Шпаргалка по "Театру, музыке и кино"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2014 в 16:57, шпаргалка

Краткое описание

Музыка как вид искусства
Белорусские придворные театры 18 столетия. Первая белорусская труппа Игната Буйницкого. Деятельность Флориана Павловича Ждановича.
.фактура.

Вложенные файлы: 1 файл

Ответы по театру, музыке и кино.docx

— 211.97 Кб (Скачать файл)

Билет № 1

  1. Музыка как вид искусства

Из всех видов искусств именно музыка наиболее непосредственно действует на человека, вызывая в нем те или иные эмоции. Музыка обладает способностью влиять на область наших чувств и разума на подсознательном уровне.

С чисто физической точки зрения материалом музыки является звук, возникающий благодаря колебаниям струны или столба воздуха (духовые инструменты), мембраны ( кожа, пузырь, дерево, металл). С этой точки зрения ритмы и звуки – явление самой природы. Это пение птиц, журчание ручья, шелест листьев, голоса людей и животных, и т.п.

Именно благодаря общности звуковой природной среды музыка способна устанавливать связь со звуковой природой нашей речи, с нашим эмоциональным миром, психикой и физиологией. Известно, что ритмическая пульсация характерна не только для человеческого сердца, но и для всех органов нашего организма, имеющих каждый свою частоту вибрации.

Музыка – особый вид деятельности, ремесла, профессии человека. Это умение, которое связано с понятием ценности, красоты и вдохновенности созданного. В различных стилях музыкального искусства присутствуют разные степени конкретизации содержания.

В синтетических жанрах, таких, как опера и балет, в музыке со словами (хоровые и вокальные жанры), а также в произведениях, которые называются программной музыкой, есть аналогии жизненным коллизиям, ассоциации с конкретными жизненными образами, связь с определенным литературным либо театральным сюжетом, идеей, эмоциональным настроем.

Музыкальные переживания и эмоции не тождественны эмоциям первичным, бытовым. Музыкальное произведение, как художественное творение, во многом сакрально, оно представляет собой иную реальность. Именно поэтому многие связывают природу музыкального искусства с природой абсолютного духа.

  1. Белорусские придворные театры 18 столетия. Первая белорусская труппа Игната Буйницкого. Деятельность Флориана Павловича Ждановича.

На территории современной Белоруссии крепостные театры возникают в ХVIII веке. В 1740—1791 годах в Несвижском имении действовал крепостной театр князей Радзивиллов — владельцев несвижской ординации.

Премьера постановки «Образец справедливости» состоялась в 1740 году. Первую комедию авторства Франциски Урсулы Радзивилл «Остроумная любовь» поставили через шесть лет. Показы сопровождались музыкой в исполнении несвижской капеллы Радзивиллов. Ставились спектакли в специально построенном здании — «камедихаузе» или во дворце «Консоляция» в предместье Несвижа Альбе и под открытым небом, в так называемом зелёном театре. Одновременно с несвижским театром существовал слуцкий, он принадлежал Иерониму Флориану Радзивиллу. В репертуаре преобладали опера и балет.

Придворные театры известны в Слониме, Гродно, Шклове, театры Сапег — при дворцах в Ружанах и Деречине.

 

 Про Буйницкого

 Театральная жизнь  в Беларуси в начале XX века  была связана с деятельностью  Первой белорусской труппы Игната  Буйницкого. Первоначально театр был создан как любительский в родном селе, где проводились «белорусские вечеринки», а позднее он превратился в профессиональный, а сам Буйницкий считается создателем (“бацькам”) белорусского профессионального театра. Гастроли театра, в том числе в Вильне, Варшаве, Петербурге, пользовались у зрителей большим успехом.

Несмотря на появление любительских кружков в Минске, Витебске, Гродно, Могилеве к концу XIX века и некоторое оживление музыкально-театральной жизни, качественно новый, более высокий этап развития театра начинается только в начале XX века, когда развернулась культурно-просветительская деятельность Игната Буйницкого (1861 – 1917), знаменовавшая новый этап в истории белорусского драматического и музыкального театра.

Игнат Буйницкий – выдающийся самородок на ниве белорусского искусства. В своей музыкально-театральной деятельности он продолжал развивать на более высоком профессиональном уровне традиции театра В. Дунина-Марцинкевича. Он широко пропагандировал музыкальное творчество народа, его песни и танцы, стремился к созданию синтетического театра, в котором, кроме драматического искусства, были бы представлены хоровое пение и народная хореография.

В репертуар театра И. Буйницкого входили популярные пьесы белорусских и украинских драматургов. С большим успехом театр показывал произведения М. Крапивницкого «По ревизии» и «Пошились в дурни», Э. Ожешко «Хам» и «В зимний вечер», К. Каганца «Модный шляхтич».

Одновременно И. Буйницкий тщательно отбирал для своих выступлений народные песни. В этом ему помогал опытный хормейстер и композитор Л. Роговский. Вместе создали сборник. Сборник был «посвящен артисту Игнату Буйницкому». Вот некоторые песни из этого сборника, которые вошли в репертуар театра Буйницкого, исполнялись хором и производили глубокое впечатление на слушателей: «Дуда-веселуха», «Ах ты дуй», «Подушечка», «За горами, за лесами» и другие.

Наряду с драматическими пьесами, которые занимали главное место в репертуаре театра, Игнат Буйницкий уделял много внимания танцам и народным песням, национальной хореографии. Танцевальное искусство народа было его стихией, его любимым делом, которому он посвятил свою жизнь.

Своей деятельностью Игнат Буйницкий вывел народную хореографию на широкую дорогу жизни, дал путевку на концертную эстраду. Исполнение народных танцев труппой Буйницкого способствовало зарождению в Беларуси профессионального искусства и появлению национального балета.

Театр Буйницкого пустил глубокие корни. Музыкально-драматические кружки, распространившиеся на территории Беларуси, развивая его традиции, продолжали формирование национального театра.

Облик профессионального национального театра Беларуси формировался, как известно, с участием самоотверженных подвижников искусства, начиная с “бацькі беларускага тэатра” И. Буйницкого и ряда талантливых драматургов, актеров, музыкантов, постановщиков, часто – в одном лице, как, к примеру, В. Голубок (в Минске работает “тэатральная гасцёўня У. Галубка”).

        Про Флориана Павловича Ждановича.

Смелый реформатор сцены, истинный белорусский патриот. Актер театра им. Я.Купалы. Его преследовал царизм за пропаганду белорусского языка и отстаивание самобытной национальной культуры. Новая власть его также преследовала за эти же «грехи». Флориан Павлович был отстранен от любимой работы, оболган, арестован, сослан и впоследствии расстрелян. Где его могила, никто не знает. Снялся в художественном фильме «Кастусь  Калиновский».

 Дочь - белорусская актриса  Ирина Жданович.

ЖДАНОВИЧ, Флориан Павлович (1884-1937)- белорусский советский актёр и режиссёр. С 1902 играл в польских и рус. передвижных труппах, участвовал в спектаклях белорус. драм. кружков. С 1911 вёл активную работу по созданию белорус. проф. т-ра. Ж. инсценировал "Хам" и "В зимний вечер" Ожешко, перевёл пьесу "Хата за селом" ("Цыганка Аза") Старицкого. В 1913 пост. в белорус. любительском коллективе в Радошковичах "Павлинку" Я. Купалы. Ж. был одним из организаторов "Первого товарищества белорус. драмы и комедии" (совм. с И. Т. Буйниц-ким и Вс. Фальским) и Т-ра им. Я. Купалы, где работал как режиссёр и актёр. Ж.играл роли героев, людей сильных характеров и драматич. судьбы. Лучшие его роли: в "Первом товариществе"- Рысь ("В зимний вечер", 1917), Сымон ("Разорённое гнездо" Я. Купалы, 1917), в Т-ре им. Я. Купалы - Караваев ("Мятеж", 1927), Пеклеванов ("Броненосец 14-69", 1928). В Т-ре им. Я. Купалы Ж. пост. спектакли "В зимний вечер" (1920), "Павлинка" (1920),"Разорённое гнездо" (1921), "Ганка" Голубка (1921), "Лес шумит" по Короленко (1922).

 

Билет № 2

  1. . Основные эстетико - логико-технические понятия музыкального искусства: мелодия, ритм, темп, тембр, гармония, фактура.

 Мелодия – высокоорганизованная, одноголосная, интонационно – ритмическая структура, выражающая образ.                                                                                                                                     Мелодия возникла на основе речевых интонаций постепенно переходя в песенные интонации и оттого в ней на первый план выходят эмоциональные оттенки. Развитие мелодики вело к интонационной сферы от бытовых и обрядовых песен к сложному, многоплановому, интонационному раскрытию не только человеческих эмоциональных чувств (присущих той или иной эпохе, но и объективных природных явлений, в т. ч. цивилизации).                                         Мелодия является душой композиции, она позволяет понять настроение произведения и передать чувства грусти или веселья, мелодия может быть скачкообразной, плавной или отрывистой. Все завит от того, как её видит автор.

 Темп определяет скорость исполнения, которая выражается в трех скоростях: медленный, быстрый и умеренный. Для их обозначения применяют термины, которые пришли к нам из итальянского языка. Так, для медленного - адажио, для быстрого - престо и аллегро, а для умеренного - анданте. Кроме того, темп может быть оживленным, спокойным и др.

Ритм и размер как средства музыкальной выразительности определяют настроение и движение музыки. Ритм может быть разным, спокойным, равномерным, отрывистым, синкопированным, четким и др. Так же, как и ритмы, окружающие нас в жизни. Размер нужен для музыкантов, которые определяют, как играть музыку. Их записывают дробями в виде четвертей.

Тембр окрашивает музыку, поэтому музыка может характеризоваться как звонкая, темная, светлая и пр. Каждый музыкальный инструмент обладает своим тембром, так же как и голос  конкретного человека.

Муз. Фактура – совокупность голосов муз. ткани, обладающих определенными функциями.

Типизированные виды фактуры называются складами. Основных видов фактуры (складов) в музыке существует 3:

- монодия – одноголосный  склад (любая песня);

-гомофония – многоголосие  с ярко выраженной мелодией  в гармоническом сопровождении  других голосов;

- полифония – многоголосие  с относительно самостоятельными  голосами,  использующих особую технику.

Часто происходит взаимодействие этих складов между собой, например гомофонно-полифонический склад (опора на гармоническое развитие при мелодической развитости голосов).

Термин «гармония» в музыке включает ряд значений:

-приятная для слуха  слаженность звуков (музыкально-эстетическое  понятие: то же, что «благозвучие»; нем. Harmonie);

-объединение звуков в  созвучия и их закономерное  последование (композиционно-техническое понятие);

-гармония как музыкально-художественное  средство, соответствующее немецкому Harmonik;

-гармонией также называется  научная и учебно-практическая  дисциплина, изучающая звуковысотную организацию музыки, созвучия и их связи (Harmonielehre).

Первичный объект гармонии — музыкальные интервалы, художественное освоение которых составляет основной стержень исторического развития музыкального искусства. «Согласное» звучание звуков даёт первую категорию гармонии — консонанс, противопоставляемый диссонансу. Отношения между звуками (частотами звуковых колебаний) различных созвучий отвечают ряду музыкально-числовых пропорций, представляющих интервалы:

1:1 и 1:2 (унисон и октава),

2:3 и 3:4 (квинта и кварта),

4:5 и 5:6 (терции) и т. д.

Эти интервалы реализуются в последовании (во времени) и, позднее, в одновременности (образуя аккорды). Соответственно в музыкальной гармонии обосабливаются ладовые (предусматривают только горизонтальную организацию) и многоголосные гармонические системы (предусматривают вертикально-горизонтальную организацию), причём термин «гармония» начинают относить лишь ко 2-й из этих областей.

 

  1. Кинематограф как вид искусства. Виды и жанры кино.

Самое молодое искусство - кино настойчиво стремится определить свое место в человеческом обществе и в семье других искусств. Ощущая себя детищем двадцатого века, эпохи неслыханных технических достижений, кино осознает и свои неразрывные связи со всей многовековой художественной культурой, стремится унаследовать опыт и традиции литературы и других искусств, заявляет себя их продолжателем, наследником, а порою даже и заместителем в духовном мире человечества.

За три четверти века своего существования кино прошло сказочно плодотворный путь. От забавного феномена движущейся фотографии до синтетического - звукового, цветового, объемного, широкоэкранного зрелища, от робких попыток фиксировать внешнее движение до дерзкого проникновения в глубины человеческих характеров, в сущность исторических событий, в сложность социальных процессов.

Кинематограф неразрывно связан как с искусством, так и с наукой. Изначально вобрав в себя все основные принципы творческой деятельности сейчас он совершенствуется благодаря научным достижениям. Что делает производство экранного продукта невероятно дорогостоящим и, отчасти, уводит его в коммерцию. Несмотря на это, кинематограф прочно закрепил за собой звание - «искусство», используя все основные его догмы, кинематограф стал самым мощным синтетическим продуктом современности.

В современном мире кинематография является отдельным видом искусства, причём одним из самых популярных. Как и любое искусство, дабы облегчить не только нам жизнь, но и дать повод для очередных споров искусствоведов, фильмы разделили на определённые жанры. Киноведы не стали изобретать что-то новое, поэтому позаимствовали название жанров из литературы и театра, так как эти направление очень тесно связаны.

Благодаря жанрам человеку легче определиться, что он хочет посмотреть, в зависимости от его предпочтений и нынешнего настроения. У каждого жанра существует огромное количество поклонников, а множество современных сервисов даёт им возможность насладиться любимыми лентами.

Сегодня нашел сайт где фильмы в оригинале бесплатно можно качать круглые сутки. На данном ресурсе предоставлены фильмы практически всех жанров, которые удовлетворят самого придирчивого киномана. Но чтобы не запутаться в этом изобилии фильмов, необходимо иметь общее представление об основных направлениях киноиндустрии. Вот самые популярные жанры кино:

· Боевик. В фильмах этого жанра обязательно должны присутствовать разборки разных характером. Также неотъемлемой частью этого жанра является герой, который борется со злом их же методами. Как правило, в боевиках должен быть “happy end”.

Информация о работе Шпаргалка по "Театру, музыке и кино"