Джонн Локк

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 12:47, реферат

Краткое описание

В XVII веке Англия пережила буржуазную революцию, которая подготовила почву для промышленного переворота. Это была революция, возвестившая наступление нового времени, времени господства буржуазии. Ее характерной особенностью было выступление буржуазии в союзе с обуржуазившейся частью дво- рянства.

Содержание

Характеристика исторической эпохи.
Автобиография.
Педагогические взгляды. Основной педагогический труд.
Заключение.

Вложенные файлы: 1 файл

Содержание.doc

— 164.00 Кб (Скачать файл)

   

 

 

 

 

 

                  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание :

  1. Характеристика исторической эпохи.
  2. Автобиография.
  3. Педагогические взгляды. Основной педагогический труд.
  4. Заключение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                1. Характеристика исторической эпохи

В XVII веке Англия пережила буржуазную революцию, которая подготовила  почву для промышленного переворота. Это была революция, возвестившая наступление  нового времени, времени господства буржуазии. Ее характерной особенностью было выступление буржуазии в союзе с обуржуазившейся частью дво- рянства.

В 1688 году в результате классового компромисса — соглашения между  этими двумя социальными группами — король был объявлен низложенным  и на его место приглашен принц  Вильгельм Оранский, который принял предложенную ему «Декларацию прав», гарантировавшую буржуазное развитие страны. По слoвам Маркса, «Glorious Revolution» (славная революция) вместе с Вильгельмом III Оранским поставила у власти наживал из землевладельцев и капиталистов».

                               2. .Автобиография

XVII век не только  в Англии, но и в континентальной  Европе был веком взлета и  обновления человеческого духа, коренной ломки отживших свой  век социально-экономических и  политических порядков, окостеневших  духовных- научных нравственных, эстетических, философских традиций.

      Какое место в  духовной истории человечества  занимает Джон Локк - современник  ученых Бойля, Ньютона; философов  Декарта, Тоббса, Спинозы,

 Лейбница; композиторов Генделя  и Баха; писателей Мольера и  Свифта.

        Родился Джон  Локк 29 августа 1632 года на западе  Англии в небольшом городке  Рингтон, в семье провинциального  адвоката. Воспитывался он в пуританской  семье, находившейся в оппозиции  к господствовавшей в стране  английской церкви и к произволу  абсолютной монархии Карла I. В юношеские годы Локк испытывал влияние политических идеалов отца, который отстаивал суверенитет народа, осуществляемый через парламент.

         В 1646 году  он был зачислен в Вестминстерскую  школу. В 1652 году Локк, один  из лучших учеников школы, поступил в Оксфордский университет.

          В Оксфорде  Локк сближается с энтузиастами  нового научного направления,  противостоящего схоластической  учености, господствовавшей в английских  университетах . Ричард Лоувэ,  стороник экспериментального изучения причин заболеваний, впервые применивший переливание крови, увлекает Локка занятиями медициной.

           В  Оксфорде Локк становится другом  Роберта Бойля и совместно  с ним проводит и обсуждает  естественнонаучный эксперимент,  Бойль побудил у него интерес к философии Декарта и Тассенди.

          Главными  областями интересов Локка были  естествознание , медицина, политика, экономика,  педагогика, проблемы связанные  с отношением государства к  церкви, в частности проблема  веротерпимости и свободы совести. На протяжении всей жизни у Локка сохранился интерес к социнианству- рационалистическому направлению в протестантизме, развивавшемуся главным образом в Польше.

         Наряду  с правительственной службой  он ведет широкую научную и  литературную деятельность. В 1690 г. в Англии издается “Опыт о человеческом разумении”,

 “Два трактата о правлении”, а в 1693 г. - “Мысль о воспитании”.  В 1695 г. появилась его работа  “Разумность христианства”.

         В1703 г. за  год до смерти (28 октября 1704 г.) он узнает о полном драматизме сражении в стенах Оксфордского университета: о борьбе реакционных преподавателей за официальное изъятие его “Опыта” из учебных программ университета.

                           3. Педагогические взгляды.

                       Основной педагогический труд

Воспитание  джентльмена. Из всех людей, с которыми мы встречаемся, девять десятых становится тем, что они есть: добрыми или злыми, полезными или нет, благодаря воспитанию, говорил Локк. Задачей воспитания он считал воспитание джентльмена, а не простого человека, — джентльмена, умеющего «вести свои дела толково и предусмотрительно». Это — дворянин по происхождению, отличающийся «утонченностью в обращении», в то же время он должен обладать качествами буржуазного дельца, предприимчивого человека.

 Джентльмен должен  получить физическое, нравственное  и умственное воспитание, но не  в школе, ибо школа, по мнению  Локка, это учреждение, где собрана  «пестрая толпа дурно воспитанных  порочных мальчиков всякого состояния». Настоящий джентльмен воспитывается дома, ибо «даже недостатки домашнего воспитания несравненно полезнее приобретаемых в школе знаний и умений». Локк, исходя из практики аристократических семейств, рекомендовал поручить все дело воспитания джентльмена хорошо подготовленному, солидному воспитателю.

Огромное значение Локк придавал физическому воспитанию. «Здоровье  необходимо нам для наших дел  и нашего благополучия», — говорил  он и предлагал тщательно разработанную, стоявшую на уровне науки того времени  систему. «В здоровом теле — здоровый дух», — подчеркивал он. Необходимо поэтому с раннего детства закалить тело ребенка, добиться того, чтобы он легко переносил усталость, невзгоды, перемены. Локк подробно обосновывал значение строгого режима в жизни ребенка, давая советы об одежде, пище, прогулках, занятиях спортом.

Правильно поставленное физическое воспитание способствует и  выработке мужества и настойчивости. «Джентльмен должен быть воспитан так, чтобы во всякое время быть готовым  надеть оружие и стать солдатом».

Свою мораль, как мы отмечали, Локк выводил из принципа пользы и интересов личности. Настоящий джентльмен — это тот, кто умеет достичь собственного счастья, но в то же время не препятствует в этом другим джентльменам. Люди должны быть «мудрыми» и не только добиваться того, что им хочется, но и учитывать реальные возможности. Поэтому поведение человека должно быть разумно, он должен уметь руководить своими страстями, быть дисциплинированным. Он должен уметь подчинять себя велениям рассудка. Но в трактовке Локка, по словам Маркса, «буржуазный рассудок есть нормальный человеческий рассудок...» (Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., т. 13, с. 62).

Выработка характера, развитие воли, нравственное дисциплинирование  — важнейшие задачи воспитания. Нельзя потворствовать ребенку, но нельзя и не удовлетворять его законных пожеланий. Сначала «страх и уважение» должны дать власть воспитателю над поведением ребенка, а в более зрелые годы эту власть будут поддерживать «любовь и дружба».

Главными воспитательными  средствами всегда будут являться не рассуждения, а пример, среда, окружение ребенка. «Примите за несомненную истину, — говорит Локк, — что какие бы наставления ни давали ребенку и какими бы мудрыми уроками благовоспитанности ни пичкали его ежедневно, наибольшее влияние на его поведение будет все-таки оказывать компания, в которой он находится, и образ действий тех, кто ходит за ним». Особенно важно воспитание устойчивых положительных привычек у детей.

«Детей нельзя воспитывать  правилами, которые ускользают из памяти. Если вы считаете необходимым приучить их к чему-нибудь, укорените это посредством практики всякий раз, как представится случай, и, если возможно, сами создайте случай».

 Воспитание привычек  должно начинаться с самого  раннего возраста. Нельзя добиться  положительных результатов грубостью, насилием, необходимый результат дадут ласковые слова, кроткое, как бы случайное внушение, сделанное в форме напоминания о том, что дети забыли. Нельзя прививать несколько привычек одновременно. Задача воспитателя заключается в том, чтобы закрепить сначала одну привычку, а затем уже перейти к воспитанию другой.

Для правильного направления  всего воспитательного процесса следует внимательно изучать  индивидуальные особенности ребенка, надо наблюдать за ребенком, когда  он ничего не подозревает, для того чтобы «заметить его преобладающие страсти и господствующие наклонности», надо замечать различные качества ребенка, «ибо сообразно различиям этих качеств должны различаться и ваши методы...».

Локк выступал противником телесных наказаний, считая, что «рабская дисциплина создает и рабский характер». Но в случаях упорного нежелания ребенка проявить беспрекословное послушание вполне допускал телесные наказания.

Локк придавал значение религиозному воспитанию, но считал, что главное — не приучать детей к обрядам, а вызывать любовь и почтение к богу как высшему существу.

Содержание обучения джентльмена, по Локку, значительно  шире, чем это было принято в  то время. Джентльмена надо обучать  чтению, письму, рисованию, родному языку, французскому языку, латинскому языку (латынь не для всех; для тех, кто будет заниматься торговыми делами, сельским хозяйством, этот язык не нужен), географии, арифметике, геометрии, астрономии, хронологии, этике, а также следует дать ему основные сведения по истории и законоведению, бухгалтерии, обучать верховой езде и танцам.

Эта программа решительно порывает со средневековыми традициями. Каждый из предлагаемых Локком предметов  должен принести его воспитаннику определенную пользу, готовить его к жизни. Знаниям следовало придать практический характер.

Локк рекомендовал, чтобы  воспитанник занимался каким-либо ремеслом (столярным, токарным, плотничьим) или садоводством и сельским хозяйством, а также парфюмерным делом, лакированием и гравированием. Необходимость трудового воспитания он мотивировал тем, что труд на свежем воздухе полезен для здоровья, а знание ремесел может пригодиться деловому человеку как предпринимателю. Труд предотвращает возможность вредной праздности.

Воспитатель, занимаясь с ребенком, должен будить его интерес к учению, развивать его любознательность. Недопустимо превращать учение в занятия, которые ребенку неприятны. Учитель должен использовать стремление детей к новому, но в то же время приучить их заниматься и неинтересным. Широко следует использовать детское любопытство, ибо из него вырастает стремление к знаниям. К детским вопросам надо относиться со всем вниманием, не давать лживых и уклончивых ответов. Необходимо развивать у детей понимание и способность к самостоятельным суждениям.

Воспитание джентльмена  включает (все составляющие воспитания должны быть взаимосвязаны):

Физическое воспитание: способствует развитию здорового тела, выработки мужества и настойчивости. Укрепление здоровья, свежий воздух, простая пища, закаливание, строгий режим, упражнения, игры.

Если кратко,то:

-Умственное воспитание  должно подчиняться развитию  характера, формирования образованного  делового человека.

-Религиозное воспитание  необходимо направлять не на  приучения детей к обрядам, а на формирования любви и почтения к Богу как высшему существу.

-Нравственное воспитание  — воспитать способность отказывать  себе в удовольствиях, идти  наперекор своим склонностям  и неуклонно следовать советам  разума. Выработка изящных манер,  навыков галантного поведения.

-Трудовое воспитание  заключается в овладении ремеслом (столярным, токарным). Труд предотвращает возможность вредной праздности.

                              Антидемократический проект Локка о

                                          «рабочих школах».

 Выше мы уже отмечали  отрицательное отношение Локка  к школам. Он считал необходимым  изолировать будущего джентльмена  от влияния «грубой массы», от  детей простолюдинов, которые,  по его мнению, способны только  на то, чтобы «с ловкостью и  проворством обкрадывать фруктовые сады».

Это нескрываемое презрение  Локка к народу с особой ясностью выражено в его записке о «рабочих школах». По его мнению, «дети рабочего люда» всегда ложатся бременем на общество. Поэтому в каждом приходе  следует организовать «рабочие школы», куда в обязательном порядке направлять тех детей с 3 до 14 лет, родители которых нищенствуют и обращаются за пособием. Эти дети будут питаться в школе только «хлебом досыта». В холодное время, если это будет признано нужным, можно добавлять к этому немного теплой кашицы. И эту скудную пищу дети должны отработать: прясть, вязать и т. д. Изделия детей будут продаваться и окупать их содержание. Особенно важно, указывает он, что детей из школы очень удобно будет водить в церковь под надзором учителей, что станет могучим воспитательным средством. Мастера со стороны смогут брать себе учеников за плату, вносимую в школу. Тем самым дети будут работать на мастеров и фабрикантов.

Локк своими философскими и педагогическими трудами, своей  теорией договорного происхождения государства и «естественного права» оказал значительное влияние на французских просветителей, хотя созданные ими учения значительно отличались от педагогической системы Локка, особенно своими социальными и прогрессивными установками.

                               Педагогический труд “Мысли о воспитании”

Оставляя за скобками дипломатическую, философскую и  политическую сторону биографии  Локка , остановимся на его гениальном педагогическом труде “Мысли о воспитании”, который с полным основанием можно рассматривать как эстафету научной, природосообразной педагогики, принятой от Коменского.

     Локк не случайно назвал свой труд всего лишь «мыслями». Дело в том, что в его планы, как это следует из письма его близкому другу Эдварду Клэрку, вообще не входило сочинение какого-либо педагогического трактата, подобного его грандиозным философским трудам. Книга сложилась как бы сама собой из писем, которые он несколько лет подряд посылал Клэрку и в которых на многих страницах, обстоятельно излагал свои взгляды на воспитание. Клэрк эти письма внимательно изучал и накапливал, хорошо сознавая, кто их ему посылает. Он-то и пришёл к заключению , что письма эти более, чем необычные и что адресованы они не столько ему, сколько всему человечеству. Поскольку же Бог одарил Локка не только способностью широко и глубоко мыслить, но и превосходным литературным талантом, то всё остальное было делом техники.

Информация о работе Джонн Локк