Екатерина 2 Великая

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 12:54, реферат

Краткое описание

Целью данной работы является изучение деятельности Екатерины II как личности и императрицы-реформатора. Первый параграф посвящен рассмотрению происхождения Екатерины и обстоятельствам ее прихода к власти. Во втором параграфе изучаются политические взгляды императрицы и в третьем – заключительном – параграфе рассматривается непосредственная деятельность Екатерины по управлению Российской империей.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...4 стр.
1. Происхождение Екатерины Великой и обстоятельства ее прихода к власти……………………………………………………………………………6 стр.
2. Политические взгляды Екатерины II …………………………………11 стр.
3. Россия в годы правления Екатерины II ……………………………….16 стр.
Заключение…………………………………………………………………….27 стр.
Список литературы…………………………………………………................29 стр.

Вложенные файлы: 1 файл

екатерина 2.docx

— 48.00 Кб (Скачать файл)

Новый закон 1775 г. вводил новое  областное деление: вместо прежних 20 губерний в европейской России было учреждено 50 губерний.

Основанием для определения  размеров отдельных губерний было взято  количество живущего в них населения, 300 — 400 тыс. жителей в каждой губернии.

Потому губернии были различны по своим размерам: центральные, густо населенные губернии были невелики, тогда как редко населенные северные и северо-восточные — Архангельская, Вологодская, Вятская, Пермская - занимали обширные территории.

Каждая губерния делилась на уезды с числом жителей от 20 до 30 тыс. в каждом. Так как в  некоторых губерниях не хватало  городов для вновь образуемых уездов, то иногда большие села, слободы  или подмонастырские посады были обращены в уездные города.

В организации губернского  и уездного управления было проведено  разделение властей и организованы три параллельных ряда учреждений. При губернских судебных учреждениях  состояли прокуроры и стряпчие, в  чьи обязанности входило наблюдение за законностью действий новых учреждений. В каждом уезде находился уездный  стряпчий.

Для медицинской помощи в  каждом уезде состояли доктор и лекарь. Правительство назначало должностных  лиц общей и финансовой администрации, а также личный состав палат уголовного и гражданского суда. Состав нижнего  земского суда, то есть земский исправник  и заседатели, выбирался местным  дворянством.

Правительство назначало  председателя губернских сословных  судов, а заседатели выбирались на три  года соответствующими сословиями и  утверждались губернатором.

В уездных и городских  судах как заседатели, так и председатели избирались соответствующими сословиями за исключением председателя нижней расправы, так называемого «расправного судьи», которого назначало губернское правление «из чиновных людей».

Итак, дворянство становилось  фактическим хозяином уезда и  губернии. Служба в бюрократическом  аппарате укрепляла его политическую мощь, являясь одновременно дополнительным источником доходов.

Из дворянской среды избирались уездные власти и городничие. Дворянство получило особое судоустройство, особую корпоративную организацию в  виде так называемых дворянских собраний во главе с выбранными предводителями дворянства.

В 1785 году, через 10 лет после  губернской реформы, была издана жалованная грамота дворянству, которая предоставляла  ему целый ряд личных прав, «вольностей» и преимуществ. Дворяне освобождались  от обязательной службы и личных податей. Они владели своими имениями (включая  живших там крестьян) на правах полной собственности и могли также  заводить в своих деревнях фабрики  и заводы. Дворянин не мог подвергаться телесным наказаниям и без суда не мог быть лишен дворянского достоинства, чести, жизни и имени. А судиться он мог только с равными себе.

Дворянство окончательно оформилось в привилегированное  обособленное сословие, имевшее все  права и освобожденное от всяких обязанностей.

В 1785 году дворяне массами  выходили в отставку и устремлялись в свои поместья. Одновременно с  жалованной грамотой дворянству была издана «грамота на права и выгоды городам Российской Империи», содержавшая  в себе новое «городовое положение». Все население городов разделялось на 6 разрядов: первый - «настоящие городские обыватели»; второй - купцы, разделившиеся на 3 гильдии (соответственно сумме «объявленного» капитала); третий - ремесленники, входившие в цехи; четвертый - иногородние и иностранные гости; пятый - «именитые граждане» (люди с высшим образованием и крупные капиталисты); шестой - «посадские», жившие промыслами или работою и не входившие в другие группы.

«Общество градское» составляло «общую городскую думу» и выбирало городского голову, а также бургомистров и ратманов для городового магистрата (городского суда). Общая дума выбирала так называемую «шестигласную городскую думу» (по одному от каждой категории обывателей) для заведования делами городской администрации и хозяйства.

Цехи или «ремесленная управа» выбирали в каждом цехе управных старшин, а все ремесленные управы города выбирали ремесленного главу, который должен был представлять в городском управлении интересы городского ремесла.

Помимо реформ в сфере  государственного управления, Екатерина II активно стремилась к развитию экономики с целью увеличения государственных доходов, а также  к улучшению положения в области  культуры и образования.

Для оживления и развития экономических сил страны в 1762 и 1763 годах Екатерина издала манифесты с призывом для поселения в России иностранцев, которым обещалось покровительство законов, религиозная свобода и податные льготы.

Особенно много колонистов было привлечено из Германии. Они получили для поселения плодородную черноземную  степь в Поволжье (Саратовской  области).

Важным нововведением  в земледельческом производстве было разведение картофеля, выписанного  из Ирландии.

Для организации медицинской  помощи населению в 1763 году была учреждена  медицинская коллегия.

 

Правительство исходило из того, что насильственными формами  подавления протеста народных масс не всегда достигается прочное успокоение, потому крестьянам были сделаны кое-какие уступки. К ним относилось прекращение приписки государственных крестьян к заводам, передача монастырских крестьян в ведение Коллегии экономии (1764 г.), однако существа феодально-крепостнической системы эти мероприятия не затрагивали.

Во внутренних делах Екатерина  обладала талантом самым важным для  самодержавного государя, а именно — умением находить и выбирать сотрудников. Дела внешней политики вели способные дипломаты Г.Н. Панин, затем А. Безбородко. Талантливым  администратором и устроителем  новоприобретенной Малороссии проявил  себя один из екатерининских фаворитов - Г. Потемкин.

Фигура Потемкина чаще всего у нас ассоциируется  с созданием так называемых «потемкинских  деревень» - декораций, устроенных им для  Екатерины при посещении ею Новороссии в 1787 году. Однако не следует забывать, что Потемкин очень умело руководил быстрым и успешным заселением Новороссии и Крыма, где возникло много важных городов и портов (Херсон, Николаев, Екатеринослав, Симферополь, Севастополь, позднее Одесса) и множество селений, куда Потемкин призывал как русских колонистов, так и греков, южных славян, немцев, армян, евреев и так далее.

Он в кратчайший срок создал севастопольскую морскую базу и  черноморский флот. В Крыму управление Потемкина было столь искусным и  благожелательным, что татары, бывшие перед тем ожесточенными врагами  России в течение 300 лет, быстро освоились, примирились с русской властью  и стали лояльными подданными русской государыни.

Заслуживает внимания то, что  процент расходов на армию в течение  всего царствования Екатерины понижался. Несмотря на решительную внешнюю  политику императрицы и необходимость  содержания армии в боевой готовности, оказалось возможно значительно увеличить суммы, расходуемые на гражданские цели, а не на военные. В абсолютных цифрах расходы на армию выросли с 7 920 000 руб. в 1763 г. до 21 млн. в 1796 г. Но расходы на внутреннюю администрацию выросли куда заметнее, с 4 020 000 руб. в 1763 г. до 31 231 000 руб. в год к концу царствования. К этому надо прибавить пожалования церквям и монастырям, поднявшиеся с 470 000 в 1781 г. при общих расходах казны в 40 960 000 руб., до 820 000 в 1796 г. (из общей суммы 78 160 000 руб.); расходы на народное просвещение, воспитательные дома, на выкуп пленных (помимо расходов на мероприятия согласно «Учреждениям по управлению губерний» 1775 г.), поднявшиеся с 540 000 руб. в год в 1781 г. до 1 340 000 в 1796 г.; а также траты на строительство портов, каналов, дорог и зданий, возросшие с 1 950 000 руб. в 1781 г. до 4 700 000 руб. в 1796 г. Примечательно, что в эпоху, когда так много времени, денег и внимания уделялось войне, Екатерина II все-таки не только не оставляла забот о совершенствовании внутреннего управления, но и направляла на него все возрастающую долю национального дохода.

Все свое царствование Екатерина II проявляла интерес к просвещению, твердо веря в то, что оно способно преобразить человеческую натуру. Со временем императрица стала считать  себя крупным знатоком в этой области. Когда она пришла к власти, начальными школами — там, где они существовали, — руководили в основном приходские священники. В городах простые  церковники иногда брали учеников или  содержали пансионы, как умели. Иногда то же самое делали купеческие жены или отставные унтер-офицеры. Случалось, что помещики открывали школы у себя в имениях; в некоторых дворцовых владениях тоже существовали начальные школы, где крестьян обучали грамоте и основным навыкам хозяйствования в имениях.

При Екатерине расширялись  существующие школы и открывались  новые. Насколько успешной была эта  их деятельность, зависело во многом от местных губернаторов и от личного  и финансового участия дворянства.

В Смоленской губернии появилось 12 городских школ (не считая семинарии), где училось 359 детей купцов и  мещан. В Новгородской губернии с населением 350 816 человек имелось 10 мещанских училищ с 1173 учениками. Капитал в местном приказе общественного призрения вырос до 27 000 руб. В 1783 г. дворянство Орла и Курска пожертвовало приказам общественного призрения для заведения училищ «в пользу дворянства, купечества и разночинцев» в общей сложности 10 000 руб.

В развитии образовательных  учреждений в Санкт-Петербурге играла роль как государственная, так и  частная инициатива. В 1777 г. было открыто  государственное Коммерческое училище  для купечества. Также в столице (Петербурге) в ноябре 1777 г. при храме  Владимирской Богоматери было открыто  училище Святой Екатерины. Там обучались  приходящие ученики и пансионеры всех свободных сословий, мальчики и девочки, на платной и бесплатной основе. Вторая — Александровская  — школа была открыта в августе 1778 г. на тех же основаниях.

В Санкт-Петербурге Екатерина II на собственные средства в 1781 г. основала учебное заведение при Исаакиевском соборе. В том же году при храмах было организовано еще шесть школ на средства и под руководством приказа  общественного призрения.

В основанных ранее высших учебных заведениях (Московский университет, Петербургская академия художеств  и др.) активизировалась научно-педагогическая деятельность. Профессиональные военные  училища (Сухопутный и Морской кадетские корпуса, Инженерное и Артиллерийское училища) сумели отойти от первоначально разработанной для них строго утилитарной системы и стать центрами подготовки всесторонне образованных специалистов, способных осуществлять не только военные, но и государственные функции.

Таким образом, мы видим, что  Екатерине II удалось достичь немалых  успехов в развитии экономики  и культуры России.

 

 

 

Заключение

 

Как видим, эпоха правления  Екатерины II по своей значимости в  истории России XVIII века может быть сравнима лишь с периодом правления  Петра I.

Став императрицей Российской империи, Екатерина посвятила всю  свою жизнь управлению страной, ставшей  ее второй родиной. Это была мудрая, хорошо образованная женщина, понимавшая необходимость преобразований в  стране, которая благодаря петровским реформам встала на европейский путь развития, однако все еще очень  сильно уступала ведущим странам  запада по экономическим показателям, а главное – по уровню социально-политического  развития.

Она сумела сделать многое из того, что было возможно при существовавших тогда социально-политических условиях.

Екатерина унаследовала от своих предшественников систему, в  которую были заложены два взаимоисключающих, но в равной степени основанных на идеях времени начала – военно-полицейское  и сословное. Развитие первого вело к созданию авторитарного милитаризированного  режима, а второго – к возникновению  зачатков гражданского общества. И  хотя второй путь был осложнен крепостничеством, страна пошла именно по нему, причем в царствование Екатерины этот выбор  приобрел осознанный характер. К тому же неудачный опыт работы Уложенной  комиссии убедил императрицу в том, что российское общество не было готово взять на себя значительную часть  государственного управления.

Несмотря на сохранение крепостнических  отношений, которые становились  существенным тормозом развития экономики, императрице удалось создать  условия для дальнейшего развития хозяйства страны путем привлечения  колонистов и постройки новых  важных портов на Черном море благодаря  эффективной внешней политике. Удалось  также упорядочить территориальное  устройство России и систему государственного управления. Города получили определенную самостоятельность в решении своих внутренних проблем. Продолжали развиваться наука, образование и искусство.

Таким образом, Екатерину II с полным правом можно назвать  императрицей-реформатором.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Варламова Т.К. Политики и правители. – М.: «РИПОЛ КЛАССИК», 1999

 

  1. Всемирная история: В 24 т. Т. 15. Эпоха Просвещения. – Мн.: Литература, 1997

 

 

  1. Екатерина II. О величии России. – М.: Изд-во ЭКСМО, 2003

 

4.     Иванов О.А.  Загадки русской истории: Восемнадцатый  век. - М.: Древлехранилище, 2000

 

5.     Исабель де Мадариага. Россия в эпоху Екатерины Великой. – М.: Новое литературное обозрение, 2002

 

6.     История России  с начала XVIII до конца XIX века. –  М.: Издательство АСТ, 1996.

 

7.     Каус Г. Екатерина Великая. Биография. – М.: Захаров, 2002

 

8.     Кизеветтер А.А. Историческое значение царствования Екатерины II // Екатерина II: pro et contra. – СПб.: РХГА, 2006

 

9.     Ключевский  В.О. Русская история. Полный  курс лекций в 3 кн. Кн. 3. – М.: Мысль, 1993

Информация о работе Екатерина 2 Великая