Политический портрет Александра Невского

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2015 в 05:49, реферат

Краткое описание

У каждого народа есть заветные имена, которые никогда не забываются, напротив, чем дальше развивается историческая жизнь народа, тем ярче, светлее становится в памяти потомства нравственный облик тех деятелей, которые, отдав все силы на служение своему народу, успели оказать ему существенные услуги. Такие деятели становятся излюбленными народными героями, составляют его национальную славу, их подвиги прославляются в позднейших сказаниях и песнях. Это как бы звезды на историческом горизонте, освещающие весь дальнейший исторический путь народа

Вложенные файлы: 1 файл

Политический портрет александра невского.doc

— 77.50 Кб (Скачать файл)

 
  Министерство  образования и  науки РФ 
  Российский  государственный  торгово-экономический  Университет 
  Казанский институт (филиал).  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
 
  Контрольная работа №1 
  по  истории на тему: 
  «Политический портрет Александра Невского».  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
 
  
  
  
  
 
  I. Введение  
    У каждого народа есть заветные имена, которые никогда не забываются, напротив, чем дальше развивается историческая жизнь народа, тем ярче, светлее становится в памяти потомства нравственный облик тех деятелей, которые, отдав все силы на служение своему народу, успели оказать ему существенные услуги. Такие деятели становятся излюбленными народными героями, составляют его национальную славу, их подвиги прославляются в позднейших сказаниях и песнях. Это как бы звезды на историческом горизонте, освещающие весь дальнейший исторический путь народа. Еще выше значение тех деятелей, жизнь которых озаряется ореолом святости, которые умели совершать дело служения своему народу в угождение Богу. Тогда они становятся ангелами-хранителями своего народа, предстателями за него пред Богом, к ним в тяжелые годины обращается народ с молитвою о помощи, их небесной защите приписывает счастливые события и случаи избавления от разных бедствий. Я выбрала именно эту тему для реферата, т.к. имя Александра Невского — одно из самых славных в истории нашей страны. И  не только славных, но что, пожалуй, еще значительнее,— одно из самых светлых и любимых русским народом. Героев наша история дала немало, но почти никого из них не вспоминают потомки с таким теплым чувством, как Александра. Он много потрудился для Русской земли и мечом и головой — вклад его в строительство Российского государства  бесценен. 
  Как полководец он по праву может почитаться великим, ибо за всю свою жизнь не проиграл ни одного сражения, с малыми силами побеждал сильнейших и в действиях своих сочетал военную гениальность с личной отвагой. Но есть нечто, что делает ему особую честь: в ту мрачную эпоху беспрестанных междоусобных войн меч его ни разу не обагрился русской кровью, и имя его не запятнано участием ни в одной усобице. Может быть, именно это, подсознательно запечатлевшись в народной памяти, и создало ему такую добрую славу. 
  Как государственный муж он велик не менее, ибо сумел правильно ориентироваться в чрезвычайно трудной и сложной обстановке, созданной татарским нашествием, и первым стать на тот единственно верный путь, идя по которому его преемники и потомки — князья московские пришли к единодержавию и к победе над Ордой. А для того, чтобы пойти против течения и сознательно избрать именно этот путь, тогда казавшийся таким неблагодарным, нужно было обладать исключительными качествами ума и духа.    
  
  
  
  
  
 
  II. Юность Александра Невского 
  Князь Александр родился 30 мая 1220 г. Он был  вторым сыном переяславского князя Ярослава Всеволодовича. Его отец был постоянным союзником своего старшего брата, великого князя владимирского Юрия Всеволодовича. Ярослав пользовался большим авторитетом и в Новгороде Великом. Свободолюбивые и самовластные новгородцы несколько раз приглашали его княжить в своей богатой земле, затем ссорились, прогоняли его и приглашали вновь. Причина этого заключалась в том, что хотя Ярослав Всеволодович по своему характеру с трудом уживался с новгородской вольницей, но был умелым полководцем и с победой возвращался из походов на шведов, немцев и литовцев. Уезжая из Новгорода, он нередко оставлял вместо себя молодых княжичей – старшего, Федора (умер в 1233г.), и младшего Александра. В 1228 году, оставленный со своим братом Фёдором, в Новгороде, Александр должен был бежать, не выдержав поднявшегося в то время междоусобия – явления обычного в вольном Новгороде. 
  В середине 30-х гг. 13 в. отец стал брать Александра в походы. Тогда новгородцам противостоял сильный и опасный противник – образованный в 1202 г. немецкий рыцарский Орден меченосец (крестоносцев). Его целью было захватить земли в Прибалтике (Ливонии) и обратить местное население в римско-католическое вероисповедание. Орден закрепился на занятых землях, а в 1224 г. после кровопролитной осады рыцарями-крестоносцами был взят город Юрьев (Дерпт, ныне Тарту). Десятью годами позднее под Юрьев с новгородскими и переяславскими ратями выступил Александр Ярославич вместе со своим отцом. Недалеко от города немцы потерпели от них поражение и отпустили на лёд реки Эмайыги. В жарком  бою рыцарское войско было опрокинуто. Тяжеловооруженные всадники провалились под лёд и гибли во множестве. Крестоносцы бежали и вынуждены были в скором времени пойти на мир с Новгородом. В 1236 г., когда они были наголову разбиты литовцами при Сауле (Шяуляй), власть их в Прибалтике повисла на волоске. 
    Во время Батыева нашествия среди многих русских князей пал великий князь Юрий и его место на великокняжеском престоле занял Ярослав Всеволодович. Тогда старший из оставшихся в живых его сыновей, ставленник в единственной уцелевшей от нашествия земле и вполне взрослый для дел правления человек, автоматически стал одной из ключевых фигур в политической расстановке сил на севере и северо-востоке Руси. С 1236 года на плечи 18-летнего князя легла громадная ответственность: оборона новгородских границ от воинственных соседей, намеревавшихся захватить северо-западные области Руси, ослабленные недавним разгромом. Через два года (1238) Новгород праздновал свадьбу своего молодого князя: он женился на Александре – дочери Брячислава полоцкого, последнего из Рогволодовичей, скоро замененных в Полоцке литовскими князями. Венчание происходило в Торопце. Князь отпраздновал два свадебных пира, называемых тогда о «кашею» - один в Торопце, другой в Новгороде, как бы для того чтобы сделать новгородцев участниками своего семейного торжества. Модой князь был высок ростом, красив собой, а голос его, по выражению современника, «гремел перед народом, как труба». С 1236 по 1240 г. Александр Ярославич непрерывно княжил в Новгороде, выполняя волю отца. Несколько лет ожесточенной борьбы за нерушимость новгородских и псковских рубежей принесли Александру Ярославичу бессмертную славу.      
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
 
  III. Политика князя Александра Невского 
  Четыре с небольшим десятка лет жизни Александра Невского — это сгусток исключительных по важности для Руси событий, в которых многое определилось его талантом полководца, администратора и дипломата. Сложность трудов тяжких, выпавших на долю этого человека, переплеталась с драмами личной жизни. Его отца, великого князя владимирского, слуги привезут мертвым из Каракорума. Туда отец был вызван для утверждения на княжение, там ханша Туракина, мать монгольского хана Гуюка, в знак высочайшей милости покормила князя из своей руки, а в еде была отрава. Внезапно умрет в день свадьбы старший брат Федор. Рано князь потеряет свою умную советчицу мать Феодосию Игоревну. Это она отсоветовала ехать в Каракорум, где Александру обещали ярлык великого князя Руси, — материнское сердце чувствовало, что постигнет сына отцовская участь... 
  Были, конечно, и радости. Может быть, в тревожной и трудной жизни, как это ни покажется странным, их больше, чем в жизни ровной и вялой, ведь солнышко заметнее рядом с грозовой тучей.  Девятнадцати лет — не по расчету, а по любви — Александр женился на Александре, дочери полоцкого князя Брячислава. На Полоцко-Минское княжество, не разграбленное монголо-татарами, зарились рыцари-крестоносцы и особенно литовские князья. Так что Александр получил в приданое за невестой обязанность защищать от врагов и земли новой родни.    Недолги были свадебные торжества. Александр занялся устройством укреплений по реке Шелони, на пути, ведущем в Новгород с запада. Подновили прежние городки, поставили новую крепость Городец, окружили ее рвом, валом и бревенчатой оградой. В том же году, 1239-м, Александр выставил охрану у впадения реки Невы в Финский залив. В тех болотистых краях жило языческое племя ижорян, его старейшина Пелгусий был назначен начальником стражи. 
  Была середина 1240 года. Северо-восточная Русь исстреляна стрелами, иссечена саблями. Теперь монголо-татары жгут и убивают в южной части Руси. Взяты и разграблены Чернигов, Переяславль... Скоро заскрипят повозки, заревут верблюды у Киева, многотысячные отряды всадников окружат его, день и ночь будут бить в стены осадные машины, полетят в город бочки и горшки с горючей жидкостью. Продержавшись десять недель, Киев падет под напором огромного войска Батыя.   А в северо-западном краю Русской земли своя беда. Шведы задумали завладеть финскими и соседними новгородскими землями, чтобы по желанию папы, распространить здесь римско-католическую веру. Зять короля, Биргер, сам принял начальство над шведским ополчением и послал Александру надменный вызов: «Если можешь, сопротивляйся, но знай, что я уже здесь и пленю землю твою». В 1240 году шведские корабли с большим войском под начальством Биргера вошли в устье Невы и стали на якорь при впадении в нее речки Ижоры. Шведы, видно, рассчитывали  подняться по Неве, плыть через озеро и врасплох напасть на Ладогу, затем по Волхову идти на Новгород. Но Александр тоже не медлил. Помолился он у Св. Софии, получил благословение от владыки, наскоро собрал сколько мог рати. Невелика была она, но он бодро пошел с нею к устью Волхова. «Не в силе Бог, а в правде!» — говорил он. 
  Шведы, утомившись морским переходом, устроили себе отдых. Простые воины отдыхали на судах. Начальникам и рыцарям слуги поставили шатры на берегу. У леса выгуливались сведенные с судов рыцарские кони. Биргер был уверен, что новгородцы не смогут собрать такую силу, как у него. Знал он, что Александру не поможет и родное Владимирское княжество, оно само в бедственном состоянии. Ведь и трех лет не прошло после разорения княжества монголо-татарами. 
  Новгород до приезда шведских послов был уже на ногах. Боярский совет одобрил решение князя — немедля идти к Неве и, пока враги пребывают в самоуверенной беспечности, ударить на них. Александр располагал только своей небольшой дружиной и отрядом воинов-новгородцев. Heдостаток сил нужно было возместить внезапным нападением на шведский лагерь. 
  Спешно шли русские войска вдоль Волхова к Ладоге. Пополнились отрядом ладожан. Затем присоединились воины-ижоряне. И успели как раз. Надменные рыцари даже не выставили постов на подходах к лагерю. 
  Итак, внезапность достигнута. Биргер, пируя в шатре, шитом золотыми нитями, не догадывается, что противник скрыт лесом всего лишь на расстоянии полета стрелы. Но это только часть того, что готовит шведам гибель. Недаром Александр читал о походах другого Александра - Македонского, еще мальчиком участвовал в походах отцовской дружины, слушал рассуждения воевод перед боем. Таясь, он осмотрел место скорой теперь битвы и, что свойственно выдающимся полководцам, сразу увидел слабость шведской позиции. Слабость состояла в том, что часть войска была на берегу, а часть на судах: суда же соединялись с крутым берегом сходнями. Если в начальный момент боя сбить сходни, то враг потеряет свое преимущество в численности.    
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
 
IV. Войны со шведами, немцами, Литвой и ливонскими рыцарями    
     Вражда немецкого племени со славянским принадлежит к таким всемирным историческим явлениям, начало которых недоступно исследованию, потому что оно скрывается во мраке доисторических времен. Уже с IX века в истории открывается непрерывное многовековое преследование славянских племен; немцы порабощали их, теснили к востоку и сами двигались за ними, порабощая их снова. Пространный прибалтийский край, некогда населенный многочисленными славянскими племенами, 
подпал насильственному немецкому игу для того, чтобы потерять до последних следов свою народность. За прибалтийскими славянами к востоку жили литовские и чудские племена, отделявшие первых от их русских соплеменников. К этим племенам в конце XII и начале XIII века проникли немцы в образе воинственной общины под знаменем религии и, таким образом, стремление немцев к порабощению чужих племен соединилось с распространением христианской веры между язычниками и с подчинением их папскому престолу. Эта воинственная община был рыцарский орден 
крестоносцев, разделявшийся на две ветви: орден Тевтонский или св. Марии и, позже его основанный в 1202 году, орден Меченосцев, предназначенный для поселения в чудских и леттских краях, соседних с Русью. Оба эти ордена, 
впоследствии, соединились для совокупных действий.  
     Полоцкий князь Владимир, по своей простоте и недальновидности, сам уступил пришельцам Ливонию и этим поступком навел на северную Русь продолжительную борьбу с исконными врагами славянского племени. 
     Властолюбивые замыслы немцев после уступки им Ливонии обратились на северную Русь. Возникла мысль, что призванием ливонских крестоносцев было не только крестить язычников, но и обратить к истинной вере русских. Русские представлялись на западе врагами св. Отца и римско-католической церкви, даже самого христианства. 
     Борьба Новгорода с немцами была неизбежна. Новгородцы еще прежде владели значительными пространством земель, населенных чудью и постоянно, двигаясь на запад, стремились к подчинению чудских племен. Вместе с тем они распространяли между последними православие более мирным, хотя и более медленным путем, чем западные рыцари. Как только немцы утвердились в Ливонии, тотчас начались нескончаемые и непрерывные столкновения и войны с Новгородом; и так шло до 
самой войны Александра. Новгородцы подавали помощь язычникам, не хотевшим креститься от немцев, и потому-то в глазах западного христианства сами представлялись поборниками язычников и врагами христовой веры. Такие же столкновения явились у новгородцев с католическою Швецией по поводу Финляндии, куда с одной стороны проникали новгородцы с православным крещением, а с другой шведы с западным католичеством; спор между обеими сторонами был также за земное обладание финляндской страной. 
     Папа, покровительствуя ордену, побуждал, как немцев, так и шведов, к такому же покорению северной Руси, каким уже было покорение Ливонии и Финляндии. В завоеванной Ливонии немцы насильно обращали к христианству язычников; точно также приневоливали они принимать католичество крещенных в православную веру туземцев; этого мало: они насиловали совесть и тех коренных русских поселенцев,отцы которых еще прежде прибытия рыцарей водворились в Ливонии. 
     Силы ордена меченосцев увеличились от соединения с тевтонским орденом. Между тем рыцари, по решению папы, должны были уступить датчанам часть Ливонии (Гаррию и Вирландию), а папа предоставил им вознаградить себя за это покорением русских земель. Вследствие этого, по призыву дерптского епископа Германа, рыцари и с ними толпа немецких охотников бросились на Псков. Один из русских князей Ярослав Владимирович вел врагов на своих соотечественников. В 1240 году 
немцы овладели Псковом: между псковитянами нашлись изменники; один из них Твердила Иванович стал управлять городом от немецкой руки. 
     Между тем на Новгород ополчились шведы. Папская булла поручила шведам начать поход на Новгород, на мятежников, непокорных власти наместника Христова,  на союзников язычества и врагов христианства. В Швеции, вместо больного короля управлял тогда зять его Биргер. Этот правитель Биргер сам взял начальство над священным ополчением против русских. В войске его были шведы, норвежцы, финны, и много духовных особ с их вассалами. Биргер прислал в Новгород к князю Александру объявление войны надменное и грозное: «Если можешь, сопротивляйся, 
знай, что я уже здесь и пленю землю твою». 
     У новгородцев война также приняла религиозный характер. Дело шло о защите православия, на которое разом посягали враги, возбужденные благословением папы. Александр Ярославович помолился у св. Софьи и выступил с новгородскою ратью к устью Волхова. К нему пристали ладожане, подручники Великого Новгорода. Шведы вошли в Неву и бросили якорь в устье Ижоры. Они намеревались плыть через озеро и достигнуть Ладоги в врасплох: прежде всего следовало взять этот новгородский 
пригород, а потом вступить в Волхов и идти на Великий Новгород. В Новгороде уже знали о них. Александр не медлил и, предупредив их, приблизился к Ижоре в воскресенье 15-го июля (1240). Шведы не ждали неприятелей и расположились спокойно; их шнеки стояли у берега; шатры были раскинуты на побережье. Часов в одиннадцать утра новгородцы внезапно появились перед шведским лагерем, бросились на неприятелей и начали их рубить топорами и мечами, прежде, чем те успевали брать оружие. Не мало было молодцов, которые отличились  здесь своею богатырскою удалью: один из них новгородец Савва бросился на шатер Биргера, 
который красовался посреди лагеря своим золотым верхом. Савва подсек столб у шатра. Новгородцы очень обрадовались, когда увидели как упал этот шатер. Сам Александр нагнал Биргера и ухватил его острым копьем по лицу: «возложил ему печать на лицо» говорит повествователь. У шведов было много убитых и раненных. 
Они наскоро схоронили часть убитых на месте, свалили остальных на свои шнеки, чтобы похоронить в отечестве, и в ночь до рассвета все уплыли вниз по Неве в море.   
     Велико было торжество новгородцев, они любили видеть Александра в челе дружин своих; но недолго могли ужиться с ним как с правителем, ибо Александр шел по следам отцовским и дедовским: в самый год Невской победы он выехал из Новгорода, рассорившись с жителями. 
     А тем временем на Новгород шли другие такие же враги. Немцы, завоевав Псков, заранее считали уже своим приобретенным достояние Водь, Ижору, берега Невы и Карелию; они отдавали эти страны католичеству и папа присудил их церковному ведомству эзельского епископа. 13-го апреля 1241 года эзельский  епископ по имени Генрих заключил с рыцарями договор: себе брал десятину от десятины с всех произведений, а им отдавал все прочее, рыбную ловлю, управления и все остальные мирские доходы с будущих владений. 
     Немцы и покоренные ими латыши и эсты бросились на новгородские земли, предавали их опустошению, взяли пригород Лугу, Тесово, построили укрепление в погосте Копорье. Вожане по неволе приставали к ним; те которые не хотели – разбежались в леса и умирали от голода. Неприятельские шайки метались в разные стороны, достигали тридцати верст от Новгорода и убивали новгородских гостей, ездивших за товарами. В таких обстоятельствах новгородцы послали к Ярославу просить князя. Ярослав прислала им сына Андрея. Немцы причиняли им все больше и больше зла: у поселян по Луге отобрали всех коней и скот и не на чем было пахать поселянам. Новгородцы рассудили, что один Александр может их выручить и 
отправили к нему владыку Спиридона. Дело касалось не одного Новгорода, а всей Руси, - Александр не противился. Немедленно отправился он с новгородцами очищать новгородскую землю от врагов, разогнал их отряды, взял Копорье, милостиво обращаясь с пленниками, перевешал, однако, изменивших Новгороду вожан и чудь. Затем он достиг Пскова освободил его от немцев, отправил в оковах в Новгород двух немецких наместников Пскова. 
     Оставаясь в Пскове, Александр ждал против себя новой неприятельской силы и вскоре услышал, что она идет на него. В первых числах апреля 1242 года Александр двинулся на встречу с врагами и у скалы, называемой вороний камень на Узмени, произошла другая битва, известная в истории под названием: «Ледовое побоище». Враги встретились в субботу 5 апреля при солнечном восходе. Увидя приближающихся врагов, Александр поднял руки вверх и громко сказал: «Рассуди, Боже, спор мой  с этим высокомерным народом!» Битва была упорная и жестокая. С треском ломались копья. Лед ломался местами. Многие потонули. Потерявшие строй немцы бежали; русские с торжеством преследовали их до Суболичского берега. Была злая сеча, говорит летописец, льда на озере стало не видно, все покрылось 
кровью, русские гнали немцев по льду до берега на расстоянии семи верст. Убили у них 500 человек, а чуди бесчисленное множество взяли в плен 50 рыцарей, «Немцы, - говорит летописец, - хвалились: возьмем князя Александра руками, а теперь их самих бог предал ему  в руки». 
  С торжеством возвращался Александр в освобожденный Псков. Близ коня его вели знатных рыцарей: за ними гнали толпу простых пленных. Навстречу ему вышло духовенство. Народ приветствовал победителя радостными криками. 
     Эти две победы имеют важное значение в русской истории. Правда, проявления вражды немцев с русскими не прекращались и после этого, в особенности для Пскова, который не раз вступал с орденом в кровавые столкновения, но уже мысль о покорении северных русских земель, о порабощении их наравне с Ливонией, которое подвергло бы их участи прибалтийских славян, - навсегда оставила немцев. Сами папы, вместо грозных булл, возбуждавших крестовые походы на русских наравне с язычниками, избрали другой путь, в надежде подчинить себе Русь, - путь посольств и убеждений, оказавшийся, как известно, столь же бесплодным, как и прежние воинственные буллы. Таким образом, папа Иннокентий IV 
прислал к Александру в 1251 двух кардиналов Гальда и Гемонта. Папа уверял 
Александра, будто отец Александра изъявлял обещание монаху Плано-Карпини подчиниться римскому престолу, но смерть не допустила его до исполнения этого намерения. Папа убеждал Александра идти по следам отца, представлял выгоды, какие русский князь и Русь получат от этого подчинения и обещал против татар помощь тех самых рыцарей, от которых недавно Александр освобождал русские земли. В летописях есть ответ Александра папе, явно сочиненный впоследствии, но не подлежит сомнению, что Александр не поддался увещеваниям и отказал наотрез. Посольство это повлекло за собой в последующей русской истории множество подобных посольств также бесполезных.  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
 
V. Политика  князя Александра Невского в  отношениях с монголо-татарамии 
     Александр мог оружием переведаться с западными врагами и остановить их покушения овладеть северной Русью: но не мог он с теми же средствами 
действовать против восточных врагов. Западные враги только намеревались 
покорить северную Русь, а восточные уже успели покорить прочие русские земли, опустошить и обезлюдить их. При малочисленности, нищете и разрозненности остатков тогдашнего русского населения в восточных землях нельзя было и думать о том, чтобы выбиться оружием из-под власти монголов. Надо было избрать другие пути. Руси предстояла другая историческая дорога, для русских политических деятелей – другие идеалы. Оставалось отдаться на великодушие победителей, кланяться им, признать себя их рабами и тем самым, как для себя так и для своих потомков, усвоить рабские свойства. Это было тем легче, что монголы, безжалостно истреблявшие все, что им сопротивлялось, были довольно великодушны 
и снисходительны к покорным. Александр, как передовой человек своего века, понял этот путь и вступил на него. Его отец Ярослав отправился в орду, но не вернулся оттуда. Его путешествие не могло служить образцом, потому что его отравили в Орде. Александр совершил свое путешествие с таким успехом, что оно послужило образцом и примером для поведения князей. 
     Наши летописцы говорят, что Батый сам приказал Александру в качестве князя новгородского явится к себе и дал приказ в таких выражениях: «мне покорил Бог многие народы: ты ли один не хочешь покориться державе моей? Но если хочешь сохранить за собой землю свою, приди ко мне: увидишь честь и славу царства моего». Александр приехал в волжскую орду вместе с братом Андреем в 1247 году. Тогда, по смерти Ярослава, достоинство старейшего князя оставалось незанятым и от воли победителей зависело дать его тому или другому. 
     Князь же Александр пришел во Владимир после смерти своего отца с большим войском. Его приезд был грозен, и весть об этом промчалась до самого устья Волги. И стали жены моавитские пугать детей своих, говоря: «Князь Александр едет!». 
     Александр решил поехать таки в Орду к Батыю, и благословил его епископ Кирилл.Монголы жили тогда еще совершенно кочевой жизнью, хотя и окружали себя роскошью цивилизации тех стран, которые они покорили и опустошили. Еще постоянных городов у них на Волге не было; зато были так называемые подвижные огромные города, состоявшие из разбитых по прихоти властелина кибиток, перевозимых на телегах с места на место. Где пожелает хан, там устраивался и существовал более или менее долгое время многолюдный кочевой город. Являлись ремесла и торговля; потом – по приказанию хана все укладывалось и огромный обоз в несколько сот и тысяч телег, запряженных волами и лошадьми, со стадами овец, скота, с табунами лошадей, двигался для того, чтобы, через несколько дней пути, опять расположиться станом. В такой стан прибыли наши князья. Их заставили, по 
обычаю, пройти между двумя огнями для очищения от зловредных чар, которые могли пристать к хану. Выдержав это очищение, они допускались к хану, перед которым они должны были явиться обычными земными поклонами. Хан принимал завоеванных подручников в разрисованной войлочной палатке, на вызолоченном возвышении, похожем на постель, с одной из своих жен, окруженный своими братьями, сыновьями 
и сановниками. По правую руку его сидели мужчины, по левую женщины. Батый приняв наших князей ласково и сразу поняв, что Александр, о котором уже он много слышал, выходит по уму своему из ряда прочих русских князей, сказал вельможам своим: «Правду мне говорили, что нет князя подобного ему». 
  По воле Батыя братья должны были отправиться в Большую Орду к великому хану. Путь нашим князьям лежал через необозримые степные пространства Средней Азии. Ханские чиновники сопровождали их и доставляли переменных лошадей. Они видели недавно разоренные города и остатки цивилизации народов, порабощенных варварами. До монгольского погрома многие из этих стран находились в цветущем состоянии, а теперь были в развалинах и покрыты грудами костей. Порабощенные остатки народонаселения должны были служить завоевателям. Везде была крайняя 
нищета и нашим князьям не раз приходилось переносить голод; не мало терпели они там от холода и жажды. Только немногие города, и в том числе Ташкент, уцелели. У самого Великого хана была столица Кара-Корум, город многолюдный, обнесенный глиняной стеной с четырьмя воротами. В  нем были большие здания для ханских чиновников и храмы разных вероисповеданий. Тут толпились пришельцы всевозможных наций, покоренных монголами; были и европейцы: французы и немцы, приходившие 
сюда с европейским знанием ремесел и художеств – самая пестрая смесь племен и языков. За городом находился обширный и богатый ханский дворец, где хан зимой и летом на торжественные празднества являлся как божество, сидя с одною из своих жен на возвышении, украшенном массой золота и серебра. Но оседлая жизнь в одном месте была не во вкусе монголов. Только иногда являясь в столицу, великий хан, как и волжские ханы, проводил жизнь, переезжая с места на место с огромным обозом: там, где ему нравилось, располагались станом, раскидывались бесчисленные палатки и одна из них, обитая внутри листовым золотом и украшенная драгоценностями, отнятыми у побежденных народов, служила местопребыванием властелина. Возникал многолюдный город и исчезал, появляясь снова в ином месте. Все носило вид крайнего варварства, смешанного с нелепой пышностью. Безобразные и нечистоплотные монголы, считавшие опрятность даже пороком, питавшиеся такой грязною пищей, которой одно описание вызывает омерзение, безвкусно украшали себя несметными богатствами и считали себя по воле Бога обладателями всей вселенной. 


Информация о работе Политический портрет Александра Невского