Реформы Петра Великого

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 19:55, реферат

Краткое описание

В царствование Петра Первого были проведены реформы во всех об ластях государственной жизни страны. Многие из этих преобразований уходят корнями в XVII век - социально-экономические преобразования того времени послужили предпосылками реформ Петра, задачей и содержанием которых было формирование дворянско-чиновничьего аппарата абсолютизма. Обостряющиеся классовые противоречия привели к необходимости
усиления и укрепления самодержавного аппарата в центре и на местах, централизации управления, построения стройной и гибкой системы управленческого аппарата, строго контролируемого высшими органами власти.

Вложенные файлы: 1 файл

реформы Петра великого.docx

— 58.40 Кб (Скачать файл)

 трудно за очи все  разуметь и править". Такая  организация управления 

 обеспечивала более  высокую степень удовлетворения  финансовых  нужд 

 государства, а после  окончания Северной войны должна  была упростить 

 процесс размещения  и обеспечения регулярных войск.  В конце 1707 г. 

 начинается осуществление  новой реформы, а в 1708 г. провозглашается  

 создание восьми губерний, которые в свою очередь подоразделялись  на 

 провинции: Московской,  Ингерманландской (впоследствии Санкт-Петер-  

 бургской), Киевской,  Смоленской,  Архангелогородской,   Казанской, 

 Азовской и  Сибирской.  Во  главе пограничных губерний стояли гене- 

 рал-губернаторы, остальных  - губернаторы. Провинции управлялись  во- 

 еводами, при  губернаторах и воеводах находилась земская канцелярия  

 как орган,  приводящий в исполнения распоряжения и приказы;  с 1710 

 г. воеводы  стали называться уездными комендантами.  В подчинении у  

 губернатора были вице-губернатор (заместитель),  ландрихтер, ведав- 

 ший судом,  провиантмейстер и другие чиновники. Таким образом,  гу-

 
                               

- 10 - 

 бернская реформа фактически  упразднила преобразования  1699  г.,  а 

 Московская ратуша  превратилась из общегосударственного  в губернское 

 учреждение.    

 В 1710 г. была проведена  подворная перепись населения  и была ус- 

 тановлена особая платежная  единица в 5536  дворов,  которая  должна  

 была обеспечивать  одну "долю" средств, необходимых  для покрытия во- 

 енных расходов. Коменданства  упразднялись, а вместо них создавались  

 новые "доли"  во главе с ландратами - в больших губерниях по 12,  в 

 средних - по 10,  в меньших - по 8.  Предусматривалось, что в соот- 

 ветствии с количеством  "доль" каждая губерния будет  содержать опре- 

 денленное количество  полков.    

 Однако и  эта реформа не дала желаемого эффекта,  Северная война  

 затянулась, и разместить  в губерниях приписанные  к  ним  полки  не 

 удалось. Денег по-прежнему  не хватало, что создало благодатную  поч- 

 ву для различных  махинаций.  Так, губернатор Казанской губернии Ап- 

 раксин придумывал  суммы "доходов" и предоставлял  царю фальшивые ве- 

 домости по ним, демонстрируя  радение о казенной прибыли.    

 Эти две реформы  вызвали полное расстройство  государственного уп- 

 равления. В результате  губернской  реформы была уничтожена  система  

 приказов, в начале XVIII в. Россия фактически осталась  без столицы, 

 так как Москва перестала  ею быть,  а Санкт-Петербург еще  не  стал.  

 Вся власть оказалась  по-прежнему сосредоточенной в  руках "команды", 

 которая называлась  то "ближней канцелярией",  то "консилией минист- 

 ров".    

 Поворотным моментом  стал Указ от 2 марта 1711 г.,  провозгласив-  

 ший создание  нового  органа государственной власти - Сената.  Фор- 

 мальной причиной послужил  отъезд Петра на  войну  с  Турцией.  Указ 

 гласил:    

" 1Указ, что по отбытии нашем делать.

 
                               

- 11 -    

  11. Суд иметь нелицемерный и неправедных судей наказывать отняти-  

  1ем чести и всего имения,  тож и ябедником да последует; 2. Смотреть  

  1во всем государстве расходов и ненужные а особливо напрасные,  отс- 

  1тавить; 3. Денег, как возможно, збирать, понеже деньги суть артери- 

  1ею войны;  4. Дворян собрат молодых для запасу в афицеры, а наипаче  

  1тех, которые кроются,  сыскать; також тысячю человек людей боярских 

  1грамотных для того ж; 5. Вексели исправить и держать в одном месте; 

  16. Товары,  которые на откупах или по канцеляриям и губерниям,  ос- 

  1мотреть и посвидетельствовать; 7. О соли старатца отдать на откуп и 

  1потщитца прибыли у оной; 8. Торг китайской, зделав компанию добрую,  

  1отдать; 9.  Персицкой торг умножить и армян,  как возможно, прилас-  

  1кать и облехчить,  в чем пристойно, дабы тем подату охоту для боль- 

  1шева их приезду. 3 Петр. 1"     

 В первое время Сенат  состоял из девяти ближайших  сотрудников ца- 

 ря, и Петр настаивал  на признании Сената высшим  государственным ор- 

 ганом, которому все  лица и учреждения должны повиноваться,  как са- 

 мому царю.    

 Для установления жесткого  контроля за управлением Петр  в 1711 г. 

 создает систему фискалов,  которые подчинялись обер-фискалу. В обя-  

 занности им вменялось  доносить Сенату и царю о  всех злоупотреблени- 

 ях и неблаговидных  поступках должностных лиц.  Фискалы были практи- 

 чески безнаказанны,  но если их донос подтверждался, фискал получал  

 половину имущества  виновного.  Институт фискалов создал условия для 

 расцвета коррупции  и дал широкие возможности  для  сведения  счетов. 

 Стал печально  известен  этим обер-фискал Нестеров.  Однако на этом  

 Петр не остановился  - в 1722 г. вводится должность  генерал-прокуро- 

 ра для руководства  фискалами. Гланая его роль  заключалась в надзоре 

 за Сенатом,  теперь только он мог предлагать Сенату вопросы для об- 

 суждения. Таким  образом,  роль  Сената  как органа государственной

 
                               

- 12 - 

 власти была резко  снижена.    

 Но новый  централизованный  аппарат  власти с учреждением Сената 

 еще только начинал  создаваться,  и образцом для дальнейшей  реформы 

 государственного управления  Петр  избрал  шведское государственное  

 устройство. Рассматривая  эту реформу, ка и многие  другие преобразо- 

 вания Петра, нельзя  не коснуться вопроса о степени  заимствования им 

 западноевропейского  опыта.    

 Шведская государственная  система была построена на  принципах ка- 

 мерализма - учения  о бюрократическом управлении,  получившего расп- 

 ространение в  Европе в XVI-XVII вв.  Камерализм содержал ряд черт,  

 весьма привлекательных  для Петра:    

1) Это функциональный  принцип управления, который предусматривал  

 создание учреждений, специализировавшихся в какой-либо  сфере;    

2) Это устройство учреждения  на началах коллегиальности,  четкой  

 регламентации обязанностей  чиновников,  специализации канцелярского  

 труда, установления  единообразия штатов и жалованья.     

 Используя шведский  опыт и шведские образцы,  Петр,  как правило, 

 вносил обусловленные  особенностями России изменения.  Указ Петра от 

28 апреля 1718 г. гласит: " 1Всем колегиям надлежит ныне  3на основании 

  3шведского устава   1сочинять  во всех делах и порядках по пунктам,   3а  

  3которыя пункты в шведском регламенте неудобны,  1или с сетуациею сего 

  1государства несходны и оныя  3ставить по своему разсуждению.   1И, пос- 

  1тавя 3 об оных, докладывать, так ли их быть 1".    

 В 1712  г.  у Петра появляется идея создать по шведскому образцу 

 коллегии. Первая заметка  царя о количестве коллегий  относится к  23 

 марта 1715 г. - только  шесть коллегий без расшифровки  их обязаннос- 

 тей: Юстиции,  Иностранных дел,  Адмиралтейская, Воинская, Камер- и 

 Коммерц-коллегии. Реформа  началась в конце 1717 - начале 1718 гг., 

 когда Петр составил  своеобразную программу предстоящих  преобразова-

 
                               

- 13 - 

 ний: он определил  число и компетенции коллегий, а также укомплекто- 

 вал их руководящим  составом.  Указом от 15 декабря 1717 г. назнача-  

 ются президенты и  вице-президенты коллегий:  

 ┌────────────────┬───────────────────────┬──────────────────────┐   

 │    Коллегия    │       Президент       │     Вице-президент   │  

 ├────────────────┼───────────────────────┼──────────────────────┤   

 │ Чужестранных   │ Канцлер граф          │ Вице-канцлер барон   │  

 │      дел       │    Г.И.Головкин       │        Шафиров       │  

 ├────────────────┼───────────────────────┼──────────────────────┤   

 │ Камер          │ Князь Д.М.Голицын     │ Барон Нирот          │  

 ├────────────────┼───────────────────────┼──────────────────────┤   

 │ Юстиция        │ Тайный советник       │    Бревер            │  

 │                │      А.А.Матвеев      │                      │  

 ├────────────────┼───────────────────────┼──────────────────────┤   

 │ Ревизион       │ Князь Я.Долгорукий    │         -            │  

 ├────────────────┼───────────────────────┼──────────────────────┤   

 │ Военная        │ Князь А.Д.Меншиков    │ Генерал А.А.Вейде    │  

 ├────────────────┼───────────────────────┼──────────────────────┤   

 │ Адмиралтейская │ Генерал-адмирал       │      Крейс           │  

 │                │        Ф.М.Апраксин   │                      │  

 ├────────────────┼───────────────────────┼──────────────────────┤   

 │ Коммерц        │ П.А.Толстой           │      Шмидт           │  

 ├────────────────┼───────────────────────┼──────────────────────┤   

 │ Штатс          │ Граф И.А.Мусин-Пушкин │          -           │  

 ├────────────────┼───────────────────────┼──────────────────────┤   

 │ Берг и Ману-   │        Я.В.Брюс       │          -           │  

 │     фактур     │                       │                      │  

 └────────────────┴───────────────────────┴──────────────────────┘

 
                       

         - 14 -    

 Документ от 12 декабря  1718 года:  " 1Реестр коллегиям. О должнос-  

  1ти, что в которой управляти надлежит...    

  11. Чужестранных дел (что ныне Посольский приказ).  Всякия иност-  

  1ранныя и  посольския дела и пересылка со всеми окрестными государс-  

  1твы и приезды послов и  посланников,  и  приезды  курьеров  и  иных 

  1иноземцев.    

  12. Камор (или казенных сборов).  Всякое расположение  и  ведение 

  1доходов денежных всего государства.    

  13. Юстиция (то есть расправа гражданских дел).  Судныя и розыск- 

  1ныя дела, в той же коллегии в ведении и Поместный приказ.    

  14. Ревизион. Счет всех государственных приходов и расходов.    

  15. Воинской. Армия и гарнизоны и все воинские дела, которые были 

  1ведомы в Военном приказе и которые прилучаются во всем государстве.     

  16. Адмиралтейской. Флот со всеми морскими воинскими служители, к  

  1тому принадлежащими морскими делами и управлении.    

  17. Коммерц. Смотреть над всеми торгами и торговыми действии.    

  18. Штатс-контор (Казенный  дом).  Ведение  всех  государственных 

  1расходов.    

  19. Берг и Мануфактур.  Рудокопные заводы и все прочия ремесла  и 

  1рукоделия, и заводы оных, и размножение, притом же и артиллерия" 0.     

 С появлением коллегий  прекращали свое  существование  многие  из 

 сохранившихся еще  приказов, а некоторые из них  вошли в состав новых 

 учреждений, так, в Юстиц-коллегию  вошли семь приказов. Особенностью  

 коллегиальной системы  стало  более  четкое разграничение сфер дея- 

 тельности и совещательный  порядок ведения дел.  Сам Петр писал:  " 1В 

  1коллегии предложенную  нужду разбирают умы многие,  и,  что один не 

  1постигнет, то постигнет другий,  а чего не увидит сей, то оный уви-  

  1дит" 0. Коллегиальная система имела недостатки, и состав коллегий при  

 жизни Петра неоднократно  изменялся.  В 1721 г.  была образована Ду-

 
                               

- 15 - 

 ховная коллегия - Синод,  который был выведен из подчинения Сената,  

 в 1722 г.  Берг и Мануфактур-коллегия была разделена на Берг-колле- 

 гию и Мануфактур-коллегию,  была образована Малороссийская коллегия  

 для улучшения управления  Украиной, а Вотчинная контора  Юстиц-колле- 

 гии получила статус  коллегии.    

 В 1720 г. был принят  Генеральный регламент - документ, определя- 

 ющий штаты  коллегий,  окончательно  разграничивавший  их функции и 

 компетенцию. Формирование  коллегиальной системы было завершено.  Она 

 функционировала почти  столетие - с 1717 по 1802 г.    

 После учреждения коллегий  Петр решил по шведскому образцу  рефор- 

 мировать и местное  управление.  Началась очередная реформа местного 

 административно-территориального  устройства.  В 1719-1720  г.  были 

 отменены "доли" и  должности ландратов,  губернии теперь делились на 

 провинции, а те,  в свою очередь,  на дистрикты,  во главе  которых  

 стояли земские комиссары,  назначаемые Камер-коллегией.    

 Городское управление  было  передано  в  руки  городских  верхов.  

 Должность бурмистров  отменялась.  Все посадское население делилось  

Информация о работе Реформы Петра Великого