Эпос о Гильгамеше

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 14:23, реферат

Краткое описание

Шумеры - древний народ, некогда населявший территорию долины рек Тигра и Евфрата на юге современного государства Ирак (Южная Месопотамия или Южное Двуречье). На юге граница их обитания доходила до берегов Персидского залива, на севере - до широты современного Багдада.
Происхождение шумеров является предметом дискуссии. Одна из предполагаемых «прародин»- горы Загроса к востоку от Междуречья. Возможно местное происхождение шумерской цивилизации, как результат развития предшествующей ей культуры Убейд. В эпосе шумеров упоминается их родина, которую они считали прародиной всего человечества — остров Дильмун. Попытки же отыскать их первоначальную родину до сих пор оканчивались неудачей.

Вложенные файлы: 1 файл

гильгамеш.docx

— 24.46 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ.

Шумеры - древний  народ, некогда населявший территорию долины рек Тигра и Евфрата  на юге современного государства  Ирак (Южная Месопотамия или Южное Двуречье). На юге граница их обитания доходила до берегов Персидского залива, на севере - до широты современного Багдада.

Происхождение шумеров  является предметом дискуссии. Одна из предполагаемых «прародин»- горы Загроса к востоку от Междуречья. Возможно местное происхождение шумерской цивилизации, как результат развития предшествующей ей культуры Убейд. В эпосе шумеров упоминается их родина, которую они считали прародиной всего человечества — остров Дильмун. Попытки же отыскать их первоначальную родину до сих пор оканчивались неудачей.

Шумерский язык, с  его причудливой грамматикой  не родственен ни одному из сохранившихся  до наших дней языков.

Первые, долго существовавшие города Шумера были отдельными городами-государствами, постоянно воевавшими друг с другом.

По древнешумерскому эпосу, около 2600 г. до н. э. Шумер объединяется под властью Гильгамеша, Урукского царя, позже передавшего власть династии Ура.

На протяжении целого тысячелетия шумеры были главными действующими лицами на древнем Ближнем Востоке.

Их достижениями были:

Астрономия и  математика (были точнейшими на всем Ближнем  Востоке)

Деление года на 4 сезона,12 месяцев и 12 зодиаков

Измерение времени  в 60-тках

Траволечение

Психотерапия

Первоначальное  судопроизводство (законодательные акты)

Но самым существенным все же является изобретение письменности.

Писали они пальцами(палочками) по сырой глине – это клинопись. После шумеров осталось огромное количество глиняных клинописных табличек. Чаще всего записи на таких табличках были хозяйственными, бытовыми, однако сохранились и более важные для истории записи, такие как «Эпос о Гильгамеше» или поэма «О всё видавшем».

ИСТОРИЯ.

Открытие  табличек относится к  XIX веку. В 1839 г. англичанин, Остин Генри Лэйард был на раскопках ассирийских курганов, где была найдена погребенная «библиотека». (Раскопки древних городов Ниневия и Нимрод). Таблички с эпосом были найдены в библиотеке царя Ашшурбанапала. Более 25 тысяч табличек в целости и сохранности были довезены до Британского музея в Лондоне, а также древние скульптуры из Ниневийского дворца. Расшифровку начал Генри Роулинсон(британский археолог, ассириолог, лингвист и дипломат.), ключом к расшифровке клинообразного письма стала Бехистунская надпись. (Сочетает Старо-персидский, эламитский, вавилонский). Позже были найдены ассирийские записи эпоса, а также копии более ранних версий Эпоса о Гильгамеше при разных раскопках. Таким образом эпос дошел до нас на четырех древних языках - шумерском, аккадском, хеттском и хурритском.

А также упоминания о нем сохранились у греческого писателя Элиана и у средневекового сирийского писателя Теодора бар-Коная.

"Эпос о Гильгамеше" — это собрание шумерских легенд. Он повествует о царе Гильгамеше (царские его подвиги в эпосе не отражены) и его друге дикаре Энкиду. Ученые установили, что, действительно, был такой человек, царь, по имени Гильгамеш, живший и правивший в Уруке в первую половину третьего тысячелетия. Имена его предшественников и современников были написаны на кирпичах и вазах. Существуют два документа, - шумерский "список царей" и так называемый "История Туммула", - дающих противоречивую информацию о Гильгамеше. Согласно "списку царей", Гильгамеш был пятым по счету царем от основания первой династии Урука (после потопа) и правил 126 лет, тогда как его сын царствовал всего лишь 30 лет, а последующие цари были совсем обычными людьми.

В эпосе не рассказывается ни о чудесном рождении Гильгамеша, ни о его детстве, хотя эти эпизоды  обычно вставляются в эпосы о  фольклорных героях. Когда начинается рассказ, Гильгамеш уже вырос  и превзошел всех других людей  силой, красотой и непомеренными желаниями, являющимися следствием его полубожественного происхождения.

 Источники эпоса  существуют разные, поэтому детали  эпоса отличаются в разных его версиях. Однако основной его тезис – это гимн о дружбе, которая не просто способствует преодолению внешних препятствий, но преображает, облагораживает. Также в эпосе отражены многие взгляды философии того времени на окружающий мир, этику, места и судьбы человека. Во многом поэма близка известным произведениям Гомера — Илиаде и Одиссее. В сюжете эпоса множество философских мыслей и изречений, которые получили дальнейшее развитие уже в произведениях куда более поздних авторов. Это размышления о смерти и бессмертии, о смысле жизни, идея враждебности цивилизации и природы! Также в эпосе есть немаловажный фрагмент(в ассирийских переписанных версиях) – это миф о потопе, сюжетная линия которого совпадает с сюжетом библейского потопа.

Называть "Эпос о  Гильгамеше" эпосом было бы не вполне точно: в этом произведении действуют  эпические герои и мифологические персонажи, и оно использует ряд  эпических по происхождению сюжетов, но посвящено оно не событиям народной истории, а путям личности, судьбе человека в мире. Можно познакомиться  с эпосом в переводе Н.С. Гумилева, И.М. Дьяконова, С.И. Липкина. Перевод  И.М. Дьяконова, поражает своей мощью, он передан, как утверждает В.В. Иванов1, со всей возможной филологической точностью.

Сокровенное видел он, тайное ведал,

Принес нам весть  о днях до потопа,

В дальний путь ходил, но устал и смирился

Рассказ о трудах на камне высек.

Вслед за этими словами  следуют доказательства достоверности  сообщения:

Стеною обнес  Урук огражденный,

Светлый амбар Эаны священной. -

Осмотри стену, чьи  венцы, как по нити,

Прикоснись к  порогам, лежащим издревле,

И вступи в Эану, жилище Иштар, -

Даже будущий  царь не построит такого, -

Поднимись и пройди по стенам Урука,

Обозри основанье, кирпичи ощупай:

Его кирпичи не обожжены ли

И обложены стены  не семью ль мудрецами?

Множество ценных сведений о языке, истории, науке, быте, обычаях  и законах древних народов  Двуречья сохранила для нас глиняная библиотека Ашшурбанапала.

Эпос о Гильгамеше - создание поэта, который не просто соединил между собой разрозненные шумерские сказания-былины, но тщательно  продумал и скомпоновал известный  ему материал, придав произведению глубокий философский смысл.

В мире «Гильгамеша» нет и намека на равенство отношений  людей и богов. Боги не общаются с  людьми и не устанавливают с ними отношений – они просто используют их в своих целях. Для человека лучше всего не общаться с богами, а если такая встреча неизбежна, следует быть готовым ко всевозможным неприятностям.

Лейтмотив поэмы - недостижимость для человека участи богов, тщетность  человеческих усилий в попытках получить бессмертие. Концовка эпоса подчёркивает мысль, что единственно доступное  человеку бессмертие - это память о  его славных делах. По мере развития сюжета эпоса образ Гильгамеша меняется. Сказочный герой-богатырь, хвастающийся своей силой, превращается в человека, познавшего трагическую краткость  жизни. Могучий дух Гильгамеша восстает против признания неизбежности смерти. Включение в эпопею рассказа о потопе (произведения другого цикла) ещё более подчёркивает основную идею произведения - недостижимость главной цели странствий Гильгамеша - «вечной жизни».

Внутреннее развитие образов Гильгамеша и Энкиду подчинено законам развития эпических образов: уже не благодаря волшебным помощникам, как герои мифологических сказов, а в результате высоких развившихся в них физических и моральных качеств возвышаются они над прочими смертными.

Также показывается тщетность  амбиций. Даже полубог, в котором всего треть человеческого, не смог сравниться с бессмертными богами. Важно, что это в принципе возможно - лишь по неосторожности Гильгамеш упустил цветок бессмертия.

Лишь в конце своих  странствий герой начинает понимать, что бессмертие может принести ему  вечная слава его имени, для этого  он и воздвигает стены Урука, которые и столетия спустя служат урукитам, и именно к этому свелось в конце концов значение его существования в глазах «Эпоса». Гильгамеш обрел «бессмертие» путем посмертного долголетия его дела.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. ( БУГАГА) 

Емельянов В. В. Древний Шумер: Очерки культуры. СПб., 2001;

Тураев Б.А. История Древнего Востока, т. 1., М., 1935;

Зазария Ситчин "12-ая планета" Алан Элфорд “Боги нового тысячелетия” Сайт Древний Мир (ufolog.nm);

Марина Лущенко (susianplanet);

Могултай “Смысл существования в Эпосе о Гильгамеше и переднеазиатское мировоззрение” (wirade);

Материал из Википедии  — свободной энциклопедии;

Стихи даются в переводе И. М. Дьяконова по изданию “Поэзия  и проза Древнего Востока”, Москва, 1973 г.;

Юрий Нечипоренко “Сказание  о Гельгамеше Рукописи не крошатся” (hrono);

Чанышев А.Н. “Эгейская предфилософия”. – М., 1970;

В.В. Иванов «Еще одно рождение Гильгамеша», Иностранная литература. - М., 2000, № 10.

1 Вяч. Вс. Иванов «Еще одно рождение Гильгамеша» (Иностранная литература. - М., 2000, № 10)

2 Хумбаба – чудовище великан, охраняющий кедры от людей.

 

 


Информация о работе Эпос о Гильгамеше