Инициатор создания сборника "Вехи" 1909 г

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 22:06, доклад

Краткое описание

Родился в состоятельной еврейской семье, окончил Кишиневскую гимназию, по настоянию отца поехал учиться в политехникум в Берлин, после нескольких лет понял, что учеба на инженера не для него. После окончил историко-филологический факультет Московского университета. Его работа ««Афинская полития» Аристотеля и «Жизнеописания» Плутарха» была удостоена золотой медали и опубликована университетом (1895). После университета, не имея возможности продолжить академическую карьеру из-за вероисповедания, становится профессиональным литератором.

Вложенные файлы: 1 файл

Гершензон.docx

— 15.92 Кб (Скачать файл)

ГЕРШЕНЗО́Н Михаил Осипович (Мейлих Иосифович) (1869-1925)

Родился в состоятельной еврейской семье, окончил Кишиневскую гимназию, по настоянию отца поехал учиться в политехникум в Берлин, после нескольких лет понял, что учеба на инженера не для него. После окончил историко-филологический факультет Московского университета. Его работа ««Афинская полития» Аристотеля и «Жизнеописания» Плутарха» была удостоена золотой медали и опубликована университетом (1895). После университета, не имея возможности продолжить академическую карьеру из-за вероисповедания, становится профессиональным литератором.

В конце 19 в. занимается преимущественно вопросами педагогики, с начала 20 в. переходит к публикации различных материалов из истории русской культуры. Целую эпоху в русском историческом мышлении составили изданные Гершензоном сочинения П. Я. Чаадаева. В это время наибольший интерес Гершензона вызывает первая половина 19 века и особенно завершающие ее системы славянофильства и либерального западничества.

В 1908 году М. О. Гершензон предложил нескольким мыслителям, философам высказаться по насущным проблемам современности. В итоге это вылилось в создание сборника «Вехи» (1909). В статье «Творческое самосозерцание» Гершензон обвинил современную ему интеллигенцию в подмене истинного, единственно плодотворного стремления к формированию собственной личности тяготением к ложной, чисто внешней активности. В работах 1910-1920-х гг. обращается к попыткам осмысления судьбы России, христианства, иудаизма как культурно-исторических и мистических феноменов. Особое значение приобретают в этом отношении его работы «Тройственный образ совершенства» (1918), «Судьбы еврейского народа» (1922), «Ключ веры» (1922), «Переписка из двух углов».

 

Обращение к Пушкину

 

Несколько особняком стоит для Гершензона творческая личность Пушкина, творчество которого понимается как средоточие важнейших проблем соотношения индивидуального и всеобщего. Разработанный Гершензоном принцип «медленного чтения», при очевидных недостатках (главным из которых являлось «вчитывание» в произведение постороннего ему смысла), позволял увидеть в Пушкине поэта, дававшего глубокие ответы на важнейшие вопросы бытия (книга «Мудрость Пушкина», 1919, «Гольфстрем», 1922, «Статьи о Пушкине», 1926 и ряд других статей).

 

После Октября

 

До закрытия большевиками всех независимых газет и журналов. Был редактором литературного отдела журналов «Научное слово», «Критическое обозрение» (с 1904 года), «Вестник Европы» (1907—08). В 1913 году опубликовал в газете «Русская молва» 18 заметок на разные темы под псевдонимом «Junior». В 1914—1916 годах активно публиковался на общие и литературные темы в газете «Биржевые ведомости». После Февральской революции — председатель Всероссийского союза писателей. После Октябрьской революции 1917 Гершензон, будучи противником идеологии большевиков, поддержал их практическую деятельность в области культуры. В 1920—21 годах член бюро Литературного отдела Наркомпроса, член коллегии 4-ой секции Главархива, с 1921 года заведующий литературной секцией Государственной академии художественных наук.


Информация о работе Инициатор создания сборника "Вехи" 1909 г