Курбский Андрей Михайлович (1528—1583)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 19:18, биография

Краткое описание

Происходил из знатного рода смоленско-ярославских князей, потомков Рюрика, и по женской линии был в родстве с царской фамилией. Первые годы его службы были связаны с царским двором и воинским делом. В 1549 он уже имел дворовый чин стольника и в звании есаула участвовал в военных походах. В 1552 он уже прославился как храбрый полководец при взятии Казани, а в 1556, в 28 лет, был пожалован боярским чином. К началу Ливонской войны, в 1558, Курбский командовал сторожевым полком.

Вложенные файлы: 1 файл

Курбский Андрей Михайлович.docx

— 26.30 Кб (Скачать файл)

 

Курбский Андрей Михайлович (1528—1583), князь, воевода, боярин (с 1556), писатель, православный мыслитель.

Биография

Происходил из знатного рода смоленско-ярославских  князей, потомков Рюрика, и по женской  линии был в родстве с царской  фамилией. Первые годы его службы были связаны с царским двором и  воинским делом. В 1549 он уже имел дворовый чин стольника и в звании есаула участвовал в военных походах. В 1552 он уже прославился как храбрый  полководец при взятии Казани, а  в 1556, в 28 лет, был пожалован боярским чином. К началу Ливонской войны, в 1558, Курбский командовал сторожевым полком.

Андрей Курбский активно участвовал в деятельности правительства, руководившего  страной с к. 40-х XVI в. при молодом  царе Иване Грозном. Лидерами этого  правительства были духовник царя, священник Сильвестр и костромской  дворянин, получивший высокий чин  окольничего, Алексей Адашев. Позднее, с легкой руки Курбского, это правительство  стали называть «Избранной Радой».

Переход к Сигизмунду

 В н. 60-х царь, недовольный ограничением собственной власти, разгоняет Избранную Раду, а Сильвестра и Адашева отправляет в изгнание, где они вскоре умирают. В те же годы начинаются первые гонения и казни бояр. Когда царь начал гонения на своих недавних друзей, Курбский командовал всем русским войском в Прибалтике. Невзирая на одержанные им победы, в апр. 1563 он был отстранен от командования и назначен воеводой в отвоеванный у ливонцев г. Юрьев (Дерпт). Опасаясь царского гнева, Курбский бежал в Литву.

Польский король с распростертыми объятьями встретил столь знатного беглеца, пожаловал Курбскому богатую  Ковельскую волость с г. Ковелем, др. земельные владения в Литве  и Польше. Находясь на службе у литовского князя, а затем у польского  короля, Курбский участвует в военных  походах, в т. ч. и против России, продолжая  участвовать уже на вражеской  стороне в сражениях и битвах Ливонской войны.

Литва, творчество, полемика (спор, в большинстве случаев при выяснении вопросов в политической, философской, литературной или художественной сферах)

 Его творческий расцвет наступает в литовский период жизни. Из-под его пера выходят многочисленные послания разным людям, в т. ч. 3 послания Ивану Грозному. Эти послания, в которых впервые был обвинен Иван Грозный в многочисленных преступлениях, стали основой переписки с царем — интереснейшим документом религиозно-философской мысли России XVI в.

В 1573 Курбский пишет яркое философско-публицистическое сочинение — «История о великом  князе московском», рассказывающее о правлении Избранной Рады и об измене Ивана Васильевича общим начинаниям.

Истинное православие

Сочинения Курбского свидетельствуют  о том, что он, оставаясь светским человеком, в то же время был ярким православным мыслителем, который немало трудов положил на то, чтобы защитить истинность православного вероучения. Он совершенно сознательно не принимает католичества, и особенно протестантизма. Резко осуждает он и любые попытки реформировать Православие, что было свойственно тем, кого на Руси называли «еретиками». Критически Курбский относился и к появившимся в Западной Руси гуманистическим учениям. И вообще, познав в эмиграции «свободы христианских королей», он пришел к отрицанию всех учений, которые эти свободы обосновывали, называя всю неправославную литературу Польско-Литовского государства как «польскую барбарию», «польщизну».

В то же время, несмотря на свой побег  из России, Курбский считал Русское  государство единственной в мире страной, сохранившей истинное христианство. Поэтому в своих сочинениях он неоднократно именует Россию «Святорусской  землей» и «Святорусским царством».

Начало разногласий

Идеал социально-политического устройства России — «православное истинное христианское самодержавство» — Курбский считал уже созданным во времена Избранной Рады. Именно в этот период государь в наиболее полной мере соответствовал «нестяжательским» представлениям о «благочестивом царе» — окружил себя мудрыми советниками, прислушивался к их мнению и управлял своим государством, исходя из идеи Любви.

Однако царь недолго мирился  с определенными ограничениями  своей власти и вскоре этот идеал, воплощенный в жизнь усилиями «Избранной Рады», рухнул. И тогда  Курбский обрушивается на Ивана Грозного с обвинительными посланиями. По сути дела, все 3 послания царю и большая часть «Истории о великом князе Московском» — это горькая песнь об утраченном «Святорусском царстве».

Позиция Курбского

  • Ослабление христианской веры и распространение ереси опасно прежде всего тем, что порождает у людей безжалостность и равнодушие к своему народу и отечеству.
  • Подобно Ивану Грозному, Андрей Курбский трактовал верховную государственную власть как дар Бога, кроме того он называл Россию «Святорусской империей».
  • Носители власти не исполняют в действительности предназначенного для них Богом. Вместо того, чтобы вершить праведный суд, они творят произвол. В частности Иван IV не вершит праведный суд и не защищает подданных.
  • Церковь должна являться препятствием разгулу беззакония и кровавого произвола властителей. К этому высокому предназначению поднимает церковь дух христианских мучеников, принявших смерть в борьбе против преступных и неправедных властителей.
  • Царская власть должна осуществляться при содействии советников. Причем это должен быть постоянно действующий совещательный орган при царе. Образец такого органа князь видел в Избранной раде — коллегии советников, действовавшей при Иване IV в 50-х годах XVI в.

Переписка

Сразу же необходимо сказать, что переписка  Курбского и Ивана Грозного — это свидетельство не только социально-политического, но и религиозно-философского спора. В их письмах столкнулись 2 разных понимания сути православного учения, поэтому каждый из них столь яростно обвиняет др. в вероотступничестве, в ереси, в предательстве правой веры. Иначе говоря, Иван Грозный для Андрея Курбского такой же вероотступник, каковым считает государь опального князя.

Кроме того, Иван Грозный и Андрей Курбский расходились в оценке проблем и путей развития Российского государства. Так, считается что Иван Грозный высказывался за неограниченную власть царя (самодержавия), а Андрей Курбский — за повышение роли знати в управлении государством («ограниченной монархии»).

Обвинения

Вероотступничество царя Курбский видит в том, что тот изменил «нестяжательским» идеалам Избранной Рады и перестал соответствовать образу «благочестивого царя»(утерял благочестие). Более того, Курбский обвинял Ивана IV в том, что, отказавшись от помощи Избранной Рады, государь разрушил социальную гармонию и собственными руками уничтожил «Святорусское царство», «православное истинное христианское самодержавство», уже созданное совместными усилиями царя и его советников. Поэтому все страшные события, которые испытала Россия в годы правления Ивана Грозного — это лишь последствия «измены» царя истинной вере.

Суть вероотступничества он видит  в том, что царь, поддерживаемый «злыми» советниками, непомерно высоко возомнил о себе как о единственном на земле помазаннике Божием. В Третьем послании Курбский демонстрирует прекрасное понимание внутренних устремлений московского самодержца — просветить чуть ли не всю вселенную и отвергает претензии Ивана Грозного на роль вселенского православного государя, обвиняя его в «непомерной гордости и зазнайстве».

И все же опальный князь надеется, что разум вернется к царю, а  царь вернется ко временам правления Избранной Рады. Поэтому Курбский призывает его покаяться и возвратиться к Христу.

Свидетельством измены веры Курбский считает и увлечение царя колдовством и волхованием, что совершенно не принималось нестяжателями. Курбский обвиняет Ивана Грозного в том, что тот окружил себя гадателями и языческими колдунами и верит им более, нежели Слову Божиему.

А различные неудачи Ивана Грозного Курбский однозначно трактует как «Божии кары» за вероотступничество. Так, когда  в н. 70-х на Россию обрушились голод, эпидемия чумы, а затем крымские татары, сжегшие всю Москву.

Обвинение окружения, иосифлян, Вассиана Топоркова

В измене истинной вере Курбский обвиняет не только царя, но и его новое окружение, как и, практически, всех иосифлян. Так, про монаха-иосифлянина Вассиана Топоркова, который, по мнению Курбского, сыграл решающую роль в изменении религиозно-политических предпочтений государя, в разрушении его «крепости души», устроенной в свое время Сильвестром. А результат деятельности и царя, и его нового окружения один — разрушение «Святорусского царства» (образ «Святорусского царства», созданный в сочинениях Курбского — это одно из свидетельств проявления нестяжательских идеалов в отечественной литературе и религиозно-философской мысли).

КОНФЛИКТ: 
2 проблемы, лежащие в основании конфликта между Курбским и Грозным:

  • различное понимание значения рационального и иррационального путей формирования властного начала в государстве;
  • различное понимание ими сущности православной жизни как государя, князя, правителя, так и любого представителя христианского государства. Причем, если второй пункт можно считать более высоким по своему значению в процессе развития конфликта, так сказать, доминирующим, то первый пункт является фундаментом, основанием, на котором второй пункт получил свое развитие.

Предатель?

На месте обширной византийской политической и духовной традиции в московской царстве начинает развиваться элементарный византизм, воплощающий в себе лишь материальные стремления государственного лидера (как писал Грозный – «все рабы, и никого больше, кроме рабов», в рамках которого отдельная личность имеет значение только в формате реализации принципа свободы правителя – царя, императора).

Вместо благодати на Руси стал царить закон, вместо проникновения в глубины  христианской традиции благочестия  и приобщения к разным формам духовного  делания стало царить лишь стремление правильно соблюсти обряд, вместо политики строительства православного общества, стала развиваться политическая экспансия (территориальное, географическое или иное расширение зоны обитания, или зоны влияния отдельного государства, народа, культуры, или биологического вида), цель которой была построение внешних границ Царства, без создания внутреннего содержания.

Предательство Курбского было совершено  в политической плоскости (да и то, его переход на сторону короля Сигизмунда нельзя рассматривать в таком смысле, ибо Курбский всего лишь реализовал древнее право бояр на выбор себе князя, согласно своему политическому желанию, «переезжая от одного двора к другому»). Но в области духовно-нравственной Курбский остался на стороне древних традиций русско-византийского христианства, которые формировались, начиная от крещения Киевской Руси. В этом смысле предателем стал Иван Грозный, подчинив интересы Вселенского Православия узким политическим интересам Московского Царства, которые поставил на абсолютную высоту. Из двух мировоззренческих позиций победила более приземленная, но потому и более живучая. Возвышенная позиция в лице князя Андрея Курбского, как это бывало в истории неоднократно, обрела статус предательской.


Информация о работе Курбский Андрей Михайлович (1528—1583)