Педагогическая деятельность М.В. Ломоносова

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2013 в 18:16, доклад

Краткое описание

Новые веяния в экономике, культуре вызвали реформу образования, активизировали деятельность просветителей, что способствовало развитию педагогической мысли. В ее истории выделяется три периода: просветительная педагогика эпохи петровских преобразований (1700--1730); просветительная педагогика ломоносовского периода (1741 --1765), заложившая основы новой научной педагогики; просветительная педагогика последней трети века просветительной педагогики считали главным (1765 - 1790).

Содержание

Введение
1. Этапы педагогической деятельности М.В. Ломоносова
2. Принципы, лежащие в основе Ломоносовской программы организации просвещения в России.
3. Особенности методических приемов воспитания и образования
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Педагогическая деятельность и взгляды Ломоносова.docx

— 26.79 Кб (Скачать файл)

Впервые в русской педагогике он выступил сторонником синтеза  классического, естественнонаучного  и реального образования. Он поставил задачу приобщения детей к духовным ценностям прошлых веков, развития их любознательности, творчества.

Его своеобразный педагогический подход к постановке реального образования  проявился в отборе учебного материала. В его методах обучения ярко выделяются элементы политехнического образования. Ломоносов подготовил основательный  проект деятельности академической  гимназии. В нем Ломоносов регламентировал  не только учебный процесс, но и всю  воспитательную работу этого заведения.

Ломоносов поставил проблему методов воспитания и обучения. Ломоносов предлагал использовать поощрения и наказания. Особо отличившихся награждали золотыми и серебряными медалями, книгами, математическими приборами «в присутствии всей Гимназии». В качестве наказаний Ломоносов применял выговоры, угрозы.

Как метод и как условие  воспитания и обучения Ломоносов  расценивал порядок и дисциплину. Соблюдение гимназистами и студентами прочного распорядка дня, чистоты в  учебных помещениях и общежитии, правил поведения способствует воспитанию «нравов».

В воспитании и образовании  Ломоносов считал важными такие  методы, как убеждение и пример. «Добрые» и «приличные» поступки взрослых (ректора, инспекторов, учителей) являются необходимыми в становлении ребенка.

В подготовке «просвещенного юношества» особую роль Ломоносов отводил  учителю. Ученый разработал требования к личности и деятельности учителя, заложив основы педагогической этики. В работе учителя над методикой  преподавания Ломоносов рекомендовал тщательно отбирать материал для  урока, опираться на научные достижения.

Занимаясь проблемой организации  руководства школой, деятельности учителей и учеников в ней, Ломоносов пришел к выводу, что во главе школы  должен стоять только педагог. Ломоносов  первым из ученых обратился к проблеме терминологии в науке. Он явился основателем  научного языка русской педагогики. Имея прекрасную лингвистическую подготовку, обладая энциклопедическими знаниями, владея иностранными языками, ученый создал своеобразный стиль научного изложения.

Заключение

Таким образом, XVIII век - век  Просвещения - оказал благотворное влияние  на развитие педагогической науки и  просвещения в России. Этот период характеризуется появлением целого ряда школьных проектов, в которых  нашли отражение, как прогрессивные  идеи, так и положения, поддерживаемые официальными кругами. Преобразованиями Петра I было положено начало светскому  образованию. Однако в целом основная масса населения оставалась неграмотной. Сохранился сословный характер образования. Немногие представители простого народа могли достичь вершин в науке.

Одним из таких людей был  Ломоносов, с именем которого непосредственно  связана история педагогической мысли и просвещения России XVIII в. На протяжении двадцатилетней педагогической деятельности он занимался организацией учебного дела в стране, преобразовывал работу академической гимназии и  университета, внедрял классно-урочную  систему обучения, разрабатывал учебные планы, программы по предметам, фундаментальные методические учебные пособия. Ломоносовский период в педагогике и просвещении называют новым периодом русской образованности.

Ломоносов разработал оригинальную педагогическую теорию, отличающуюся заботой о человеке, опорой на национальные традиции. Самобытность первого русского академика как педагога состоит  в том, что он смело боролся со старыми представлениями в педагогической области, разрабатывал и внедрял оригинальные идеи по воспитанию и образованию молодежи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1. Белявский М.Т. «Ломоносов  и основание московского университета». - М.: Издательство МГУ, 1955, - 148 с.

2. Бобровникова В.К. «Педагогические  идеи и деятельность М.В. Ломоносова». - М., 1961, - 242 с.

3. Вавилов С.И. «Михаил  Васильевич Ломоносов». - М.: Издательство  Академии наук СССР, 1961,- 268 с.

4. Ишлинский М.Л., Павлова А.Р. «М.В. Ломоносов - великий русский ученый». - М.: Педагогика, 1986, - 126 с.

5. Ломоносов М.В. «О  воспитании и образовании». (Сост. Буторина Т.С.) - М.: 1991, - 68 с.

6. Перевалова Л.А. «Педагогические взгляды М.В. Ломоносова». - М.: 1964, - 110 с.

7. Уткина Н.Ф. «Михаил  Васильевич Ломоносов». - М.: Мысль, 1986, - 318 с.

8. Антология педагогической  мысли России XVIII в. / Сост. И.А. Соловков, Г.Н. Волков, С.Ф. Егоров, А.Н. Копылов. -- М., 1985. - С 92-93.


Информация о работе Педагогическая деятельность М.В. Ломоносова