Якутский орнамент

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 09:16, реферат

Краткое описание

Целью данной работы является анализ якутских орнаментов.
Задачи:
1. Рассмотреть историю возникновения, виды орнамента.
2. Изучить виды якутских орнаментов.
3. Узнать в каких отраслях используют, какие орнаменты.
Объект исследования: орнамент.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………..3
Глава 1. Орнамент……………………………………………………………………………..4
1.1 История возникновения орнамента………………………………………………………4
1.2 Виды орнамента……………………………………………………………………………6
Глава 2. Якутский орнамент……………………………………………………………….….9
2.1 Виды якутских орнаментов………………………………………………………...…….10
2.2 Классификация якутских орнаментов………………………………………………...…12
Заключение……………………………………………………………………………………15
Использованная литература………………………………………………………………….16
Приложения……………………………………………………………………………………17

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работ орнамент.doc

— 502.50 Кб (Скачать файл)

Животный орнамент. Основан, на изображениях птиц и зверей, как близких к реалистическим, так и условных. В последнем случае орнамент несколько приближается к фантастическому.

Предметный, или вещный, орнамент. Возник в античном Риме и широко использовался во все последующие  эпохи. Содержание предметного орнамента  составляют изображения военной  геральдики, предметов быта, атрибутов музыкального и театрального искусства.

 

Глава 2. Якутский орнамент

 

 

Якутский орнамент включает в свой состав как прямолинейные, так и  сложно-криволинейные мотивы, нередко  в соединении друг с другом. Простейшие прямолинейно-геометрические узоры  состоят из полос (простых или покрытых вертикально или наклонно расположенными линиями), ромбов, квадратов, прямоугольников, треугольников, зигзага, вписанных треугольников, светлых и темных квадратов, расположенных в шахматном порядке, шестиугольников, диагонально пересеченных квадратов и прямоугольников, крестов, составленных из ромбов, сетки и тому подобных фигур. К криволинейным орнаментам относятся лировидные узоры, различного вида спирали (одиночные, парные и S-видные), рогообразные фигуры, кресты, (разветвленные на концах или имеющие на них ромбообразные утолщения), «волна», фигура, похожая на сердце, с ромбиком или крестом наверху, дуга, дуги с крестами на месте соединения, пальметки, миндалевидные фигуры, четырехлепестковые розетки и циркульный узор. Криволинейные мотивы нередко образуют довольно сложные композиции и в вышивке отличаются яркостью цветов. Орнамент встречается на одежде, обуви, рукавицах, шапках, меховых ковриках, чепраках, мешках, колчанах, на разнообразных изделиях из бересты, дерева и металла, на предметах из кости. Для орнаментации применяются цветные сукна, бисер, металлические бляшки, цветные нитки. Многие простейшие геометрические узоры сходны с таковыми же эвенкийско-юкагирскими, сложно-криволинейные узоры во многом сближаются с саяно-алтайскими, а также с орнаментом народов Средней Азии -- казахов, киргизов, горных таджиков. Орнамент состоятельных якутов отличался прежде пышностью и богатством своих форм, но каких-либо новых его типов верхушка якутского общества не создала. Широко используя орнаментальные мотивы, разработанные народными мастерами и мастерицами, якутские тойоны, кулаки и торговцы в отличие от бедноты применяли их для украшения бытовых предметов из серебра, покупали серебряные нитки, сукна и другие дорогостоящие материалы для отделки одежды и конской упряжи.

 

 

 

 

 

2.1 Виды якутских орнаментов

 

 

Линейный орнамент. Этот орнамент, найденный при археологических  раскопках, широко применялся в старину  в орнаментике предметов обихода. И потому на вопрос: "когда же возник тип этого рисунка?" ответить невозможно. Начиная с глиняных горшков, рисунок распространился на бересту, дерево, одежду, металл. Несмотря на то, что используется отдельным рисунком, широко применяют для разделения, украшения других рисунков. Длина достигает от 1-2 мм до 30 мм. В зависимости от материала изготовления применяют ножи, пилы, полукруглые стамески разного размера, напильники. Прост для рисования, потому распространен широко.

Ребристый рисунок, орнамент в виде трав. По мнению некоторых информаторов этот орнамент называют еще "гребенчатым". Но для окончательного объяснения этого названия потребуется время. В старину это означало благодать, урожай. Использовалось для украшения поддонов чорона, для среднего раструпа кытыйи и для др. Название этой группы орнаментов произошло от швов берестяных посуд и имеет название "ребристый рисунок". Место изготовления отмечают "линейный орнамент" вдоль дерева и пользуются полукруглыми стамесками разного размера. Высотой изделия, разнообразным количества, всевозможным сплетением разных узоров разделяют на множество групп. Во всех улусах Якутии имеет ровное распространение.

Орнамент в виде косых линий. В обломках глиняных посуд у народностей  Севера встречается редко. Позже  развивается в производстве берестяных посуд, в одежде, широко применяется на дереве. Этот орнамент широко пользуется в рисунках кытыйи, кытаха. Например, встречается во внешних швах кытыйи и в медных ободках.

Орнамент в виде нёба (елочка). Вид "елочка", который был широко распространен в старину в шитье одежды. Но как орнамент в виде "косых линий", использовался на дереве не широко. Но все-таки этот орнамент встречается в XVIII-XIX вв. в изделиях для кумысопитья, на мутовке для кумыса, в хамыяхе, в воронке для кумыса. Хотя орнамент не играл всеми цветами радуги, как на одежде, но на дереве глубоко прописался. У народностей Севера известен как орнамент "елочки". В старину применялся для шитья.

Ломаные линии (вид урасы). Орнамент "ломаные линии" взят из шва  берестяной посуды. Это геометрический орнамент с длинной историей. В орнаментах народов Сибири встречается постоянно. Этот узор применялся в посуде, в утвари якутов XVIII века. Сплетаясь с другими орнаментами, стал основным рисунком для дерева.

Орнамент в виде сети. Появление  этого геометрического рисунка точно не установлено. В деревянных изделиях у якутов этот орнамент заимствован у швов берестяных посуд. Вид этого рисунка делится на многие группы по содержанию и имеет разные названия.

Можно смело сказать о том, что  вид "сети" для якутов был одним из самых любимых орнаментов.

Орнамент в виде ягоды малины, обрезков и ногтей. Эти орнаменты  входят в группу "арочные". Для  якутов известен как орнамент в виде " ягоды малины", "ногтей". В старину, изготовив глиняную посуду, в мокром виде вдавливали пальцем или вырезали.

Этот вид орнамента сначала  использовался в украшении посуды для кумыса, для сэргэ, а потом  с середины XIX века использовался  для украшения крышки короба для  шитья.

Орнамент в виде коровы. Отсюда начинается группа орнаментов похожих  на детскую берестяную игрушку в виде коровы. С XVIII века широко стал распространяться на деревянные изделия. Периодом самого широкого распространения можно считать XIX век.

Сердцеобразный орнамент. Орнаменты  в виде сердца, которые широко применялись  в орнаментике одежды, берестяной посуды. В деревянных изделиях, чоронах, на воронке для кумыса можно увидеть в XIX-XX веках.

Орнаменты в виде бараньих рогов. Орнаменты  не имеют специального якутского  названия. Такие орнаменты изображены в изделиях из золота XIX в. Орнамент известен для тюркских народов как орнамент в виде "бараньих рогов". Они имеют древние корни, богатое содержание. Якутские мастера по дереву в своих изделиях их широко применяли и, не утрачивая основного смысла узора, обогатили внешний вид. Этот орнамент не применялся в посуде для кумыса и молочных продуктов.

Лировидный орнамент. С этого  орнамента начинается группа под  символическим названием "лировидные" ("когер"). Широко распространен  у коренного населения Сибири, Средней Азии. Специалисты по изучению орнамента их вводят в группу лировидных. Не утрачивая своего первоначального происхождения, рисунок распространен и по сей день. Рисунок широко распространен в местах, где развито коневодство. Потому и является главным рисунком в чепраках, кычыме. Название и внешний вид похожи на кумысную посуду "когер". Об этом рассказывает в своей статье "Лировидный мотив в якутском орнаменте" Ф.М.Зыков. Потому орнамент должен называться "когер ойуу", а не "косюр ойуу", как по М.М.Носову.

Орнамент в виде завитков. Орнаменты "s"-образным элементом имеют одни корни с "когер-ойуу". Широко применялись в деревянной посуде, в предметах обихода в XIX веке. Этот орнамент называется орнаментом в виде завитков. Является основным рисунком нагрудного и наспинного женского украшения. Один вид применяется многократно и потому стал элементом.

Растительный побежок. Группа этих орнаментов глубоко вписалась в  материальную культуру якутского народа. В музеях можно увидеть много  посуды, одежды, принадлежности лошади, украшенные этими орнаментами.

Орнамент в виде муравьев. Не получил  широко распространения на дереве. В основном использовался в украшении  утвари, предметов домашнего обихода  в XIX-XX веках. С давних времен известен как рисунок для одежды, принадлежностей  лошади.

Растительный рисунок. Эти орнаменты почти не применялись в старину в изделиях на дереве, не имели широкого развития. В основном нарисованы на разных видах сундучков, в шкатулках для женских украшений.

Рисунок в виде цветов. "Цветочный  рисунок" встречается в деревянных изделиях, в Х1Х-ХХ вв. Простой вид цветка с четырьмя лепестками в XIX в. применялся в почерненных сундуках, в коробках для мелких принадлежностей. В чоронах конца XIX века вместо орнамента "тоногос" использованы "цветочные рисунки", что является нарушением традиции орнаментики якутской деревянной посуды.

Орнамент в виде солнца. Называется рисунок солнца, мутовки, диска. Этот орнамент сохранился почти у всех народов земного шара с каменного  века по сей день. Это один из самых  культовых орнаментов у якутов, он показывает преклонение якутов перед солнцем, и поэтому рисуется во многих предметах: в ремнях, наспинных и нагрудных украшениях, в шапке "дьабака" и т.д.

Кроме того, в произведениях якутского  прикладного искусства вместе с  орнаментами изображают различные сюжетные рисунки с геральдическими значениями: конечеловек-единорог, лев, лошадь, фольклорное святое дерево Аал-Луук Мас, птицы (орел, лебедь, кукушка, гоголь).

 

2.2 Классификация якутских орнаментов

 

 

Проблема классификации орнамента, как и вопрос об определении границ и специфики орнаментального искусства, неоднозначна и дискуссионная. Классификацией орнамента достаточно много занимались историки и этнографы, выделив основные группы в орнаментальном творчестве народов нашей страны.

Существующие обобщения орнаментального материала связаны с различными принципами и направлениями его классификации: по хронологическому признаку (орнамент ХVIII, ХIХ, ХХ веков), историческим периодам и эпохам (орнамент древнего мира, средних веков, эпохи Возрождения), региональному признаку (орнамент Поволжья, Средней Азии, Сибири), этнонациональному (русский, чувашский, якутский), по назначению (архитектурный), технике исполнения (орнамент в вышивке, резьбе по дереву, кости), материалу (орнаментация серебра, дерева, меха), семантике и содержанию (солярный, небесный), композиционным особенностям (розетки, бордюры), характеру симметрии (симметричный, асимметричный), ритму (прерывный, частый, редкий), цветопластическим свойствам (полихромный, рельефный), стилевым признакам (орнамент барокко, рококо, классицизма, ампира, модерна), по местным названиям и общему характеру узоров (геометрический, растительный, зооморфный).

Обзор литературы по русскому народному  искусству и искусству народов  бывшего СССР убеждает в отсутствии единого критерия классификации народного орнамента. Неудивительно, что при слабой разработке общей теории орнамента и проблем его классификации, систематизация мало коснулась якутского орнамента, не изученного искусствоведами, недостаточно исследованного этнографами.

Первые попытки классификации  якутского орнамента были сделаны  в 1936 г. народным художником Якутии М.М. Носовым - одним из первых собирателей, пропагандистов и исследователей якутского  орнамента. В статье «О якутском народном орнаменте» и рукописном перечне классификации якутского орнамента М.М. Носов систематизирует материал по ряду признаков, в том числе хронологическому (орнамент доисторической эпохи, исторической, современности), по назначению (религиозно-обрядовый, общественно-социальный, строительный, общеутилитарный), по предметам (предметы культа, предметы общественного назначения, одежда, мебель, посуда, экипажи, утварь, упряжь), по материалу (бисер, стеклярус, серебро, медь, железо, камень, кость, рог, глина, дерево и т.д.), по способу выполнения (гравировка, чеканка, ковка, вырезка, вышивка, вязанье и т.д.). Классификация М.М. Носова отражает первые шаги в изучении якутского орнамента.

В основе классификации якутского  орнамента, разработанной немецким этнографом У. Йохансен, предложено деление его на две группы: геометрический и спиральный. Формально-сравнительный метод этнографического исследования У. Йохансен подчинен установлению параллелей между якутской орнаментикой и орнаментом других народов с целью выявления культурного взаимодействия этносов на разных этапах исторического развития.

Археологу А.И. Гоголеву принадлежит  попытка классификации орнаментального  материала по этапам этнической истории  якутов с выделением основных этногенетических слоев якутского орнамента.

Классифицируя якутский орнамент по традиционному и наиболее употребительному принципу, исследователи выделяют в его структуре две основные группы: геометрический и растительный. Зооморфные (со стилизованным изображением животных), антропоморфные (со стилизованным изображением человека), орнитоморфные (со стилизованным изображением птиц) мотивы не всегда достаточно четко читаются в структуре якутского орнамента и часто сливаются с группой геометрических по начертанию узоров. Поэтому в геометрическом орнаменте выделяются две подгруппы: простые геометрические узоры и геометризованные мотивы. Подобная классификация позволяет выявить и подчеркнуть стилистические особенности якутского орнамента.

якутский орнамент мотив спиральный

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 

Орнамент - это особый вид художественного творчества, который, как считают многие исследователи, не существует в виде самостоятельного произведения, он лишь украшает собой ту или иную вещь, но, тем не менее, «он... представляет собой достаточно сложную художественную структуру, для создания которой используются различные выразительные средства. Среди них -- цвет, фактура и математические основы орнаментальной композиции -- ритм, симметрия; графическая экспрессия орнаментальных линий, их упругость и подвижность, гибкость или угловатость; пластика -- в рельефных орнаментах; и, наконец, выразительные качества используемых натурных мотивов, красота нарисованного цветка, изгиб стебля, узорчатость листа...». Термин орнамент связан с термином декор, который «никогда не существует в чистом виде, он состоит из сочетания полезного и красивого; в основе лежит функциональность, красота приходит вслед за ней». Декор обязан поддержать или подчеркнуть форму изделия.

Информация о работе Якутский орнамент