитание Сергия Радонежского возникло раньше, чем появились формальные правила канонизации святых (до Макарьевских соборов русская церковь не знала обязательной соборной канонизации). Поэтому нет документальных известий о том, когда и как началось его почитание как православного святого и кем оно было установлено. Возможно, что Сергий «сделался общерусским святым сам собою, по причине своей великой славы».

Максим Грек открыто высказывал прямые сомнения в святости Сергия. Причина сомнений была в том, что  Сергий, как и московские святители  «держали города, волости, сёла, собирали пошлины и оброки, имели богатства». (Здесь Максим Грек примыкает к  нестяжателям.)

Церковный историк Е. Е. Голубинский  не даёт однозначных сообщений о  начале его почитания. Он упоминает  две княжеские грамоты, написанные до 1448 года, в которых Сергий называется преподобным старцем, но считает что в них он указан пока как местночтимый святой. По его мнению, фактом причисления Сергия к лику святых для общецерковного почитания служит грамота митрополита Ионы к Дмитрию Шемяке, датируемая 1449 или 1450 годом (неопределённость года вызвана тем, что неизвестно, когда именно старое мартовское летоисчисление было заменено сентябрьским). В ней предстоятель Русской церкви называет Сергия преподобным и ставит его рядом с другими чудотворцами и святителями, угрожая лишить Шемяку «милости» московских святых. Голубинский считает, что общецерковное прославление Сергия Радонежского вместе с преподобным Кириллом Белозерским и святителем Алексием было одним из первых деяний митрополита Ионы после возведения его на кафедру.

В ряде светских энциклопедий указано, что Сергий причислен к  лику святых в 1452 году.

С одобрения папы римского Сергий Радонежский почитается лишь восточнокатолическими церквями.

Светские историки отмечают, что Сергий причислен к святым по политическим мотивам волей великого князя Василия Тёмного. Великий  князь включил Сергия в число  московских святых не специальным актом, а по частному случаю, в договорной грамоте 1448 года с князем Иваном Можайским.

 

Предание семьи Флоренских о сохранении главы преподобного Сергия.

В журнале «Наука и религия» (№ 6, июнь 1998 года) О.Газизова опубликовала интервью с Павлом Васильевичем Флоренским, известным ученым и внуком отца Павла Флоренского. П. В. Флоренский рассказал семейное предание о том, как в Лазареву субботу 1919 года отцу Павлу Флоренскому стало известно о готовящемся властями вскрытии мощей преподобного Сергия, которое должно было состояться перед Пасхой. Дальнейшая сохранность мощей оказалась под большой угрозой.

По словам П. В. Флоренского, вскоре в Троице-Сергиевой лавре  состоялось тайное совещание, в котором  приняли участие отец Павел Флоренский, наместник Лавры отец Кронид, Ю. А. Олсуфьев, член Комиссии по охране памятников истории и старины Троице-Сергиевой лавры; и, вероятно, члены Комиссии граф В. А. Комаровский, а также С. П. Мансуров и М. В. Шик, которые впоследствии стали священниками.

Участники совещания тайно  проникли в Троицкий собор, где, прочитав молитву у раки с мощами Преподобного, отделили с помощью копия главу  святого, которую заменили головой  погребенного в лавре князя Трубецкого. Главу преподобного Сергия Радонежского временно поместили в ризнице. Вскоре граф Олсуфьев переместил Главу в  дубовый ковчег и перенес к  себе домой (Сергиев Посад, улица  Валовая). В 1928 году, Олсуфьев, опасаясь ареста, закопал ковчег у себя в  саду.

В 1933 году после ареста отца Павла Флоренского граф Ю. А. Олсуфьев бежал в Нижний Новгород, где посвятил в эту историю Павла Александровича Голубцова (будущего владыку Сергия — епископа Новгородского и Старорусского). П. А. Голубцову удалось переместить ковчег с главой преподобного Сергия из сада графа Олсуфьева в окрестности Николо-Угрешского монастыря под Москвой, где ковчег находился до окончания Великой Отечественной войны. Вернувшись с фронта, П. А. Голубцов передал ковчег Екатерине Павловне Васильчиковой (приемной дочери графа Олсуфьева), которая и стала последней хранительницей святыни.

В 1946 году, когда была вновь  открыта Троице-Сергиева лавра, а  мощи преподобного Сергия были возвращены монастырю, Е. П. Васильчикова тайно  возвратила главу Сергия патриарху  Алексию I, который благословил возвратить её на место, в раку.

По семейному преданию Флоренских отец Павел сделал записи на греческом языке о своем  участии во всей этой истории. Однако никаких письменных свидетельств в  его архивах найдено не было.

 

Заключение.

Сам Преподобный Сергий сыграл значительную роль в русской истории XIV века. Он не только благословил Куликовскую битву, он сделал гораздо большее – он поднял дух измученных татаро-монгольским игом людей. Это не менее важно, чем правильная тактика полководца или хорошо вышколенное войско. К этому добавляется вклад Преподобного Сергия в развитие церкви – создание нового типа монастырей и множество его конкретных проявлений.

В конце своей работы я  бы хотела привести слова патриарха  Московского и всея Руси Алексия I: "Преподобный Сергий, явившийся началом монашеского делания в Московской Руси, явился и его непревзойденном венцом, великим делателем на стезях спасения. Он, основавший малую обитель, стал чрез своих учеников, близких и дальних, устроителем всей русской монашеской жизни; его, искренне избегавшего руководства малой братией, Господь уготовал быть игуменом всей земли Русской. Верим, что и поныне предстоит он Престолу Вседержителя как горячий молитвенник и неустанный ходатай за всю Русскую землю и за каждого из нас, с верою к нему обращающегося". Мне остается лишь согласится с ним и добавить, что мне было очень интересно писать о Преподобном Сергии Радонежском. Великие люди навсегда остаются в веках, если они действительно велики. И  Преподобный Сергий один из ярчайших их представителей.

 

Список литературы.

"Преп. Сергий Радонежский.  По поводу 500-летия со времени  его блаженной кончины" ("Христианское  чтение", 1892, № 9 — 10);

"Жизнь и труды преп. Сергия Радонежского" ("Странник". 1892, № 9);

А. Г—в, "О значении преп. Сергия Радонежского в истории русского монашества" ("Чтения в Обществе любителей духовного просвещения", 1892, № 9);

E. Голубинский, "Преп. Сергий  Радонежский и созданная им  Лавра" (Сергиевский Посад, 1892);

"Жизнь и чудеса преп. Сергия Радонежского" (М., 1897, 5-е  изд.);

 В. Эйнгорн, "О значении  преп. Сергия Радонежского и основанной  им обители в русской истории" (М., 1899, 2-е изд.).

Б.К. Зайцев «Преподобный Сергий Радонежский»

Костомаров Н.И. Русская  история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. Глава 10. Преподобный Сергий.Иеромонах Никон «Житие преподобного Сергия»

Шикман А.П. Деятели отечественной истории. Биографический справочник. Москва, 1997 г.

Борисов Н.С. И свеча бы не угасла... Исторический портрет Сергия Радонежского.М.,1990;

Колесникова В. Вот так  это было в 1919-м // Наука и религия. 1992 N 1;

Кучкин В.А. Сергий Радонежский // Вопросы истории. 1992. N 10.

  Георгиевский  Г. Заветы Преподобного Сергия. – Сергий Радонежский. –

М. 1991.

 

Ключевский В. Значение Преподобного Сергия для русского народа и

государства. Сергий Радонежский. – М. 1991.

 

Васянин А. "АЛФАВИТ" №. 51-1, 1999-2000.


Информация о работе Сергий Радонежский