Эпоха Возрождения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 23:16, реферат

Краткое описание

Важной особенностью культуры Возрождения стало обращение к античному наследию. Возродился античный идеал человека, понимание красоты как гармонии и меры, реалистический язык пластических видов искусства в отличие от средневекового символизма. Художников, скульпторов и поэтов Возрождения привлекали сюжеты античной мифологии и истории, древние языки - латинский и греческий. Большую роль в распространении античного наследия сыграло изобретение книгопечатания.

Содержание

Введение 3
Эпоха Возрождения Нидерланд 5
Эпоха Возрождения Франции 11
Заключение 13
Список литературы 15

Вложенные файлы: 1 файл

реферат по изо Бурцева к..docx

— 31.00 Кб (Скачать файл)

Подобные композиции встречаются  в конце XV века у Иеронима Босха. Босх – замечательно своеобразный  художник. Чисто нидерландские пристальность и наблюдательность сочетаются у него с необычайно продуктивной фантазией и весьма мрачным юмором. Один из его любимых сюжетов – «Искушение Святого Антония», где отшельника осаждают дьяволы. Босх населял свои картины легионами маленьких ползающих, страховидных тварей.

Но стоит сказать и  о романтических течениях, то есть находившихся под влиянием итальянского чинквеченто, - они стали распространяться в Нидерландах в  XVI веке. Их несамобытность очень заметна. Изображение «классической наготы», прекрасное у итальянцев, нидерландцам решительно не давалось и выглядело даже несколько комически, как «Нептун и Амфитрита» Яна Госсарта, с их пышными раздутыми телесами. Был у нидерландцев и свой провинциальный «маньеризм».

Отметим разработку жанров бытовой и пейзажной станковой  картины, сделанной нидерландскими художниками в XVI веке. Развитию их способствовало то, что самые широкие круги, ненавидя папство и католическое духовенство, все больше отвращались от католицизма  и требовали церковных реформ. А реформы Лютера и Кальвина включали элемент иконоборчества; интерьеры  протестанских церквей должны были быть совершенно простыми, голыми – ничего похожего на богатое и эффектное оформление в католических храмах. Религиозное искусство сильно сокращалось в объеме, переставало быть культовым.

Стали появляться чисто жанровые картины с изображением торговцев  в лавках, менял в конторах, крестьян на рынке, игроков в карты. Бытовой  жанр вырос из портретного, а пейзажный – из тех  ландшафтных фонов, которые так полюбились нидерландским мастерам. Фоны разрастались, и оставался только шаг до чистого пейзажа.

Однако все искупает  и в себе концентрирует колоссальный талант Питера Брейгеля. Он в высшей степени обладал тем, что называют национальным своеобразием: все замечательные особенности его искусства восходят к самобытным нидерландским традициям. Как никто, Брейгель  выразил дух своего времени и его народный колорит. Он народен во всем: будучи несомненно художником-мыслителем, он мыслит афористично и метафорически. Философия жизни, заключенная в его иносказаниях, горька, иронична, но и мужественна. Излюбленный тип композиции Брегеля – большое пространство, как бы увиденное с вершины, так что люди выглядят маленькими и снуют в долинах, тем не менее, все написано подробно и четко. Повествование обычно связано с фольклором, Брейгель писал картины-притчи.

Творческая деятельность Питера Брегейля продолжалась недолго, он умер в 1569 году, сорока с небольшим лет, и не дожил до событий нидерландской революции. Незадолго до смерти он написал картину «Слепые». Это самый мощный, завершающий аккорд искусства Брегейля, которое можно себе представить как симфонию, пронизанную единой темой. Любя свою многострадальную родину, художник одного не мог простить своим соотечественникам: пассивности, глухоты, слепоты, погруженности в суету сегодняшнего дня и неспособности подняться на те горные вершины, которые дают прозрение целого, единого, общего.

Эпоха Возрождения  Франции

Еще в период Столетней  войны начался процесс сложения французской нации, зарождения французского национального государства. Политическое объединение страны было завершено  в основном при Людовике XI. К середине XV в. относится и начало французского Возрождения, на ранних стадиях еще  тесно связанного с готическим искусством. Походы французских королей в  Италию познакомили французских  художников с итальянским искусством, и с конца XV в. начинается решительный  разрыв с готической традицией, итальянское  искусство переосмысливается в  связи с собственными национальными  задачами. Французский Ренессанс  носил характер придворной культуры. (Народный характер более всего проявился  во французской ренессансной литературе, прежде всего в творчестве Франсуа  Рабле, с его полнокровной образностью, типичным галльским остроумием и  жизнерадостностью.)

Как и в нидерландском  искусстве, реалистические тенденции  наблюдаются, прежде всего, в миниатюре  как богословских, так и светских книг. Первый крупный художник французского Возрождения - Жан Фуке (около 1420-1481), придворный живописец Карла VII и Людовика XI. И в портретах (портрет Карла VII, около 1445), и в религиозных композициях (диптих из Мелена) тщательность письма сочетается с монументальностью в трактовке образа. Эта монументальность создается чеканностью форм, замкнутостью и цельностью силуэта, статичностью позы, лаконизмом цвета. По сути, всего в два цвета - ярко-красный и синий - написана мадонна меленского диптиха (моделью для нее послужила возлюбленная Карла VII - факт, невозможный в средневековом искусстве). Та же композиционная ясность и точность рисунка, звучность цвета характерны для многочисленных миниатюр Фуке (Боккаччо. "Жизнь знаменитых мужчин и женщин", около 1458). Поля рукописей заполнены изображением современной Фуке толпы, пейзажами родной Турени.

Заключение

Искусство в период возрождения  было главным видом духовной деятельности. Почти не было людей, равнодушных  к искусству. Художественные произведения наиболее полно выражают и идеал  гармонического мира, и место человека в нем. Этой задаче в различной степени подчинены все виды искусства.

Основные этапы и жанры  литературы эпохи Возрождения связаны  с эволюцией гуманистических  концепций в период Раннего, высшего  и Позднего Возрождения. Для литературы Раннего Ренессанса характерна новелла, особенно комическая, прославляющего предприимчивую и свободную от предрассудков  личность. Высокое Возрождение отмечено расцветом героической поэмы. В  период Позднего Возрождения развиваются  жанры романа и драмы, основанные на трагических и трагикомических  конфликтах между героической личностью  и недостойной человека системой общественной жизни.

Прогрессивное гуманистическое  содержание культуры Возрождения получает яркое выражение в театральном  искусстве, испытывающем значительное влияние античной драматургии. Для  него характерен интерес к внутреннему  миру человека, наделенного яркой  индивидуальностью.

Профессиональная музыка в эпоху Возрождения проникается  новым гуманистическим мироощущением, перестает быть чисто церковным  искусством и испытывает влияние  народной музыки. Складываются новые  жанры инструментальной музыки, выдвигаются  национальные школы исполнения на органе, лютне. Завершают эпоху Возрождения появление новых музыкальных жанров - сольных песен, оперы, ораторий.

Наиболее полно идеалы Возрождения выразили архитектура, скульптура, живопись, причем живопись в этот период выходит на первый план, оттеснив архитектуру. Это объясняется  тем, что у живописи было больше возможностей отобразить реальный мир, его красоту, богатство и разнообразие.

Характерная черта культуры Возрождения - тесная связь науки  и искусства. Художники, стремясь наиболее полно отразить все природные  формы, обращаются к научному знанию. Вырабатывается новая система художественного  видения мира. Художники Возрождения  разрабатывают принципы линейной перспективы. Это открытие помогло расширить  круг изображаемых явлений, включить в  живописное пространство пейзаж, архитектуру, превратив картину в своеобразное окно в мир. Соединение ученого и  художника в одной творческой личности было возможно только в эпоху  Ренессанса. В эпоху Возрождения  зарождаются и развиваются новые  стили и направления, во многом определившие как расцвет современной культуры, так и дальнейшее ее развитие.

Список литературы:

1.      Гуревич П.С. Культурология: Учебное пособие. - М., 1996.

2.      Культурология / под ред. Радугина А.А. - М., 1996.

3.      Сапронов П.А. Культурология: Курс лекций по теории и истории культуры. - СПб., 1998.


Информация о работе Эпоха Возрождения