Александр I : поиски путей реформирования русского общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2014 в 11:44, доклад

Краткое описание

В первой четверти XIX в. Россия находилась в перекрестке между самодержавно-крепостническим строем и поисками новых форм организации социально-экономической и политической жизни. Этот противоречивый и сложный период русской истории связан с царствованием Александра I (1777-1825).

Вложенные файлы: 1 файл

Александр I.docx

— 13.89 Кб (Скачать файл)

                            Александр I : поиски путей реформирования русского общества 

В первой четверти XIX в. Россия находилась в перекрестке между самодержавно-крепостническим строем и поисками новых форм организации социально-экономической и политической жизни. Этот противоречивый и сложный период русской истории связан с царствованием Александра I (1777-1825).

1 этап  преобразований. в первые дни после воцарения Александр объявил, что управлять Россией будет «по законам и по сердцу» Екатерины II. Начало правления Александра 1 ознаменовалось проведением реформ, он хотел изменить политический строй России, создать конституцию, гарантировавшую всем права и свободу. Но у Александра было много противников. 5 апреля 1801 г. создается Непременный совет, члены которого могли оспаривать указы царя..  В мае того же года Александр внес на рассмотрение совета проект указа о запрещении продажи крестьян без земли, но члены Совета дали понять императору, что принятие подобного указа вызовет брожение среди дворян и приведет к новому государственному перевороту. После этого Александр сосредоточил свои усилия на разработке реформы в кругу своих “молодых друзей” (В. П. Кочубей, А. А. Чарторыйский, А. С. Строганов, Н. Н. Новосильцев). Дальнейшее рассмотрение крестьянского вопроса привело к появлению 20 февраля 1803 указа о “свободных хлебопашцах” Так в России в первый раз появилась категория свободных крестьян. Согласно положениям этого указа помещики получили право освобождать крестьян как поодиночке, так и селениями, с обязательным наделением их землёй. Крестьяне должны были за свою волю уплатить огромный выкуп или обязывались исполнять повинности. При невыполнении обязательств крестьяне возвращались помещику. На положении основной массы крестьянства указ практически почти не отразился. В разряд «вольных хлебопашцев» входили также дворовые люди и крестьяне, отпущенные лично на свободу, если они приобретали земельные наделы.

Также Александр провел реформу образования, суть которой состояла в создании государственной системы образования, главой которой являлось Министерство народного просвещения. Кроме этого, проводилась административная реформа (реформа высших органов управления) - было учреждено 8 министерств: иностранных дел, внутренних дел, финансов, военных сухопутных сил, морских сил, юстиции, коммерции и народного просвещения. Новые органы управления обладали единоличной властью. Каждое отдельное ведомство управлялись министром, каждый министр подчинялся Сенату.

В эти же годы сам Александр уже почувствовал вкус власти и стал находить преимущества в самодержавном правлении. Разочарование в ближайшем окружении заставило его искать опору в людях, лично ему преданных и не связанных с сановной аристократией. Он приближает к себе сначала А. А. Аракчеева, а позднее М. Б. Барклая де Толли, ставшего в 1810 военным министром, и М. М. Сперанского, которому Александр поручил разработку нового проекта государственной реформы. В 1810 г. по предложению Сперанского был утвержден Государственный совет – орган, состоящий из высших сановников, в функции которого входило выступать с законодательными предположениями. Сперанский предлагал также создать Государственную думу и местные думы как представительные органы, но против этих предложений выступило дворянство. Проект Сперанского не был осуществлен, а сам он отправлен в ссылку и возвращен в Петербург лишь в 1821 г. 

 


Информация о работе Александр I : поиски путей реформирования русского общества