Ефросинья Полоцкая

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2012 в 21:30, доклад

Краткое описание

Ефросинья Полоцкая. Без этого имени невозможно представить не только панораму духовной жизни на восточнославянских землях в 12 столетии, но и всю историю белорусской культуры. Княжна, монахиня и, прежде всего, известнейшая просветительница про которую «Житие» пишет, что она – «небопарный орёл, попаривши от Запада до Востока, яко луна солнечная, просветивший всю землю Полоцкую», Ефросинья оставила после себя глубокую память в душе народа.

Вложенные файлы: 1 файл

Введение.docx

— 28.32 Кб (Скачать файл)

 

 Спасский храм - вершина  архитектурной мысли Полоцкой  земли, повлиявшая на все дальнейшее  строительство древнерусских храмов. Его основное значение для русской архитектуры состоит в том, что это "наиболее ранний памятник, в котором с достаточной определенностью выявились новые архитектурные формы, ставшие в конце XII века характерными для всего русского зодчества: башнеобразность композиции, богатая декоративная разработка интерьера, частое и весьма значительное несоответствие внешних форм и конструкции, подчиненное положение внутреннего пространства по отношению к внешнему облику". Так пишут специалисты, детально изучившие творение полоцкого зодчего. 

 

 После постройки Спасского  храма Евфросиния позаботилась  о его оснащении богослужебными  книгами и всем необходимым.  Она пригласила художников, которые  блестяще расписали стены храма  библейскими сюжетами, изображениями  святых. На хорах в особой кельи, предназначенной для самой преподобной, также была выполнена богатейшая роспись. Для этой обители и церкви преподобная Ефросинья приобрела с дозволения Константинопольского патриарха Луки чудотворную Одигитрию Эфесскую (икону Божьей Матери), одну из трех написанных, согласно преданию, самим евангелистом Лукой. "Видел же царь [константинопольский] любовь ее и послал в Эфес семь сот оружников своих, и принесли они икону святой Богородицы в Царьград. Патриарх же Лука собрал епископов и весь собор во Святую Софию и, благословив, дал икону слуге преподобной Ефросиньи; тот же с радостью взял и принес госпоже своей Ефросиньи". Особое место было отведено для уникального напрестольного креста, который Евфросиния заказала для своего храма лучшему ювелиру Киевской Руси Лазарю Богше. Тот, обладая исключительным талантом и профессиональным мастерством, основал целое направление в древнерусском ювелирном искусстве.

 

 Наличие точной даты  изготовления - 1161 год - и имени  мастера, указанных на кресте, дают основания считать полоцкий шедевр великой драгоценностью культуры Древней Руси. Полоцкий крест к тому же - всеправославная святыня, драгоценная реликвия вселенского христианства.

 

 Шестиконечная форма  креста, по мнению богословов, символизирует  первобытный свет: шесть концов  означают шесть дней творения  мира. Изображения на Кресте иллюстрируют  почти всю историю Нового Завета  и древней церкви.

 

 Крест украшен драгоценными  камнями и металлами. Изображения  Иисуса Христа, Богородицы, Иоанна  Предтечи, Архангелов Михаила и  Гавриила, четырех евангелистов, апостолов  Петра и Павла, святой Ефросиньи  и других святых угодников  выполнены на пластинах перегородчатой  эмали. 

 

 Особую ценность придают  реликвии частицы святых мощей,  размещенных в Кресте. На лицевой  стороне - Кровь Христа в верхнем  перекрестье, "Древо Животворящее" в нижнем перекрестье. На обратной стороне - камень от Гроба Пресвятой Богородицы в верхнем перекрестье, частица Гроба Господня в нижнем перекрестье. Крест Ефросиньи одновременно является ценным памятником древнебеларусской письменности.

В гуще политической жизни.

 

 Составленное по церковным  канонам «Житие» молчит про  политические события, которые  происходили на земле наших  предков. Для нас же несомненно, что просветительница была не  наблюдательницей этих непростых  и драматических событий, а  их деятельной участницей; что  она почти полстолетия значительно  влияла на политику Полоцка. 

 

 В юности Ефросинья  была свидетелем великого похода  на Полоцкую землю, организованного  преемником Мономаха великим  киевским князем Мстиславом. Тогда,  в 1127 году, объединенные силы 8 князей  до Полоцка не дошли, но полочане вынуждены были прогнать своего полоцкого князя и принять более угодного Киеву князя. Через 2 года после этого Рогволодовичи отказываются от похода на Полоцк, и Мстислав высылает непокорливых князей в Византию, что и стало внешней причиной принятия пострига и повлияло на мировоззрение княжны Предславы.

 

 Во время ссылки  Рогволодовичей она осталась, возможно, единственной представительницей полоцкой династии. Киевские ставленники грабили княжество, подрывая экономическую базу полоцкой земли, ходили походами на её данников, расправлялись со сторонниками, отправленных в Византию, местных князей. В таких условиях, скрывшись за монастырскими стенами, Ефросинья была своеобразным флагом сражения полочан за независимость. Трудно предположить, принимала ли Ефросинья непосредственное участие в вечевых собраниях, но её воздействие на вече, безусловно, было очень значительно. Через него княжна воздействовала не только на приглашение в Полоцк князей, но и на назначение епископов, так как вече должно было одобрить предложенную киевским митрополитом кандидатуру. Именно с согласия Ефросиньи, а может, и по ее приказу в 1132 жители Полоцка выгнали присланного с Киева князя и объявили своим князем Василия Святославовича с местной династии.

 

 Ефросинья, наделенная  не только ясным умом, но и  сильной волей, решимостью, что  временами граничила с немилосердием, имела большое влияние на решение политических вопросов. При решении политических проблем Ефросинья выступала как миротворец, защитница народа. "Таков бо дар дан был блаженной Ефросиньи: если кто спрашивал о чем-либо, она ему отвечала что делать, и кто ее слушал - добро получал. И не могла видеть она ссорящихся: князя ли с князем, или кого из простолюдинов со своим другом, но желала, чтобы все были единодушны". В "Житии" говорится, что она никого не хотела видеть своими врагами: "Ни князя со князем, ни бояре с боярином, ни служанина со служанином - во всех хотеше имети, яко едину душу". Ефросинья помогла Всеславу II прекратить междоусобицы Рогволодовичей. Её авторитет и в княжеских чертогах был непререкаем - с ней нередко советовались властители светские и духовные. Конечно, этому немало способствовало знатное происхождение Ефросиньи. При решении политических проблем она не делила людей на бедных и богатых. Благодатью и святостью, как писали современники, дышал каждый ее поступок. И люди, которые встречались на ее пути, становились отмеченными этой благодатью. Миротворческие деяния Ефросиньи упоминаются во многих источниках, в т.ч. и в церковных песнопениях.

Заключение.

 

 Необыкновенная судьба  Ефросиньи Полоцкой, самоотверженное  служение родной земли, которое  возвысила знаменитую полочанку-просветительницу над своей эпохой, притягивает не только ученых-историков. Писательница Ольга Ипатова создала образ просветительницы в исторической повести «Предслава», где жизнь нашей землячки показана на фоне её драматического и противоречивого времени. Ефросинья и ее знаменитым современникам и сподвижникам зодчему Иоанну и мастеру-ювелиру Лазару Богше посветили свои стихи, поэмы, повествования Лариса Гениюш, Геннадий Буравкин, Ирина Богданович и многие другие. Личность просветительницы манит к себе и современных художников, иконография (речь идет о церковной иконографии) насчитывает уже несколько десятков произведений.

 

 Духовное влияние белорусской  просветильницы Ефросиньи Полоцкой вышло далеко за пределы стародавней эпохи. Её имя, дела и образ подвижницы приобрели наивысшие черты национального символа самоотверженного служения благородным идеалам, верности своей родине.

В 1984 году Ефросинья Полоцкая была причислена к Собору Белорусских  Святых. Её имя носят церкви в  г. Саут-Ривер (США) и Торонто (Канада).

Белорусский народ чтит память Ефросиньи Полоцкой. В день её памяти - 5 июня - в Полоцк ежегодно приезжают  люди поклониться мощам святой Ефросиньи. В этот день проводится служба, выносится  Крест Ефросиньи Полоцкой (копия, восстановленная в 1997 году ювелиром Николаем Петровичем Кузьмичом и  освященная в Свято-Симеоновском соборе г. Бреста). На этом мероприятии всегда присутствует митрополит Минский и Слуцкий, Патриарший экзарх всея Беларуси. В 2000 году в г. Полоцке открыт памятник святой Ефросинье. Два памятника святой Ефросинье установлены и в столице Беларуси г. Минске, один из них - на проспекте Независимости.

 

Резюме.

 

 Ефросинья Полоцкая  — первая белорусская и, по  некоторым данным, восточнославянская  просветительница. Полоцкая княгиня  стала первой женщиной на Руси, которая была канонизирована  в святые.

 

 Основные её заслуги:  переписывание и перевод книг, строительство собственного монастыря( здесь и был основан женский монастырь св. Спаса (сейчас Полоцкий Спасо-Ефросиньевский монастырь)), архитектор Иоанн по просьбе Ефросиньи поставил каменный храм, вероятно, он же построил и церковь св. Богородицы при мужском монастыре, который тоже основала Ефросинья. Специально для этой церкви Ефросинья решила приобрести образ Адигитрии Эфесской, по заказу Ефросиньи Полоцкой мастер Лазарь Богша сделал крест, ставший произведением старобелорусского эмального искусства. Монастыри, основанные Ефросиньей Полоцкой, стали центрами образования в Полоцком княжестве. При них работали школы (преподавали чтение, письмо, нотную грамоту, возможно, греческий язык), библиотеки, скриптории, вероятно, иконописные и ювелирные мастерские, богадельня и др. Здесь была создана церковная служба Ефросиньи Полоцкой, нарисован её образ.


Информация о работе Ефросинья Полоцкая