Биография и научная деятельность Сикорского Ивана Алексеевича

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 14:46, реферат

Краткое описание

Родился 26 мая 1842 года в селе Антоново Сквирского уезда Киевской губернии в семье священника. По воспоминаниям сына Игоря, семья у деда «была большая — шесть сыновей и шесть дочерей, и Иван Алексеевич был шестым. С самого раннего детства он отличался вдумчивостью, был серьезен, мало принимал участия в играх братьев и сверстников. Очень рано, почти самостоятельно, научился читать и читал по целым дням. Книг в то время, в особенности в деревне, в бедной семье священника было немного, и он читал все книги, какие мог найти: молитвенники, календари, учебники».

Содержание

Биография………………………………………………………………………………...2
Научная деятельность……………………………………………………………………3
Вклад в изучение детей с отклонениями в развитии………………………………......3
Общественная и политическая деятельность…………………………………………..4
Расследования обстоятельств убийства Андрея Ющинского………………………...6
Труды…………………………………………………………………………………......6

Вложенные файлы: 1 файл

сикорский.doc

— 77.50 Кб (Скачать файл)

Содержание:

  1. Биография………………………………………………………………………………...2
  2. Научная деятельность……………………………………………………………………3
  3. Вклад в изучение детей с отклонениями в развитии………………………………......3
  4. Общественная и политическая деятельность…………………………………………..4
  5. Расследования обстоятельств убийства Андрея Ющинского………………………...6
  6. Труды…………………………………………………………………………………......6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Биография

 

Сикорский Иван Алексеевич (26.05.1842—1.02.1919), выдающийся русский ученый-психолог, теоретик национализма, активный общественный деятель, эксперт на процессе по расследованию ритуального убийства А. Ющинского.

Родился 26 мая 1842 года в селе Антоново Сквирского уезда Киевской губернии в семье священника. По воспоминаниям сына Игоря, семья у деда «была большая — шесть сыновей и шесть дочерей, и Иван Алексеевич был шестым. С самого раннего детства он отличался вдумчивостью, был серьезен, мало принимал участия в играх братьев и сверстников. Очень рано, почти самостоятельно, научился читать и читал по целым дням. Книг в то время, в особенности в деревне, в бедной семье священника было немного, и он читал все книги, какие мог найти: молитвенники, календари, учебники».

Учился  в Киево-Софиевском Духовном училище, Киевской Духовной семинарии. Весной 1862 года блестяще выдержал экзамены на аттестат зрелости при 1-й Киевской гимназии, и в виде особого исключения был зачислен на естественный факультет Университета св. Владимира стипендиатом этой гимназии. В мае 1863 года перевелся на медицинский факультет, который закончил с отличием, получив 21 октября 1869 года степень лекаря, был оставлен при университете для приготовления к профессорскому званию. Сикорский избрал своей специальностью патологию душевных и нервных болезней. 6 марта 1872 года Советом университета он удостаивается степени доктора медицины за диссертацию «О лимфатических сосудах легких», выполненную в лаборатории Н. А. Хржонщевского, с определением сверхштатным младшим медицинским чиновником при Медицинском департаменте Министерства внутренних дел. Был рекомендован как кандидат на заграничную командировку с ученой целью для дальнейшего усовершенствования по избранной специальности, но по недостаточности средств поездка не состоялась.

1 марта 1873 был командирован в  Санкт-Петербург, в клинику душевных болезней при Медико-хирургической академии, которой руководил профессор Балинский, в Киеве не было отдельной кафедры по психиатрии и нервным болезням. В 1880 года был назначен исполняющим должность чиновника особых поручений 8 класса при начальнике Главного управления военно-учебных заведений с оставлением на службе в Медицинском департаменте МВД. В этом же году на 2 летних месяца Сикорский был командирован для осмотра воспитанников военно-учебных заведений Москвы и Орла для исследования вопроса об утомляемости учеников во время умственного труда, он посетил также г. Вольск для ознакомления с устройством местной гимназии. В феврале 1881 года по Высочайшему повелению отправился в Рим для оказания помощи внезапно заболевшему генеральному консулу Восточной Румынии князю Цертелеву. Он совмещал государственную службу с работой в Академии до 1882, в котором был удостоен звания приват-доцента психиатрии и нервных болезней и назначен штатным ординатором психиатрической больницы Николая Чудотворца, ведомства императрицы Марии. В этом же году Сикорский выступил на Международном Съезде по гигиене в Женеве с докладом «О детях, трудных в воспитательном отношении». Сикорского приглашали на руководящие должности в саратовскую, тамбовскую психиатрические лечебницы, а в 1884 году поступило предложение занять московскую кафедру. Но Сикорский, узнав что в Киевском университете решено организовать кафедру по душевным и нервным болезням, принял решение вернуться в альма-матер, и в 1885 году получил назначение профессором в университет. С 1 января 1885 года экстраординарный, а с 1889 года ординарный профессор по кафедре систематического и клинического учения о нервных и душевных болезнях Киевского университета, проработал в котором 26 лет. 28 декабря 1890 года Сикорский был назначен консультантом Максимилиановской лечебницы, состоящей под покровительством Ее Императорского Высочества великой княжны Екатерины Михайловны. С 1896 года - действительный статский советник.

В последние  годы жизни Иван Алексеевич страдал  от продолжительной болезни, был  прикован к постели. Умер И. А. Сикорский в 1919 году, в Киеве. На момент смерти учёного власть в городе находилась у сторонников Симона Петлюры, провозгласивших Украинскую Народную Республику. Существует версия, по которой Сикорский умер после захвата его большевиками, когда в городе был уничтожен весь цвет русской национальной интеллигенции. Особенную жестокость проявляла ЧК (Чрезвычайные комиссии по борьбе с контрреволюцией и саботажем), состоявшая почти сплошь из еврейского элемента, к людям, причастным к расследованию ритуального убийства Андрея Ющинского. Документальных подтверждений этой версии не найдено. Похоронен на Байковом кладбище в Киеве.

 

 

 

Научная деятельность

 

Научные труды  Сикорского первоначально относились к разным вопросам патологической анатомии, а впоследствии к клинической психиатрии и педагогике. Они рассеяны в специальных журналах, русских и иностранных. Кроме того, он написал весьма ценную монографию «О заикании» (Санкт-Петербург, 1889), переведенную также на немецкий язык.

Сикорский первым в мировой науке в 1880 году применил экспериментальный метод наблюдения над умственной работой учащихся в школах и приобрел в иностранной и русской литературе имя основателя экспериментальной педагогики. Сикорский являлся членом целого ряда иностранных ученых обществ, а также Общества психиатров, где был председателем Киевского психиатрического общества, Общества русских врачей, состоял почетным членом Киевской Духовной академии. С 1986 года он был основателем и редактором журнала «Вопросы нервно-психической медицины и психологии». Принимал участие во 2-м съезде Общества русских врачей (1891), в Конгрессе по гигиене и демографии в Женеве, в Московском съезде психиатров в 1911 году. Сикорский является одним из основоположников детской психологии и детской психопатологии. Он автор более 70 научных трудов по психиатрии, психологии, неврологии, ряд его работ посвящен исследованию влияния алкоголя на здоровье и психику. Дважды он удостаивался благосклонного принятия Императорами Александром III (1889) и Николаем II (1911) его трудов по психиатрии. За свои ученые труды он получил почетный отзыв по воспитанию от Конгресса в Льеже, был удостоен премии Юшенова от Военно-медицинской академии в 1907 году. С 1911 года, 69-летний Сикорский прекратил чтение лекций в университете, но продолжал заниматься научной работой на дому.

 

 

 

Вклад в изучение детей с отклонениями в развитии

 

Одними  из первых научных работ, посвящённых  изучению детей с отклонениями, были исследования выдающегося отечественного учёного И. А. Сикорского, который в своих трудах « … развивал идеи К. Д. Ушинского о принципах построения педагогики как науки, подчёркивая, что подлинной основой для научной теории воспитания является комплексное изучение ребёнка».

В 1882 году Иван Алексеевич Сикорский сделал доклад в Женеве на конгрессе врачей гигиенистов «О детях трудных в воспитательном отношении». В докладе автор анализирует учеников Военно-учебных заведений, отстающих в обучении. Он указывает на разные причины отставания от нормально развивающихся сверстников, среди которых: нарушение в умственном развитии, связанное с поражением ЦНС, а также умственные и нравственные нарушения, связанные с хроническим утомлением умственной работой. В докладе указывается на необходимость дальнейших исследований в этом направлении. В этом же году выходит его работа «О лечении и воспитании недоразвитых, отсталых и слабоумных детей». В ней автор приводит кратко историю изучения, воспитания и обучения слабоумных детей за границей, показывает, каких успехов в этом направлении добились зарубежные учёные. Наряду с необходимостью глубокого изучения умственного недоразвития у детей, учёный указывает на необходимость изучения и обучения детей с преобладанием эмоционально-волевых нарушений. Среди особенностей таких детей автор называет «… аномалии чувств и характера, отсутствие гармонии душевных сил…» Он характеризует их как детей с нравственным недоразвитием. «Изучение нравственного недоразвития и его исправление становится важнейшей новой практической задачей…» . Исследователь говорит о необходимости создания для них специализированных заведений. В 1889 году выходит фундаментальный труд И. А. Сикорского «О заикании». На примере этой работы хорошо видно, какое большое значение автор придавал глубокому медико-психолого-педагогическому изучению человека с отклонениями в развитии и каких достижений добился в ходе этого изучения. В своей работе он всесторонне осветил проблему заикания. В ней он на основании собственных наблюдений описал симптоматику, причины возникновения и особенности течения заикания. В работе детально анализируются физиологические и психологические особенности заикающихся. На основе этого анализа предлагается комплексный медико-педагогический метод преодоления заикания.

Исследования И. А. Сикорского являются одной из первых попыток антропологического обоснования воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии в отечественной науке.

 

 

 

Общественная и политическая деятельность

 

Сикорский был также активным общественным деятелем. В разные годы он состоял  директором Киевского попечительного комитета по тюрьмам; председателем Юго-Западного общества трезвости; членом правления Киевского общества борьбы с детской смертностью; председателем Киевского общества покровительства лицам, отбывшим наказание и беспризорным детям; председателем Фреблевского общества для содействия делу воспитания; членом правления Общества скорой медицинской помощи в Киеве; председателем Общества вспомоществования студентам при Университете св. Владимира; консультантом при больнице имени С. А. Лихаревой. Он основал в Киеве Врачебно-педагогический институт для умственно отсталых детей (1904) и первый в мире Институт детской психопатологии (1912).

Принимал участие и в деятельности Киевского Клуба Русских Националистов (ККРН), где нередко выступал с  докладами. Так, 8 апреля 1910 года на общем собрании ККРН Сикорский прочитал доклад на очень важную тему «О психологических основах национализма». Он, в частности, отмечал: «Национализм и национальное чувство — это закон природы. Каждая раса, каждый народ имеет свой тип, свой комплекс физических и психических особенностей... Природа требует от человека верности его расовым и национальным особенностям и только за эту верность, за эту биологическую добродетель награждает народы физическим и душевным здоровьем, последствием которого является многочисленность и величие народа... Нарушение закона природы о верности национальным качествам народа, т.е. денационализация, отрешение народа от самобытности своей, природа страшно карает тем разрушением физического и душевного здоровья народа, которое называется вырождением. Таким образом, национализм, по существу своему, являющийся охраной качеств народа, приобретенных в течение бесконечного преемства поколений, представляет собой настроение не только законное, но и естественное, глубоко необходимое и единственно здоровое». 12 ноября 1910 года на собрании русских избирателей, посвященном выборам в Городскую думу, Сикорский произнес весьма прочувственную речь, в которой с чувством радости и удовлетворения отмечал то обстоятельство, что городские выборы впервые производились под русским национальным знаменем. Он говорил: «На Киев смотрит вся Россия. Петербург никогда не имел значения руководителя национальной жизни России. Москва после 1905 года также утратила нравственный авторитет в глазах национально-русского общества. Значение центра русской национальной жизни начинает переходить к Киеву и на киевлянах лежит высший долг перед городом и родиной: мы должны укреплять возникшую здесь русскую твердыню. Пора нам сказать: мы — сыны великого народа и здесь в историческом Киеве, хозяева — мы! Городское управление матери городов русских должно быть русским... Мы должны решительно сказать: мы — русские, и Киев — наш... Я, как человек старый. По сравнению с большинством присутствующих здесь, могу сказать одно: «Я вас благословляю! Идите смело и дружно и никому не уступайте своего первородства»... Состав нынешней думы надо решительно обновить. Необходимо поддержать на выборах купечество. Надо, чтобы Киев богател, но богател, как национально-русский центр...».

В 1912 году патриотическая общественность Киева отметила 70-летие Сикорского. В одном из адресов отмечалось: «Иван Алексеевич Сикорский неизменно обнаруживал в общем направлении своей деятельности просвещенный патриотизм и преданность началам русской государственности». 3 июня 1912 года Киевский губернский отдел Союза Русского Народа (СРН) направил для чествования ученого депутацию в составе исполняющего обязанности председателя отдела священиков М. П. Алабовского и членов отдела И. А. Жеребцова и Е. А. Соболева. В адресе, который поднесли своему единомышленнику монархисты, в частности, говорилось: «Круг явлений, ставших предметами Ваших ученых трудов или Вашей общественной деятельности поражает широтой и разнообразием: и высокие проявления духа религиозного, как например, в лице о. Иоанна Кронштадтского, и болезни этого духа, например, в лице сектантов-малеванцев и художественные и литературные творения русского гения (собор св. Владимира, Пушкин и др.), и отрезвление народа через посредство учрежденного Вами Юго-Западного общества трезвости, и вопросы воспитания нормальных и ненормальных детей..., и начавшаяся в последние годы оживленная работа патриотических организаций, все это и многое другое привлекло Ваше просвещенное внимание, все освещалось со столь свойственным Вам ученым беспристрастием и вдумчивостью, и во всем Ваше участие оставляло более или менее глубокий благотворный след». Являясь сотрудником газеты «Киевлянин», Сикорский не раз публиковал в ней статьи, в которых живо откликался на события общественной жизни, отстаивая монархические идеалы.

Иван Алексеевич считается одним  из крупнейших идеологов русского национализма, он активно проповедовал расизм и антисемитизм, занимался психологическими основами русского национализма и патриотизма, отрицая его связь с православием. «Народный дух, — писал Сикорский, — это величайшее биологическое богатство, созданное веками биологической и исторической жизни, глубокие пружины которой скрыты от современного взора». По мнению исследовательницы Марины Могильнер «в отличие от большинства русских антропологов рубежа веков, Сикорский интересовался не просто изучением и описанием „расового состава“ империи и эволюцией человечества как вида, но объективизацией неравенства народов, то есть основаниями расовой иерархии (…) „его“ империя состояла из русской нации, на основе которой будет продолжаться развитие государства, и нерусского населения — объекта ассимиляции».

Сикорский был членом Русского Антропологического общества при Санкт-Петербургском  университете и, вместе с другими  киевскими профессорами, пытался основать такое же общество в Киеве. В своих антропологических работах, согласно Марине Могильнер, он относил русских к ариям, считая их представителями высшей расы.

Информация о работе Биография и научная деятельность Сикорского Ивана Алексеевича