Конфуций и его представления о государстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2012 в 10:51, контрольная работа

Краткое описание

Цель и задачи исследования.
Целью настоящей работы является наиболее широко и полно рассмотреть представления Конфуция об идеальном государстве.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
1. изучение правил истинного правления по Конфуцию
2. изучение и выявление места человека в системе управления государством в конфуцианстве
3. изучение и выделение качеств достойного правителя по Конфуцию

Содержание

Введение……………………………………………………... 3
§ 1. Правила истинного правления по Конфуцию………... 5
§ 2. Место человека в системе управления государством... 7
§ 3. Достойный правитель………………………………….. 9
Заключение…………………………………………………... 12
Список использованных источников и литературы………. 13

Вложенные файлы: 1 файл

кр.doc

— 87.50 Кб (Скачать файл)


ПЛАН КОНТРОЛЬНОЙ  РАБОТЫ

 

 

Стр.

Введение……………………………………………………...

3

§ 1. Правила истинного правления по Конфуцию………...

5

§ 2. Место человека в системе управления государством...

7

§ 3. Достойный правитель…………………………………..

9

Заключение…………………………………………………...

12

Список использованных источников и литературы……….

13


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Наиболее влиятельной  доктриной в истории политической и правовой мысли Китая являлось конфуцианство. Родоначальник этого направления Конфуций (551—479 гг. до н. э.) древний мыслитель и философ. Не смотря на то, что учение Конфуция не содержит главы, специально посвященной устройству государства можно без труда проследить его идеи и представления об идеальной модели правления, роли человека в системе власти, правилах, на которых должно строиться государство.

Учение Конфуция не утратило актуальности до сих пор. С течением времени, оно стало оказывать  положительное воздействие на различные  сферы жизни не только Китая, но целого ряда соседних с ним государств Азиатско-Тихоокеанского региона – Республики Корея, Японии и др. Нашему государству стоило бы перенять некоторые аспекты, о которых говорил Конфуций. Возможно тогда, правили бы образованные, гуманные и справедливые чиновники, гораздо меньше стало бы произвола со стороны власти, а значит, Россия стала бы сильнее и лучше.

Цель и задачи исследования.

Целью настоящей работы является наиболее широко и полно рассмотреть представления Конфуция об идеальном государстве.

Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:

    1. изучение правил истинного правления по Конфуцию
    2. изучение и выявление места человека в системе управления государством в конфуцианстве
    3. изучение  и выделение качеств достойного правителя по Конфуцию

Объект изучения – непосредственно Конфуцианский идеал государства

Предмет  изучения данной работы - учение Конфуция, включающее различные компоненты, из которых в совокупности складывается идеальное государство.

Степень разработанности  темы. Древнекитайская философия очень интересовала многих ученых. Существует огромное количество трудов, посвященных этому, где значительное место отведено идеям Конфуция. Конкретно Конфуцию посвящено гораздо меньше литературы, но можно выделить известных российских китаеведов Малявина В.В. и Перевалова Л.С., которые рассказывают нам о том, как Конфуций представлял идеальное государство.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§ 1. Правила истинного правления по Конфуцию

 

Учение Конфуция не содержит главы, специально посвященной  устройству государства, нет и разделов о человеке, либо об обществе. Конфуцианскую модель приходится реконструировать по отдельным суждениям. Его понимание государственного устройства еще более ценно потому, что он сам был на государственной службе, и служба эта была успешной. Но Конфуций не видит государство в отдельности от общества и единичного человека. Все его учения в этой области взаимосвязаны.

 Согласно разработанной Конфуцием схемы государственного устройства управление государством и обществом базировалось на ли ("правилах") им он предавал большое значение.

Для того чтобы создать правила, которые бы оставались жизнеспособными в течение долгого времени Конфуций предлагал использовать принцип "хе" (гармония, борьба противоположностей). "Правила надо создавать через достижение единство через разногласия"1.

Правила, по сути, устанавливали  морально-этические основы жизни  человека, общества и государства  в целом. Сюда входят Жень ("человеколюбие") и, прежде всего, любовь к ближнему, сяо - сыновья почтительность, уважение к старшим и подчинение им, честность и искренность; постоянное стремление к внутреннему совершенству, вежливость и др. Причем жан (вежливости) он считал важным элементом в государственном управлении. Вежливость, по сути, означала верность ритуалам и на политическом уровне служила своего рода политической культурой. Почтение к старшим и любовь к ближнему в равной степени относилось как к семье в отдельности, так и к государству в целом, где правитель становился главой "семейства".

  Описание идеального общества Конфуций конкретизировал в учении о правилах ритуала, которым отводилась роль нормативной системы государства. Конфуций был решительным противником управления на основе законов. Он осуждал правителей, делавших ставку на устрашающие правовые запреты, и выступал за сохранение традиционных религиозно-моральных методов воздействия на поведение китайцев. "Если руководить народом посредством законов и поддерживать порядок при помощи наказаний, народ будет стремиться уклоняться [от наказаний] и не будет испытывать стыда. Если же руководить народом посредством добродетели и поддерживать порядок при помощи ритуала, народ будет знать стыд, и он исправится". Перечень конфуцианских правил поведения охватывал предписания, касающиеся выполнения ритуальных и культовых обрядов (почитания духов, культа предков), моральные наставления и нормы обычного права2. Согласно учению Конфуция, идеальные правила существовали только в древности, поэтому именно тогда в Поднебесной царил порядок. На этот "золотой век", в прошлое ориентировал мыслитель свою модель государства.

На страницах книги Конфуция "Лунь юй" высказана мысль о том, что необходимость в государственном управлении отпадет вообще, если правила ритуала будут всеми соблюдаться. Конфуций и его последователи не исключали, однако, что для наступления той счастливой поры потребуются карательные походы против непокорных. Главное в том, считали они, чтобы распоряжения о карательных походах отдавал благородный и любящий свой народ государь, а не правители уделов или сановники. Применять наказания нужно по-отечески, т. е. с любовью к людям. Конфуцианское учение отвергало тем самым произвол администрации, особенно на местах, ограничивало своеволие государя определенными моральными рамками.

 

 

 

§ 2. Место человека в системе управления государством

 

Человек интересует Конфуция не сам по себе, а как часть иерархии, где он занимает определенное место. Поэтому учение о человеке неотделимо от учения об управлении государством. Цель конфуцианского учения о человеке - показать, как должен вести себя человек в различных ситуациях, т. е. учение имеет ярко выраженную практическую направленность, а теоретический аспект является подчиненным: обосновать вечность и неизменность рекомендуемых правил поведения и отношений между людьми.

Конфуций связывает  общественное положение человека не с богатством или знатностью, а с его моральной характеристикой. Конфуций дает развернутый образ человека, соответствующего конфуцианским моральным заповедям. Это цзынь-цзы ("благородный муж"), которому противопоставляется "низкий человек". Низкий человек не обладает должным знанием, поэтому его поведение не регулируется этикетом.

Низкий человек оказывается  негуманным, т. е. неспособным правильно  вести себя с людьми. "Есть благородные мужи, которые не обладают человеколюбием, но нет низких людей, которые бы обладали человеколюбием". Гуманность остается прерогативой благородного мужа, способного и обязанного поступать надлежащим образом: иначе все дела расстроятся.

По такому же принципу Конфуций разделил людей в зависимости от отношения к управлению государством: управляющие (благородные чиновники) и управляемые. Но это не значит, что только аристократы могли быть такого рода чиновниками, но он также допускал и приток людей из других социальных групп. Но, в общем, он хотел, чтобы "пахари возделывали землю, а способные управлять управляли"3.

 Наибольшее внимание в этой части Учения уделяется первой группе людей. Благородный муж принадлежит к правящей элите. Он управляет простолюдинами, принуждает их к труду, и его добродетель состоит в том, что он, принуждая к труду, не вызывает гнева. В основе конфуцианского идеала управления - не принуждение народа и не насилие над ним, а сила нравственного примера. Их роль заключается в воспитании народа, направлении его на правильный путь. При сравнении с семьей видна явная аналогия между цзынь-цзы в государстве и отцом в семье. Управляющие - отцы народа. 

Для управляющих Конфуций вывел  четыре Дао (истинный путь):

1) Чувство самоуважения. Конфуций считал, что только уважающие  себя люди способны проявить уважение к народу при вынесении каких-либо решений. Это просто необходимо, учитывая беспрекословное подчинение народа правителю.

2) Чувство ответственности. Правитель должен чувствовать ответственность за управляемый им народ.

3) Чувство доброты  при воспитании народа. Правитель,  обладающий чувством доброты,  способен лучше воспитать народ,  повысить его моральные качества, образованность, а значит,  и обеспечить прогресс всего общества.  
       4) Чувство справедливости. Это чувство должно быть развито особенно у людей, от чьей справедливости зависит благосостояние общества4

Выделяя главное место  в своей системе человеку, Конфуций, тем не менее, признавал высшую над  людьми волю, Волю Неба. На его взгляд, цзынь-цзы способны правильно интерпретировать земные проявления этой воли.  
 Конфуцианство своим упором на нравственный фактор управления стремилось умерить насилие правящего класса над народом. В управлении народом оно отдавало преимущество морали перед правом, убеждению и силе примера перед принуждением. Главное - это не страх, а доверие народа к власти.

 

§ 3.  Достойный  правитель

 

Особое значение Конфуций придает описанию правителя, для  которого гуманность превращается в  умение разбираться в людях, отличать достойных от недостойных и управлять ими, подавая хороший пример. Отвечая на вопрос о том, следует ли убивать людей в целях улучшения управления государством, Конфуций заявил: "Зачем, управляя государством, убивать людей? Если вы будете стремиться к добру, то и народ будет добрым. Мораль благородного мужа подобна ветру; мораль низкого мужа подобна траве. Трава наклоняется туда, куда дует ветер"5.

Правитель  наделялся  качествами честного и искреннего, прямодушного и бесстрастного, все  видящего и понимающего, осмотрительного  в речах и осторожного в делах. Он должен быть безразличен к еде, богатству, жизненным удобствам. Всего себя он обязан посвятить высоким идеалам: служению людям, поискам истины. По убеждению Конфуция, правителем государства мог быть только "совершенный человек".

Цзынь-цзы ("совершенно мудрый") по Конфуцию носитель правил, не должен находиться в отдаление от государственного правления, а должен наоборот быть активным членом общества и государственным мужем.

Именно на образе цзынь-цзы основана идея государственного правления с помощью ли ("правил"). Еще раз надо сказать о роле личного примера в реализации учения. "Если правитель любит ли, то никто из народа не посмеет быть непочтителен; если правитель любит справедливость, то никто из народа не посмеет, не последовать ему; если правитель любит искренность, то никто из народа не посмеет скрыть свои чувства"6.

Возвышение правителя  в государстве осуществлялось путем  знамений Неба (культ которого тогда  зарождался в Китае) и проводилось  чиновниками и из чиновников (если они были цзын-цзы). Правитель может стать благородным мужем, если соответствует определенным требованиям. При этом Конфуций подчеркивает, что власть должна находиться в руках верховного правителя, "сына Неба", а не сановников, ибо он несет ответственность за поддержание естественного хода вещей, что и обеспечивает государственную стабильность.

Бюрократия же, являясь носителем ли в государстве, получила в конфуцианстве своего верного покровителя, ей дается ей право на законное (легитимное) свержение не устраивающего их правителя (этим бюрократия часто пользовалась), путем выгодного для себя толкования правил или природных явлений.

"Благородный муж  (правитель) боится трех вещей  веления Неба, великих людей и  совершенномудрых". Тем самым  правитель постоянно находился под угрозой изгнания. Но с другой стороны и правитель наделялся по Конфуцию Жень (человеколюбием). И, по словам Конфуция, "только обладающий человеколюбием по-настоящему любить [кого-нибудь из] людей, и ненавидеть [кого-нибудь из] людей".

У Конфуция также существовало несколько концепций по истинному правлению. Двумя наиболее известными являются концепция "исправление (упорядочение) имен" и "правитель должен быть правителем". По сути, вторая есть прямое следствие первой. 7

"Правитель,  должен быть правителем" надо понимать в сочетании с предыдущим принципом, т.к. они комплексно отражают главную мысль Конфуция об "истинном правление". Государь должен быть мудрейшим из совершенно мудрых и, следовательно, в силу своей мудрости и приверженностью ли должен обладать народной любовью и признательностью.

Таков идеальный  облик правителя. А как на практике: есть ли однозначное соответствие между  высокой моралью и высоким  постом? Судя по тому, как настойчиво Конфуций подчеркивает, каким должен быть правитель, ему ясно, что совпадения тут нет. Поэтому характеристика благородного мужа служит Конфуцию и самостоятельной задачей, отличной от вопроса о наилучшем управлении государством. В этой связи на первый план выходит отношение благородного мужа к знанию, его способность к самостоятельным и глубоким суждениям. Уточняя образ благородного мужа, Конфуций противопоставляет ему низкого человека. "Учитель сказал: "Благородный муж думает о том, как бы не нарушить законы; низкий человек думает о том, как бы извлечь выгоду"8. Конфуций подчеркивает, что благородный муж ведет себя с учетом воли Неба. Его знания не преследуют корыстной цели. Они для него самоценны и направлены на существенное и общее, а не на частности. Бескорыстное получение знаний приближает благородного мужа к состоянию совершенномудрого. Конфуций не проводит между ними жесткой грани. Некоторых древних правителей он называет совершенномудрыми. По-видимому, он связывает это состояние с гуманностью как с высшей истиной.

Информация о работе Конфуций и его представления о государстве