Начинатели ренессанса в белорусской культуре: Франциск Скорина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 17:15, реферат

Краткое описание

Белорусская культура эпохи Франциска Скорины характеризуется рядом признаков переходного периода от средневековья к новому времени. Среди ее важнейших достижений – книгопечатание, светская литература, становление национального самосознания, взгляд на библию как на итог многовекового развития духовных ценностей человечества. Это, в сущности, был незавершенный и компромиссный вариант ренессансной культуры. Ф. Скорина принадлежал к ее ведущим деятелям. В его творчестве начали складываться основные жанры белорусской литературы XVI – первой половины XVII века.
Целью написания реферата было узнать о начинателях ренессанса в белорусской культуре, и в частности о жизни и творчестве Франциска Скорины.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………с.
I.ЖИЗНЬ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ФРАНЦИСКА СКОРИНЫ……...с
II.ФИЛОСОФСКО-ЭТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ СКОРИНЫ И ЕЕ ДЕЛЬНЕЙШЕЕ РАЗВИТИЕ В БЕЛАРУСИ В ЭПОХУ ВОЗРОЖДЕНИЯ……......с
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………..с
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………

Вложенные файлы: 1 файл

Скорина я.doc

— 125.00 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

«УО» БЕЛОРУССКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ

 

Кафедра экономической  истории

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ИТОГОВЫЙ РЕФЕРАТ

 

по дисциплине: История Беларуси

на тему: «Начинатели ренессанса в белорусской культуре: Франциск Скорина»

 

 

 

 

 

 

 

 

Студент                                                                                        

ВШТ,1-й курс, ДТТ-2                                                                     

 

 

 

 

Проверил

кандидат

исторических  наук                                                                        

доцент

 

 

 

 

 

 

 

Минск 2010

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………с.

I.ЖИЗНЬ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ФРАНЦИСКА СКОРИНЫ……...с

II.ФИЛОСОФСКО-ЭТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ СКОРИНЫ И ЕЕ ДЕЛЬНЕЙШЕЕ РАЗВИТИЕ В БЕЛАРУСИ В ЭПОХУ ВОЗРОЖДЕНИЯ……......с

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………..с

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………….с

ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………..с

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Белорусская культура эпохи Франциска Скорины характеризуется  рядом признаков переходного  периода от средневековья к новому времени. Среди ее важнейших достижений – книгопечатание, светская литература, становление национального самосознания, взгляд на библию как на итог многовекового развития духовных ценностей человечества. Это, в сущности, был незавершенный и компромиссный вариант ренессансной культуры. Ф. Скорина принадлежал к ее ведущим деятелям. В его творчестве начали складываться основные жанры белорусской литературы XVI – первой половины XVII века.

Целью написания  реферата было узнать о начинателях ренессанса в белорусской культуре, и в частности о жизни и творчестве Франциска Скорины.

Множество деталей биографии Скорины так и остались нераскрытыми до конца, но  используемая для написания реферата книга Немировского Е. Л «Франциск Скорина: Жизнь и деятельность белорусского просветителя» помогла пролить свет на некоторые моменты. В книге в изобилии представлены различные гипотезы  по поводу жизни Скорины , представленные историками различных  поколений, а также опровержения или подтверждения этих гипотез с точки зрения истории. Книга «Франциск Скорина и гуманистическая мысль в Белоруссии XV-XVI вв» дала представление о философско-этической мысли Скорины и ее дальнейшем развитии, показала его вклад в формировании белорусской социально-этической мысли.

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА I. ЖИЗНЬ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ФРАНЦИСКА СКОРИНЫ.

Воля и характер, модель поведения  человека  закладывается  в детстве. Впечатления детских  и юношеских лет особенно много  значат для творческой натуры. Они сохраняются в памяти, живут, забыть о них невозможно.  К сожалению, о детстве и юности Франциска Скорины мы почти ничего не знаем.

В 1934-1935 гг. В  Праге вышла в свет «книга  о моем жизненном пути» белорусского шляхтича Зыгмунта Гальки-Ледуховского. Он утверждает, что  род Скорины восходит к Гальке, свояку киевского князя Владимира Святославича. Среди потомков гальки были и Скорины. Речь шла о роде Скорины, жившем в Речицком повете  и представившем доказательство своего дворянского происхождения в 1825 г., прямые потомки полоцких Скорин.

Однако некоторым историкам эта гипотеза кажется сомнительной, так как Франциск Скорина происходил из купеческого рода и шляхтичем не был, из чего следует, что дворянство речицких Скорин не было потомственным.

 Однозначный  ответ на вопрос, когда родился  Франциск Скорина, дать крайне сложно. Если и существовала когда-то церковная метрическая книга, на страницах которой  был зафиксирован факт появления на свет мальчика, впоследствии прославившего родной Полоцк , то эта книга до нас не дошла. Примерную дату рождения Скорины приходится определять  косвенно, чем и занимаются  на протяжении последних ста лет биографы великого просветителя.

Почин положил  П.В. Владимиров, который утверждал : « Время рождения Скорины можно  отнести к последней четверти XV  века (около 1490)». Вот основания для такого утверждения: «Если мы признаем, что в 1504 году Скорина поступил в Краковский университет, то, по правилам университета, он должен был иметь не менее 14 лет».

Однако существует группа историков, которая считает, что Франциск Скорина не могу поступить в университет 14 лет от роду. Чтобы стать студентом, он должен был предварительно освоить латынь». Надо думать,  14-летний  возраст был немного мал для поступления в университет, и нужно считать, что год рождения Скорины был более ранний», - утверждал В.И.Пичета.

 Скорина  приехал в Краков в 1504 году. Там он поступил в Краковский  университет, где получил степень бакалавра философии [Приложение 1]. В 1512 Скорина в Падуанском университете сдал экзамен на степень доктора медицины [Приложение 2,3,4].

После  успешной сдачи экзаменов в Падуанском университете Франциск Скорина отправился в Чехию, с целью открыть там книгопечатню. Ближайшим к Вильне типографским центром был Краков. Однако у Скорины были веские причины, заставившие его отказаться от мысли печатать свои книги  в Кракове. Краков был католическим городом, и оппозиция ко всякого рода «схизматикам» чувствовалась здесь особенно сильно. Да и король Сигизмунд I, если он знал о проекте Скорины. Мог воспротивиться устройству  в польской столице славянской книгопечатни.

У Скорины были и другие варианты, но, например,  в тяготевшем к Польше Поморью типографий не было. Отправиться же в Саксонию значило бы оказаться в совершенно чуждой языковой среде.

Немаловажную роль в решении Скорины сыграли  и давние белорусско-литовско-чешские культурные связи.

Существовавшая  в Чехии традиция перевода Библии на национальный язык, достаточно оживленные белорусско-чешские культурные связи,  - все это могло служить побудительными причинами для решения Скорины печатать свои первые книги в Праге.

В литературе бытуют разноречивые сведения о количестве книг Ветхого завета, изданных Франциском Скориной в Праге. С.Ф. Либрович, автор  популярной в начале нынешнего столетия «Истории книги в России», определял это количество в 15 книг. То же число называл Ф.И. Булгаков в «Иллюстрированной истории книгопечатания и  типографского искусства». А.А.Бахтиаров, автор «Истории книги на Руси», говорил о 16 книгах.

Противоречат  друг другу и новейшие авторы. Н.Г. Малыхин говорил о «17-томной библии». Е.И. Кацпржак писала о «23 библейских книгах в 17 отдельных выпусках». Авторы двухтомной монографии «400 лет русского книгопечатания», подготовленной Академией наук СССР, утверждали: «…за три года пребывания в Праге Скорина издал 23 книги»[1].

Противоречивые  сведения, приведенные выше, довольно легко могут быть объяснены.

  Библию обычно делят на два раздела: Ветхий завет и Новый завет. Франциск Скорина в Праге издавал ветхозаветные тексты. В комплексе Ветхий завет не единая книга с общим сюжетом, а совокупность сочинений, имеющих разный характер и разное время возникновения. Поэтом стремление Скорины издать библию отдельными книгами, до того не имевшее прецедента  в мировой издательской практике, представляется оправданным.

Меняется и состав библии. В канонический  свод входит 39 книг Ветхого завета. Из них Франциск Скорина издал 23. По крайней столько до нас дошло. Но просветитель, вне всякого сомнения, собирался выпустить в свет и другие книги. Он перевел их но напечатать не успел.

Псалтырь, открывавшую  ряд книг Ветхого завета, выпущенных Скориной в Праге, часто отделяют от остальных изданий. Резон в  этом есть, ибо Псалтырь имеет свой формат и характерные особенности, отличающие ее от других скорининских книг Ветхого завета.

Четыре книги царств, датированные 10 августа 1518 года, некоторые исследователи считают четырьмя отдельными изданиями, ибо, говорят они, речь идет о четырех самостоятельных книгах Библии. Оснований для такого утверждения нет, ибо скорининские книги Царств имеют последовательную и сквозную нумерацию листов, а следовательно представляют одно издание.

С другой стороны, пять изданий 1519 г. – книги Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие – принимают за одно издание, ибо все эти книги входят в т. н. Пятикнижие Моисея. Оснований и здесь нет, так как все упомянутые книги имеют собственную нумерацию и отдельные титульные листы.

Отсюда и  разнобой при подсчете пражских изданий.

Псалтырь 1517 года, книга, с которой начал свою издательскую деятельность Франциск Скорина, получила в древнерусской книжности,  пожалуй, самое широкое распространение среди всех книг Ветхого завета. Да и функциональное использование ее отличалось разнообразием.  Франциск Скорина отыскал в монастырских библиотеках  Великого княжества наиболее удовлетворительный список Псалтыри, который и послужил исходной точкой для последующей работы. Псалтырь 1517 г. – это так называемая малая (или учебная) Псалтырь, предназначенная не для литургической службы, а для а для чтения в домашних условиях.

В Псалтыри 1517 года впервые встречается издательский знак Скорины. В вырезе П-образной помещен гербовый щит и изображение солнца и наползающего на него полумесяца. Сюжет можно трактовать как «затмение солнца». Солнце и полумесяц изображены в виде человеческих лиц: видны нос, глаза и рот.

Рисунок можно  было бы принять за игру воображения  художника, если бы не одно обстоятельство, - он будет сопровождать его напротяжении всей издательской деятельности Скорины. Отсюда и возникло мнение, что мы имеем дело с издательским знаком, а по утверждению некоторых исследователей  - с гербом белорусского просветителя. Сразу скажем , что у нас нет никаких сведений о том, что Скорина был возведен в шляхетское достоинство. А следовательно, он не мог иметь герба.

Большинство книг ветхого завета первоначально написаны на древнееврейском языке. Скорина во многих случаях приводит кирилловский вариант.

Первой точно  датированной книгой кирилловского  шрифта, напечатанной на современной  территории нашей страны, должен быть признан Апостол Франциска Скорины, выпущенный в Вильне в марте 1525 года.

Старейшие упоминания об Апостоле 1525г. Можно отыскать  описи белорусских, древнерусских, украинских библиотек. Был назван «битый» Апостол, упоминающийся в описи 1557г.  Супральского монастыря. Шла речь и об «апостоле…друку Скоринина», который был оценен в 19 грошей в описи имущества виленского бургомистра Степана Лебедича, составленной 27 декабря 1649г.[1].

О широком распространении  Апостола Франциска Скорины в XVI-XVII вв. – особенно на территории Беларуси и Украины – говорит сравнительно большое количество известных нам рукописных копий этого издания. Старейшая из них изготовлена в 1568г. «у доме Семиона Борщевского».

После Апостола 1525г. Скорина уже ничего не печатал. Если считать, что просветитель родился около 1486г., в 1525г. Ему было под сорок. Возраст по тем временам немалый. Впрочем, Скорина все еще был здоров и полон энергии. Что заставило его прекратить издательскую деятельность? Среди возможных причин исследователи называли ужасный пожар, который 2 марта 1530г. Уничтожил примерно две трети Вильны. Сильно пострадала Русская сторона города. Возможно,что был уничтожен и дом Якуба Бабича, в котором находилась типография, а также здание на Рынке, принадлежавшее Маргарите, супруге просветителя. Иногда утверждается, что и сама Маргарита скончалась в 1529г.. но документальных подтверждений этому нет.

Л.И. Владимиров считает, что Скорину не удовлетворяли  обязанности секретаря и личного врача епископа Яна. Согласиться с этим трудно, ибо Ян прекрасно относился к просветителю и не раз защищал его от произвола властей предержащих. Свои виленские издания Скорина выпускал будучи на службе у епископа, нет никаких свидетельств об отрицательном отношении Яна из князей литовских к издательской деятельности белорусского просветителя. Известно другое – Ян собирался покинуть виленскую кафедру, что и случилось 19 мая 1536г. Еще раньше,  в 1530г., Скорина лишился и другого покровителя – умер князь Константин Иванович Острожский.

Можно думать, что  все эти обстоятельства в совокупности и заставили Скорину прекратить издательскую деятельность и переселиться в Прагу.

Познанские  процессы для Франциска Скорины окончились благополучно [Приложение 5]. Королевская грамота от 25 ноября 1532г., предоставлявшая просветителю всяческие привилегии, обеспечила ему безбедное существование. Скорина мог продолжать служить виленскому епископу Яну из князей Литовских, мог подумать и о возобновлении издательской деятельности. Но он  почему-то покидает родину. Причины этому до сих пор не ясны.

В 1534 году Франциск Скорина предпринимает поездку  в Московское княжество, откуда его  изгоняют как католика, а книги  его сжигают.

Есть сведения, что в 1535г. Скорина переезжает в П.рагу, где работает садовником при королевском дворе. Он занимал должность королевского садовника по приглашению короля Фердинанда I и основал знаменитый сад на Градчанах[2]. В Праге Скорина провел последнее годы своей жизни.

Четкого ответа на вопрос «когда умер Франциск Скорина» наука не дала. «Умер Скорина около 1551г.», - утверждает С.А. Педокшин. В популярной книге В.И. Свежинского : «Умер он не  ранее 10 июня 1540 г.». «В 1541г. Его уде не было в живых», - пишет о Скорине Л.И. Владимиров. Впрочем, можно ли предъявлять претензии к ученым,  если совершенно разные данные мы находим и в обычно пунктуальных энциклопедических словарях. Во втором издании Большой Советской Энциклопедии годы жизни белорусского просветителя указаны так – «р. Ок. 1490 – ум. После 1535», в энциклопедическом словаре «Книговедение» - «до 1490 – не позднее 1551», в «Краткой литературной энциклопедии» - «ок. 1490 – ок. 1541», в «Советском энциклопедическом словаре» - 2до 1490 – ок. 1541» [3].

Информация о работе Начинатели ренессанса в белорусской культуре: Франциск Скорина