Римский оратор Цицерон

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2012 в 21:49, биография

Краткое описание

Ораторство – одна из древнейших наук. В различные времена она занимала большее или меньшее место в развитии общества, ценилась выше или ниже, но никогда не исчезала.
Объективной основой зарождения ораторского искусства стала необходимость публичного обсуждения и решения вопросов, имевших общественную значимость. История свидетельствует, что важнейшим условием проявления и развития ораторского искусства, свободного обмена мнениями по жизненно важным проблемам, движущей силой критической мысли являются демократические формы правления, активное участие свободных граждан в политической жизни страны.
Ораторство как систематич

Вложенные файлы: 1 файл

римский оратор цицерон.docx

— 18.68 Кб (Скачать файл)

Ораторство –  одна из древнейших наук. В различные  времена она занимала большее  или меньшее место в развитии общества, ценилась выше или ниже, но никогда не исчезала.

Объективной основой  зарождения ораторского искусства  стала необходимость публичного обсуждения и решения вопросов, имевших  общественную значимость. История свидетельствует, что важнейшим условием проявления и развития ораторского искусства, свободного обмена мнениями по жизненно важным проблемам, движущей силой критической  мысли являются демократические  формы правления, активное участие  свободных граждан в политической жизни страны.  
Ораторство как систематическая дисциплина сложилась в Древней Греции в эпоху Афинской демократии. В этот период умение выступать публично считалось необходимым качеством каждого полноправного гражданина.

Цицерон великий оратор древности древнеримский политик и философ, блестящий оратор.

Вершиной развития ораторского искусства является деятельность Цицерона. Самым ярким  и известным оратором и теоретиком красноречия признан Марк Туллий Цицерон (106—43 гг. до н. э.).

Цицерон родился  в семье, принадлежавшей к сословию всадников, в небольшом городке Арпине. Когда будущему оратору исполнилось 15 лет, его отец переехал в Рим, чтобы дать своим сыновьям хорошее образование.

 Цицерон получил  блестящее образование, изучал  греческих поэтов, интересовался  греческой литературой. В Риме  он учился красноречию у знаменитых  ораторов Антония и Красса, слушал  и комментировал выступавшего  их, изучал теорию красноречия.  Оратору необходимо было знать  римское право, и Цицерон учился  ему у популярного для того  времени юриста. Зная хорошо греческий  язык, Цицерон познакомился с  греческой философией. У него  же он научился диалектике - искусству  спора и аргументации.

В политическую жизнь Марк Тулий Цицерон вошёл  как «новый человек», всем обязанный  лишь себе, своему ораторскому дару.

Одну из первых своих речей, дошедших до наших дней, «В защиту Росция», Цицерон выступил против диктатора Суллы, что было рискованным шагом во время, когда Сулла широко использовал народные казни. Опасаясь мести диктатора, выигравший процесс Цицерон отправился в Афины, где продолжил изучать философию и риторику.

После смерти Суллы  он вернулся в Рим, где начал выступать  защитником в суде. удачное начало адвокатской деятельности открыли Цицерону доступ к государственным должностям. Реакция против аристократии после смерти Суллы в 78 г. оказала ему в этом содействие. Первую государственную должность квестора - помощник консула и получил назначение на Сицилию, где руководил вывозом зерна в период нехватки хлеба в Риме. Своей справедливостью и честностью он заслужил уважение сицилийцев. Цицерон выступил в защиту их интересов против наместника Сицилии Верреса, который, пользуясь бесконтрольной властью, разграбил провинцию. одержал над ними победу. 
В 66 г. Цицерон был избран претором. основной компетенцией стало совершение городского правосудия по гражданским делам.

Цицерон был  избран консулом, Консулы обладали высшей гражданской и военной властью. начале своей деятельности на посту консула Цицерону пришлось заниматься аграрным законом, предложенным народным трибуном П. Сервилием Руллом. Законопроект предусматривал раздачу земли беднейшим гражданам и учреждение для этого специальной комиссии облеченной серьёзными полномочиями. Цицерон выступил против закона. 
Выступая против интересов бедноты, Цицерон клеймит позором их предводителя Люция Сергия Катилину, вокруг которого группировались лица, пострадавшие от экономического кризиса и сенатского произвола. Катилина, так же как и Цицерон, выставил в 63 г. свою кандидатуру в консулы, но, несмотря на все старания левого крыла демократической группы провести Катилину в консулы, ему это не удалось. Катилина составил заговор, целью которого было вооруженное восстание и убийство Цицерона. Планы заговорщиков стали известны Цицерону благодаря хорошо организованному шпионажу. Катилина покинул Рим. Заговорщики были арестованы и после незаконного суда над ними по приказанию Цицерона были задушены в тюрьме. Действия Цицерона по подавлению заговора Катилины и даровала ему титул «отца отечества». 
Жестокая расправа Цицерона со сторонниками Катилины вызвала неудовольствие. добивался принятия закона, осуждавшего должностное лицо, казнившего римского гражданина без суда, на изгнание. Закон был направлен в первую очередь против Цицерона. Цицерон обратился за поддержкой к Помпею и другим влиятельным лицам, однако не получил её; кроме того, он подвергся физическим преследованиям со стороны приверженцев Клодия. В апреле 58 года до н. э. он был вынужден уйти в добровольное изгнание и покинуть пределы Италии. В его отсутствие закон был принят, его имущество конфисковано, а дома сожжены. Изгнание подействовало на Цицерона крайне угнетающее, он подумывал о самоубийстве. Позже Цицерон снова возвратился в Рим, но уже не имел прежнего политического влияния и занимался главным образом литературной работой.

После убийства Цезаря вернулся в ряды активных деятелей. В борьбе за власть между Марком Антонием и молодым Октавианом, наследником Цезаря, он принял сторону последнего, считая, что сможет манипулировать юношей и с его помощью добиться власти Однако когда Октавиан благодаря поддержке, оказанной ему Цицероном, пришёл к власти, он заключил союз с Антонием и Лепидом. Антоний добился того, чтобы имя Цицерона вошло в проскрипционные списки «врагов народа», которые триумвиры обнародовали немедленно после образования союза.

Цицерон был  убит при попытке к бегству  7 декабря 43 года до н. э. Когда Цицерон заметил догоняющих его убийц, он приказал рабам, несущим его: «Поставьте тут же паланкин-носилки на двух жердях», а потом, высунув голову из-за занавеси, подставил шею под меч центуриона, посланного убить его. Его отрубленные голова и правая рука были доставлены Антонию и затем помещены на ораторской трибуне форума.

Из сочинений  Цицерона сохранились 58  политических и судебных речей; 19 трактатов по риторике, политике, философии; а также свыше 800 писем — важный психологический документ, памятник латинского разговорного языка и источник сведений об эпохе гражданских войн в Риме.

Он выработал  свой особый стиль. Для речей его  характерно обильное, но не чрезмерное использование риторических украшений, выделение крупных, отчетливых в  логическом и языковом отношении  и ритмически оформленных периодов, изменение — по необходимости  — стилистической тональности; отсутствие иноязычных слов и вульгаризмов. Цицерон  явился создателем того изящного литературного  языка, который считался образцом латинской  прозы.

Достижения античной риторики и свой собственный «практический  опыт» Цицерон обобщил в трех риторических трактатах: «Об ораторе», «Брут», «Оратор». В них он поднимает  проблемы, актуальные и сегодня. Прежде всего, его интересовал вопрос о  том, какие данные необходимы оратору, и пришел к выводу, что совершенный  оратор должен обладать природным талантом, памятью, иметь навык и знания, быть образованным человеком и актером.

Для лучшего  государства Цицерон считает  правильным установить древние законы, возродить «обычай предков» (трактат  «О законах»). Свой протест против тирании  Цицерон выражает и в ряде произведений, в которых преобладают вопросы  этики: таковы его трактаты «О дружбе», «Об обязанностях»; в последнем  он порицает Цезаря, прямо называя  его тираном. Он написал трактаты «О пределах доброго и злого», «Тускуланские беседы», «О природе богов». Цицерон не отвергает и не утверждает существования богов, вместе с тем признает необходимость государственной религии; он решительно отвергает все чудеса и гадания (трактат «О гаданий»). 
 
 
 


Информация о работе Римский оратор Цицерон