Гражданский кодекс Наполеона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 22:22, курсовая работа

Краткое описание

Все девятнадцатое столетие пронизано отзвуками наполеоновского мифа. Наполеон - человек века: он потряс воображение нескольких поколений. К нему - к его славе и судьбе, к его взлету и падению прикованы взоры. Многие философы и мыслители признавали его гением, идущим после Цезаря и Александра Македонского. Французский писатель Стендаль признавался, что для получения вдохновения и ощущения красоты французского языка он читал отрывки из кодекса Наполеона каждый день. Действительно, кодекс Наполеона был и остаётся источником вдохновения не только для Стендаля и всех остальных французов, но и для юристов всего мира.

Содержание

Вступление (с.4-6)
Основная часть: (с.7-45)
Глава I. Гражданский Кодекс Наполеона (с.7-24)
§ Разработка кодекса Наполеона.
§ Принятие кодекса Наполеона.
§ Название кодекса.
§ Источники Гражданского кодекса.
§ Структура Гражданского кодекса.
§ Особенности ГК.
§ Институции ГК.
§ Историческая эволюция кодекса Наполеона.
§ Историческое значение.
§ Кодекс Гражданской процедуры.
Глава II. Конституция Республики (с.25-28)
§ Дополнительный акт 1815 г.
Глава III. Французский торговый кодекс 1807г. (с.29-33)
§ Торговый кодекс как дополнение ГК.
§ Пересмотр и основные изменения в ТК Франции.
Глава IV. Уголовный кодекс 1810 г. (с.34-42)
§ Структура Уголовного Кодекса.
§ Классификация УК.
§ Уголовно – процессуальный кодекс.
Глава V. Реформы Наполеона в экономике (с.43-44)
§ Экономика при Наполеоне.
§ Экономическое отставание Франции во время войны.
Глава VI. Реформы Наполеона в сфере образования (с.45-46)
Заключение (с.47)
Библиография (с.48)
Приложения (с.49-50)

Вложенные файлы: 1 файл

Исследовательская Работа Папояна Цолака 9 В.docx

— 184.06 Кб (Скачать файл)

В последние десятилетия изменения  в гражданском праве Франции  происходят не только путем включения  новелл в текст самого кодекса  Наполеона, но и путем принятия специальных  законодательных актов, регулирующих те или иные сферы имущественных  отношений. Так, наряду с фрагментарным  упоминанием страхового договора в  кодексе Наполеона (статья 1964) в 1976 г. была осуществлена фактическая кодификация страхового дела специальным правительственным декретом.

Наименьшее  количество изменений падает на вещное и обязательственное право. Принципиальные статьи этих частей действуют в своей  первоначальной редакции, и поэтому  в своих основных положениях кодекс Наполеона является законом, неизменно  действующим и до настоящего времени. Это указывает на “живучесть” принципиальных положений кодекса. Вместе с тем не следует думать, что статья кодекса, действующая в неизменном тексте, одинаково применялась на протяжении 200 лет. Французская судебная практика, проявляя консерватизм в деле сохранения текста кодекса, играла весьма значительную роль в деле толкования статей и приспособления старого текста к вновь возникающим жизненным отношениям. Поэтому для понимания современного французского гражданского кодекса мало знакомиться с текстом кодекса Наполеона – надо изучать и основные направления судебной практики.

В настоящее время кодекс Наполеона  в системе французского гражданского права стоит на том же уровне, как и другие законы, входящие в  систему гражданского законодательства. Это означает, что положение кодекса  Наполеона, которое противоречит положению  последующего по времени закона, должно уступить положению последующего закона.

Благодаря своей гибкости и эластичности кодекс Наполеона пережил 4 французские  республики, действовал во время монархий и действует до сегодняшнего дня. Наилучшим примером гибкости текста кодекса Наполеона являются 5 статей (1382 – 1386), регламентирующих деликтное право, и, соответственно, важная задача судов – толкование и внесение жизненно необходимой корректировки в текст кодекса.

              § Кодекс Гражданской процедуры 

Гражданский процесс. Первый Гражданский процессуальный кодекс (Code de procedure civile) Франции был принят в 1806 г. и вступил в силу 1 января 1807 г. По сути, он представлял собой обновленную редакцию Ордонанса о гражданском процессе 1667 г. Несмотря на многие недостатки (сохранение архаичных норм, отсутствие общей части и системности изложения), ГПК 1806 г. положил начало новому типу судопроизводства, основанному на принципах равенства сторон, состязательности, гласности, свободной оценки доказательств, и оказал существенное влияние на развитие гражданского процессуального законодательства других европейских стран. С многочисленными изменениями ГПК 1806 г. продолжал действовать до 1970-х гг. В 1969 г. была учреждена кодификационная комиссия для подготовки проекта нового кодекса. В период 1971-1973 гг. были изданы 4 декрета, в каждом из которых содержался один из разделов будущего ГПК, а в 1975 г. издан объединивший и отчасти дополнивший их закон. В 4 книгах нового ГПК содержатся положения общего характера (книга 1), о каждой из юрисдикций, занятых разбирательством гражданских дел (книга 2), о рассмотрении дел, связанных с конкретными правовыми институтами (книга 3), и об арбитраже (книга 4). В 1992 г. вступил в силу новый Закон об исполнительном производстве, составивший заключительный раздел нового Кодекса и отменивший соответствующие положения старого ГПК 1806 г.

 

Кодекс гражданской процедуры (1806). Согласно нему суд должен был проводиться на основе состязательности сторон, гласно и открыто. Разбор уголовных дел регламентировался Кодексом уголовного процесса (1808). Одним из самых важных установлений уголовного судопроизводства было узаконение суда присяжных при разборе дел в департаментских трибуналах. В состав присяжных (список которых составлялся префектом департамента) включались лица старше 30 лет и соответствующие политическому статусу, установленному избирательными законами. Для каждого процесса председатель суда определял из списка 36 присяжных, из которых после отвода сторонами оставалось 12 для слушания дела. Присяжные определяли виновность обвиняемого и соответственность доказательств. Приговор на основе их вердикта выносил коронный суд. Создание суда присяжных было главной гарантией общественного содержания судопроизводства и гарантией гражданских прав, хотя, конечно, изначально обладало всеми особенностями юридической оценки содеянного, и особенно личности обвиняемого.

 

§ Историческое значение кодекса Наполеона  заключается в следующем:

1. Кодекс Наполеона способствовал  и способствует широкомасштабному  реформированию и кодификации  французского законодательства, формированию  и развитию национальной правовой  системы Франции. 

2. Кодекс Наполеона обеспечивает  доступность закона простому  гражданину и этим способствует  повышению правовой культуры  и правосознания, а также юридической  грамотности общества в целом. 

3. Кодекс Наполеона способствует  организованности, ясности, четкости  и логичности национальной правовой  системы. 

4. Кодекс Наполеона предоставляет  судам необходимые руководящие  директивы и этим служит путеводителем  для судей. 

5. Кодекс Наполеона для практикующего  юриста и студента упрощает  поиск закона.

6. Кодекс Наполеона наглядно показал  и показывает преимущества кодификации  законодательства.

В этой связи еще 200 лет тому назад  один из главных разработчиков кодекса  Наполеона Порталис говорил, что  “задача законодательства заключается  в установлении общих аксиом права, исходя из широкого подхода к проблеме. Оно должно определить принципы, оснащенные разными смыслами, а не снизиться  до деталей каждого вопроса, который  может возникнуть”.

         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

              Глава II. Конституция республики

 

                       Конституция 1799 г.

  
После роспуска Директории и разгона Законодательного корпуса вся законодательная и исполнительная власть сосредоточилась в руках трех консулов: Бонапарта, Роже Дюко и Сиейеса, которым было "поручено" подготовить новую конституцию. То, что одним из консулов стал Наполеон Бонапарт, было не только признанием его заслуг в ходе переворота 18-19 брюмера. Наполеон олицетворял собой военную силу, и участие в управлении государством армейского генерала отражало характер нового режима. Он изначально содержал в себе элементы военной диктатуры. "Шпага", о которой в свое время говорил Сиейес, успешно сыграла свою роль в ходе переворота, но затем она не была вложена в ножны. Наполеон пришел к власти, опираясь на армию, и на протяжении всего его правления армия составляла его главную опору.  
 
Первое время после переворота казалось, что новая власть мало чем отличается от Директории и что Консульство представляет собой Директорию в составе, сокращенном до трех человек. Конституция, принятая 15 декабря 1799г., устранила всякие сомнения в том, что во Франции установился новый режим.  
 
"Конституция VIII года республики" - таково было ее официальное название, составлялась под руководством Наполеона. По этой конституции во главе Франции стояли три консула, из которых первый обладал всей полнотой власти, а два других правом совещательного голоса. Первый консул назначался на десять лет и имел право назначать всех гражданских и военных должностных лиц, которые несли ответственность только перед ним. Он же назначал Сенат из 80 членов. Для принятия законов учреждались три органа: Государственный совет, Трибунат и Законодательный совет. Первый получал право разрабатывать законы, которые предлагало правительство; Трибунат только обсуждал законопроекты, полученные от Государственного совета; наконец, Законодательный совет мог утверждать эти законы, но без обсуждения. Таким образом, ни один из этих органов не имел реальной возможности принять ни одного закона. Кроме того, все они находились в зависимом положении, поскольку члены Государственного совета назначались первым консулом, а члены Законодательного совета и Трибуната Сенатом, то есть, в конечном счете, тем же первым консулом. Последний имел исключительное право вносить в Сенат собственные законопроекты, которые после их одобрения под названием "сенатус-консульта" становились законом страны. В итоге вся реальная власть находилась в руках первого консула, то есть Наполеона Бонапарта.  
 
Впоследствии эта власть еще более расширилась. 2 августа 1802г. Наполеон был объявлен пожизненным консулом. Он получил право представлять для утверждения своего преемника, назначать второго и третьего консулов, заключать договоры о войне и мире, приостанавливать действие конституции. День его рождения был объявлен национальным праздником, а с 1803г. на монетах стали чеканить его профиль. Однако и в том виде, в котором он был учрежден конституцией 1799г., политический режим во Франции представлял диктатуру. Ее характерными чертами была наличие сильного правительства, независимого ни от законодательной власти, ни от воли избирателей; предельная концентрация власти за счет подчинения законодательных учреждений органам исполнительной власти; сведение до минимума значения выборов; централизация аппарата государственного управления и назначение всех чиновников сверху. Правительство могло действовать быстро и эффективно, то есть обладало теми возможностями, которых, по мнению ее критиков, недоставало Директории.

                § Дополнительный акт 1815 года

 

Наполеона I во Франции. Живя в изгнании на остров, Эльбе, Наполеон зорко следил за делами Франции, знал о недовольстве, возбужденном в народ  и в армии реакционной политикой  Бурбонов, а также о раздорах на венском конгрессе. Против Людовика XVIII устраивались заговоры; в разных местах вспыхивали бунты, 26-го февраля 1815 г., во главе маленькой армии (1600 чел., с 80 лошадьми и несколькими пушками), Наполеон направился во Францию и 1 марта высадился на берегу Жуанвильского залива. Поход его скоро превратился в триумфальное шествие. Принимая городское начальство и граждан в Гренобле, Наполеон развернул перед ними свою политическую программу. Он явился "избавить Францию от оскорблений со стороны возвратившихся дворян, обеспечить крестьянам свободное обладание их землями, отстоять добытые революцией социальные приобретения против меньшинства, стремящегося восстановить сословные привилегии и феодальные права прошлого века. Бурбонская монархия доказала свою неспособность отрешиться от своей худшей опоры, - духовенства и дворян. Социальное дело революции может быть упрочено только династией, обязанной своим троном революции". Он отказывался от завоевательных планов, обещал дать Франции мир извне и свободу внутри, покорно склонялся перед стремлением французской нации к конституционному правлению. Провинция ликовала; крестьяне и рабочие переходили на сторону Наполеона, своего "спасителя". 10 марта Наполеон был уже в Лионе, где формально принял титул императора, а вечером 20 марта прибыл в Тюльери. Король бежал в Гент. Возвращение Наполеона соединило против него всю Европу. 13 марта представители держав объявили Наполеона вне закона; был возобновлен шомонский трактат. Курьеры, посланные Наполеоном к европейским дворам, не были приняты. Наполеон принял энергичные меры для защиты: он призвал на службу всех состоявших в отпуску офицеров и солдат. Подготовка к войне велась параллельно с заботами об организации правительства. Приходилось считаться с требованиями либералов, так как, по словам Наполеона, "слабое, враждебное нации правительство приучило народ к самозащите". 24 марта отменена была цензура, после чего Францию наводняли политические брошюры; отовсюду присылались проекты новой конституции. Было образовано новое министерство, среди которого выделялись имена Фуше и Карно, явных врагов Наполеона. Министром юстиции был Камбасерес, финансов - Годен, канцлером казначейства- Моллиен, военным министром- Даву, морским - Декре, министром иностр. дел - герцог Бассано. Император приблизил к себе Бенжамена Констана, вождя либералов, написавшего против Наполеона, перед самым его приездом в Париж, враждебную статью. Наполеон поручил ему составление конституции, уверяя его в своих либеральных взглядах. Декрет о созвании департаментских избирательных коллегий был подписан Наполеоном еще в Лионе, 13 марта. Составленная Б. Констаном конституция была издана, по желанию Наполеона, как "дополнительный акт" (acte additionnel) к прежним конституциям VIII, Х и XII гг., но она не имела с ними ничего общего. В сущности, она приближалась к хартии 1814 г., утверждая представительное правление и ответственность министров, повторяя фразы о свободе совести, об индивидуальной свободе. Проступки печати представлялись ведению обыкновенного суда присяжных. В общем, новая конституция была встречена враждебно. В особенности были недовольны отменой обещания собрать "майское поле". Чтобы придать своей конституции характер национальной санкции, Наполеон прибегнул к плебисциту, обнародовав 22 апр. "дополнительный акт". 1532572 голоса были поданы за акт, 4802против, но очень многие воздержались от подачи голоса. Общественное мнение было настроено враждебно против диктаторского способа дарования Франции политической свободы. Наполеон рушился созвать палаты. На 26 мая в Париже были созваны делегаты от избирательных коллегий для выяснения результатов плебисцита и для присутствия на торжестве "Майского поля". 1 июня состоялось ходульное торжество, вызвавшее своею театральностью негодование массы и насмешки аристократов. 3 июня собралась палата депутатов. На выборы шли неохотно, народ занять был мыслью о войне. В своей тронной речи 7 июня Наполеон заявил, что им "начинается конституционная монархия". Но императору никто не верил, да и сам он, встречая противоречь, постоянно раздражался; в душе он оставался прежним деспотом. Утомление и разочарованность овладели всеми. После поражения при Ватерлоо Наполеон, 21 июня, прибыл в Париж, а 22-го отрекся от престола в пользу сына.

Глава III. Французский торговый кодекс 1807 г.

Состоял из 4 книг (1. «О торговле вообще», в которой определялся правовой статус  лиц, занимавшихся торговлей, говорилось о биржах, о посредниках, о векселе; 2. «О морской торговле»; 3. «О несостоятельности и банкротстве»; 4. «О торговой юрисдикции»), 648 статей. Во Франции торговое право  является самостоятельной отраслью, но ФТК был дополнением к Французскому гражданскому кодексу. В торговых отношениях признавалось применение обычаев. Кодекс основывался на принципе свободной торговли, но его главными правовыми источниками были королевские ордонансы 1673 и 1683 гг. о сухопутной и морской торговле. С развитием торговли и предпринимательства к 60-м годам XX в. он обновился почти полностью.

§ Торговый кодекс как дополнение ГК

Дополнивший ГК Наполеона положениями о юридических  действиях, совершаемых коммерсантами. Этот кодекс закрепил во французской  правовой системе, а затем и в  праве других стран континентальной  системы дуализм частного права, т.е. деление его на гражданское и торговое.

По  объему (648 статей), а главное, по юридической  технике ТК значительно уступал  Гражданскому кодексу. Он состоял из 4 книг, в первой из которых содержались  общие положения, относящиеся к  коммерсантам, торговым книгам, товариществам, разделу имуществ, торговым биржам, биржевым агентам и маклерам, комиссионным сделкам, векселю и т.д.

В ст. 1 коммерсант определялся как  “лицо, которое совершает торговые акты в порядке осуществления  своих обычных занятий”. Далее  указывалось, что жена не может быть коммерсанткой без согласия своего мужа. ТК возложил на коммерсантов, а  равно и на торговые товарищества (полные, коммандитные) обязанность  “день за днем” вести торговую отчетность (ст. 8).

Вторая  книга ТК была посвящена вопросам международной и морской торговли. Она устанавливала правовой статус морского судна, содержала ряд правил, относящихся к морской перевозке  и страхованию, к морским деликтам и к аварии. Третья книга регулировала порядок банкротства, четвертая  была связана с торговой юрисдикцией, с особыми торговыми судами и  с процессом.

Торговый  кодекс во многих отношениях был составлен  менее удачно, чем ГК. Он в большей  степени опирался на нормы дореволюционного права, в частности на знаменитые ордонансы Кольбера “О торговле” (1673 г.) и “О мореплавании” (1681 г.). В нем были и внутренние противоречия, и очевидные пробелы. Так, столь важной торговой сделке, как купля-продажа, в ТК посвящалась лишь одна статья, и судам при рассмотрении споров между коммерсантами приходилось руководствоваться общими положениями ГК о купле-продаже.

Вовсе отсутствовали в ТК общие положения, касающиеся банковских и страховых  операций. Текст ТК начал перерабатываться буквально с момента его принятия, а нередко просто дополнялся самостоятельным  торгово-промышленным законодательством.

 § Пересмотр и основные изменения в ТК Франции                                                     

Основательному  пересмотру в XIX—XX вв. подвергся Торговый кодекс Франции. Так, в 1838 г. был принят специальный закон, упорядочивающий процедуру банкротства, в 1844 г. — закон об изобретениях и патентах на изобретение, в 1852—1862 гг. — законы о реорганизации банковских учреждений и т.д. Закон 1867 г. легализовал акционерные общества (“анонимные товарищества”), которые создавались явочным путем.

В ФТК к настоящему времени в  первоначальном виде сохранили свою силу примерно 20 статей. Французские  юристы не без основания рассматривают  ФТК как “руины”. Но само торговое право получило наибольшее развитие во второй половине XX в. в связи с усложнением механизмов правового регулирования хозяйственной жизни.

Многие  изменения в торговом законодательстве Франции в XX в. вызваны присоединением к международным конвенциям (например, к Женевской вексельной конвенции  1930 г.). Особенно значительная ревизия торгового и иного хозяйственного права Франции осуществляется под влиянием права Европейских Сообществ.

Так, например, в соответствии с директивами  ЕЭС в 1983 г. был осуществлен пересмотр системы бухгалтерской отчетности, что повлекло за собой пересмотр соответствующих статей книги 1 ФТК.

Французское право, таким образом, не избежало интернационализации, которая является следствием интеграционных процессов, международного разделения труда и роста внешнеэкономических  связей. Эта тенденция нашла свое отражение в таких областях предпринимательского права, как патентное, чековое, акционерное  и т.д.

Развитие  торгового права Франции в  силу несовершенства самого ФТК еще  в прошлом веке (а особенно это  характерно для XX в.) осуществлялось путем исключения из Кодекса ряда важных институтов (банковское, вексельное право и др.).

Так, начиная с закона 1867 г. в качестве самостоятельной сферы регулирования торгового законодательства выделилось акционерное законодательство. Частичные реформы акционерного законодательства имели место еще в 30— 40-е гг. XX в., но в настоящее время его основу составляет закон от 24 июля 1966 г., который существенным образом модернизировал акционерное право Франции. Этот закон дополнен правительственным декретом от 23 марта 1967 г„ посвященным торговым товариществам. В целом оба этих акта насчитывают более 800 статей, т.е. превосходят по объему сам ФТК.

В отличие от традиционного торгового  права, носящего частноправовой характер, действующее акционерное законодательство включает большое число уголовных  и процессуальных норм. В этом законодательстве содержатся развернутые правила  создания и деятельности всех основных видов торговых товариществ, а именно: полных, простых, коммандитных, товариществ  с ограниченной ответственностью, акционерных  обществ. Последние из вышеперечисленных стали основным предметом заботы французского законодателя в последние десятилетия.

Информация о работе Гражданский кодекс Наполеона