Эортологи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 08:29, доклад

Краткое описание

1. Эортология – наука об истории возникновения праздника, его истоках, формах праздничной культуры и его эволюции.
В основе науки лежит предметное изучение праздничной культуры с эпохой, культурой развития народа или нации, его традициями и обычаями.

Вложенные файлы: 1 файл

1 эортология.docx

— 24.28 Кб (Скачать файл)

Социальная сущность праздника, его функции в обществе.

 

1. Эортология – наука об истории возникновения праздника, его истоках, формах праздничной культуры и его эволюции.

В основе науки лежит предметное изучение праздничной культуры с эпохой, культурой развития народа или нации, его традициями и обычаями.

 

2. Праздник – особый тип социального действа людей, объединяющий их идейно, утверждающий мировоззрение данного общества, его идеалы.

Праздник  – особый тип более глубокого  осознания категории «образ жизни», общественного сознания.

Праздник, форма эстетической и художественной деятельности, включенная непосредственно в ткань социокультурной реальности. Массовый праздник переводит на язык игровых правил наиболее существенные переломные моменты человеческой жизни.

Он  отличается:

  • широким активным и творческим участием масс,
  • рассредоточен на обширной территории,
  • предполагает одновременное возникновение, наличие многих очагов художественного действия, где каждый из его участников может выбрать свое праздничное действие.

Праздничное игровое общение включает в себя как неотъемлемую часть – зрелище-представление.

 

Праздник – сложное социальное явление.

Сущность праздника: люди более полно ощущают себя как единое целое и в зависимости от типа праздника – как социальную группу, как народ, как нацию.

Праздник отличается от ТП тем, что предполагает участие всех людей, (ученик отдыхает, хоть и не празднует), а в ТП есть зрители и участники.

Праздничное состояние – это реакция человека по поводу события. Оно режиссируется.

Основные элементы праздника (композиционное построение):

 

  • Торжество – определенно окрашенное действие, исходя из содержания праздника, публичный момент единения общего и личного (гимн, подъем флага).
  • Зрелище – часть праздника, дающая сильное эстетическое переживание, является основой эстетического освоения ценностей.
  • Обряд – совокупность установленных обычаев, действий, связанных с общественными традициями.
  • Ритуал – исторически сложившаяся или социально установленная норма поведения, в которой все действия строго канонизированы (церемония демонстративного характера). Практикуется в особо торжественных моментах в жизни общества и отдельных личностей.

  Регистрация брака – обряд.

Обмен кольцами – ритуал.

Потребность в празднике – состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в общении.

Потребность в общении – центр всех связей (завязывание всех связей).

Потребности в празднике:

  • Идеологические – пропаганда общественных идеалов.
  • Правовые – в демократии, в равенстве, в свободе.
  • Мировоззренческие (духовные)
  • Эстетические – художественно-эстетические и нравственные: закрепляет установившиеся, наиболее значимые общечеловеческие нормы поведения: долг, честь, совесть, уважение, справедливость. (Нарушивший их подлежит моральному осуждению)
  • Организационные потребности – социализация людей (приобщение, учет всех интересов социума, потребность к сплочению людей)
  • Творческая – самовыражение группы и общности в целом.

Функция –это отношение двух или нескольких объектов, в кот .изменение одного – приводит к изменению другому.

  Взаимосвязь функций и потребностей, баланс. Теоретики рассматривали разные функции и потребности: Корении – соц- но психологич .функции, Больнов – соц. педагогич. функции,  - художественные функции; Кокс – психофизиологическую функцию праздника; - игровую , творческую функцию; немецк. Учен. Эвенхард – идеологическую функцию праздника; Белифант – художественно – эстетич .функцию праздника; Лаптева – соц- но эстетическую функцию пр- ка. Праздник, как соц –ое явление полефункционален;

Любой праздник включает группу функций:

    • Идеологическая
    • Коммуникативная
    • Организационная
    • Воспитательная
    • Рекреативная

Классификация праздников: государственные, семейно-бытовые, трудовые, гражданские и тд.

Классификация П. может быть проведена по нескольким основаниям.

  1. По времени проведения:
    • периодически отмечаемые (напр., День Победы, Олимпийские игры)
    • непериодические, обусловленные моментом (напр., начала крупного строительства, презентация фирмы),
    • стабильные (Рождество)
    • подвижные (Пасха),
    • календарные – летние (День Ивана Купалы), осенние (Праздник урожая), зимние (Новый год), весенние (Масленица);
  1. пространственная масштабность:
    • местные, локальные праздники, распространенность к-рых ограничена,
    • региональные – праздники республик, города, села, улицы (Праздник Севера),
    • национальные ( Праздник Русской березки, татарский Сабантуй, Фестиваль финно-угорских народов),
    • государственные (День Конституции, День независимости),
    • международные (Олимпийские игры, День породненных городов и т. п.);
  1. по вероисповеданию:
    • светские (день рождения, день совершеннолетия)
    • религиозные (день ангела, конфирмация и т. д), к-рые различаются по конфессиям (православные, католические, буддистские, иудейские и т. д.);
  1. по видам человеческой деятельности и сферам бытия:
    • общественно-политические (1 Мая, 9 Мая, 8 Марта, и т. п.),
    • профессионально-трудовые (дни профессий, проводы на пенсию),
    • природно-экологические (Проводы зимы, Новый год, День птиц, День охраны окружающей среды),
    • семейно-бытовые (дни рождения, совершеннолетия, свадьбы, новоселье и т. д.),
    • историко-культурные и праздники искусств (праздники спортивные, праздники улиц, домов, праздник духовой музыки, песни и танца, книг и т. д.).

 

 

Проблемы  праздничной культуры:

  • праздник как соц. явление подменяется развлечением
  • отторжение людей от организации и участия в праздничном действии, становятся наблюдателями
  • обозначившееся противоречие в последние десятилетие праздничной культуры между молодым поколением и всеми остальными слоями общества
  • упрощение художественных форм для молодежи

 

ПРОВЕДЕНИЕ  ПРАЗДНИКА, этапы

    1. непосредственное воплощение сценария,
      1. включающее в себя основные композиционные части: пролог (экспозицию), концентрирующий внимание людей на образном смысле праздничного действа,
      2. развитие игровых эпизодов, побуждающее личную готовность к театрализованному действию,
      3. эмоциональное соучастие в нем (эмпатию),
      4. кульминацию – непосредственное участие в театрализованном действии как результат эмоционального потрясения.
    2. активизация аудитории.

 

ФУНКЦИИ ПРАЗДНИКА,

  • рекреационную функцию, или функцию отдыха, т. е. снятия усталости, психологической и физической разрядки;
  • свойство воспроизводиться, он участвует в передаче культурных ценностей от одного поколения другому
  • коммуникативная функция праздника, благодаря к-рой. снимаются профессиональные, возрастные, социальные барьеры; все участники праздника образуют праздничное общество; праздник может примирить людей друг с другом, порождает чувство свободы и коллективности;
  • исходя из двойственной природы праздника, в его подчиненности, в частности, интересам господствующей власти, необходимо отметить идеологическую функцию праздника;
  • воспитательное значение праздника;
  • эстетическая функция – одна из ведущих и необходимых в празднике; событие, художественно оформляется, привлекая для этого различные виды искусства,
  • творческая функция; праздник предполагает не созерцательное участие в нем, а активное: подлинный праздник – это когда не смотрят, а действуют, играют, радуются и веселятся, все, демонстрируя публично свои дарования и возможности;

 

Рассмотренные функции позволяют определить праздник как специфическое социальное явление, представляющее собой форму активного отдыха, основанного на самодеятельности субъектов и способствующего восстановлению и развитию их физических и духовных сил посредством создания особого чувственно-эмоционального состояния. (А. В. Бенифанд).


Информация о работе Эортологи