Петр 1 и его преобразования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2012 в 13:20, курсовая работа

Краткое описание

Очень часто XVIII и XIX вв. представляются особым периодом в историческом развитии нашей государственной жизни. Этому периоду усвоено несколько названий: одни зовут его "Императорским", другие "Петербургским", третьи просто называют это время новой русской историей.
Новую русскую историю обыкновенно начинают с так называемой эпохи преобразований нашего общественного быта. Главным деятелем этих преобразований был Петр Великий.

Содержание

Введение.........................................................................................................3
I. Петр I и его преобразования в России........................................................5
1.1. Начало царствования Петра I....................................................................5
1.2. Первые самостоятельные акции Петра.....................................................6
II. Реформы Петра I.........................................................................................9
2.1. Реформы государственного управления....................................................9
2.2. Церковная реформа.................................................................................13
2.3. Реформы армии и флота..........................................................................15
2.4. Финансово-податная реформа..................................................................16
Заключение..........................................

Вложенные файлы: 1 файл

история.doc

— 112.00 Кб (Скачать файл)

Оглавление

Введение.........................................................................................................3

I.  Петр I и его преобразования в России........................................................5

1.1. Начало царствования Петра I....................................................................5

1.2. Первые самостоятельные акции Петра.....................................................6

II. Реформы Петра I.........................................................................................9

2.1. Реформы государственного управления....................................................9

2.2. Церковная реформа.................................................................................13

2.3. Реформы армии и флота..........................................................................15

2.4. Финансово-податная реформа..................................................................16

Заключение......................................................................................................19

Список литературы.........................................................................................21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Очень часто XVIII и XIX вв. представляются особым периодом в историческом развитии нашей государственной жизни. Этому периоду усвоено несколько названий: одни зовут его "Императорским", другие "Петербургским", третьи просто называют это время новой русской историей.

Новую русскую историю  обыкновенно начинают с так называемой эпохи преобразований нашего общественного быта. Главным деятелем этих преобразований был Петр Великий.

Истоки преобразований эпохи Петра Великого следует  искать в предыдущем, XVII столетии. В результате деятельности первых Романовых был преодолен глубочайший социально-экономический и политический кризис государства и общества, вызванный событиями Смутного времени, и к концу века наметилась тенденция европеизации России, а также четко обозначились предпосылки будущих реформ. Важнейшими из них явились: активизация внешней политики и дипломатической деятельности Российского государства; интенсивное развитие внутренней и внешней торговли, связанное с дальнейшим осуществлением реформы «посадского строения», принятием «Уставной таможенной грамоты» (1653) и «Новоторгового устава» (1667); реформирование и совершенствование финансовой и налоговой систем; переход от ремесленно-цехового производства к мануфактурному с использованием элементов наемного труда и простейших механизмов. Кроме того, важнейшей из предпосылок грядущих преобразований стала тенденция к абсолютизации верховной власти, дальнейшее укрепление российского самодержавства, что выразилось в легитимизации титула «самодержец», укреплении административной централизации, отмирании Земских соборов как органов сословного представительства и др. Огромное значение имело также оформление общегосударственного законодательства (Соборное уложение 1649 г.) с учетом европейских законодательных актов и дальнейшее совершенствование кодификации. Среди ключевых предпосылок реформаторской деятельности Петра следует назвать реорганизацию и совершенствование вооруженных сил — создание полков иноземного «нового строя», изменения в порядке комплектования и набора в полки, реформу военно-окружной системы. Наконец, заметную роль сыграло постепенное размежевание российского общества под влиянием западноевропейской культуры и церковной реформы Никона, появление в нем национально-консервативного и западнического течений.

В XVII в. отставание России от уровня развития западноевропейских государств было весьма значительным, несмотря на обозначившуюся тенденцию к сокращению разрыва. Государству нужна была сильная личность, которая обладала бы не только верховной властью, но и пониманием необходимости перемен, энергией, смелостью и решительностью, умом и талантом преобразователя. И такой государственный деятель появился на исторической арене в лице Петра I.

Эпоха правления Петра I (1682 —1725) явилась поистине переломным периодом в истории России. Реформы царя-преобразователя охватили все сферы государственно-политической и общественной жизни страны, определив на длительную перспективу ее развитие по пути великодержавия. Созданная Петром военно-феодальная, бюрократическая абсолютистская империя и ее основные политические институты пережили своего создателя на два столетия. В годы правления Петра при доминирующей роли государства был осуществлен резкий скачок в хозяйственной жизни страны, последовательно проводилась политика меркантилизма в промышленности и торговле, была осуществлена финансово-денежная реформа, усовершенствовались административная и податная системы, неуклонно укреплялись центральные и местные органы власти и управления, значительно расширилась законодательная деятельность государства. Особой заботой монарха являлось укрепление армии и развитие флота. Петровские реформы были направлены на максимальную централизацию в управлении государством при его решающем влиянии на жизнь всех слоев общества, что нашло выражение в ее всесторонней регламентации.

I. Петр I и его преобразования в России

 

1.1. Начало царствования  Петра I

" После стрелецкого бунта 1682 г. и провозглашения Ивана Алексеевича царем род Нарышкиных был оттеснен от власти. Семья 10-летнего Петра (его мать, царица Наталья Кирилловна, сестра Наталья, другие родственники и приближенные) переехала в подмосковный дворец Преображенское, где и прошли юные годы будущего императора. Страшное зрелище стрелецкого бунта, ужасная гибель родных на копьях разъяренных стрельцов – все это глубоко запало в душу мальчика, породило в нем страх и ненависть. Он боялся покушений, ненавидел стрельцов, старую Москву, вообще «старину», все, что казалось ему косным, враждебным, отсталым.

После мятежа 1682 г. Петр лишь номинально считался царем. Реальная власть принадлежала Софье. Вместе с царем Иваном он лишь участвовал в официальных церемониях. Иностранцы, попадавшие на прием, писали, что юные цари, сидя на двойном троне, очень отличались друг от друга. Царь справа, Петр, живой и умный мальчик, тогда как его соправитель Иван, сидевший слева, казался вялым, часто дремал, говорил с запинкой. Послы не видели, что за спиной Ивана в спинке трона было прорезано завешенное тканью окошко. Через него бояре советовали Ивану, как ответить послу. Петру же советы были не нужны. Он схватывал все с лету и отвечал как нужно – бойко и толково.

Отлученный от мира церемоного Кремля, Петр рос в загородных дворцах  резвым, непоседливым, любознательным мальчиком. Он с детства увлекся  военными играми. Причем быстро перешел  от деревянных игрушек и солдатиков к живым людям – своим ровесникам (так называемым «потешным»), вместе с которыми самозабвенно маршировал в окрестностях Преображенского. Потом он случайно нашел в Измайлово, в амбаре загородного дворца царя Алексея Михайловича, английский бот и увлекся плаванием на нем под парусом, а с годами научился кораблестроению, ставшему одним из любимейших его занятий. В Преображенском он имел больше свободы, чем в Москве, в царском дворце. Его не рассматривали как будущего правителя России, и поэтому Петр не получил традиционного для русского царя образования. Его не воспитывали как помазанника Божьего. Царь учился урывками, кое-как, всю жизнь писал с ошибками. У него не было мудрых наставников и учителей, из-за чего он вырос типичным талантливым самоучкой, усвоившим только те знания, которые были ему нужны или интересны. Он не усвоил идеи, присущие его предкам, русским царям, осознававшим свою исключительность среди религиозных врагов, плотно окружавших Россию, – последнее православное «истинное царство». Он принял, хотя и не во всем, иную, западную модель поведения, построенную на энергичном завоевании места под солнцем в ожесточенной борьбе с противником, с использованием прагматичных знаний и навыков. Преображенский период имел исключительное значение для формирования личности Петра. Вдали от традиционного Кремля вырос царь-реформатор."1

 

1.2. Первые самостоятельные  акции Петра

За петровскими военными забавами скрывались далеко идущие планы  добиться выхода России к морю. Внешняя торговля через Архангельский порт из-за короткой зимней навигации не могла быть круглогодичной. Петр сделал ставку на выход к Черному морю. Таким образом, он вернулся к идее Крымских походов, в которых потерпел неудачу князь В.В.Голицын.

"Первый Азовский поход начался весной 1695 г.: русские войска под началом Петра отправились на речных кораблях по Дону и Волге на юг. Подойдя летом к османской крепости Азов, они приступили к ее осаде. Однако поход окончился неудачей: сказалась низкая выучка русских войск, но главным недостатком явилось отсутствие флота, способного изолировать крепость с моря, откуда гарнизон Азова беспрепятственно получал подкрепление.

Зимой 1695/96 г. развернулась подготовка к новому» второму Азовскому походу. В Воронеже началось строительство первого русского флота. К весне были готовы 2 корабля, 23 галеры, 4 брандера и 1300 стругов, на которых 40-тысячное русское войско в мае 1696 г. вновь осадило Азов. После блокады с моря 19 июля крепость, не дожидаясь штурма, сдалась. Флоту нашли удобную гавань — Таганрог, стали строить порт. Главный положительный результат Азовских походов состоял в том, что Россия получила теперь возможность организовать нападение на Крымский полуостров с моря, а это ослабляло угрозу набегов крымцев. Но все же выход в другие моря был для России по-прежнему закрыт. Керченский пролив, Босфор и Дарданеллы находились под контролем Турции, и сил для борьбы с ней у России было явно недостаточно. Петр приказал строить новые корабли (52 судна за два года) на средства купцов и помещиков.

Одновременно России необходимо было найти в Европе союзников в ее борьбе с Османской империей. В 1697 г. русской дипломатии удалось заключить наступательный союз против Турции с Австрией и Венецией, и она намеревалась укрепить этот союз вовлечением в него других европейских государств, прежде всего морских держав — Голландии и Англии. Так родилась идея Великого посольства (март 1697 г. — август 1698 г.), которое должно было посетить столицы ряда европейских государств. Великими послами были назначены генерал-адмирал Ф.Я.Лефорт, генерал Ф.А.Головин, начальник Посольского приказа и думный дьяк П.Б.Возницын. Всего в посольство вошло 250 человек, в том числе 35 волонтеров (среди которых под именем сотника Петра Михайлова находился сам царь), намеревавшихся обучиться кораблестроению на зарубежных верфях. За полтора года пребывания за границей Петр с посольством посетил Курляндию, Бранденбург, Голландию, Англию и Австрию, встречался с владетельными князьями и монархами, изучал корабельное дело и другие ремесла. Пришедшее! летом 1698 г. из Москвы известие об очередном стрелецком бунте вынудило царя вернуться в Россию."2

Международные отношения  в Европе в это время складывались не в пользу продолжения войны  с Турцией, и своей главной  цели Великое посольство не достигло. Вскоре, 14 (24) января 1699 г., России, как и другим странам — членам «Священной лиги», пришлось пойти на двухлетнее перемирие с Османской империей, заключение которого состоялось в ходе конгресса в Карловичах (под Белградом). Однако Великое посольство стало для Петра подлинной академией, и полученный опыт он использовал при проведении реформ как во внутренней, так и во внешней политике. Оно на длительный период определило задачу борьбы России со Швецией за обладание Балтийским побережьем и выходом к морю.

Переориентация внешней политики к началу XVIII в. с южного направления на северное совпала по времени с огромными преобразованиями, охватившими все сферы жизни страны. Подготовка к войне со Швецией послужила импульсом для глубоких политических и социально-экономических реформ, которые и определили, в конечном счете, облик Петровской эпохи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II. Реформы Петра I

 

2.1. Реформы государственного управления

"С начала XVIII в. деятельность Боярской думы постепенно затухает, а на смену ей приходит (с 1700 г.) Ближняя канцелярия, называвшаяся также Консилией министров, которая представляла собой боярскую комиссию из числа думцев — руководителей приказов и была призвана осуществлять оперативное руководство аппаратом управления. Этот орган стал предшественником созданного в 1711 г. Правительствующего сената — высшего государственного учреждения с чрезвычайно широкими административными, судебными, а иногда и законодательными прерогативами. Его создание было связано с отъездом Петра из столицы и мотивировалось необходимостью иметь такое временное учреждение «для всегдашних наших отлучек», как отмечалось в царском указе. В состав Сената Петр лично назначил 9 человек. Трое из этих сенаторов были представителями родовитой знати (князья М.В.Долгорукий, Г.И.Волконский и П.А.Голицын), трое являлись   членами   Боярской   думы   (Т.Н.Стрешнев, И. А. Мусин-Пушкин, Г.А.Племянников), и еще трое были из дворян (М.А.Самарин, В. А. Апухтин, Н.П.Мельницкий). Сенатские решения принимались коллегиально, на общем собрании и скреплялись подписями всех сенаторов. Огромным делопроизводством ведала канцелярия Сената, возглавляемая обер-секретарем. Функции Сената в первые годы его образования были весьма широки и разнообразны. В его ведение были переданы дела Разрядного и Поместного приказов, он ведал явкой дворян на службу и заботился о сборе и расходовании государственных средств. Он также являлся органом надзора за разветвленным бюрократическим аппаратом. Для этого с 1711 г. в центре и на местах учреждались должности провинциальных и городовых фискалов. Они докладывали обо всех фактах нарушения законов, взяточничестве и казнокрадстве, наносящих ущерб интересам государства.  Ими руководил  обер-фискал,  входивший  в структуру Сената. Доносы фискалов получала Расправная палата — высшее апелляционное судебное присутствие из четырех судей и двух сенаторов — и ежемесячно докладывала о них Сенату. Петр поощрял фискалов, освободив их от податей, подсудности местным властям и даже ответственности за ложные наветы."3

Сенат был руководящим контролирующим органом, но и за его деятельностью был установлен надзор. С 1715 г. за работой Сената следил сенатский генерал-ревизор (надзиратель указов), затем сенатский обер-секретарь и штаб-офицеры гвардии и, наконец, с 1722 г. генерал-прокурор (П.И.Ягужинский) и обер-прокурор, которым подчинялись прокуроры во всех других учреждениях. Генерал-прокурор контролировал работу Сената, его аппарата, канцелярии, принятие и исполнение всех его приговоров, их опротестование или приостановление. Генерал-прокурор и его помощник обер-прокурор подчинялись только царю, подлежали только его суду. Действуя через подчиненных ему прокуроров (гласный надзор) и фискалов (тайный надзор), генерал-прокурор выступал как «око царево и стряпчий о делах государственных».

Новое положение о  Сенате 1722 г. зафиксировало его статус как высшего государственного учреждения империи. Сенат стал послушным орудием в руках монарха в деле управления страной. Но в его ведении оказалось слишком много повседневной, черновой работы. В связи с этим назрела необходимость коренным образом перестроить всю систему центральных государственных органов. Взамен сложного и неповоротливого аппарата приказов и канцелярий с их расплывчатыми функциями и параллелизмом в работе был разработан проект создания центральных ведомств с четким разграничением сфер управления. Реформа 1717 — 1721 гг. упразднила приказы и канцелярии и ввела коллегии, созданные на основе изучения иностранного опыта организации государственного управления. В отличие от приказов, в новых органах решения принимались коллективно.

Всего было создано, в  соответствии с изученными датскими и шведскими образцами, 11 коллегий со строгим разграничением административных полномочий и сфер деятельности. Важнейшими, «государственными», являлись три коллегии: Коллегия иностранных (чужестранных) дел во главе с канцлером Г.И.Головкиным и вице-канцлером П.П.Шафировым, Военная коллегия, которой руководили А.Д.Меншиков и А.А.Вейде, и Адмиралтейств-коллегия, возглавляемая Ф.М.Апраксиным и К.Крюйсом. Другая группа коллегий занималась финансами государства: Камер-коллегия отвечала за сбор доходов, Штатс-контор-коллегия следила за расходами, а Ревизион-коллегия контролировала сбор и расходование казенных средств. Торговля и промышленность находились в ведении сначала двух, а затем трех коллегий: Коммерц-коллегия ведала вопросами судоходства, таможнями и организацией торговли, Берг-коллегия занималась горным делом, Мануфактур-коллегия руководила легкой промышленностью. Наконец, судебную систему страны курировала Юстиц-коллегия.

Помимо этого были созданы две сословные коллегии. В 1721 г. образовалась Вотчинная коллегия, регулировавшая вопросы дворянского землевладения и ставшая правопреемником Поместного приказа. Другой сословной коллегией являлся созданный в 1720 г. Главный магистрат, управлявший городскими сословиями (ремесленниками и купечеством). Его предшественницей была Бурмистерская палата в Москве, созданная в 1699 г. и преобразованная на следующий год в Ратушу в ходе неудачной реформы городского самоуправления. Главный магистрат стоял во главе городовых магистратов, сменивших земские избы. Задачей этих новых учреждений являлось исполнение административно-полицейских и судебных функций в городах.

Информация о работе Петр 1 и его преобразования