Великие ученые Средней Азии эпохи средневековья

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 14:56, реферат

Краткое описание

Народы Средней Азии еще в глубокой древности создали высокую культуру. Среднеазиатские ученые развивали и двигали науку вперед в то время, когда в Западной Европе она находилась в упадке. Николай Коперник и другие ученые Европы, создавшие в XVI—XVII вв. новое учение об устройстве Вселенной, имели достойных предшественников в лице среднеазиатских ученых IX-XV вв.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
Абу Али Хусейн ибн Абдаллах ибн Сина или Авиценна………………..4
Абу Абдаллах (или Абу Джафар) Мухаммад ибн Муса ал-Хорезми…...6
Абу Абдаллах Мухаммад ибн Джабир ибн Синан ал-Баттани…………..7
Абу Рейха́н Мухаммед ибн Ахмед аль-Бируни……………………………8
Список литературы……………………

Вложенные файлы: 1 файл

Великие ученые Средней Азии эпохи средневековья.docx

— 405.82 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3

Абу Али Хусейн ибн Абдаллах ибн Сина или Авиценна………………..4

Абу Абдаллах (или Абу Джафар) Мухаммад ибн Муса ал-Хорезми…...6

Абу Абдаллах Мухаммад ибн Джабир ибн Синан ал-Баттани…………..7

Абу Рейха́н Мухаммед ибн Ахмед аль-Бируни……………………………8

Список литературы………………………………………………………….10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Народы Средней Азии еще в глубокой древности создали высокую культуру. Среднеазиатские ученые развивали и двигали науку вперед в то время, когда в Западной Европе она находилась в упадке. Николай Коперник и другие ученые Европы, создавшие в XVI—XVII вв. новое учение об устройстве Вселенной, имели достойных предшественников в лице среднеазиатских ученых IX-XV вв.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Абу́ Али́ Хусе́йн ибн Абдалла́х ибн Си́на или Авице́нна (Афшана близ Бухары, 16 августа 980 года — Хамадан, 18 июня 1037) — средневековый учёный, философ и врач, представитель восточного аристотелизма. Был придворным врачомсаманидских эмиров и дайлемитских султанов, некоторое время был визирем в Хамадане. Всего написал более 450 трудов в 29 областях науки, из которых до нас дошли только 274

Ибн Сина писал в своём  труде о роли и месте физических упражнений в оздоровительной и лечебной практике. Дал определение физическим упражнениям — произвольные движения, приводящие к непрерывному, глубокому дыханию.

Он утверждал, что если человек умеренно и своевременно занимается физическими упражнениями и соблюдает режим, то он не нуждается  ни в лечении, ни в лекарствах. Прекратив  эти занятия, он чахнет. Физические упражнения укрепляют мышцы, связки, нервы. Он советовал при занятиях учитывать возраст и здоровье. Высказывался о массаже, закаливании  холодной и горячей водой. Рекомендациями Авиценны могли воспользоваться  только феодалы.

Оздоровительная физкультура, придуманная им, жива по сей день и тысячу лет помогает людям.

Основные медицинские  произведения Ибн Сины:

  • «Канон врачебной науки» («Китаб ал-Канун фи-т-тибб») — сочинение энциклопедического характера, в котором предписания античных медиков осмыслены и переработаны в соответствии с достижениями арабской медицины. В «Каноне» Ибн Сина предположил, что заболевания могут вызываться какими-то мельчайшими существами. Он первый обратил внимание на заразность оспы, определил различие между холерой и чумой, описал проказу, отделив её от других болезней, изучил ряд других заболеваний. Существует множество переводов «Канона врачебной науки» на латинский язык. В «Каноне» две книги из пяти посвящены описанию лекарственного сырья, лекарственных средств, способам их изготовления и употребления. Из 2600 лекарственных средств, описанных в «Каноне», 1400 — растительного происхождения.
  • «Лекарственные средства» («Ал-Адвият ал калбия») — написан во время первого посещения Хамадана. В произведении подробно приведены роль сердца в возникновении и проявлении пневмы, особенности диагностики и лечения заболеваний сердца.
  • «Удаление вреда от разных манипуляций посредством исправлений и предупреждений ошибок» («Дафъ ал-мазорр ал куллия ан ал-абдон ал инсония би-тадорик анвоъ хато ан-тадбир»).
  • «О пользе и вреде вина» («Сиёсат ал-бадан ва фазоил аш-шароб ва манофиъих ва мазорих») — самый короткий трактат Ибн Сины.
  • «Поэма о медицине» («Урджуса фит-тиб»).
  • «Трактат о пульсе» («Рисолайи набзийа»).
  • «Мероприятия для путешественников» («Фи тадбир ал-мусофирин»).
  • «Трактат о сексуальной силе» («Рисола фил-л-бох») — описаны диагностика, профилактика и лечение сексуальных нарушений.
  • «Трактат о уксусомёде» («Рисола фи-с-сиканджубин») — описаны приготовление и лечебное применение различных по составу смесей уксуса и мёда.
  • «Трактат о цикории» («Рисола фил-хиндабо»).
  • «Кровеносные сосуды для кровопускания» («Рисола фил-урук ал-мафсуда»).
  • «Рисола-йи жудия» — описываются лечение заболеваний уха, желудка, зубов. Кроме этого, в нём описаны проблемы гигиены. Некоторые исследователи оспаривают авторство Авиценны.

 

В области химии Ибн Сина открыл процесс перегонки эфирных масел. Умел добывать соляную, серную и азотную кислоты, гидроксиды калия и натрия.

В области механики Ибн Сина внёс значительный вклад в развитие теории вложенной (или запечатлённой) силы — средневековой теории движения, согласно которой причиной движения брошенных тел является некоторая сила (позднее названная импетусом), вложенная в них внешним источником. По его мнению, «двигатель» (рука человека, тетива лука, праща и т.п.) сообщает движущемуся телу (камню, стреле) некоторое «стремление», аналогично тому, как огонь передаёт тепло воде. В роли двигателя может выступать также тяжесть.


Абу Абдаллах (или Абу Джафар) Мухаммад ибн Муса ал-Хорезми родился в Хорезме в 783 году. Согласно родословной происходил из рода зороастрийских жрецов, позже принявших ислам.

Значительный период своей  жизни он провёл в Багдаде, возглавляя при халифе ал-Мамуне (813—833) библиотеку «Дома мудрости». В это же время там работали ал-Марвази, ал-Фаргани, Ибн Турк, ал-Кинди и другие выдающиеся учёные. В 827 году ал-Хорезми принимал участие в измерении длины градуса земного меридиана на равнине Синджара. Примерно в 830 году Мухаммад ибн Муса аль-Хорезми создал первый известный арабский трактат по алгебре. При халифе ал-Васике (842—847) ал-Хорезми возглавлял экспедицию к хазарам. Последнее упоминание о нём относится к 847 году.

Я составил краткую  книгу об исчислении 
алгебры и алмукабалы, заключающую в себе 
простые и сложные вопросы арифметики, 
ибо это необходимо людям 
Ал-Хорезми

По сути, «Дом Мудрости»  действительно был Академией Наук. Там работали многие ученые из различных регионов Средней Азии и арабского Востока, в их распоряжении была богатейшая библиотека старинных рукописей, а так же большая, специально построенная обсерватория.

Именно в стенах этого  храма науки были написаны основные.

Доподлинно известно, что  ученый был автором 20 научных трудов, 9 из которых оформились в полноценные  фолианты: «Книга об индийском счете», «Краткая книга об исчислении алгебры  и алмукабалы», «Астрономические таблицы» (зидж), «Книга о построении астролябии», «Книга картины Земли», «Книга о действиях с помощью астролябии», «Книга о солнечных часах», «Книга истории», «Трактат об определении эры евреев и их праздниках».

Однако, до наших дней дошло всего 7 книг. Чаще всего это переводы его работ на латынь, реже, комментарии к научным трудам аль-Бируни арабских ученых, и уж совсем мало уцелевших оригинальных рукописей.

Трудно переоценить значение этих работ для развития научной  мысли средневековья. Например, его труды по арифметике, изложенные в «Книге об индийском счете» привели к грандиозным последствиям в науке вообще и древней математике в частности.

  Абу Абдаллах Мухаммад ибн Джабир ибн Синан ал-Батта́ни — выдающийся средневековый астроном и математик, сабий по происхождению. В средневековой Европе был известен под латинизированным именем Ал-Баттани.

Ал-Баттани  провёл в Ракке и Дамаске между 877 и 919 гг. множество астрономических наблюдений, составив по их результатам «Сабейский зидж». Точнее, чем Птолемей, определил наклон эклиптики к экватору — 23°35′41″, и предварения равноденствий — 54,5″ за год, или 1° за 66 лет. В математической части зиджа ал-Баттани описал методы вычислениясферических треугольников, развитые в дальнейшем другими математиками стран ислама.

Ал-Баттани написал также «Трактат об азимуте киблы», «Трактат о расстояниях до небесных светил» и ряд астрологических сочинений.

Мухаммад бин Джабир аль-Баттани известен изобретением логарифма и его применения в астрономии.Аль-Баттани составил астрономический календарь, известный как «Книга Правильного Астрономического Календаря» (Китаб аль-Джиз ас-Саби). Он вычислил время движения Земли по орбите вокруг Солнца и получил 365 дней 5 часов и 24 секунды. Эти подсчеты всего на 2 минуты 24 секунды расходятся с измерениями 19 века. Аль-Баттани сделал важные открытия, наблюдая за затмениями луны и солнца и параллаксом.

 

 Абу́ Рейха́н Мухамме́д ибн Ахме́д аль-Бируни́ (973-1048)  — великий учёный из Хорезма, автор многочисленных капитальных трудов по истории, географии, филологии, астрономии, математике, геодезии, минералогии, фармакологии, геологии и др. Бируни владел почти всеми науками своего времени. По сведениям, посмертный перечень его работ, составленный его учениками, занял 60 мелко исписанных страниц

Аль-Бируни говорил, что солнце не является причиной смены дня и ночи. Это происходит из-за вращения Земли вокруг своей оси. Он также считал, что Земля и другие планеты движутся вокруг Солнца. Эти утверждения были сделаны им за 500 лет до Коперника. Аль-Бируни указал на существование сил гравитации небесных тел. Он привел доказательства того, что Земля круглая, что она вращается вокруг своей оси и вокруг Солнца. Он предложил новую формулу, известную сейчас как правило аль-Бируни,  - для расчета длины окружности Земли. Он использовал астролябию не только для наблюдений за планетами и звездами, но также для измерения расстояния от земли до небесных тел, их абсолютную высоту и изучения принципов движения планет.

 

 

Давайте посмотрим, как, согласно Корану, небесные тела остаются на своих  местах: «Аллах вознес небеса без опор, которые вы могли бы увидеть, а  затем вознесся на Трон (или утвердился на Троне). Он подчинил солнце и луну, и они движутся к назначенному сроку» (Коран 13:2). «Он создал небеса безо всяких опор, которые бы вы могли  увидеть» (Коран 31:10).

Имам Ар-Рази в своих комментариях к Священному Корану так объясняет этот аят: «Небесные тела остаются на своих местах. Аллах воздвиг небеса без видимых опор. Но эти опоры существуют в реальности, т.е. такими, какими Аллах их создал для защиты и поддержания небесных тел высоко в небе. Мы знаем, что для того, чтобы вещь держалась на своем месте, необходима опора».

В Коране упоминаются звезды и планеты и то, что они плывут по небу по определенной траектории –  своим орбитам. «Солнцу не надлежит догонять луну, и ночь не опережает  день. Каждый плывет по орбите» (Коран 36:40).

Всегда приятно видеть, как коранические откровения находят  подтверждение в современной  науке. Это бесспорное доказательство Всемогущества Создателя, уникальности Его Книги – Корана, его Пророка  Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), и того факта, что Аллах Всевышний устроил для человечества идеальный миропорядок – ислам, включающий в себя все современные знания и достижения.

 

Литература

Б.А. Литвинский – Восточный Туркестан и Средняя Азия в системе культур древнего и средневекового Востока

В.И. Кузищин  – Историография истории Древнего Востока: Иран, Средняя Азия, Индия, Китай.

http://ru.wikipedia.org

http://аль-коран.рф

 

 


Информация о работе Великие ученые Средней Азии эпохи средневековья