Эль Лисицкий: концепция супрематизма и фотомонтаж

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2014 в 18:50, курсовая работа

Краткое описание

Интенсивная и многообразная деятельность Лисицкого, художника больших социальных эмоций, чье стремление показать миру что-то новое, изменить устоявшиеся правила, не может не интересовать новое поколение. Курсовая работа посвящена изучению его биографических источников, исторических реалий, в котором творил художник, раскрытию концепции супрематизма и этого веяния в творчестве художника, а также рассмотрению определения фотомонтажа и тому, какое значение художник придавал этой технике. В основной части рассматривается биография, творческий процесс художника, историческая справка, определение супрематизма и фотомонтажа.

Содержание

Введение……………………………………………………….…..................4

Глава I. Жизнь Эля Лисицкого………….…….…………………….…..…..6
1.1. Биографические данные Эля Лисицкого…………………..….6
1.2. Искусство «Нового времени»……………………………….…..7

Глава II. Концепция супрематизма………………...…………………..…10
2.1. «Выражение высшей реальности»….……..……………………10
2.2. Лисицкий - супрематист…………………….…………………....11

Глава III: Фотомонтаж и фотограмма……………………………………..13
3.1. Понятие фотомонтажа и фотограммы……….…………………13
3.2. Фотомонтаж и фотограмма Лисицкого……….…………………13

Заключение ………….…………….……………………………………..15
Приложение ……………….…..………………………………………….18
Список использованной литературы ……………………………………23

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа по твк — копия.doc

— 1.03 Мб (Скачать файл)

В Витебске Лисицкий изобрел и развил собственный вариант трехмерных супрематических композиций, названных им "проуны" (проекты утверждения нового). В 1919 - 1920 написал большое число живописных проунов, часть из которых была переведена в графическую форму; папки с литографиями проунов затем были изданы в Москве (1921) и в Ганновере (1923). Проуны, по мысли автора, синтезировали методы супрематизма и конструктивизма, служа "пересадочной станцией от живописи к архитектуре" [10, с.103]. В перспективе всей биографии Лисицкого они сыграли роль проектной стадии для создания дизайнерских разработок широкого диапазона: из проунов выросли проекты "горизонтальных небоскребов" (пр. 8), театральные макеты, новые принципы фотографии и фотомонтажа, плакатный, книжный, мебельный дизайн.

В конце 1920 года мастер переехал в Москву, преподавал в Высших художественно-технических мастерских, участвовал в работе Института художественной культуры[7, с.27].

 

 

 

 

 

ГЛАВА III: Фотомонтаж и фотограмма

3.1. Понятие фотомонтажа  и фотограммы

Фотомонтаж - метод печатания фотоснимка с двух или нескольких негативов. При механическом способе фотомонтажа из фотографий вырезают нужные изображения, подгоняют их путем увеличения под необходимый масштаб, склеивают на листе бумаги, ретушируют, затем переснимают. При проекционном способе фотомонтажа на фотобумаге последовательно печатают изображения с ряда негативов. При этом нередко используют так называемые маски, последовательно перекрывающие те или иные части негатива. Его широко применяют при изготовлении плакатов и реклам.

При изготовлении фотомонтажа самым трудным является подбор цветов и яркости, определение масштаба отдельных частей и их выравнивание в изображении. Самое незначительное противоречие быстро распознается глазом наблюдателя и разоблачает фотомонтаж [3, с.29].

Фотограмма - фотографическое (контурное) изображение без использования фотоаппарата, получаемое наложением непрозрачного, полупрозрачного или прозрачного объекта непосредственно на светочувствительный материал (бумагу или пленку) с последующим экспонированием и проявлением. Специфической особенностью фотограммы является то, что в момент экспозиции свет не отражается от предметов, а проходит сквозь них. Непрозрачные предметы запечатлеваются на фотограмме в виде светлых силуэтов.

 

3.2. Фотомонтаж и фотограмма  Лисицкого

Первый опыт Лисицкого в области фотограммы - серия рекламных плакатов для канцелярской фирмы «Пеликан» (пр. 9). Кроме того что эта работа стала новым и неожиданным словом в рекламной полиграфии, она удивительна по тонкости и органичности применения новой техники в сочетании с продуманной компоновкой изображения.

В ней, как и в более поздних фотограммах, вполне узнаваем особый почерк Лисицкого, создающий ощущение «живого» пространства, гармоничной и уравновешенной среды[3, с.51].

Лисицкий не был первооткрывателем фотограммы, но в его органично-конструктивных работах этот пластический язык получил особое звучание.

Вслед за этим начались опыты, в результате которых появилась не только серия рекламных фотограмм, но и знаменитый «Автопортрет с циркулем» (пр. 10).

В этой работе Лисицкий применил метод проекционного фотомонтажа (совмещенной печати с двух негативов), наложив свой портрет на изображение раскрытой ладони с циркулем, зажатым между пальцев.

Удивительно емкий, гармоничный образ предстает своего рода философской метафорой, аллегорией просвещенного творчества. Многовековые символы - циркуль, «прозревшая» рука - придают ему вневременную глубину и цельность. Была ли столь очевидная отсылка к масонской символике осознанной или интуитивной - неизвестно.

В контексте творчества Лисицкого образ мастера-демиурга, строящего нового искусства, имел и самостоятельную значимость. Иногда Лисицкого сравнивают с гениями-универсалами эпохи Возрождения. При всей романтичности такого сопоставления, оно очень верно передает многостороннюю сущность художника. Автопортрет в образе мастера (сам Лисицкий назвал эту работу «Конструктор») - воплощенная квинтэссенция его деятельности.

 

 

Заключение:

Говорить о работах Эль Лисицкого отдельно от остального его творчества непросто, ибо невозможно провести границу между Лисицким-фотографом и Лисицким-живописцем, архитектором, графиком, дизайнером. Он объединял в себе сразу все. Не принадлежа ни к одному из направлений авангарда, он воспринял рациональное звено каждого из них. Не укладываясь целиком ни в одну из национальных школ, он одинаково черпал вдохновение в еврейской, русской и европейской традициях.

Эль Лисицкий развивал в своём творчестве передовые открытия современного искусства: использовал открытия супрематизма, теорию и практику конструктивизма, был тесно связан с Н. А. Ладовским. Его оригинальные пластические решения воплотились в самых различных областях искусства, вписав одну из наиболее ярких страниц в историю художественного авангарда.

Такая разноплановость на первый взгляд может показаться всеядностью. Однако здесь речь идет скорее о гармоничном синтезе стилей и жаров эпохи. Лисицкому удалось проникнуть в самую суть творческого импульса современности и сделать его основой всех своих художественных опытов.

Теория супрематизма,  которая утверждает главенство абстрактной формы,  сведенной к квадрату, кругу, треугольнику, прямоугольнику и кресту,  изложена  во многих трудах Малевича, а его собственные картины являются лучшей иллюстрацией  его теории.

Лисицкий не стал прямым адептом супрематизма, но теория Малевича явилась мощным катализатором для формулирования его собственных идей. Именно они станут отправной точкой его экспериментах во всех жанрах, включая фотографию.

В прошлом веке в 20-х годах фотомонтаж был уже знаком человеку, хотя бы в качестве художественного приёма. А фотограмма, то есть снимок без аппарата методом демонстрации предмета на светочувствительной бумаге, являла собой качественно новый изобразительный приём.

Фотография - новейший вид искусства, чьи возможности в начале XX века еще не были как следует изучены. Это потом появились специальные программы, компьютеры, обои на рабочий стол и даже банки обоев для украшения наших ПК. Для Лисицкого она стала одной из важных областей творческих изысканий.

Его фотоработы, начиная с самых первых опытов, вошли в анналы мировой экспериментальной фотографии. Это фотограммы и фотомонтажи - клеевые и проекционные, которые (во многом с подачи Лисицкого) стали затем широко использоваться в книжной и журнальной полиграфии, выставочном дизайне и производстве рекламы.

Творчество Лисицкого, олицетворявшее идею мастера-демиурга, который строил новое искусство, имело и отдельное значение. Бывает, что художника сравнивают с гениями эпохи Возрождения. Включая даже всю имеющуюся романтичность подобного сравнения, оно крайне точно передает многогранную душу Лисицкого.

Один из активнейших строителей советской художественной культуры, Лисицкий был художником нового типа, художником-изобретателем, прокламировавшим необходимость самой интенсивной совместной работы искусства и техники. Лисицкий не принадлежал к числу мастеров, разделяющих свои произведения на главные и второстепенные. Во все свои работы, даже такие, которые были вызваны условиями момента, он вкладывал равноценную волевую энергию. Его никогда не привлекали легкие удачи и победы, и он никогда не снижал уровень своего художественного мастерства.

 

Неустанное изобретательство Лисицкого, все его новаторские искания были подчинены одной цели - созданию искусства, достойного эпохи социализма.

Он работал в нескольких областях искусства. Он был архитектором, художником, книжным графиком, дизайнером, театральным декоратором, мастером фотомонтажа, оформителем выставок. В каждую из этих областей он внес свой вклад, вошел в практику и историю развития искусства первой половины XX века. Лисицкий окончил архитектурный факультет Высшей технической школы в Дармштадте (1909—1914) и Рижский политехникум (1915—1918). Универсальность Лисицкого как художника и стремление его работать в нескольких областях искусства — это не просто особенность его дарования, а в значительной степени потребность той эпохи, когда во взаимодействии различных видов искусства складывались черты современной эстетической культуры. Лисицкий был одним из тех, кто стоял у истоков новой архитектуры и оказал своими творческими и теоретическими работами значительное влияние на формально-эстетические поиски архитекторов-новаторов.

 

 

Приложение:

Приложение 1: Пятый номер газеты «Правда»

 

Приложение 2: Эль Лисицкий. Папка проунов.

Приложение 3: Эль Лисицкий. «Проуны».

 

 

Приложение 4: "Клином красным бей белых", 1919

 

Приложение 5: Обложка журнала «Альманах УНОВИС № 1», 1920.

 

 

Приложение 6: «Супрематический сказ про два квадрата в 6-ти постройках»

 

 

Приложение 7: «Супрематический сказ про два квадрата в 6-ти постройках»

 

Приложение 8: Проект "горизонтальных небоскребов" 1923 - 1925 года

 

Приложение 9: Рекламный плакат для фирмы «Пеликан». 1924

 

Приложение 10: Автопортрет. Фотомонтаж. 1924 год.

Список использованной литературы:

 

1) Гройс Б. «Утопия и реальность. Эль Лисицкий, Илья и Эмилия Кабаковы». Спб.: Государственный Эрмитаж, 2010. – 256 с.

2) Духан И. «Эль Лисицкий». М.: Арт-Родник, 2010. – 96 с.

3) Житомирский А. «Искусство политического фотомонтажа. Советы художнику». М.: Плакат, 1983. – 120 с.

4) Ичин К. «Искусство супрематизма». Белград: Издательство филологического факультета в Белграде, 2007. — 280 с.

5) Канцедикас, А., Ярыгина, З. «Эль Лисицкий. Фильм жизни. 1890—1941». М: Белый город, 2005. – 528 с.

6) Ковтун Е. «Путь Малевича». М.: Белый город, 1988, С. 173.

7) Раппапорт А. «Эль Лисицкий и идея пангеометрии». М.: Советский художник, 1989. — С.130.

8) Шатских А. С. «Витебск. Жизнь искусства. 1917—1922». М.: Языки русской культуры, 2001. — 256 с.

9) Шишанов В. А. «Витебский музей современного искусства: история создания и коллекции. 1918—1941». Минск: Медисонт, 2007. —144 с.

10) Хан-Магомедов С. О. «Супрематизм и архитектура (проблемы формообразования)». М.: Архитектура-С, 2007. — 520 с.

 


 



Информация о работе Эль Лисицкий: концепция супрематизма и фотомонтаж