Иван Васильевич Грозный

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2015 в 11:50, реферат

Краткое описание

Объединение русских земель завершилось при сыне Ивана III Василии III , который княжил с 1505 по 1533 годы . В Восточной Европе возникло огромное Российское государство , раскинувшееся на 2800 тысяч километров . Это было единое централизованное государство , все , города и земли , которого подчинялись великому московскому князю . Население составляло 9 миллионов человек .
Бывшие удельные князья стали боярами великого князя . Они вошли в состав Боярской думу - сословного органа княжеско-боярской аристакратии. Боярская дума ограничила власть великого князя . Все важнейшие вопросы внутренней и внешней политики князь решал вместе с ней . В правительственных указах писали : " Великий князь приказал , и бояре приговорили ".

Вложенные файлы: 1 файл

Грозный WordPad.doc

— 242.50 Кб (Скачать файл)

         Настойчивое  сватовство  пожилого  и  больного  царя - многоженца  в  наше  время  кажется  странным . Но  это  была  дипломатическая  уловка  Ивана  Грозного  с  целью  добиться  союзнических  отношений  с  могущественной  Англией  и  её  помощью  укрепить  свои  позиции  на  Западе . Именно  поэтому  царь  создал  английским  купцам  самые  благоприятные  условия  для  их  деятельности  в  России ,предоставив  права  на  беспошлинный  провоз товаров  в  Шемаху , Бухару , Самарканд  и  Китай , устройство  промышленных  предприятий ,чеканку  английских  монеты  на  русских  монетных  дворах , нашим  русских  рабочих , пользование , лошадьми , свободный  проезд  через  Россию .

         Даже  в самый  мрачный  период  своего  царствования  Иван  Грозный  не  забывал  об  англичанах ; он  приказал  взять  из  земщины  в  опричнину  все      английские  дома  в  России , так  как " в  опричтиных  владениях  будет  больше  порядка " . Но  как  рез опричнина  во  многом  дезорганизовала  жизнь  страны .                  

 

Опричнина

        Глубокие  душевные  потрясения  , испытанные  в  детстве , на  всю  жизнь  лишили  царя  доверия  к  подданным . Человек  сложный , противоречивый  и  незаурядный ,он  в   периоды  крайнего  внутреннего  напряжения , когда  его  необузданные  страсти   выходили  за  нормы  разумного , творил  правый  и  неправый  суд  над  своими  действительными  и  мнимыми  противниками .     

         Политика  Избранной  рады  не  удовлетворяла  феодалов . Бояре  были  недовольны  отменой  кормлений  и  других  привилегий , дворяне  тем , что  не  получили  новых  поместий  за  счет  вотчин  и  монастырей . Положение  усугублялось  неудачами  внешней  политике . бесконечные  интриги , имевшие  место  вокруг  государя , подорвали  его  психику .

        Первый  кризис , оставивший  глубокий  след  в  обострённом  сознании  Ивана  Васильевича ,был  связан  с  его  внезапной  и  тяжелой  болезнью  после  возвращения  из  Казанского  похода  и  составлением  в  марте  1553  года  завещания  в  пользу  младенца  Дмитрия ( первого  сына ,рожденного  от  Анастасии ) .  Царь  потребовал  принести  присяги  наследнику  в  пеленах но  у  некоторых  ближних  бояр , которые  первыми  целовали  крест ,  появились  сомнения , и  они , сказавшись  больными , уклонились  от  присяги . Ходили  слухи , что  они " хотели ... на  государство " Старицкого  князя  Владимира  Андреевича , двоюродного  брата  Ивана  Грозного . 

         Больной  царь  говорил  боярам : " Если  вы  сыну  моему  Дмитрию  креста  не  целуете , то  значит  у  вас  другой  государь  есть ... Я  вас  привожу  к  крестному  целованию , велю  вам  служить  сыну  моему  Димитрию , а  не  Захарьиным ; вы  души  свои  забыли , нам  и  детям  нашим  служить  не  хотите , в  чем  нам  крест  целовать  уже  не  помните ; а  кто  не  хочет  служить  государю - младенцу , тот  и  больному  не  захочет  служить ... " На  это  отозвался  князь  Иван  Михайлович  Шуйский :" Нам  нельзя  целовать  крест  не  перед  государем ; перед  кем  нам  целовать , когда  государя  тут  нет ? " Прямее  высказывался  окольничий  Федор  Адашев , отец  царского  любимца :  "  Тебе , государю , и  сыну  твоему , нам  не  служить ; сын  твой  ещё  в  пелёнках , а  владеть  наит  будут  Захарьины,  Данила  с  братьею ; а  мы  уж  от  бояр  в  твоё  малолетство  беды  видали  многие " . Но  к  вечеру  многие  поцеловали  крест  Димитрию .

        Открыто  предпочитали  служить  Владимиру  Андреевичу  Старицкому  князья  П.Щенятев , И.И.Пронский , С. Лобанов - Ростовский  , И.М. Шуйский , Д.И.Немой , П.С.Серебряный , С.Микулинский , Булгаковы . Бояре  покорились  только  после  заявление  царя , что  к  присяге  он  приводит  сам  и  велит  служить  Дмитрию .

         По  известию  летописи , бояре  насильно  заставили  присягнуть  князя  Владимира  Андреевича , объявивши  ему , что  иначе  не  выпустят  из  дворца ;  матери  его  посылали  трижды  с  требованием , чтобы  и  она  привесила  свою  печать  к  крестоприводной  записи . " И  много  бранных  речей  она  говорила .  И  с  тех  пор  пошла  вражда , между  боярами  смута , а  царству  во  всем  скудость " , - говорит  летопись .

         7  августа  1560  г.  после  болезни  умерла  Анастасия . Её  смерть  потрясла  Ивана  Грозного . Анастасия  занимала  особое  место  в  его  жизни  - он  любил  и  уважал  жену  как  самого  близкого  ему  человека . Царское  окружение  воспользовалась  состоянием  полной  растерянности  тупого  отчаяния  и  пустило  слух , что  Анастасия  умерла  не  своей  смертью , что  " извели  царицу  своими  чарами " Сильвестр  и  Адашев . Этого  было  достаточно - царь  решил  судить  оговоренных  заочно .    

         Церковный  собор  осудил  Сильвестра  на  заточение  в  Соловки (по  видимому  он  там  и  умер ) . Алексей  Федорович  тоже  не  избежал  печальной  участи ; его  взяли  под  стражу , перевезли  в  Дерпт , где  он  и  умер  в  заточении  в  1561 г.

         Потом  начались  массовые  казни . Сторонников  Сильвестра  и  Адашева , все  Глинские  и  дальние  родственники  Алексея  Федоровича , многие  знатные  бояре  и  князья , их  семьи , включая  детей - подростков , были  либо  физически  уничтожены , либо  отправлены  в  заточение , несмотря  на  их  заслуги  в  прошлом . Карамзин  восклицал  в  связи  с  этим : " Москва  цепенела  в  страхе , кровь  лилась , в  темницах , в  монастырях  стонали  жертвы !.. " 

          Теперь  у  государя  появились  новые  любимцы . Среди  них  особенно  выделялись  боярин  Александр  Данилович  Батманов , его  сын  кравчий  Федор  Батманов , князь  Афанасий  Иванович  Вяземский  и  незнатный  дворянин  Григорий  Лукьянович  Малюта  Скуратов Бельский . Этот  последний  был  довольно  колоритной  фигурой  . Малюта  ведал  у  Ивана  Грозного  сыском  и  пытками . Однако , несмотря  на  это , сам  он  был  неплохим  семьянином . Одна  из  его  дочерей , Мария , была  замужем  за  выдающимся  человеком  того  времени-

Борисом  Годуновым . Умер  же  Малюта  Скуратов  на  поде  боя - немцы  изрубили  его  на  стене  крепости  Витгенштейн  в  Ливонии  во  время  штурма  в  1573  году .

        ... Массовые  казни  вызвали  бегство  многих  московских  бояр  и  дворян  в  чужие  земли . Грозного  особенно  поразило  и  вывело  из  себя  предательство Андрея  курдского , которого  царь  ценил  не  только  как  заслуженного  воеводу  и  ближайшего  государственного  советника ,но и  как  личного  и  доверенного  драга . И  вот - неожиданная  измена ! И  не  просто  измена , а  позорное  бегство  русского  воеводы  с  поля  боя  в  стан  неприятеля  в  один  из  самых  трудных для  России  моментов  в  её  затянувшейся  войне  с  Ливонией ! Польский  король  милостиво  принял  Курдского ,сохранил  за  ним  все  его  высокие  почести  и  пожаловал  богатым  имением .

         " Между  царём  и  боярами  шла   распря . Она  превратилась  в  жестокое  гонение  на  бояр  после  бегства  в  Литву  князя  А.М.Курбского "

         Сам  Курбский  впоследствии  писал , что  бежал , опасаясь  готовящейся  над  ним  расправы . В  письме  к  царю  он  осуждал  его  за  разгон  Избранной  рады , за  самовластие . Иван  Васильевич  истребил  родственников  Курбского , брошенных  им  в  Москве , отомстив  недругу .

         В  ответ  на  гневное  послание  Курбского  Иван 4-й  исчерпывающе  и  лаконично  изложил кредо  самодержца : неограниченность  воли  монарха , власть  которого  санкционирована  церковью  и  Богом , и  полное  подчинение  божественной  воле  монарха  всех  подданных .

         Иван  Грозный  говорил  о  своём  праве  на  самодержавный  престол , праве древнем , неизменным , не утраченном : " Самодержавства  нашего  начало  от  святого  Владимира : мы  родились  на   царство , а  не  чужое  похитили " .

        ... Иван  Грозный  придумывает  невиданное  на  Руси  лицедейство - добровольно  оставляет  трон  и  покидает  царствующий  град  Москву . Эта  царская  игра  имела  свой  политический  смысл .

         В  воскресенье  3  декабря  1564  г.  царь  со  своими  детьми  и  царицей  под  охраной  и  в  сопровождении  большого  обоза  уехал  из  Кремля  "неведомо  куда  баше " . Он  отслужил  молебен  в  Троице - Сергиев сном   монастыре , а  затем  отъехал  в  Александрову  слободу , где  обосновался   надолго . Через  месяц  царь  прислал  в  Москву  гонца  с  двумя  грамотами . Первая , " гневная " грамота  была  направлена  митрополиту  Афанасию . Вторая ,"слёзная ", грамота  предназначалась " посаду , всем  людям " и  металась  в  собрании  народа . В  этой  грамоте  государь  заверял  московских  посадских  людей  в  том , что  зла  и  гнева  на  них  не  держит , явно  стремясь  заручиться  их  поддержкой .

         Отъезд  царя  ошеломил  столицу . Духовенство , бояре ,приказные  люди  просили  митрополита  умилостивить  Грозного . Чтобы " ударить  челом  царю  и  плакаться " , в  Александровскую  слободу  отправилась  представительная  делегация  от  духовенства , бояр , дворян , приказных  людей , купцов  и  посадских. Выслушав  этих  послов " всего  народа " , Иван  Грозный  согласился  вернуться   в  Москву ,но  на  определённых  условиях . В  общем  виде  они  заключались  в  следующем : от  ныне  царь  будет  по  своему  усмотрению  "невозбранно  казнить  изменников  опалою , смертию , лишением  достояния ", без  всяких  претензий  со  стороны  духовенства .

        2  февраля  1565  года  Иван  Васильевич  Грозный  торжественно  въехал  в  столицу , а  на  другой  день  объявил  духовенству , боярам  и  знатным  чиновникам  об  учреждении  опричнины .

         Что  же  такое  опричнина  Ивана  Грозного ? Термин " опричнина " происходит  от  старославянского " опричь " - кроме , поэтому  опричников  называли  ещё  кромешниками . В  Древней  Руси  опричниной  называли  ту  часть  княжества ,которую  после  смерти  князя  выделяли  его  вдове "опричь " всех  уделов . Царская  реформа  включала  три  группы   мероприятий :

          1. В  системе  централизованного  государства  Иван  Васильевич  выделил  "опричь " всей  земли  значительные территории  на  западе , севере  и  юге  страны , которые  и  составили  его  особое  личное   владение - государев  узел  или  опричнину . Верховное  управление  и  суд  в  государевом  уделе  осуществляла  опричная  Боярская  дума . В  опричнину  вошли  город  Можайск, Вязьма , Козельск , Перемыль , Суздаль , Шуя , Галич , Юрьеве , Вологда , Старая  Русса  и  ряд  высокодоходных  волостей . К  опричнине  отошли  важные  торговые  пути  на  север  и  восток , основные  центры  соледобычи  и  стратегически  важные  форпосты  на  западных  и  юго-западных  границах . Из  всех  городов , уездов , волостей  и  с  улиц , перешедших  в  государев  удел , надлежало  насильственно  выселить  всех  князей , бояр , дворян  и  приказных  людей , если  они  добровольно  не  записывались  опричниками .

         2.Для  своей  охраны  государь  создал  из  князей , бояр , дворян  и  детей  боярских  гвардий  телохранителей . Первоначально  опричный  корпус  не  превышал  1000  человек , но  вскоре  войско  было  доведено  до  5000  человек. Отбор  опричников  производил  сам  царь  в  тожественной  обстановке  в  Большой  палате  Кремлёвского  дворца . Каждый  опричник  отрекался  от  своих  родных  и  обязывался  служить  только  государю . За  всё  это  Иван  жаловал  всех  отобранных  им  воинов  имениями  и  землёй  в  тех  городах  и  волостях , откуда  выселялись  князья , бояре , дворяне  и  приказные  люди , не  пожелавшие  вступить  в  опричнину .. Опричники  носили  черную  одежу . К  седлу  они  прикрепляли  собачью  голову  и  метлу . Это  были  знаки  их  должности , состоявшею  в  том , чтобы  выслеживать , вынюхивать  и  выметать  измену  и  гряз  государевых  злодеев - крамольников . Князь  Курбский  в  своей  Истории  царя  Ивана  пишет ,что  царь  со  всей  земли  собрал  себе " человечков  скверных  и  всякими  злостью  исполненных " и  обязал  их  страшными  клятвами  не  знаться  не  только  с  друзьями  и  братьями , но  и  с  родителями , а служить  единственно  ему  и  на  этом   заставлял  их  целовать  крест .

         3.Та  часть  государства , которая  осталась  за  пределами  государева  удела - опричнины , стала  именоваться  земщиной . Текущими  государственными  делами  здесь  по  прежнему  занималась  земская  Боярская  дума  и  приказы , но  часть  дьяков  царь  взял  в  опричнину . Высшей  инстанцией  и  в  судебных  делах , и  в  области  международных отношений , как  и  прежде , был  царь .

        4  февраля  1565  г., т.е.  на  второй  день  после  учреждения  опричнины , началась  новая  полоса  жестоких  расправ  за " великие  низменные  дела " с  теми ,кто  до  сих  пор  исправно  служил  государю . Одних  бояр  и  князей  казнили , других  постригли  в  монахи  и  сослали  в  отдалённые   монастыри  и   т. д. .Имущество  всех  опальных  было  конфисковано . Опричники  громили  боярские  дома , растаскивали  имущество , угоняли  крестьян .

         Есть  все  основания  думать ,что  опричники  расправлялись  с  неугодными  царю  лицами !..

        Очевидно , царь  видел  в  своём  двоюродном  брате  Владимире  Старицком  главного  противника . В  1556  он  отобрал  у  него  в  опричнину  значительную  часть  его  удела . Таким  образом  Иван  Грозный  лишил  Старицкого  князя  последней  опоры - поддержки  Старицких  феодалов . Итак , главная  цель  ведения  опричнины - борьба  с  пережитками  политической  децентрализации .

        Опричный  террор  наносил  безжалостные  удары  не  только  по  боярской  и  княжеской  знати , но  и  по  всему  населению  тех  владений , куда  врывались  опричники ,где  они  бесчинствовали  и  грабили " всех  и  вся "  без  какого-либо  разбора . Опричнина  была  в  руках  царя  мощной  военно - карательной  организацией .

        Естественно , что  опричнина  очень  скоро вызвала  недовольство  и  озлобление  против  царя  не  только  среди  феодальных  верхов , но  и  в  массах  простого  народа ...

        ... Александрова  слобода  стала  второй  столицей  Российского  государства . В  ней  царь  прожил  17  лет , замаливая  с  опричниками  грехи  перед  Богом    продолжая  чинить  суд  и  расправу  над  своими  противниками . Государь  уничтожил  много  честных , нужных  России  людей (дело  боярина  Федора ; убийство  митрополита  Филиппа ; убийство  Старицкого  князя  Владимира  Андреевича  и  др. )

         На  Земском  соборе  в  1566  группа  князей  и  бояр  обратилась  к  царю  с  челобитной , в  которой  просила  отмены  опричнины . Грозный  ответил  на  это  усилением  кровавого  террора . Около  200-х  челобитчиков  было  казнено . Против  опричнины  выступало  высшее  духовенство . Его  недовольство  было  вызвано  стремлением  царя  полностью  подчинить  церковь  государству  и  отнять  у  монастырей  часть  их  земельных  владений . Митрополит  Филипп  открыто  осуждал  действия  опричников . Однажды  в  Успенском  соборе  он  гневно  спросил  царя : " До  каких  пор  будеш  ты  без  вины  проливать  кровь  верных  людей ? !.. "По  распоряжению  государя  Филиппа  сослали  в  монастырь. Через  некоторое  время  он  был  задушен  в  келье  главарем  опричников  Малютой  Скуратовым .

Информация о работе Иван Васильевич Грозный